Способ цементирования кондуктора

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при ликвидации скважины. Обеспечивает цементирование кондуктора ликвидируемой скважины с сохранением целостности эксплуатационной колонны. Способ цементирования кондуктора включает создание отверстий в кондукторе выше его башмака и нагнетание цементного раствора через отверстия. На устье скважины герметизируют пространство между кондуктором и эксплуатационной колонной. Отверстия в кондукторе создают одновременной перфорацией эксплуатационной колонны и кондуктора через эксплуатационную колонну. Затем разобщают эксплуатационную колонну в интервале ниже подошвы кондуктора, по эксплуатационной колонне через перфорационные отверстия и заколонное пространство кондуктора прокачивают цементный раствор и разбуривают место разобщения эксплуатационной колонны. В период тепловыделения при твердении цементного раствора, закаченного в заколонное пространство кондуктора, проводят термометрию по эксплуатационной колонне, анализируют термограмму, интервалы с увеличенными значениями температуры отмечают как зацементированные. 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при ликвидации скважины.

Известный способ вторичного цементирования кондуктора включает отсечение эксплуатационной колонны, установку цементного моста на голове оставшейся части колонны с последующим цементированием затрубного пространства кондуктора, при этом отсеченную часть колонны приподнимают, устанавливают ее в скважине на глубине не менее 10 м ниже головы кондуктора, устанавливают цементный сальник между башмаком отсеченной части колонны и головой кондуктора, а затем цементируют затрубное пространство кондуктора. Предложенный способ обеспечивает герметизацию устья скважины при отсутствии верхней части кондуктора (патент РФ №2135741, опубл. 27.08.1999).

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности является способ вторичного цементирования кондуктора через специальные отверстия в кондукторе после извлечения обсадной колонны (Ремонтно-изоляционные работы по оздоровлению фонда осложненных скважин (Руководство по проведению), М, ВНИИОЭНГ, 1991 г., сер. "Техника и технология добычи нефти и обустройство нефтяных месторождений", с. 17 - прототип). Способ заключается в следующем. Эксплуатационную колонну торпедируют на глубине 10…15 м выше башмака кондуктора, отсеченную часть извлекают из скважины, на голове эксплуатационной колонны устанавливают цементный мост. Затем выше башмака кондуктора создают специальные отверстия, через которые и производят цементирование кондуктора путем нагнетания цементного раствора по колонне насосно-компрессорных труб.

Недостатком известных способов является нарушение целостности эксплуатационной колонны, не допустимое при ликвидации скважины.

В предложенном изобретении решается задача цементирования кондуктора ликвидируемой скважины с сохранением целостности эксплуатационной колонны.

Задача решается тем, что в способе цементирования кондуктора, включающем создание отверстий в кондукторе выше его башмака и нагнетание цементного раствора через отверстия, согласно изобретению, на устье скважины герметизируют пространство между кондуктором и эксплуатационной колонной, отверстия в кондукторе создают одновременной перфорацией эксплуатационной колонны и кондуктора через эксплуатационную колонну, разобщают эксплуатационную колонну в интервале ниже подошвы кондуктора, по эксплуатационной колонне через перфорационные отверстия и заколонное пространство кондуктора прокачивают цементный раствор, разбуривают место разобщения эксплуатационной колонны, в период тепловыделения при твердении цементного раствора, закаченного в заколонное пространство кондуктора, проводят термометрию по эксплуатационной колонне, анализируют термограмму, интервалы с увеличенными значениями температуры отмечают как зацементированные.

Сущность изобретения

При ликвидации скважины важно исключить заколонные перетоки жидкостей особенно в интервалах кондуктора, где находятся основные водоносные горизонты с питьевой водой. При этом обязательным условием является сохранение целостности эксплуатационной колонны как основного элемента скважины. Существующие технические решения не обеспечивают эти требования. В предложенном изобретении решается задача цементирования кондуктора ликвидируемой скважины с сохранением целостности эксплуатационной колонны. Задача решается следующим образом.

На устье скважины герметизируют пространство между кондуктором и эксплуатационной колонной, например, сваркой. В эксплуатационной колонне проводят термометрию с записью фонового значения температуры в интервале кондуктора. В эксплуатационную колонну спускают перфоратор и перфорируют отверстия одновременно в эксплуатационной колонне и кондукторе в интервале подошвы кондуктора. Эксплуатационную колонну в интервале ниже подошвы кондуктора разобщают на нижнюю и верхнюю части скважины, для чего ставят цементный мост или устанавливают взрыв пакер. По эксплуатационной колонне через перфорационные отверстия в заколонное пространство кондуктора прокачивают цементный раствор. Разбуривают место разобщения эксплуатационной колонны. В период тепловыделения при твердении цементного раствора, закаченного в заколонное пространство кондуктора, проводят термометрию по эксплуатационной колонне. Анализируют термограмму в сравнении с фоновым значением. Интервалы с увеличенными значениями температуры отмечают как зацементированные. При необходимости перфорируют незацементированные интервалы и повторяют операции. В результате удается заизолировать заколонное пространство кондуктора и обеспечить отсутствие перетоков соленых вод в пресные водоносные горизонты.

Пример конкретного выполнения

Готовят к ликвидации нефтедобывающую скважину. Конструкция скважины включает направление до глубины 10 м, кондуктор до глубины 170 м и эксплуатационную колонну до глубины 1700 м. Скважина была в эксплуатации 50 лет. На устье скважины герметизируют пространство между кондуктором и эксплуатационной колонной сваркой. В эксплуатационной колонне проводят термометрию с записью фонового значения температуры в интервале кондуктора. В эксплуатационную колонну спускают перфоратор и перфорируют 10 отверстий одновременно в эксплуатационной колонне и кондукторе в интервале подошвы кондуктора на глубинах от 165 до 168 м. В эксплуатационной колонне в интервале ниже подошвы кондуктора с глубины 175 м ставят цементный мост глубиной 50 м. По эксплуатационной колонне через перфорационные отверстия и заколонное пространство кондуктора прокачивают цементный раствор из расчета до выхода на дневную поверхность. Разбуривают цементный мост в эксплуатационной колонне. Через 18 часов с момента затворения цемента, т.е. в период тепловыделения, проводят термометрию по эксплуатационной колонне. Анализируют термограмму в сравнении с фоновым значением. Отмечают наличие цемента во всем интервале кондуктора.

В результате делают заключение о полной изоляции заколонного пространства кондуктора.

Применение предложенного способа позволит решить задачу цементирования кондуктора ликвидируемой скважины с сохранением целостности эксплуатационной колонны.

Способ цементирования кондуктора, включающий создание отверстий в кондукторе выше его башмака и нагнетание цементного раствора через отверстия, отличающийся тем, что на устье скважины герметизируют пространство между кондуктором и эксплуатационной колонной, отверстия в кондукторе создают одновременной перфорацией эксплуатационной колонны и кондуктора через эксплуатационную колонну, разобщают эксплуатационную колонну в интервале ниже подошвы кондуктора, по эксплуатационной колонне через перфорационные отверстия и заколонное пространство кондуктора прокачивают цементный раствор, разбуривают место разобщения эксплуатационной колонны, в период тепловыделения при твердении цементного раствора, закаченного в заколонное пространство кондуктора, проводят термометрию по эксплуатационной колонне, анализируют термограмму, интервалы с увеличенными значениями температуры отмечают как зацементированные.