Лущильник долотный перфораторного рыхления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения. Лущильник содержит раму, колеса, гидроцилиндры, рабочие органы. Лущильник оснащен трапами и полками для въезда трактора на раму и съезда с нее, навесной системой и силовым транспортером. На силовом транспортере установлены задние колеса трактора. Рабочие органы выполнены в виде переднего и заднего секционных долотообразных дисковых почвозацепов. Задние приводные секционные почвозацепы связаны с силовым транспортером через редуктор и цепную передачу. Передний управляющий секционный почвозацеп связан с гидроцилиндрами. Такое конструктивное выполнение позволит снизить удельное сопротивление при дроблении почвы и улучшить насыщение воздухом нижних слоев обрабатываемой почвы без переворота пластов. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к почвообрабатывающим машинам, предназначенным для снижения сопротивления почвы при ее обработке, для улучшения воздухонасыщаемости пластов, размельчения и хоронения растительных остатков, может использоваться для рыхления паров и лущения полей, после снятия урожая, для предпосевной подготовки почвы; можно использовать в тепличном хозяйстве и садоогородничестве, а также в авто- и железнодорожном строительстве при укладке насыпей.

Известно самоходное шасси для обработки почвы рабочими органами в виде плужных корпусов, к которому крепятся посредством шарнирно-параллелограммной навески. Самоходное шасси содержит секционную раму с энергоблоком, приводными и направляющими колесами, ползун, соединенный с механизмом возвратно-поступательного движения (см. Авторское свидетельство SU №1316574 A1 от 15.06.1987 г. Бюл.№22).

Известен мотоплуг самоходный для вспашки почвы, содержащий раму с установленными на ней рукоятками управления, силовую установку, выполненную в виде двигателя внутреннего сгорания, который трансмиссией кинематически соединяется с опорными колесами, установленными на валу, прикрепленном на раме. В задней части рамы посредством сцепного устройства установлен рабочий орган, выполнен в виде плужного корпуса (см. описание Авторского свидетельства изобретения SU №1657645 A от 07 08 1991 г.).

В качестве прототипа предлагается принять известное самоходное шасси (Авторское свидетельство SU №1316574), содержащее рабочие органы, направляющие с ползуном, соединенным с механизмом возвратно-поступательного движения, секционную раму с энергоблоком, приводными и направляющими колесами.

Известная конструкция прототипа имеет сложности в эксплуатации на твердых почвах, особенно в засушливые периоды, когда почва имеет высокое удельное сопротивление, и при пахоте происходит крупное глыбообразование, недостаточное переворачивание пластов и высокие энергозатраты при почвообработке.

Задачей настоящего изобретения является универсализация почвообрабатывающего механизма, использование силы гравитации массы трактора для снижения удельного сопротивления почвы при ее обработке, улучшения насыщения воздухом нижних слоев обрабатываемой почвы и размельчения растительных остатков при рыхлении, а также использование устройства для уплотнения земляных насыпей при строительстве автомобильных и железных дорог.

Технический результат достигается тем, что при традиционных методах почвообработки как при использовании самоходных шасси, мотоблоков, так и при агрегатировании иных почвообрабатывающих машин (плуги, культиваторы, дисковые бороны…) с тракторами, механизмом перемещения являются приводные и направляющие колеса или же гусеничные полотна, воспринимающие на себя основной вес трактора, который обеспечивает только почвозацепление колес или гусеничных полотен, но в рыхлении пластов почвы не участвует, а в предлагаемом изобретении приводными и направляющими органами являются долотообразные дисковые секционные почвозацепы, на которые приходится весь груз трактора, за счет чего происходит разрушение глыб, рыхление пластов, измельчение растительных остатков долотообразными дисками, что позволяет насыщать воздухом нижние слои обрабатываемой почвы без переворачивания пластов (а это очень важно для сохранения гумуса), хоронение остатков растительности и экономить энергозатраты на обработку почвы благодаря использованию веса трактора в почводроблении долотами или другими рабочими органами, например дисками, лапами и прочее.

Сопоставимый анализ с прототипом показывает, что заявляемая конструкция лущильника долотного перфораторного рыхления отличается методом обработки почвы, при котором сила гравитации массы трактора используется для снижения удельного сопротивления почвы за счет оснащения лущильника долотообразными дисковыми секционными почвозацепами вместо ведущих и направляющих колес или гусеничных полотен, тем, что вес трактора используется для почводробления; тем, что насыщается воздухом нижний слой обрабатываемой почвы без переворачивания пластов.

Таким образом, заявляемая конструкция лущильника долотного перфораторного рыхления соответствует критерию изобретения «НОВИЗНА».

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, а и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что дает право сделать вывод о соответствии критерию « СУЩЕСТВЕННОЕ ОТЛИЧИЕ»

На фиг. 1 - изображена схема расположения узлов и механизмов на раме лущильника долотного перфораторного рыхления - вид сбоку;

На фиг. 2 - изображена схема расположения узлов и механизмов на раме лущильника долотного перфораторного рыхления - вид сверху;

На фиг. 3 - изображен управляющий секционный почвозацеп;

На фиг. 4 - изображена схема цепной передачи управляющего секционного почвозацепа.

Лущильник долотный перфораторного рыхления (фиг. 1; фиг. 2) содержит раму 1, опирающуюся на два задних приводных долотообразных дисковых секционных почвозацепа 2 и на передний управляющий также долотообразный дисковый секционный почвозацеп 3. Задний приводный секционный почвозацеп 2 оснащен редуктором 4, который через цепную передачу 5 получает вращение от силового транспортера 6, а передает вращение на вал 7 заднего приводного секционного почвозацепа 2. Силовой транспортер 6 установлен на подшипниковых конструкциях 26 (фиг. 2) и приводится во вращение задними тракторными колесами 29. Вал 7 крепится к раме 1 при помощи подшипниковых узлов (не показано). Передний управляющий секционный почвозацеп 3 (фиг. 3) крепится к раме 1 при помощи кронштейна 8 с вертикальной втулкой 9, в которую вставлена полуось 10 на подшипниках 30, приводимая во вращение двумя гидроцилиндрами 15, через посредство цепной передачи 16, звездочка 12 которой ступицей жестко посажена на полуось 10. Гидроцилиндры 15 размещены на раме 1 симметрично оси звездочке 12 таким образом, чтобы центры их штоков совпадали с серединами роликов цепной передачи 16, диаметрально располагающихся на краях звездочки 12 в точках радиусов, перпендикулярных оси симметрии. Концы цепной передачи 17 соединяются шарнирно со штоками гидроцилиндров 15.

Масло в гидроцилиндры 15 поступает из гидрораспределителя (он находится в кабине трактора, на схеме не отражен): при перемещении его золотника рычагом управления масло от гидрораспределителя поступает в надпоршневое пространство гидроцилиндра 15 - его шток начинает втягиваться, например правый, как показано на фиг. 4, и тянет за собой цепную передачу 16, при этом проворачивает звездочку 12 по часовой стрелке, а вместе с ней проворачивает полуось 10, что заставляет поворачивать агрегат направо, поскольку проворачиваемая звездочка 12 и полуось 10 выполнены за одно со скобой 13.

К скобе 13 крепится через посредство подшипниковых узлов 27 шестигранный вал 14, на который насаживаются долотообразные диски 28, которые аналогичны рабочим органам задних приводных секционных почвозацепов 2. Передний управляющий 3 и задние приводные 2 секционные почвозацепы представляют собой обоймы дисков с остроребристыми зубьеподобными долотами, надеваемыми на шестигранные валы 7 и 14, что делает возможным рассредоточивать расположение долотообразных дисков под разными углами долот относительно друг друга.

Для въезда трактора 29 на лущильник долотный перфораторного рыхления имеются трапы 17 и полки 18. Трап 17 в поднятом состоянии, фиксируется винтом 19. На лущильнике долотном перфораторного рыхления трактор 29 закрепляется в неподвижном состоянии при помощи якоря 20 и стопора 21 произвольной конструкции.

В задней части рамы 1 устроена навеска 22 для агрегатирования агротехнического оборудования. Для транспортировки лущильника долотного перфораторного рыхления к раме 1 на полуоси 23 через посредство кривошипной вилки 24 установлены транспортные колеса 25. Лущильник долотный перфораторного рыхления при транспортировании поднимается на колеса 25 и опускается вместе с агротехническим оборудованием, удерживаемым навеской 22, на почву при помощи гидроцилиндра 11 (фиг.1). В передней части рамы 1 устроена прицепная серьга (не показано) для соединения лущильника долотного с трактором при его транспортировке, представляющая собой скобу из пруткового железа, которая приварена к концам трапов 17.

Заезжает трактор на лущильник долотный по опущенному трапу 17, полкам 18 и устанавливается задними колесами на силовой транспортер 6. Закрепляется трактор в рабочем положении на лущильнике долотном перфораторного рыхления при помощи якоря 20 и стопора 21, после чего поднимаются трапы 17 и фиксируются в поднятом состоянии винтом 19. Затем подсоединяются гидроцилиндры агрегата к гидросистеме трактора. Тракторист садится в кабину, включает необходимую скорость и, оперируя рычагом гидрораспределителя и связанным с ним гидроцилиндром 15, ведет агрегат по загонке, осуществляя обработку почвы.

Сила вращения задних колес трактора через силовой транспортер 6, цепную передачу 5, редуктор 4, передается на вал 7 заднего приводного секционного почвозацепа 2, последний, проворачиваясь, вонзается своими долотами в почву, рыхлит ее, одновременно делая отверстия для прохода воздуха в нижние слои обрабатываемой почвы, а острыми их ребрами измельчает остатки растительности с последующим вдавливанием их во взрыхленную почву. При таком положении сила гравитации массы трактора используется для рыхления почвы, чем снижается ее удельное сопротивление почвообрабатывающей машине, тем самым уменьшая энергозатраты на произведение работ по обработке почвы.

Лущильник долотный перфораторного рыхления, содержащий раму, колеса, гидроцилиндры, рабочие органы, отличающийся тем, что оснащен трапами и полками для въезда трактора на раму и съезда с нее, навесной системой и силовым транспортером, на котором установлены задние колеса трактора, а рабочие органы выполнены в виде переднего и заднего секционных долотообразных дисковых почвозацепов, при этом задние приводные секционные почвозацепы связаны с силовым транспортером через редуктор и цепную передачу, а передний управляющий секционный почвозацеп связан с гидроцилиндрами.