Фрезерованная зубная шина
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта. Фрезерованная зубная шина выполнена монолитно из полиметилметакрилата, содержащего равномерно распределенные внутри частицы наносеребра до 0,02 мас.%, имеет тело шириной до 3 мм и толщиной до 0,2 мм, совпадающее по форме контура с анатомическими структурами зубов пациента на их лингвальной поверхности, и ретенционные элементы, монолитно связанные с телом шины и выполненные в форме полусферической головки на ножке, края основания которой заовалены, а паз между ними имеет U-образную форму. Тело шины выполнено с возможностью расположения на лингвальной поверхности зубов и прохождения ее нижней границы, отступя 1,5 мм от маргинального края десны. Ретенционные элементы выполнены с возможностью расположения в межзубных промежутках и их перехода на вестибулярные поверхности зубов. Шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента. Изобретение позволяет повысить адгезивную способность шины за счет наличия дополнительных ретенционных элементов, обеспечивающих высокую точность прилегания в зависимости от клинической ситуации, и антибактериальный эффект. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и может быть использовано для стабилизации подвижности зубов, возникшей вследствие заболеваний пародонта.
Из уровня техники известен вид шины, которая характеризуется тем, что на контактных поверхностях шинируемых зубов, или отвержденного пломбировочного материала, или в ранее установленной на зубе коронке формируют полости, позволяющие разместить в них шинирующие элементы, состоящие из концевых отделов и промежуточной части; создают условия для химической фиксации пломбировочного материала к тканям зуба и (или) материалу искусственных коронок. Затем на дно каждой полости наносят порцию пломбировочного материала, в который укладывают концевые отделы шинирующих элементов, проводят предварительное отверждение пломбировочного материала, после чего полностью заполняют полости пломбировочным материалом с использованием разделительной матрицы. При этом матрицу вводят в межзубный промежуток и надевают на промежуточную часть шинирующего элемента таким образом, чтобы промежуточная часть шинирующего элемента оказалась в отверстии матрицы. Отверждают пломбировочный материал и удаляют разделительную матрицу (патент RU №2276971).
Недостатками метода являются необходимость препаровки твердых тканей шинируемых зубов, сложность проведения манипуляции в реальной клинической ситуации и замены конструкции в случае необходимости.
Известен способ шинирования зубов, заключающийся в выполнении прорези по середине окклюзивной поверхности шинируемых зубов пазов в каждом стабилизируемом зубе с последующей установкой проволочной балки с запирающим элементом, отличающийся тем, что пазы, выполняемые в каждом стабилизируемом зубе, выполняют под углом 45° симметрично по обе стороны от продольной прорези до сопряжения с последней, при этом в пазы каждого зуба устанавливают запирающие элементы, выполненные в виде стержня (патент RU №2150913).
Известен вид шины, при котором снимают оттиск с обработанных зубов и антагонистов и отливают модель. Моделируют на полученной модели модель шины из фотокомпозита. Изготавливают по модели шину из заготовки диоксида циркония. Обжигают заготовку из диоксида циркония для ее агломерирования в печи в течение 13 часов. Формируют шину при помощи турбинного наконечника и алмазного бора с водяным охлаждением с условием расстояния от края шины, обращенного к шейке зуба, до маргинального края десны не менее 3 мм, до режущего края зубов - 1-2 мм, при этом толщина шины должна быть не меньше 0,3 мм. Обрабатывают внутреннюю поверхность шины пескоструйным аппаратом с использованием оксида алюминия. Фиксируют шину композитом двойного отверждения. Способ позволяет создать прочную и долговечную конструкцию с высокой степенью адгезии (патент RU №2394524 от 24.03.2009).
К недостаткам прототипа можно отнести продолжительное время изготовления шины, дороговизну конструкции, необходимость дополнительной адаптации изготовленной шины клиницистом и, как следствие, вовлечение в процесс человеческого фактора, низкую прецизионность.
Известна фрезерованная зубная шина, выполненная монолитно из полиуретана методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента, которая фиксируется на расстоянии не менее 1 мм до маргинального края десны в зависимости от индивидуальных особенностей пациента, имеет толщину 0,2 мм и идеальное контурное совпадение с анатомическими структурами зубов пациента (патент RU №2477098). Данное изобретение выбрано за прототип.
Задачей изобретения является длительная и надежная иммобилизация зубов, подвижных вследствие болезней пародонта.
Технический результат заключается в изготовлении адгезивной стоматологической шины с дополнительными элементами механической ретенции, с высокой точностью прилегания, идентичной клинической ситуации, обладающей антибактериальным эффектом, используемой для иммобилизации подвижных зубов вследствие болезней пародонта.
Технический результат достигается за счет того, что фрезерованная зубная шина изготавливается методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента, и выполнена монолитно из полиметилметакрилата, содержащего равномерно распределенные внутри частицы наносеребра до 0,02 мас.%, имеет тело и ретенционные элементы, тело шины располагается на лингвальной поверхности зубов, ее нижняя граница проходит отступя 1,5 мм от маргинального края десны и имеет ширину до 3 мм и толщину 0,2 мм, форма тела имеет контурное совпадение с анатомическими структурами зубов пациента, ретенционные элементы шины, монолитно связанные с телом, располагаясь в межзубных промежутках, переходят на вестибулярные поверхности зубов и имеют форму полусферической головки на ножке, края ступеней основания которой выполнены заоваленными, а паз между ними имеет U-образную форму.
Фрезерованные ретенционные элементы, являющиеся конструкционной особенностью шины, обеспечивают дополнительную механическую фиксацию, а наличие ионов наносеребра в составе материала, из которого шина изготовлена, высокий антибактериальный эффект предлагаемого изобретения.
Конструкция фрезерованной зубной шины поясняется чертежами, где на фиг.1 и фиг.2:
1. Зубы
2. Фрезерованная зубная шина
3. Тело фрезерованной зубной шины
4. Ретенционные элементы фрезерованной зубной шины
5. Полусферическая головка ретенционного элемента фрезерованной зубной шины
6. Ножка ретенционного элемента фрезерованной зубной шины
Предлагаемая фрезерованная зубная шина изготавливается следующим образом:
1. Получение оптического оттиска.
2. Моделирование на компьютере формы будущей шины на лингвальной поверхности шинируемых зубов (1), имеющей тело (3) и ретенционные элементы (4), имеющие форму полусферической головки (5), на ножке (6), края ступеней основания которой выполнены заоваленными, а паз между ними имеет U-образную форму.
3. Передача данных на фрезерный блок.
4. Фрезерование зубной шины (2).
5. Полирование полученной зубной шины (2).
6. Фиксация шины (2) в полости рта на композитный цемент двойного отверждения.
Фрезерованная зубная шина выполнена монолитно из полиметилметакрилата, содержащего равномерно распределенные внутри частицы наносеребра до 0,02 мас.%, имеет тело шириной до 3 мм и толщиной до 0,2 мм, совпадающее по форме контура с анатомическими структурами зубов пациента на их лингвальной поверхности, и ретенционные элементы, монолитно связанные с телом шины и выполненные в форме полусферической головки на ножке, края основания которой заовалены, а паз между ними имеет U-образную форму, при этом тело шины выполнено с возможностью расположения на лингвальной поверхности зубов и прохождения ее нижней границы, отступя 1,5 мм от маргинального края десны, ретенционные элементы выполнены с возможностью расположения в межзубных промежутках и их перехода на вестибулярные поверхности зубов, причем шина изготовлена методом фрезерования компьютерной модели, полученной при распознавании оптического оттиска клинической ситуации в полости рта пациента.