Регулируемый узел крепления

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в разъемных соединениях. Регулируемый узел крепления содержит болты, сферические шайбы, гайки, втулки с наружной резьбой, углепластиковую площадку со стропами из арамидного волокна, накладку из металлических сплавов, три кронштейна из металлических сплавов с гладкими отверстиями и гранями, повторяющими направление ребер силовой конструкции корпуса, располагаемой между кронштейнами. Изобретение позволяет повысить технологичность регулируемого узла крепления. 6 з.п. ф-лы, 6 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к космической отрасли, а именно к регулируемым узлам крепления конструкций с интерфейсом на стропах.

Известно регулировочно-соединительное устройство (патент RU 2066987), используемое при протезировании, которое выполнено в виде единой тяги, пропущенной через сферические законцовки внутри трубчатой стойки голени, шарнирно закрепленной по концам в гильзе и стопе, и снабженной резьбовыми элементами натяжения. Данное техническое решение принято за прототип изобретения.

Недостатками известной конструкции являются возможность регулировки только в направлении оси винта, а также сложность в технологии сборки узла (металлические штифты, предварительно нагретые докрасна, а также склейка или сварка по сопрягаемым поверхностям), необходимость доступа ко всем элементам крепления узла при окончательном монтаже.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение технологичности регулируемого узла крепления конструкций с интерфейсом на стропах к силовой конструкции корпуса космического аппарата (КА).

Поставленная задача решается тем, что регулируемый узел крепления содержит крепежные элементы - болт, сферические шайбы, гайка и втулка с наружной резьбой; а также второй комплект крепежных элементов, площадку со стропами, закрепленную между накладкой и первым кронштейном, соединенным со вторым и третьим кронштейнами посредством крепежных элементов. Для установки с внутренней и внешней сторон силовой конструкции корпуса, форма второго и третьего кронштейнов выбрана из условия исключения их перемещения относительно силовой конструкции корпуса.

Возможно изготовление кронштейнов и накладок из металлических сплавов, например титановых, а также накладка, углепластиковая площадка строп и кронштейн могут быть соединены между собой болтовым креплением.

Возможно, болтовое крепление стопорится. Стропы можно выполнять из арамидного волокна.

Возможно выполнять кронштейны с гладкими отверстиями, а также с гранями, повторяющими направление ребер силовой конструкции, располагаемой при креплении между данными кронштейнами.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где представлены:

- на фиг.1 - регулировочный узел крепления топливного бака к силовой конструкции корпуса КА;

- на фиг.2 - схема размещения топливного бака к силовой конструкции корпуса КА;

- на фиг.3÷6 - этапы сборки регулируемого узла крепления топливного бака.

Регулируемый узел крепления топливного бака 15, включающий в себя кронштейны 5 и 6, устанавливается к силовой конструкции корпуса КА 12. Грани кронштейнов 5 и 6 повторяют направление ребер силовой конструкции корпуса, располагаемой при креплении между данными кронштейнами, причем кронштейн 6 прилегает с внешней стороны конструкции корпуса КА 12, а кронштейн 5 - с внутренней. Между накладкой 2 и кронштейном 4 закреплена углепластиковая площадка 1 при помощи болта 3, кронштейны 4, 5 и 6 закреплены между собой болтовым соединением, которое включает в себя болт 11, шайбу 10, гайку 7, сферические шайбы 9 и втулку 8. Сферические шайбы 9 обеспечивают компенсацию разницы длины строп 14 при затяжке болтов 11. Болтовое соединение необходимо для создания усилия равномерного натяжения строп при установке топливного бака 15.

Крепление топливного бака 15 к силовой конструкции корпуса КА 12 осуществляется следующим образом.

Кронштейн 4 устанавливается с креплением за два отверстия на углепластиковую площадку 1 строп 14 (фиг.1). Производится предварительное выпрямление строп 14 путем натяжки углепластиковых площадок 1 в радиальном направлении, затягивая болтовым соединением 3. На контактирующие поверхности деталей 2 и 4 наносится клей, болтовое крепление 3 стопорится. Контролируется усилие натяжения строп 14 с помощью индикатора натяжения 13.

На грани силовой конструкции корпуса КА 12 устанавливаются кронштейны 5 и 6, предварительно покрытые клеем по контактирующим поверхностям, при этом кронштейн 5 - с внутренней стороны, а кронштейн 6 - с внешней. Кронштейны 5 и 6 фиксируются винтами 16. Закручивается гайка 7 на втулку 8 до упора. Соединяются крепежные элементы - закручивается шайба 10 и сферическая шайба 9 на болт 11. Крепежные элементы устанавливаются на соединенные между собой кронштейны 4, 5, 6. Болты крепежных элементов необходимо закручивать постепенно, в половину оборота, обеспечивая необходимый натяг и контролируя индикатором 13.

Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение равномерного натяжения строп, удерживающих топливный бак на силовой конструкции корпуса космического аппарата.

1. Регулируемый узел крепления, содержащий крепежные элементы - болт, сферические шайбы, гайка и втулка с наружной резьбой, отличающийся тем, что он содержит второй комплект крепежных элементов, площадку со стропами, закрепленную между накладкой и первым кронштейном, соединенным со вторым и третьим кронштейнами посредством крепежных элементов, а для установки с внутренней и внешней сторон силовой конструкции корпуса форма второго и третьего кронштейнов выбрана из условия исключения их перемещения относительно силовой конструкции корпуса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что кронштейны и накладка изготовлены из металлических сплавов, например титановых.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что накладка, углепластиковая площадка строп и кронштейн соединены между собой болтовым креплением.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что болтовое крепление стопорится.

5. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что стропы выполнены из арамидного волокна.

6. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что кронштейны выполнены с гладкими отверстиями.

7. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что кронштейны выполнены с гранями, повторяющими направление ребер силовой конструкции корпуса, располагаемой при креплении между данными кронштейнами.