Смазочное устройство зубчатого колеса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины ориентированы вдоль зубьев. Расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца. Пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса, представляющее собой пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины расположены в радиальной плоскости колеса по всей высоте зубьев, а расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца колеса. При вращении зубчатого колеса эти пластины захватывают пластичный смазочный материал, вытесненный с рабочих (боковых) поверхностей зубьев колеса на торцы зубьев - при работе этого колеса с парным зубчатым колесом в передаче - и возвращают этот смазочный материал обратно на рабочие поверхности набегающих зубьев вращающегося колеса - см. АС СССР №1618973, кл. F16H 57/04, опубл. 07.10.1991 г., БИ №1.

Недостаток конструкции данного смазочного устройства состоит в том, что смазковозвращающие пластины расположены в радиальной плоскости колеса, в то время как профиль зубьев имеет криволинейную форму, поэтому контактирование пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев происходит не одномоментно по всей длине рабочих поверхностей зубьев, что снижает качество переноса смазочного материала с пластин на боковые поверхности зубьев, что в свою очередь снижает эффективность смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатого колеса по АС СССР №1768852, кл. F16H 57/04, опубл. 15.10.92 г., бюл. №38. Сущность его состоит в том, что оно также содержит пару аналогичных смазковозвращающих пластин, причем эти пластины выполнены прогнутыми эквидистантно рабочим поверхностям набегающих на них при вращении колеса зубьев.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что для обеспечения повышения эффективности смазывания - путем обеспечения одномоментного контактирования смазковозвращающих пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей длине этих боковых поверхностей - пластины в зоне их взаимодействия с зубьями колеса необходимо выполнять изогнутыми, с учетом профиля зубьев данного смазываемого зубчатого колеса. Это: усложняет изготовление пластин (необходимо выполнять изгибные пластины); в случае если колесо работает в реверсивном режиме, то для осуществления смазывания при обратном (реверсивном) вращении колеса необходимо изготавливать еще одну пару пластин, но уже с зеркальным их изгибанием; кроме того, зубья разных колес имеют зубья разного профиля, что требует изготовления пластин с учетом профиля зубьев. К тому же имеется большой класс зубчатых колес (причем, как правило, большого диаметра и с зубьями крупных модулей), например колеса механизмов вращения экскаваторов и кранов, у которых боковые поверхности зубьев выполнены плоскими (полуобкатные передачи).

Изобретением решается задача упрощения конструкции смазочного устройства зубчатого колеса полуобкатной зубчатой передачи с плоскими боковыми поверхностями зубьев.

Это достигается тем, что смазочное устройство зубчатого колеса содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно торцам его зубчатого венца, пластины расположены вдоль высоты зубьев и имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина зубчатого венца, причем пластины повернуты относительно радиальной плоскости колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображено зубчатое колесо со смазочным устройством - вид с торца колеса.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, окружность впадин 3, окружность вершин 4, радиальная плоскость 5 колеса, боковые поверхности 6 зубьев, торцы 7 зубьев, смазковозвращающая пластина 8, смазочный материал 9, направление вращения со колеса, угол α поворота пластин 8 относительно радиальной плоскости колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе колеса в передаче с парным зубчатым колесом, при сопряжении их зубьев смазочный материал 9 вытесняется с боковых поверхностей 6 зубьев 2 колеса на их торцевые поверхности 7, тем самым вытесненный смазочный материал в дальнейшем процессе сопряжения и трения зубьев колеса не участвует, ухудшая режим трения. Смазковозвращающие пластины 8 - при вращении (ω) колеса - захватывают вытесненный смазочный материал и переносят его обратно на боковые (рабочие) поверхности. За счет отклонения пластин 8 - на требуемый угол α (задаваемый конструкцией зубьев 2) - от радиальной плоскости колеса обеспечивается одномоментный контакт пластин 8 с боковыми поверхностями 6 зубьев 2.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства зубчатого колеса позволяет упростить конструкцию смазковозвращающих пластин, при этом обеспечив требуемое качество возврата смазочного материала в зону трения.

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно полуобкатной зубчатой передачи с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемыми периодически пластичным смазочным материалом, содержащее пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, расположенных вдоль высоты зубьев и имеющих расстояние между собой меньшее, чем ширина зубчатого венца, отличающееся тем, что пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей.