Тягово-догрузочное устройство к прицепу

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, в частности к устройствам, догружающим трактор со стороны прицепа, и может быть использовано в тракторных транспортных прицепных агрегатах. Тягово-догрузочное устройство к прицепу включает раму поворотной тележки, упор, дышло, муфту, кронштейн, тяговое кольцо, балку, серьгу, тягу, маятник, ролик. К нижней части рамы поворотной тележки прицепа в продольном направлении жестко закреплен упор, а к передней шарнирно закреплено дышло. К противоположному концу дышла жестко прикреплена муфта, куда с возможностью продольного перемещения помещен кронштейн. Передний конец кронштейна жестко соединен с тяговым кольцом. К муфте шарнирно прикреплена балка, помещенная под рамой поворотной тележки прицепа, а задний конец балки посредством серьги шарнирно соединен со срединой задней части рамы поворотной тележки прицепа. Достигается повышение грузоподъемности транспортного агрегата, снижение буксования ведущих колес трактора и повышение производительности транспортного агрегата. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, в частности к устройствам, догружающим трактор со стороны прицепа, и может быть использовано в тракторных транспортных прицепных агрегатах.

Известно устройство для повышения проходимости колесных тракторов при работе с прицепами [RU 2137652 C1, 6 B62D 53/04, 20.09.1999]. Оно содержит траверсу, закрепленную на подъемных рычагах механизма навески трактора, подпружиненную тягу, связанную с гибким элементом. Концы гибкого элемента закреплены на передней оси прицепа, тяга снабжена роликом, а гибкий элемент пропущен через указанный ролик. Наклонное положение гибкого элемента обеспечивает увеличение вертикальной нагрузки на задние колеса трактора за счет частичной разгрузки передних колес прицепа и трактора. Дышло прицепа соединено с рычагом силового датчика, связанного с приводом гидрораспределительного устройства регулятора навески трактора, осуществляющего поворот вала упомянутых подъемных рычагов для натяжения гибкого элемента. Недостатком этого устройства является сложность конструкции и необходимость изменения гидронавески трактора.

Известно устройство для повышения проходимости колесных тракторов при работе с двухосными прицепами [RU 2190549 C2, 7 B62D 53/04, 10.10.2002]. Оно содержит основную силовую связь дышла прицепа с трактором, а также навесную систему трактора, подъемные рычаги которой через траверсу и гибкий элемент связаны с передним мостом прицепа. Основная силовая связь имеет буксирное устройство, упругий элемент которого выполнен в виде витой пружины, кинематически связанной с приводом золотника силового регулятора навесной системы трактора. Недостатком этого устройства является сложность конструкции и необходимость изменения гидронавески трактора.

Известно сцепное устройство для соединения колесного трактора с прицепом [RU 2297938 C1, B62D 53/04 (2006.01), B60D 1/00 (2006.01), A01B 59/04 (2006.01), 27.04.2007]. Оно содержит жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа с гидрокрюком трактора, и гибкую силовую связь, соединяющую поперечину нижних продольных тяг навески трактора с передней осью прицепа. Устройство снабжено дополнительной упругой силовой связью, включающей в себя пружину, зафиксированную на поперечине и связанную через соединительное звено, и обратную связь с силовым регулятором, соединенным с гидроцилиндром. Поперечина кинематически соединена с датчиком, связанным через обратную связь с позиционным регулятором. Недостатком этого устройства является то, что из-за высокого расположения поперечины, к которой крепится траверса, происходит резкая разгрузка передних колес. Также недостатком этого устройства является сложность конструкции и необходимость изменения прицепного устройства прицепа.

Известно вспомогательное устройство-корректор сцепного веса для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при их агрегатировании с двухосными прицепами [RU 2010121791 A, B60B 11/00 (2006.01), B62D 53/04 (2006.01), 10.12.2011]. Оно содержит жесткую силовую связь, под дышлом прицепа между сцепным устройством трактора и мостом (балкой) прицепа установлен дополнительный гидроцилиндр, который соединен с основной гидравлической системой трактора соединительными гидравлическими шлангами. Недостатком этого устройства является расположение предложенного тягового элемента под острым углом к дышлу прицепа, что требует больших усилий для передачи догружающей трактор силы и заставляет работать гидроцилиндр в нерациональном режиме.

Известно устройство для повышения проходимости колесного трактора шарнирно соединено дышлом с двухосным прицепом [RU 2456194 C2, B62D 53/04 (2006.01), 20.07.2012]. Оно содержит гидронавесную систему трактора, датчик буксования ведущих колес, связанный с приводом золотника распределителя гидронавесной системы. В гидронавесную систему трактора включен силой гидроцилиндр прицепа, который через систему рычагов связан с передней осью прицепа. Шарнирное соединение дышла с остовом прицепа выполнено с возможностью фиксирования. Достигается повышение проходимости трактора. Недостатком этого устройства является сложность конструкции и невозможность корректирования вертикальных нагрузок на колеса тракторного транспортного агрегата.

Известен автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами [RU 2482974 C1, B60D 1/00 (2006.01), B62D 53/04 (2006.01), A01B 59/04 (2006.01), 27.05.2013]. Он содержит жесткую силовую связь, датчики буксования и распределения усилий и дополнительный гидроцилиндр. Жесткая связь соединяет дышло прицепа со сцепным устройством трактора. Дополнительный гидроцилиндр установлен на кронштейне и упирается рабочей частью штока в крепежный шарнир подвижного сочлененного дышла агрегатируемого прицепа. Кронштейн установлен на корпусе трактора выше его сцепного устройства. Дополнительный гидроцилиндр соединяется с основной гидравлической системой трактора гидравлическими шлангами. Датчики буксования и распределения усилий, автоматически регулирующие сцепной вес трактора и агрегата, установлены на ведущих колесах задней оси трактора. Достигается увеличение проходимости и повышение производительности колесных тракторов. Недостатком этого устройства является значительная разгрузка передних колес трактора из-за увеличения плеча приложения крюкового усилия.

Задача изобретения - использование силы сопротивления перекатыванию прицепа в качестве догружающей прицепное устройство трактора путем преобразования горизонтального действия силы в вертикальное и направление ее составляющей на прицепное устройство; повышение грузоподъемности транспортного агрегата за счет использования трактора как тягово-грузонесущего средства; снижение буксования ведущих колес трактора за счет повышения его сцепного веса; повышение производительности транспортного агрегата за счет увеличения грузоподъемности и снижения буксования.

Сущность предлагаемого изобретения будет понятна из следующего описания устройства и представленных чертежей.

На фиг. 1 изображено тягово-догрузочное устройство к прицепу; на фиг. 2 - схема сил, действующих на маятник и балку; на фиг. 3 - схема сил, действующих на балку и ее опоры.

Тягово-догрузочное устройство к прицепу состоит (фиг. 1) из рамы 1 поворотной тележки прицепа, к нижней части которой в продольном направлении по центру жестко закреплен упор 2, а к передней шарнирно закреплено дышло 3. К противоположному концу дышла 3 жестко прикреплена муфта 4, куда с возможностью продольного перемещения помещен кронштейн 5, передний конец которого жестко соединен с тяговым кольцом 6. К муфте 4 шарнирно прикреплена балка 7, помещенная под рамой 1 поворотной тележки прицепа, причем задний конец балки 7 посредством серьги 8 шарнирно соединен со срединой задней части рамы 1 поворотной тележки прицепа. К балке 7 в средней ее части с возможностью продольного перемещения шарнирно закреплен маятник 9, верхний конец которого оснащен роликом 10, контактирующим с упором 2, причем маятник 9 относительно упора 2 размещен под острым углом. Задний конец кронштейна 5 шарнирно соединен с тягой 11 регулируемой длины, противоположный конец которой с возможностью продольного перемещения шарнирно соединен со средней частью маятника 9.

Тягово-догрузочное устройство к прицепу работает следующим образом: силу сопротивления перекатывания прицепа PКР (см. фиг. 1) трактор преодолевает путем воздействия на тяговое кольцо 6, жестко прикрепленному к тяговому кольцу 6 кронштейна 5, шарнирно прикрепленную к кронштейну 5 тягу 11 регулируемой длины, противоположный конец которой шарнирно соединен со средней частью маятника 9. В точке крепления тяги 11 регулируемой длины к маятнику 9 возникает реакция силы RM, равная значению PКР (см. фиг. 1 и фиг. 2), но направленная в противоположную сторону, которая распределяется на две составляющие силы: RО и RШ. Реакция опоры RО в точке Д действует перпендикулярно упору 2, а в точке А, лежащей на балке 7, RШ направлена горизонтально. Значение реакции опоры RШ находим из уравнения моментов сил относительно точки Д.

RШ·(m+n)-RМ·m=0,

откуда

R Ш = R М ⋅ m ( n + m ) ,

но RM=PКР, тогда

где m и n - проекции верхнего и нижнего концов маятника на вертикаль.

Сила RШ есть составляющая суммарной силы, действующей на балку 7. Вертикальную составляющую силу RB в точке A находим из силового треугольника АВС (фиг. 2). В треугольнике АВС сторона АВ=RШ, а сторона ВС=АЕ=RB, тогда

В С А В = t g α ,

откуда

где α - угол наклона маятника к горизонтали.

Вертикальная сила RB, действующая на балку 7 в точке A (фиг. 3), уравновешивается реакциями сил, возникающих в тяговом кольце 6 PД и серьге 8 PС. Реакцию силы PД определим из уравнения моментов относительно точки Y (см. фиг. 3).

PД·(a+b)-RВ·b=0.

где a и b - длина соответственно переднего и заднего концов балки.

Таким образом сила, догружающая прицепное устройство трактора PД со стороны прицепа, прямо пропорциональна силе сопротивления передвижению прицепа, т.е. крюковому усилию PКР, кроме того, она зависит от соотношения нижнего и верхнего концов маятника 9, и соотношения переднего и заднего концов балки 7, а также угла наклона маятника 9 к упору 2.

Регулирование силы PД, догружающей прицепное устройство со стороны прицепа, достигается путем: изменения силы сопротивления перекатывания прицепа, за счет изменения количества перевозимого груза, изменения соотношения нижнего и верхнего концов маятника 9, изменения соотношения переднего и заднего концов балки 7, а также изменения угла наклона маятника к упору 2.

Применение тягово-догрузочного устройства к прицепу позволит: повысить грузоподъемность транспортного агрегата за счет использования трактора как тягово-грузонесущего средства; снизить буксование ведущих колес трактора за счет повышения его сцепного веса; повысить производительность транспортного агрегата за счет увеличения грузоподъемности и снижения буксования.

Источники информации

1. RU 2137652 C1, 6 B62D 53/04, 20.09.1999. Устройство для повышения проходимости колесных тракторов при работе с прицепами. / В.П. Гребнев, В.И. Панин, А.В. Бочаров.

2. RU 2190549 C2, 7 B62D 53/04, 10.10.2002. Устройство для повышения проходимости колесных тракторов при работе с двухосными прицепами. / В.П. Гребнев, В.И. Панин, С.В. Хвастунов.

3. RU 2297938 C1, B62D 53/04 (2006.01), B60D 1/00 (2006.01), A01B 59/04 (2006.01), 27.04.2007. Сцепное устройство для соединения колесного трактора с прицепом. / В.П. Гребнев, В.И. Панин, А.В. Ворохобин.

4. RU 2010121791 A, B60B 11/00 (2006.01), B62D 53/04 (2006.01), 10.12.2011. Вспомогательное устройство-корректор сцепного веса для повышения проходимости и производительности колесных тракторов при их агрегатировании с двухосными прицепами. / С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов.

5. RU 2456194 C2, B62D 53/04 (2006.01), 20.07.2012. Устройство для повышения проходимости колесного трактора с двухосным прицепом. / В.Д. Бурдыкин.

6. RU 2482974 C1, B60D 1/00 (2006.01), B62D 53/04 (2006.01), A01B 59/04 (2006.01), 27.05.2013. Автоматический корректор сцепного веса для увеличения проходимости и повышения производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами. / С.В. Щитов, Е.Е. Кузнецов.

1. Тягово-догрузочное устройство к прицепу, включающее раму поворотной тележки, упор, дышло, муфту, кронштейн, тяговое кольцо, балку, серьгу, тягу, маятник, ролик, отличающееся тем, что к нижней части рамы поворотной тележки прицепа в продольном направлении жестко закреплен упор, а к передней шарнирно закреплено дышло, причем к противоположному концу дышла жестко прикреплена муфта, куда с возможностью продольного перемещения помещен кронштейн, передний конец которого жестко соединен с тяговым кольцом, причем к муфте шарнирно прикреплена балка, помещенная под рамой поворотной тележки прицепа, а задний конец балки посредством серьги шарнирно соединен со срединой задней части рамы поворотной тележки прицепа.

2. Тягово-догрузочное устройство к прицепу по п. 1, отличающееся тем, что к балке в средней ее части с возможностью продольного перемещения шарнирно закреплен маятник, верхний конец которого оснащен роликом, контактирующим с упором, причем маятник относительно упора размещен под острым углом.

3. Тягово-догрузочное устройство к прицепу по п. 1 или 2, отличающееся тем, что задний конец кронштейна шарнирно соединен с тягой регулируемой длины, противоположный конец которой с возможностью продольного перемещения шарнирно соединен со средней частью маятника.