Низкоскоростной вентильно-индукторный двигатель с концентрическими обмотками, управляемый двухфазным током синусоидальной формы
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в безредукторных электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем. Технический результат заключается в уменьшении числа выводов двигателя, уменьшении суммарной мощности силовых полупроводниковых приборов инвертора. Низкоскоростной вентильно-индукторный двигатель содержит явнополюсный статор и ротор. Статор имеет 8 сосредоточенных полюсов с обмотками. Ротор имеет 10 полюсов без обмоток. При этом статор двигателя оснащен концентрическими двухфазными обмотками. Обмотки каждой из двух фаз охватывают одновременно три полюса и один полюс статора, причем число витков, охватывающих три полюса статора, относится к числу витков, охватывающих один полюс статора, примерно как 1/0,4. Обмотки управляются двухфазным током синусоидальной формы. 4 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования в низкоскоростных безредукторных электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем.
Известны многофазные вентильно-индукторные двигатели с прямыми полюсами ротора и статора и сосредоточенными обмотками, расположенными на полюсах статора [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003. С. 62].
Основным недостатком этих вентильно-индукторных двигателей является то, что при коммутации фаз токи фаз протекают только в одном направлении, поэтому для коммутации тока каждой фазы необходимо применение полумостовой схемы [Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. - М.: Издательство МЭИ, 2003. С.10, 15, 17]. Применение полумостовых схем для коммутации токов фаз увеличивает суммарную мощность полупроводниковых приборов инвертора примерно в два раза по сравнению с традиционными мостовыми схемами, широко используемыми для управления асинхронными и вентильными двигателями [Питание машин с регулируемой реактивностью. G. Glaize. Н. Foch. L′alimentation des machines a′reluctance variable. Machines a′Reluctance Variable, 30 septembre 1985, Франция].
Вторым недостатком этого технического решения является то, что силовые транзисторные модули, которые применяются для инверторов на полумостовых схемах, имеют более высокую цену по сравнению с силовыми транзисторными модулями, применяемыми в традиционных мостовых схемах инверторов, за счет большего на один числа выводов. Кроме того, для реализации инверторов на полумостовых схемах необходимы два типа модулей (модуль, в котором коллектор транзистора соединен с анодом диода, и модуль, в котором коллектор транзистора соединен с катодом диода), что увеличивает номенклатуру комплектующих изделий.
Третьим недостатком этих вентильно-индукторных двигателей по сравнению с асинхронными и вентильными двигателями является большое число выводов (так у четырехфазного вентильно-индукторного двигателя число выводов - восемь).
Четвертым недостатком этого технического решения является то, что при монтаже инверторов на полумостовых схемах для вентильно-индукторных двигателей увеличиваются затраты на монтажные работы по сравнению с затратами на монтаж мостовых инверторов, применяемых для управления асинхронными и вентильными двигателями.
Пятым недостатком этого технического решения является то, что каждый полюс статора этих двигателей оснащен сосредоточенной обмоткой, занимающей половину паза. В результате чего полный ток каждого полюса статора определяется числом витков, допустимой плотностью тока, коэффициентом заполнения и площадью паза. В двигателях с концентрическими обмотками полный ток полюса определяется, в том числе и числом обмоток, охватывающих данный полюс, что позволяет уменьшить площадь пазов и габариты двигателя или увеличить сечение проводников обмоток при том же полном токе полюсов статора и уменьшить Омические потери.
Целями предлагаемого изобретения являются уменьшение частоты вращения двигателя при такой же частоте перемагничивания магнитопровода, уменьшение числа выводов вентильно-индукторного двигателя, уменьшение массогабаритных показателей инвертора, увеличение коэффициента полезного действия вентильно-индукторного двигателя и инвертора. Применение для управления двигателем мостового инвертора.
Поставленные цели достигаются тем, что в известных вентильно-индукторных двигателях, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор, со статором, имеющим 8 сосредоточенных полюсов с обмотками и ротором, содержащим 10 полюсов без обмоток, угловая ширина полюсов статора равна 13,75 градуса, а межполюсного расстояния статора равна 31,75 градуса, угловая ширина полюсов и межполюсного расстояния ротора равна 18 градусам, причем обмотки одной фазы охватывают одновременно три полюса и один полюс статора, расположенный в середине трех полюсов, охваченных одной обмоткой. Суммарный полный ток этих двух обмоток равен в относительных единицах 1,4 за счет того, что число витков обмоток, охватывающих три полюса, относится к числу витков обмоток, охватывающих один полюс, как 1/0,4. Четные полюса статора охвачены обмотками разных фаз, токи в которых сдвинуты на 90 электрических градусов за счет сдвига токов фаз на 90 электрических градусов и за счет чередующегося изменения начала и конца обмоток, дающего дополнительный сдвиг фаз 180 электрических градусов. При этом полный ток нечетных полюсов становится равным IABmax=IAmax sinθ°-IBmax sin(θ+90°)=1,41 Iфmax. Где IABmax - максимальное значение полных токов нечетных полюсов; IAmax - максимальное значение тока фазы А; IBmax - максимальное значение тока фазы В; Iфmax - максимальное значение фазных токов. То есть максимальные полные токи обмоток четных и нечетных полюсов равны, токи сдвинуты по фазе на 90 электрических градусов. При вращении ротора индуктивность каждого полюса не изменяется при изменении положения ротора на 4,75 градусов при максимальном значении индуктивности полюса и на 4,75 градусов при минимальном значении индуктивности, в этих случаях производная индуктивности по углу поворота ротора равна нулю. Поэтому , где М - момент, развиваемый полным током полюсов статора; i2 - квадрат текущих значений полных токов полюсов статора; - производная индуктивности полюсов статора по углу поворота ротора в электрических градусах. В других случаях момент каждого полюса может принимать отрицательные и положительные значения. Однако если максимальные и минимальные значения полных токов полюсов приходятся на максимальные значения производной индуктивности полюсов по углу поворота ротора, то средний вращающий момент двигателя превышает средний тормозной момент в раз.
По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое устройство имеет следующие новые признаки:
1. явнополюсные симметричные статор и ротор, со статором, имеющим 8 сосредоточенных полюсов с обмотками и ротором, имеющим 10 полюсов без обмоток, угловая ширина полюсов статора равна 13,75 градуса, а межполюсного расстояния статора равна 31,75 градуса, угловая ширина полюсов и межполюсного расстояния ротора равна 18 градусов.
2. обмотки каждой из двух фаз охватывают одновременно три полюса и один полюс статора, расположенный в середине трех полюсов, причем число витков обмоток, охватывающих три полюса статора, относится к числу витков, охватывающих один полюс статора, примерно как 1/0,41.
3. фазы двигателя питаются двухфазным синусоидальным током, имеющим сдвиг фаз 90 электрических градусов.
Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «новизна».
При реализации предлагаемого изобретения уменьшается число выводов двигателя, упрощается монтаж силового инвертора, уменьшается число и цена полупроводниковых приборов инвертора, увеличивается коэффициент полезного действия двигателя и инвертора.
Следовательно, заявленное техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».
По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, электропривода и электродвигателей.
Вентильно-индукторных двигателей, содержащих явнополюсные симметричные статор и ротор, со статором, имеющим 8 сосредоточенных полюсов с концентрическими обмотками, и ротором, имеющим 10 симметричных полюсов без обмоток с угловой шириной полюсов статора, равной 13,75 градуса, и угловой шириной межполюсного расстояния статора, равной 31,75 градуса, угловой шириной полюсов и межполюсного расстояния ротора, равной 18 градусам, с обмотками каждой из двух фаз, охватывающими одновременно три полюса, и один полюс статора, расположенный в середине трех полюсов, с числом витков обмоток, охватывающих три полюса статора, относящимся к числу витков, охватывающих один полюс статора, примерно как 1/0,4, с фазами двигателя, питающимися двухфазным током синусоидальной формы, не обнаружено.
Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявленному техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 приведен четырехфазный низкоскоростной вентильно-индукторный двигатель с концентрическими обмотками. На фиг. 1 обозначено: 1-8 - полюса статора; 1-10 - полюса ротора; iA, iB, - токи соответствующих фаз.
На фиг. 2 приведены схемы обмоток соответствующих фаз вентильно-индукторного двигателя с концентрическими обмотками, управляемого двухфазным током синусоидальной формы. На фиг. 2 обозначено: 1-8 - номера полюсов статора; нА, нВ, - начала обмоток соответствующих фаз; кА, кВ, - концы обмоток соответствующих фаз.
На фиг. 3 приведены развертки поверхностей полюсов статора и ротора низкоскоростного вентильно-индукторного двигателя с концентрическими обмотками, управляемого двухфазным током синусоидальной формы. На фиг. 3 обозначено: 1-8 - номера полюсов статора, на которых размещены обмотки в соответствии с фиг. 2; 1-10 - номера полюсов ротора; 13,75° - угловая ширина полюсов статора, 31,75° - угловая ширина межполюсного расстояния статора; 18° - угловая ширина полюсов и межполюсного расстояния ротора.
На фиг. 4 приведены диаграммы работы вентильно-индукторного двигателя с концентрическими обмотками, управляемого двухфазным током синусоидальной формы. На фиг. 4,а приведены диаграммы двухфазного тока. На фиг. 4,а обозначено: iA, iB - токи соответствующих фаз; -iA, -iB - токи соответствующих фаз, сдвинутые на 180 электрических градусов; Imax - амплитудные значения токов; θ=0…360 - угол в электрических градусах. На фиг. 4,б приведены диаграммы токов iA-iB, iA+iB, iB-iA, -iA-iB. На фиг. 4,в приведены диаграммы квадраты полных токов полюсов статора. На фиг. 4,г приведены диаграммы производной индуктивности по углу поворота ротора в электрических градусах и момент полюсов статора 1 и 5. На фиг. 4,г обозначено: - диаграммы производной индуктивности по углу поворота ротора в электрических градусах полюсов статора 1 и 5; Ml,5 - моменты полюсов статора 1 и 5. На фиг. 4,д приведены диаграммы тормозных и двигательных моментов всех полюсов. На фиг. 4,д обозначено: M1.5 - М4,8 - моменты соответствующих полюсов статора; Мторм. - тормозные моменты полюсов статора. На фиг. 4,е приведены диаграммы суммарного момента и тормозных моментов. На фиг. 4,д обозначено: ΣM - суммарный двигательный момент.
Таким образом, использование в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах автоматических систем низкоскоростных вентильно-индукторных двигателей с концентрическими обмотками, управляемыми двухфазным током синусоидальной формы, со статором, имеющим 8 сосредоточенных полюсов с обмотками, с ротором, содержащим 10 полюсов без обмоток, с угловой шириной полюсов статора, равной 13,75 градусов, угловой шириной межполюсного расстояния статора, равной 31,75 градусов, угловой шириной полюсов и межполюсного расстояния ротора, равной 18 градусам, с обмотками каждой из двух фаз, охватывающими одновременно три полюса, и один полюс статора, расположенный в середине трех полюсов, с числом витков обмоток, охватывающих три полюса статора, относящимся к числу витков охватывающих один полюс статора примерно как 1/0,4, с фазами двигателя, питающимися двухфазным током, имеющим сдвиг фаз 90 электрических градусов, который формируется при помощи мостового инвертора, отличается тем, что с целью увеличения коэффициента полезного действия двигателя и инвертора, применения для управления мостового инвертора и уменьшения числа выводов статор двигателя оснащен концентрическими обмотками.
Использование предлагаемого технического решения в электроприводах различных механизмов и исполнительных устройствах позволит обойтись без применения понижающего редуктора и обеспечит повышение эффективности и качества работы этих устройств.
Низкоскоростной вентильно-индукторный двигатель, содержащий явнополюсный статор и ротор, со статором, имеющим 8 сосредоточенных полюсов с обмотками, и ротором, имеющим 10 полюсов без обмоток, отличается тем, что статор двигателя оснащен концентрическими двухфазными обмотками, обмотки каждой из двух фаз охватывают одновременно три полюса и один полюс статора, причем число витков, охватывающих три полюса статора, относится к числу витков, охватывающих один полюс статора, примерно как 1/0,4, обмотки управляются двухфазным током синусоидальной формы.