Газораспределительный клапан

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан состоит из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены расходные отверстия, заслонок, расположенных в корпусе и связанных кинематически с валом и установленных с радиальным зазором по отношению к валу и выходным патрубкам, с которыми они контактируют по одинаковым поверхностям вращения. В валу выполнены кольцевые приливы с выступами, заходящими в ответные сквозные прорези ограничителей заслонок. На выступах кольцевых приливов вала с натягом установлены поджимы из упругого материала, контактирующие с ограничителями заслонок. Кольцевые приливы вала выполнены в поперечном сечении со скруглениями. Внутренняя поверхность поджимов в поперечном сечении выполнена эквидистантно наружной поверхности кольцевых приливов. Изобретение направлено на повышение надежности работы газораспределительных клапанов за счет исключения возможности соударения деталей до начала работы клапана. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование газораспределительных клапанов, работающих на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающих управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена.

Известна конструкция газораспределительного клапана, состоящая из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, двух заслонок и вала, который кинематически соединен с заслонками, при этом заслонки имеют возможность перемещаться в радиальном направлении относительно вала и выходных патрубков, с которыми заслонки контактируют по сферическим или цилиндрическим поверхностям, при этом на валу выполнены приливы, заходящие в ответные прорези заслонок (Патент РФ №2466320, F16K 11/085, F16K 5/12, F16K 5/04, 2011 г.).

Недостаток такой конструкции заключается в том, что заслонки свободно перемещаются в радиальном направлении относительно выходных патрубков, что может привести к соударению заслонки, вала и выходных патрубков при транспортировке и до начала работы клапана, а это может привести к разрушению этих узлов и деталей.

Целью изобретения является повышение надежности работы газораспределительного клапана за счет исключения возможности соударения деталей до начала работы клапана.

Указанная цель достигается тем, что в газораспределительном клапане, состоящем из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены расходные отверстия, заслонок, расположенных в корпусе и связанных кинематически с валом и установленных с радиальным зазором по отношению к валу и выходным патрубкам, с которыми они контактируют по одинаковым поверхностям вращения, при этом в валу выполнены кольцевые приливы с выступами, заходящими в ответные сквозные прорези ограничителей заслонок, на выступах кольцевых приливов вала с натягом установлены поджимы из упругого материала, контактирующие с ограничителями заслонок, причем в поперечном сечении кольцевые приливы вала выполнены со скруглениями, а внутренняя поверхность поджимов в поперечном сечении выполнена эквидистантно наружной поверхности кольцевых приливов.

На фиг.1 изображен общий вид газораспределительного клапана.

На фиг.2 изображено сечение газораспределительного клапана.

На фиг.3 изображен вал с поджимами.

На фиг.4 изображена заслонка.

На фиг.5 изображено поперечное сечение вала с поджимами.

Газораспределительный клапан (фиг.1, 2) содержит корпус 1 с входным 2 и двумя выходными патрубками 3 с расходными отверстиями, размещенные в корпусе с возможностью поворота две заслонки 4, кинематически связанные с валом 5. Ось вала расположена перпендикулярно осям выходных патрубков. На валу выполнены перпендикулярно его оси кольцевые приливы 6. Заслонки установлены по отношению к выходным патрубкам и валу с возможностью радиального перемещения. Заслонки контактируют с выходными патрубками по одинаковым поверхностям вращения. Для обеспечения радиального перемещения заслонок кольцевые приливы 6 вала снабжены выступами 7 (фиг.1, 2, 3), которые заходят в сквозные прорези 8 (фиг.1) ограничителей 9 (фиг.1, 4) заслонок. Ограничители 9 выполнены на обеих боковых поверхностях заслонок в плоскости их вращения. Сквозные прорези ограничителей заслонок могут быть расположены симметрично относительно крайних торцов заслонки в ее радиальном сечении (фиг.1). Выступы 7 контактируют с боковыми стенками 10 прорезей 8. На каждый выступ 7 приливов установлены с натягом поджимы 11 из упругого материала, преимущественно из резины. В поперечном сечении выступы и приливы выполнены со скруглениями 12, а внутренняя поверхность поджимов в поперечном сечении выполнена эквидистантно наружной поверхности кольцевых приливов (фиг.5). Поджимы могут быть установлены на смазке или клеевом составе. Применение смазки облегчает установку поджимов, снижая трение резины о металл, а установка на клеевом составе предохраняет разрушение поджима при транспортировке за счет прочного скрепления с выступом 7.

До начала работы при транспортных и полетных перегрузках благодаря тому, что поджимы установлены с натягом на выступы вала, заслонки все время поджаты к входным патрубкам. Благодаря тому, что выступы кольцевых приливов в поперечном сечении и внутренняя поверхность поджимов выполнены с эквидистантными скруглениями, не происходит перетирания и разрушения поджимов при транспортировке. В отсутствие поджимов заслонки за счет перегрузок будут биться о вал и выходные патрубки, что может привести к их разрушению, особенно если они выполнены из жаропрочных сплавов, которые обладают повышенной хрупкостью. При работе на горячих газах поджим сгорает, поэтому не происходит повышения нагрузки на вал.

Таким образом, предложенная конструкция газораспределительного клапана обеспечивает повышение надежности работы газораспределительного клапана за счет исключения соударения деталей до начала его работы.

1. Газораспределительный клапан, состоящий из корпуса с входным и двумя выходными патрубками, в которых выполнены расходные отверстия, заслонок, расположенных в корпусе и связанных кинематически с валом и установленных с радиальным зазором по отношению к валу и выходным патрубкам, с которыми они контактируют по одинаковым поверхностям вращения, при этом в валу выполнены кольцевые приливы с выступами, заходящими в ответные сквозные прорези ограничителей заслонок, отличающийся тем, что на выступах кольцевых приливов вала с натягом установлены поджимы из упругого материала, преимущественно из резины, контактирующие с ограничителями заслонок, причем в поперечном сечении выступы кольцевых приливов вала выполнены со скруглениями, а внутренняя поверхность поджимов в поперечном сечении выполнена эквидистантно наружной поверхности кольцевых приливов.

2. Газораспределительный клапан по п.1, отличающийся тем, что поджимы установлены на смазке.

3. Газораспределительный клапан по п.1, отличающийся тем, что поджимы установлены на клеевом составе.