Способ испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров и устройство для его осуществления
Система испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров содержит установленные на летательном аппарате (ЛА) функциональные блоки, аппаратуру управления, бортовой телеметрический передающий модуль (БТПМ) с антенной и наземный приемный пункт с антенной. На наземном приемном пункте установлена аппаратура телеметрической системы регистрации, которая содержит пульт управления, вычислитель, привод наведения, соединенные определенным образом. Обеспечивается устойчивый прием телеметрической информации с борта ЛА при больших дальностях полета и сложных профилях его траектории. 1 ил.
Реферат
Предлагаемая группа изобретений относится к военной технике и может быть использована в комплексах полигонной отработки летательных аппаратов (ЛА) (управляемых ракет или снарядов).
Испытания современных летательных аппаратов - процесс дорогостоящий, требующий значительных материальных, временных затрат. Для оценки применяемых при конструировании ЛА технических решений необходимо получать достоверные и наиболее полные данные о функционировании ЛА и его блоков на всех этапах испытаний ЛА.
Известен способ испытаний ракеты с телеметрической системой регистрации ее основных параметров, в котором с функциональных блоков ракеты считывается телеметрическая информация, поступает в бортовой телеметрический передающий модуль (БТПМ), где преобразуется в цифровой двоичный код, из которого формируются информационные пакеты в двоичном коде о каждом регистрируемом параметре. В процессе полета ракеты БТПМ излучает информационные пакеты в двоичном коде о каждом регистрируемом параметре. Цифровая последовательность кодов поступает через БТПМ, антенную систему по радиоканалу в наземный приемный пункт (НПП) наземной аппаратуры телеметрической системы регистрации, в котором производится прием информации, ее обработка в режиме реального времени, патент РФ №2373486, публикация 2009 г., 20 ноября, кл. МПК F42B 15/00 /1/.
При реализации данного способа используют наземную аппаратуру телеметрической системы регистрации, содержащую НПП с антенной, и ракету с телеметрической системой регистрации ее основных параметров, содержащую функциональные блоки, аппаратуру управления, БТПМ, состоящий из последовательно соединенных аналого-цифрового преобразователя, сигнального контроллера и многолитерного радиопередатчика, соединенного через устройство коммутации с антенной БТПМ, при этом входы аналого-цифрового преобразователя соединены с выходами функциональных блоков и аппаратуры управления, а управляющий вход многолитерного радиопередатчика соединен с одним из выходов аппаратуры управления /1/.
Данные известные способ испытаний ракеты с телеметрической системой регистрации ее основных параметров и ракета с телеметрической системой регистрации ее основных параметров обеспечивают в режиме реального времени многоканальную передачу информации о параметрах функционирования блоков ракеты в процессе их испытаний и отработки. Однако при запусках ЛА на большую дальность при сложном профиле траектории из-за ограниченного раскрыва диаграммы направленности антенны НПП не обеспечивается радиовидимость ЛА на всей траектории полета, что приводит к значительному, в несколько раз, уменьшению коэффициента передачи антенны НПП относительно антенны БТПМ. Эти факторы обуславливают многократное уменьшение энергетики принимаемого НПП сигнала и искажение телеметрической информации до ее полной потери на некоторых участках траектории ЛА, а также затрудняют, а порой делают невозможным обоснованный анализ функционирования основных боков и узлов ЛА в процессе его полета.
Поэтому задачей предлагаемой группы изобретений является устранение указанных выше недостатков, а именно обеспечение НПП телеметрической системы регистрации основных параметров надежной бесперебойной связью с ЛА на всей траектории полета при больших дальностях полета и сложных профилях траектории, устойчивого приема телеметрической информации с борта ЛА на НПП, повышение точности и достоверности результатов испытаний ЛА и проведения анализа функционирования блоков ЛА.
В способе испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров, включающем считывание с функциональных блоков ЛА телеметрической информации, преобразование ее в двоичный код, из которого формируют информационные пакеты о каждом регистрируемом параметре, излучение информационных пакетов в направлении HПП наземной аппаратуры телеметрической системы регистрации, прием и обработку в НПП информации в режиме реального времени, поставленная задача достигается тем, что перед пуском ЛА рассчитывают и вводят в наземную аппаратуру телеметрической системы регистрации исходные данные: координаты положения антенны НПП и зависимость траекторных параметров ЛА от времени полета, с момента пуска и в процессе полета ЛА считывают текущие расчетные траекторные параметры ЛА в реальном масштабе времени, начало отсчета которого синхронизируют с моментом пуска ЛА, рассчитывают направление на ЛА относительно положения антенны НПП, совмещают ось диаграммы направленности антенны НИИ с направлением на ЛА.
В системе испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров, содержащей установленные на ЛА функциональные блоки, аппаратуру управления, БТПМ с антенной, а в наземной аппаратуре телеметрической системы регистрации - наземный приемный пункт с антенной, при этом входы БТПМ соединены с выходами функциональных блоков и аппаратуры управления, поставленная задача достигается тем, что наземная аппаратура телеметрической системы регистрации снабжена последовательно соединенными пультом управления, вычислителем и приводом наведения, выход которого соединен с антенной НПП, при этом второй вход вычислителя в момент запуска ЛА параллельно с ЛА соединен со вторым выходом пульта управления.
Технический результат обеспечивается за счет того, что в способе испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров перед пуском ЛА рассчитывают и вводят в наземную аппаратуру телеметрической системы регистрации исходные данные: координаты положения антенны НИИ и зависимость траекторных параметров ЛА от времени полета, с момента пуска и в процессе полета ЛА считывают текущие расчетные траекторные параметры ЛА в реальном масштабе времени, начало отсчета которого синхронизируют с моментом пуска ЛА, рассчитывают направление на ЛА относительно положения антенны НПП, совмещают ось диаграммы направленности антенны НПП с направлением на ЛА.
Для этого наземная аппаратура телеметрической системы регистрации снабжена последовательно соединенными пультом управления, вычислителем и приводом наведения, выход которого соединен с антенной НПП, при этом второй вход вычислителя в момент запуска ЛА параллельно с ЛА соединен со вторым выходом пульта управления.
Результатом всех операций является следящая диаграмма направленности антенны НПП, которая в течение полета ЛА направлена на антенну БТПМ, что обеспечивает повышенный энергетический запас радиоканала и устойчивую связь ЛА с НПП на всей траектории полета.
Данное техническое решение поясняется графическими материалами.
На фиг. схематически приведена блок-схема системы испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров, с помощью которой реализуют предлагаемый способ испытаний ЛА, где
1 - летательный аппарат;
2 - функциональные блоки;
3 - аппаратура управления;
4 - БТПМ;
5 - антенна БТПМ;
6 - наземная аппаратура телеметрической системы регистрации;
7 - НПП;
8 - антенна НПП;
9 - привод наведения;
10 - вычислитель;
11 - пульт управления.
Перед пуском на заданную дальность в наземной аппаратуре телеметрической системы регистрации (6) в пульте управления (11), например, с аппаратуры спутниковой навигации, определяют координаты положения антенны НПП (8). С клавиатуры блока (11) вводят баллистические, программные данные и производят расчет траекторных параметров ЛА (1).
На основании расчетов в пульте управления (11) формируют исходные данные: координаты положения антенны НПП и зависимость траекторных параметров ЛА от времени полета и вводят их в оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) вычислителя (10).
При запуске ЛА (1) с пульта управления (11) посредством кнопки «Выстрел» по кабелю пуска подают команду на запускающие цепи ЛА (1) и на синхронизирующий (второй) вход вычислителя (10). В блоке (10) начинается отсчет текущего времени полета ЛА ti и считывание введенных в ОЗУ текущих расчетных траекторных параметров ЛА (1), соответствующих ti.
При испытаниях ЛА с выходов функциональных блоков (2) телеметрические сигналы, содержащие информацию об основных параметрах ЛА (1), и управляющие сигналы аппаратуры управления (3) поступают на входы БТПМ (4). В блоке (4) по сигналам аппаратуры управления (3) согласно алгоритму управления ЛА телеметрические сигналы с выходов функциональных блоков (2) преобразуются в двоичный код и формируются в информационные пакеты о каждом регистрируемом параметре, которые излучаются посредством антенны БТПМ (4) в направлении НПП (7).
В вычислителе (10) в моменты ti по координатам положения антенны НПП (8) и текущим траекторным параметрам ЛА (1) рассчитывают направление на ЛА (1) относительно положения антенны НПП (8). На выходе вычислителя (10) формируют пропорциональный данному направлению сигнал и подают его на вход привода наведения (9), соединенного с антенной НПП (8). Привод наведения (9) по поступившему сигналу разворачивает антенну НПП (8) таким образом, чтобы ось диаграммы направленности антенны НПП (8) совместилась с рассчитанным направлением на ЛА (1). Результатом всех операций является следящая диаграмма направленности антенны НПП, ось которой направлена на ЛА (1). При этом шаг отсчета времени Ati выбирают из необходимой точности слежения диаграммы направленности антенны НПП (8) за ЛА (1).
НПП (7) посредством антенны НПП (8) принимает сигналы с борта ЛА (1), расшифровывает поступившие данные о параметрах функциональных блоков (2) и обрабатывает телеметрическую информацию. Ось диаграммы направленности антенны НПП (8) направлена на ЛА (1), что обеспечивает работу антенны НПП с коэффициентом направленного действия, близким к максимальному, следовательно, и устойчивость связи между НПП (7) и БТПМ (4) на всей траектории полета ЛА.
В предлагаемом устройстве функциональные блоки (2), аппаратура управления (3), БТПМ (4), антенна БТПМ (5), НПП (7), антенна НПП (8) могут быть выполнены, например, аналогично блокам прототипа /1/. Привод наведения (10) может быть выполнен, например, как следящий привод постоянного тока, Л.В. Рабинович, Б.И. Петров, В.Г. Терсков и др. Проектирование следящих систем, под ред. Л.В. Рабиновича. М., Машиностроение, 1969, стр.86-87, /2/. В качестве вычислителя (10) и пульта управления (11) может быть применена, например, малогабаритная ЭВМ типа «Багет» аналогично пульту управления орудием, патент РФ №2247297, публикация 27.02.2005 г., кл. МПК F41G 5/00, 7/22 /3/.
Таким образом, использование предлагаемых способа испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров и устройства для его осуществления позволяет обеспечить НПП надежной бесперебойной связью с ЛА на всей траектории полета и устойчивым приемом телеметрической информации с борта ЛА при больших дальностях полета и сложных профилях траектории, повысить точность и достоверность результатов испытаний ЛА и проведения анализа функционирования блоков ЛА.
Система испытаний летательных аппаратов с телеметрической системой регистрации основных параметров, содержащая установленные на ЛА функциональные блоки, аппаратуру управления, бортовой телеметрический передающий модуль (БТПМ) с антенной, а в наземной аппаратуре телеметрической системы регистрации - наземный приемный пункт с антенной, при этом входы БТПМ соединены с выходами функциональных блоков и аппаратуры управления, отличающаяся тем, что наземная аппаратура телеметрической системы регистрации снабжена последовательно соединенными пультом управления, вычислителем и приводом наведения, выход которого соединен с антенной НПП, при этом второй вход вычислителя в момент запуска ЛА параллельно с ЛА соединен со вторым выходом пульта управления.