Механизм перемещения закрылков

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиационной технике и касается конструкций исполнительных механизмов перемещения закрылков самолёта. Механизм перемещения закрылка содержит силовой привод с выходным рычагом и каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса, закрепленного под крылом. При этом механизм снабжен промежуточной траверсой, присоединенной к каретке с возможностью поворота и посредством кронштейна и шарнирной тяги - к закрылку. Передняя часть траверсы соединена с передним плечом рычага привода шарнирной тягой, а задняя часть траверсы посредством другой шарнирной тяги - с задним плечом рычага привода. Достигаются улучшение аэродинамических свойств закрылка, уменьшение массы конструкции и габаритов, снижение коэффициента трения, увеличение угла отклонения. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к области авиационной техники, а более конкретно - к конструкциям исполнительных механизмов перемещения закрылков самолета.

Уровень техники

Из уровня техники известна публикация патента RU 2214347 С2, МПК В64С 9/18. В известном из данного патента устройстве, решающем задачу оптимизации траектории перемещения закрылка и имеющем в связи с конструктивной сложностью ограниченную область применения, рычаг привода и несущий рычаг шарнирно соединены с неподвижно закрепленной на крыле балкой. Шатун шарнирно соединен одним концом с рычагом привода. Переднее и заднее звенья навески закрылка шарнирно соединены с несущим рычагом, шарнирно соединенным с противоположным концом шатуна. Звено навески закрылка соединено тягой синхронизации с рычагом привода.

Также из уровня техники известна система по патенту US 7243881 В2, относящаяся к средствам управления щелевыми потоками воздуха в закрылках безотносительно к габаритам устройства, поверхности крыла и углу отклонения закрылка - задаче, решаемой заявленным устройством.

Наиболее близким аналогом (прототипом) заявленного механизма является устройство по патенту RU 2384464 С2, МПК В64С 9/16, в котором направляющая закрылка опирается на направляющий рельс и перемещается по нему между положениями взлета и посадки с помощью каретки. При этом в направляющей имеются две выемки, имеющие близкий к U-образному профиль, а на каретке закреплены входящие в указанные выемки элементы скольжения, форма поперечного сечения которых повторяет профиль выемки.

Направляющая содержит боковые направляющие элементы, предназначенные для предотвращения перемещения каретки перпендикулярно рельсу.

Устройство, определенное в качестве наиболее близкого аналога, также как и заявленный механизм, содержит силовой привод с выходным рычагом и связанную с ним каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса, закрепленного под крылом.

К недостаткам прототипа предлагаемого механизма перемещения закрылков относится его конструктивная сложность, большая масса конструкции и невозможность обеспечения оптимальной траектории выдвижения закрылка.

Сущность изобретения

Целью, решаемой предлагаемым изобретением, является снижение эксплуатационных расходов.

Технический результат заявленного механизма перемещения закрылков заключается в улучшении аэродинамических свойств закрылка.

Другим техническим результатом предлагаемого изобретения является уменьшение массы конструкции и ее габаритов.

Также техническим результатом, достигаемым при реализации заявленного изобретения, является снижение коэффициента трения между элементами конструкции при обеспечении оптимальной траектории выдвижения закрылка с увеличением угла его отклонения в режиме посадки и отката.

Еще один технический результат, достигаемый предлагаемым механизмом перемещения закрылков, заключается в снижении расходов, в том числе топлива, при эксплуатации самолета.

Указанные технические результаты достигаются предлагаемым механизмом перемещения закрылка, содержащим силовой привод с двуплечим выходным рычагом и каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса, закрепленного под крылом, согласно изобретению механизм снабжен промежуточной траверсой, присоединенной к каретке с возможностью поворота посредством шарнира и шарнирной тяги - к закрылку, при этом траверса передней частью соединена с передним плечом рычага привода шарнирной тягой, а задней частью, также шарнирной тягой, с задним плечом рычага привода.

Достижение указанных технических результатов обеспечивается за счет того, что:

- механизм содержит по меньшей мере один расположенный по размаху закрылка рельс с соответствующими каретками и траверсами, причем каждая промежуточная траверса снабжена шарниром и соединена с закрылком с возможностью заданного пространственного перемещения закрылка;

- каретка содержит верхние, нижние и боковые ролики, контактирующие с соответствующими элементами рельса.

Краткое описание чертежей

В дальнейшем изобретение поясняется примером его выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи:

фиг. 1 - вид на механизм перемещения закрылка в полетном положении закрылка;

фиг. 2 - вид на механизмперемещения закрылка в положении взлета;

фиг. 3 - вид на механизм перемещения закрылка в положении посадки;

фиг. 4 - вид на каретку по нормали к рельсу;

фиг. 5 - сечение по узлам крепления шарнирных тяг (9), (10) с рычагом (2).

Осуществление изобретения

Заявленный механизм перемещения закрылка (1) содержит силовой привод с двуплечим выходным рычагом (2) и каретку (3). Каретка (3) установлена с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса (4). Рельс (4) закреплен под крылом (5). Заявленный механизм также снабжен промежуточной траверсой (6), присоединенной с возможностью поворота к каретке (3) и посредством кронштейна (7) и шарнирной тяги (8) - к закрылку (1). Передняя часть траверсы (6) посредством тяги (9) шарнирно соединена с передним плечом рычага (2) привода. Задняя часть траверсы (6) также шарнирно соединена с задним плечом рычага (2) привода посредством другой шарнирной тяги (10).

Предлагаемый механизм перемещения закрылка (1) содержит несколько расположенных по его размаху рельсов (4) с соответствующими каретками (3) и траверсами (6). Каждая промежуточная траверса (6) шарнирно присоединена к закрылку (1) с возможностью его заданного пространственного перемещения.

Каретка (3) содержит верхние (12) нижние (13) и боковые (14) ролики, контактирующие с соответствующими элементами рельса (4).

При вращении рычага (2) каретка (3) перемещается в направляющих элементах рельса (4). Элементы механизма при этом совершают плоскопараллельное движение. Вначале, от положения закрылка «убрано», до положения «взлет», на протяжении ≈ 70% хода закрылка (фиг. 2), каретка (3) и траверса (6) движутся без заметного взаимного вращения. В конце хода, в положении «посадка», каретка (3) останавливается за счет взаимной геометрии расположения рычагов (2), (9), (10) относительно друг друга и каретки (3). При остановившейся каретке (3) с одновременным дальнейшим вращении рычага (2) происходит интенсивное вращение траверсы (6) (фиг. 3).

Закрылок (1) совершает пространственное движение, примерно повторяя в сечениях движение траверсы.

Увеличением угла отклонения и отката закрылка (1) обеспечивается соответствующее увеличение эффективной площади крыла на режимах взлета и посадки самолета, способствуя улучшению его летно-технических характеристик благодаря росту подъемной силы крыла.

1. Механизм перемещения закрылка, содержащий силовой привод с выходным рычагом и каретку, установленную с возможностью продольного перемещения в направляющих элементах рельса, закрепленного под крылом, отличающийся тем, что механизм снабжен промежуточной траверсой, присоединенной к каретке с возможностью поворота и посредством кронштейна и шарнирной тяги - к закрылку, при этом передняя часть траверсы соединена с передним плечом рычага привода шарнирной тягой, а задняя часть траверсы посредством другой шарнирной тяги - с задним плечом рычага привода.

2. Механизм по п.1, отличающийся тем, что содержит несколько расположенных по размаху закрылка рельсов с соответствующими каретками и траверсами, причем каждая промежуточная траверса шарнирно присоединена к закрылку с возможностью заданного пространственного перемещения промежуточной траверсы.

3. Механизм по п.1, отличающийся тем, что каретка содержит верхние, нижние и боковые ролики, контактирующие с соответствующими элементами рельса.