Модуль ограждения, ограждение на его основе, способ возведения ограждения и способ его демонтажа

Иллюстрации

Показать все

Изобретения относятся к строительству и/или фортификации и могут быть использованы в наружных и внутренних ограждениях различных территорий. Технический результат - создание ограждения на основе универсального модуля, простого по конструкции, компактного при хранении и транспортировке, обладающего необходимыми для фортификационного сооружения техническими характеристиками. Для этого в модуле ограждения, характеризующемся наличием пространственно-изогнутого сплошного тонкостенного корпуса клинообразной формы поперечного сечения, выполненного с возможностью стыковки один в другой при хранении и/или транспортировке, причем в своей верхней части корпус включает перемычку между стенками и снабженный продольным направляющим пазом участок, а нижние части стенок снабжены направленными наружу отбортовками. В ограждении, характеризующемся наличием соединенных между собой в цепь вышеописанных единичных модулей, которые соединены предпочтительно внахлест и связаны между собой посредством шарнирных тяг, один конец тяг закреплен на одном единичном модуле, а другой располагается в продольном пазу соседнего единичного модуля с возможностью смещения из одного крайнего положения в другое. В способе возведения ограждения, характеризующемся последовательной установкой ранее упомянутых единичных модулей ограждения, своими направленными наружу отбортовками на нижних частях стенок на базовой поверхности, причем перед установкой единичные модули ограждения последовательно входят один в другой и последовательно соединены друг с другом с возможностью последующего фиксированного относительного перемещения посредством продольных направляющих пазов на одних единичных модулях и взаимодействующих с ними с образованием кинематических пар шарнирных тяг, закрепленных на рядом стоящих соседних единичных модулях, при этом модули ограждения располагают на мобильной платформе и разворачивают своими направленными наружу отбортовками по направлению ее движения на угол не более 90°, а последовательную установку единичных модулей осуществляют путем сброса направленными наружу отбортовками на базовую поверхность, по меньшей мере, первого из них. В способе демонтажа ограждения, возведенного ранее упомянутым способом, характеризующемся последовательным съемом с базовой поверхности единичных модулей ограждения и их размещением на мобильной платформе с вхождением одного в другой, при этом единичные модули последовательно фиксирование перемещают относительно друг друга посредством продольных пазов на одних единичных модулях и взаимодействующих с ними шарнирных тяг, закрепленных на соседних единичных модулях, путем разворота основания каждого модуля навстречу движению мобильной платформы на угол не более 90°. 4 н. п. ф-лы, 14 з.п. ф-лы, 16 ил.

Реферат

Изобретение относится к строительству и/или фортификации и может быть использовано в наружных и внутренних ограждениях территорий строительных площадок, площадок дорожного строительства и ремонта, промышленных предприятий, общественных мест и других территорий, требующих преимущественно временной локализации, а также в качестве простейших инженерных сооружений полевой фортификации.

Известен барьерный элемент для разделения транспортных потоков, выполненный из резины и имеющий основание удлиненной формы, на одном торце основания выполнен паз, на другом торце - ответный выступ, образующие соединение барьерных элементов между собой, в элементе выполнены отверстия для установки крепежных элементов, при этом форма паза и выступа выбраны такими, что они образуют шарнирное соединение [описание полезной модели к патенту РФ №80169 от 22.08.2008, МПК E01F 15/02, опубл. 27.01.2009]. Решаемая задача - создание новых элементов дорожной разметки. Технический результат - увеличение возможной кривизны изгиба разделительного барьера для разметки трасс на поворотах.

Недостатками настоящего барьерного элемента - выполненный из полимера элемент дорожной разметки - являются его узкоспециальное назначение и затруднения, связанные с хранением, повторным использованием и необходимостью регулярной выбраковки элементов, подвергнутых минимальному механическому воздействию или перепаду температур.

Известно временное строительное ограждение, включающее набор примыкающих друг к другу каркасных ограждающих несущих элементов, установленных на фундаменте, при этом оно снабжено опорой, размещенной с внутренней стороны ограждающих несущих элементов и выполненной в виде наклонного углового раскоса, укрепленного к фундаменту и ограждающему несущему элементу. Несущие элементы могут быть установлены с технологическим разрывом [описание полезной модели к патенту РФ №38807 от 26.03.2004, МПК Е04Н 17/14, опубл. 10.07.2004].

Недостатком известного строительного ограждения является необходимость обустройства специального фундамента, что делает его использование по иному назначению, например в качестве сооружения полевой фортификации, проблематичным из-за недопустимо низкой скорости возведения.

Известно временное строительное ограждение, включающее ограждающий элемент, опирающийся на плиту и связывающий их наклонный раскос, при этом опорная плита пригружается грунтом, извлекаемым при отрывке котлована [описание полезной модели к патенту РФ №107251 от 23.03.2011, МПК Е04Н 17/14, опубл. 10.08.2011]. Массивное ограждение снижает амплитуду колебаний, передающихся на существующие здания при погружении свай в строительном котловане, одновременно служит противошумовым барьером и позволяет экономить полезную площадь при складировании грунта.

Настоящему техническому решению присущи недостатки предыдущего.

Известен блок дорожного разделительного барьера, содержащий корпус, выполненный из пластика в виде полой емкости с верхним и нижним основаниями, с торцевыми стенками и расположенными под углом к нижнему основанию продольными стенками, причем корпус имеет открытую снизу полость, при этом верхнее основание и каждая из торцевых и продольных стенок корпуса выполнены в виде двойных панелей с зазором между последними, а нижнее основание выполнено в виде полосы, соединяющей открытые торцы соответствующих двойных панелей по периметру корпуса. Кроме этого, одна из торцевых стенок корпуса имеет расположенный под ней фиксатор, выполненный в виде бобышки, а другая торцевая стенка корпуса имеет сквозное отверстие для обеспечения возможности установки в нем фиксатора рядом стоящего блока в процессе сборки дорожного разделительного барьера; каждая из наружных панелей продольных стенок имеет ряд размещенных на расстоянии друг от друга элементов усиления, а также блок дорожного разделительного барьера выполнен с обеспечением возможности заполнения жидкостью [описание полезной модели к патенту РФ №68529 от 19.06.2007, МПК E01F 15/00, опубл. 27.11.2007]. Технический результат - обеспечение при хранении возможности компактной укладки блоков дорожного разделительного барьера стопкой.

Решение вопроса с укладкой блоков для хранения и транспортировки является далеко неполным, т.к. толстые двухслойные стенки решают эту проблему частично. Не учтено повторное использование блоков, поскольку применение воды для утяжеления требует больших затрат на ее заполнение и выпуск и просушку после использования блоков по назначению. Кроме этого, барьер на основе настоящих блоков неработоспособен при отрицательных температурах. И даже при использовании более совершенных материалов настоящие изделия могут быть использованы исключительно по заявленному назначению.

Известен сборный модульный барьер для ограждений и знаков, содержащий две отдельные части, а именно вертикальную переднюю часть с двумя расположенными в ее нижней области выступами, образующими две ножки, и заднюю часть, образующую одну центральную ножку и расположенную наклонно относительно передней части, причем передняя и задняя части соединены друг с другом с возможностью разъединения, при этом одна из указанных частей имеет на своей верхней поперечине, соответствующей ее краю, соединенному шарнирно с другой частью, поперечный паз для шпунтового соединения с соответствующими выступами, отходящими от верхнего края другой части, причем в поперечинах обеих частей выполнены расположенные напротив друг друга вертикальные отверстия для прохода соответствующих крепежных пальцев для соединения отдельных частей модульного барьера, передняя часть которого имеет в основном прямоугольную форму с нижними выступами, образующими указанные ножки, а задняя часть имеет форму перевернутой равнобедренной трапеции и ее нижний конец образует третью ножку, при этом каждая из частей выполнена из пластмассы и имеет на своей поверхности сетчатую конструкцию с большими отверстиями для прохождения воздуха [описание изобретения к патенту РФ №2371539 от 04.05.2005, МПК E01F 13/02, опубл. 27.10.2009]. Решаемая задача - создание легкого и прочного барьера, изготовленного исключительно из пластмассы, который можно использовать как внутри помещения, так и снаружи; обладающего оптимальной устойчивостью, легко укладываемого в штабель, когда не используется, легко соединяющегося с другими модулями или барьерами при создании ограждений или размещении знаков; имеющего обращенную к пешеходной зоне плоскую вертикальную поверхность с размещенной на нем информацией или рекламой и не создающего препятствий для прохождения воздуха.

Недостатком модульного барьера является его сборная ажурная конструкция. Это ограничивает его применение, определяющееся выраженными декоративными свойствами. Также следует отметить относительную сложность изготовления модуля, сложность монтажа барьера в целом и низкую скорость возведения. В процессе демонтажа барьера и модулей появляется множество однотипных деталей, что может привести к их травмированию, снижению декоративных свойств и разукомплектации сооружения.

Известно типовое раскладное фортификационное сооружение, состоящее из остова основного помещения, выполненного в виде мобильного контейнера с защитно-герметическими дверями и встроенными тамбурами, усиленного по торцам и сверху поворотными панелями, при этом для увеличения полезной площади к его средней части шарнирно прикреплены откидные опорные рамы, создающие в рабочем положении совместно с поворотными и раскладными панелями два боковых вспомогательных помещения [описание изобретения к патенту РФ №2469155 от 26.12.2008, МПК Е04В 1/343, опубл. 10.12.2012]. Решаемая задача - уменьшение трудозатрат при развертывании (свертывании) сооружения, сокращение времени на подготовку его к эксплуатации, повышение защитных свойств и обеспечение большой вместимости.

При всех достоинствах сооружения его нельзя использовать для оперативной локализации протяженных участков местности. Этому мешают большие габариты сооружения - оно занимает целый кузов грузового автомобиля, - и недостаточная оперативность его развертывания и, в какой-то степени, свертывания. Таким образом, основным недостатком настоящего фортификационного сооружения является невозможность решать оперативно-тактические задачи в условиях боевого планирования.

Известна сборно-разборная конструкция инженерных сооружений, включающая железобетонные модульные элементы в виде панелей, состыкованных между собой с помощью пазов и входящих в них выступов с возможностью изменения угла между панелями и закрепления его узлами фиксации, выполненными в виде шлицевых соединений, ответные части которых размещены на выступах и пазах в плоскостях, перпендикулярных поверхности панели, при этом каждый модуль с одной стороны в зоне стыка выполнен с двумя выступами, образованными угловым вырезом и центрально расположенным между выступами пазом, а с другой стороны - угловым вырезом, расположенным диагонально угловому вырезу противоположной стороны, и пазом, выполненным симметрично выступу противоположной стороны, при этом пазы стыкуемых соединений выполнены с монтажным зазором, равным высоте боковой грани шлица [описание изобретения к патенту РФ №2016177 от 12.05.1992, МПК5 Е04В 1/343, опубл. 15.07.1994]. Решаемая задача - расширение объемно-планировочных возможностей сооружений при одновременном повышении технологичности сборки.

Несмотря на то, что инженерное сооружение отличается универсальностью (из него можно построить, в том числе, протяженное ограждение), его применение в качестве фортификационного имеет ограничения, связанные с недостаточной компактностью в разобранном виде, с использованием значительных ресурсов на подвоз к месту возведения и с низкой скоростью возведения, например, в условиях возможного обстрела территории, где предполагается его монтаж. Что касается демонтажа, то такие сооружения, как правило, повторно не используются, а подлежат дальнейшему использованию либо окончательной утилизации.

Задача, решаемая изобретениями группы, и достигаемый технический результат заключаются в создании универсального ограждения, практически неограниченной длины, выполненного на основе универсального модуля ограждения, простого по конструкции, компактного при хранении и транспортировке, обладающего, кроме этого, необходимыми для простейшего фортификационного сооружения геометрическими (внешний вид и форма) и прочностными характеристиками, а также в существенном сокращении времени на его возведение и сокращении времени на его демонтаж, в том числе с возможностью последующего оперативного возведения на новом месте.

Для решения поставленной задачи и достижения заявленного технического результата в модуле ограждения, характеризующемся наличием пространственно-изогнутого сплошного тонкостенного корпуса клинообразной формы поперечного сечения, выполненного с возможностью стыковки один в другой при хранении и/или транспортировке, причем в своей верхней части корпус включает перемычку между стенками и снабженный продольным направляющим пазом участок, а нижние части стенок снабжены направленными наружу отбортовками.

Кроме этого:

- снабженный продольным направляющим пазом участок корпуса выполнен с наружной стороны перемычки;

- по меньшей мере, на одном крае перемычки выполнен фрагмент паза, переходящий в продольный направляющий паз;

- модуль выполнен металлическим;

- стенки корпуса выполнены с вертикально ориентированными гофрами;

- корпус снабжен дополнительной перемычкой дугообразной выпуклой формы, связывающей боковые торцы стенок на одной из сторон;

- по меньшей мере, одна стенка корпуса включает, по меньшей мере, одно сквозное отверстие;

- края стенок корпуса и/или края их отбортовок включают сквозные отверстия, выполненные с возможностью размещения в них фиксирующих элементов.

Также для решения поставленной задачи и достижения заявленного технического результата в ограждении, характеризующемся наличием соединенных между собой в цепь вышеописанных единичных модулей, которые соединены предпочтительно внахлест и связаны между собой посредством шарнирных тяг, один конец тяг закреплен на одном единичном модуле, а другой располагается в продольном пазу соседнего единичного модуля с возможностью смещения из одного крайнего положения в другое.

Кроме этого:

- шарнирная тяга включает, по меньшей мере, одну сферическую головку;

- единичные модули дополнительно зафиксированы относительно друг друга и/или базовой поверхности, на которой они установлены посредством фиксирующих элементов, размещенных в отверстиях на краях стенок корпуса и/или на краях их направленных наружу отбортовок.

Известен способ возведения и демонтажа инженерных сооружений [см. патенты РФ №2016177 и №2469155]. Возведение сооружений заключается в последовательной сборке элементов конструкций с преобладающим применением ручного труда. Демонтаж сооружений заключается в воспроизведении процесса возведения в обратной последовательности.

И хотя конструктивные особенности сооружений позволяют значительно сократить время их возведения и соответственно снизить трудозатраты, в некоторых случаях, например, при резком изменении погодных условий (жара, холод, в т.ч. морозы, длительные дожди и пр.), при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (пожары, наводнения, несанкционированные стихийные явления общественной жизни, распространяющиеся эпидемии, военные действия и пр.) - скорость возведения недопустимо мала.

К демонтажу известных и любых других сооружений, которые не изменили своей физической сущности, предъявляются менее жесткие требования по сравнению с требованиями к их возведению, т.к. существует возможность дождаться благоприятных условий для проведения работ, однако и в этом случае время демонтажа следует серьезно сократить.

Также задача, решаемая изобретениями группы, и достигаемый технический результат в части способов возведения и демонтажа вышеупомянутого ограждения на основе универсальных единичных модулей заключаются в существенном сокращении времени на их доставку к месту установки и возведение ограждения, а также сокращении времени на его демонтаж, в том числе с возможностью последующего оперативного возведения на новом месте.

Для этого в способе возведения ограждения, характеризующемся последовательной установкой ранее упомянутых единичных модулей ограждения, своими направленными наружу отбортовками на нижних частях стенок на базовой поверхности, причем перед установкой единичные модули ограждения последовательно входят один в другой и последовательно соединены друг с другом с возможностью последующего фиксированного относительного перемещения посредством продольных направляющих пазов на одних единичных модулях и взаимодействующих с ними с образованием кинематических пар шарнирных тяг, закрепленных на рядом стоящих соседних единичных модулях, при этом модули ограждения располагают на мобильной платформе и разворачивают своими направленными наружу отбортовками по направлению ее движения на угол не более 90°, а последовательную установку единичных модулей осуществляют путем сброса направленными наружу отбортовками на базовую поверхность, по меньшей мере, первого из них. Кроме этого:

- угол α разворота направленных наружу отбортовок модулей ограждения к основанию мобильной платформы предпочтительно рассчитывают по формуле:

α=90°-arctg(h/a),

где h - высота модуля ограждения;

а - длина модуля ограждения;

- на трущиеся и контактные поверхности предварительно наносят защитное покрытие с антифрикционными свойствами;

- единичные модули фиксируются относительно друг друга и/или базовой поверхности неподвижно.

Кроме этого, в способе демонтажа ограждения, возведенного ранее упомянутым способом, характеризующемся последовательным съемом с базовой поверхности единичных модулей ограждения и их размещением на мобильной платформе с вхождением одного в другой, при этом единичные модули последовательно фиксирование перемещают относительного друг друга посредством продольных пазов на одних единичных модулях и взаимодействующих с ними шарнирных тяг, закрепленных на соседних единичных модулях, путем разворота основания каждого модуля навстречу движению мобильной платформы на угол не более 90°.

Кроме этого:

- в процессе съема единичных модулей, по меньшей мере, на часть трущихся и контактных поверхностей наносят защитное покрытие с антифрикционными свойствами;

- демонтированное ограждение располагают на мобильной платформе с разворотом оснований единичных модулей на угол не более 90° в направлении, противоположном направлению их съема.

Изобретения иллюстрируются чертежами, где:

На фиг. 1 показан модуль ограждения в аксонометрической проекции;

на фиг. 2-4 показан модуль ограждения в ортогональных проекциях;

на фиг. 5 показана конструкция перемычки между стенками корпуса;

на фиг. 6-8 показаны некоторые варианты конструкции шарнирных тяг, образующих кинематические пары с продольными направляющими пазами корпусов;

на фиг. 9 показано сечение А-А фиг. 3 и фиг. 13 - возможная конструкция стенок корпуса с вертикально ориентированными гофрами;

на фиг. 10 показана схема реализации способа возведения ограждения и соответственно схема способа его демонтажа;

на фиг. 11 показан вариант исполнения модуля ограждения с дополнительной перемычкой - аксонометрическая проекция;

на фиг. 12-14 показан модуль ограждения фиг. 11 в ортогональных проекциях;

на фиг. 15 показана конструкция дополнительной перемычки, связывающей боковые торцы стенок корпуса на одной из сторон;

на фиг. 16 показана схема реализации способа возведения ограждения на основе модуля фиг. 11 и соответственно схема способа его демонтажа.

Модуль ограждения 1 включает пространственно-изогнутый сплошной тонкостенный, предпочтительно металлический корпус 2 клинообразной, например, Λ-образной формы поперечного сечения, выполненный с возможностью стыковки один в другой при хранении и/или транспортировке, причем в своей верхней части корпус 2 включает перемычку 3 между стенками 4 и 5 и снабженный продольным направляющим пазом 6, как правило, прямолинейный участок 7, а нижние части стенок 4 и 5 снабжены направленными наружу отбортовками 8.

Определение термина «тонкостенный» - это инженерные или строительные конструкции, отличительным признаком которых является весьма малая толщина стенок по сравнению с их габаритами. Для справки: к тонкостенным конструкциям относятся оболочки, купола, кровли, заборы, ширмы, разделительные перегородки, спецпрофили и т.п.

Снабженный продольным направляющим пазом 6 участок 7 корпуса 2 выполнен с наружной стороны перемычки 3, причем, по меньшей мере, на одном крае перемычки 3 выполнен фрагмент паза 6', переходящий в продольный направляющий паз 6.

Стенки 4 и 5 корпуса 2 могут быть выполнены с вертикально ориентированными гофрами 9, при этом, по меньшей мере, одна из стенок 4 или 5 корпуса 2 включает, по меньшей мере, одно сквозное отверстие типа бойницы 10 или лаза 11, а края стенок 4 или 5 корпуса 2 и/или края их направленных наружу отбортовок 8 включают сквозные отверстия 12, выполненные с возможностью размещения в них разнообразных фиксирующих элементов (условно не показаны) типа штифтов, осей, костылей, резьбовых стержней, болтов, винтов, заклепок и др.

Кроме этого, корпус 2 может быть снабжен дополнительной перемычкой 13 дугообразной (изогнутой по радиусу) выпуклой формы, связывающей боковые торцы стенок 4 и 5 на одной из сторон.

Ограждение включает связанные между собой в цепь единичные модули 1, которые соединены предпочтительно внахлест и связаны между собой посредством шарнирных тяг 14, один конец которых закреплен на одном единичном модуле 1, а другой располагается в продольном пазу 6 соседнего единичного модуля Г с возможностью смещения из одного крайнего положения в другое. Шарнирная тяга 14 включает, по меньшей мере, одну сферическую головку 15.

Единичные модули 1 дополнительно зафиксированы относительно друг друга и/или базовой поверхности 16, на которой они установлены посредством фиксирующих элементов (как упоминалось выше - условно не показаны) типа штифтов, осей, костылей, резьбовых стержней, болтов, винтов, заклепок и др., размещенных в отверстиях 12 на краях стенок 4 и/или 5 корпуса 2 и/или на краях их отбортовок 8.

Способ возведения (монтажа) ограждения включает последовательную установку ранее описанных единичных модулей 1 ограждения своими направленными наружу отбортовками 8 (т.н. основаниями - та же поз. 8) на нижних частях стенок 4 и 5 на базовой поверхности 16, причем перед установкой единичные модули 1 ограждения последовательно входят один в другой и последовательно соединены друг с другом с возможностью последующего фиксированного относительного перемещения посредством продольных направляющих пазов 6 на одних единичных модулях 1 и взаимодействующих с ними с образованием кинематических пар шарнирных тяг 14, закрепленных на рядом стоящих соседних единичных модулях, при этом модули 1 ограждения располагают на мобильной платформе 17 и разворачивают своими направленными наружу отбортовками (основаниями) 8 по направлению ее движения на угол не более 90°, а последовательную установку единичных модулей 1 осуществляют путем сброса направленными наружу отбортовками 8 (основанием) на базовую поверхность 16, по меньшей мере, первого из них.

Как упоминалось выше, продольные направляющие пазы 6 единичных модулей 1 выполнены расположенными с внешней стороны стенок 4 и 5 их корпусов 2-е наружной стороны перемычек 3.

Угол α разворота направленных наружу отбортовок 8 модулей 1 ограждения к основанию мобильной платформы 17 предпочтительно рассчитывают по формуле:

α=90°-arctg(h/a),

где h - высота модуля ограждения;

а - длина модуля ограждения.

На трущиеся и контактные поверхности входящих в ограждение единичных модулей 1 предварительно наносят защитное покрытие с антифрикционными свойствами, например смазку.

Единичные модули 1 возведенного ограждения неподвижно фиксируются относительно друг друга и/или базовой поверхности 16 упомянутыми выше фиксирующими элементами.

Способ демонтажа ограждений, возведенных вышепроцитированным способом, осуществляется в обратной последовательности и заключается в последовательным съеме с базовой поверхности 16 единичных модулей 1 ограждения и их размещением на мобильной платформе 17 с вхождением одного в другой, при этом единичные модули 1 последовательно фиксирование перемещают относительного друг друга посредством продольных пазов 6 на одних единичных модулях 1 и взаимодействующих с ними шарнирных тяг 14, закрепленных на соседних единичных модулях, путем плавного разворота направленных наружу отбортовок 8 каждого модуля навстречу движению мобильной платформы 17 на угол β не более 90° до их полного контакта.

В процессе съема единичных модулей 1, по меньшей мере, на часть трущихся и контактных поверхностей наносят защитное покрытие с антифрикционными свойствами.

Демонтированное (разобранное) ограждение располагают на мобильной платформе 17 с разворотом направленных наружу отбортовок 8 единичных модулей на угол α не более 90° в направлении, противоположном направлению их съема.

Проанализируем существенные признаки изобретений.

Использование в конструкции модуля 1 пространственно-изогнутого сплошного, предпочтительно металлического, тонкостенного корпуса 2 клинообразной, преимущественно Λ-образной симметричной или несимметричной формы поперечного сечения позволяет обеспечить максимальную компактность при стыковке один в другой (или один на другой) при хранении и/или транспортировке. Под симметричностью или несимметричностью Λ-образной формы поперечного сечения тонкостенного корпуса 2 следует понимать одинаковые или разные углы наклона стенок 4 и 5 корпуса 2 относительно вертикальной оси (плоскости), проходящей через его профильное сечение. В первом случае вертикальную ось (плоскость) в ряде случаев можно считать осью (плоскостью) симметрии модуля 1.

В своей верхней части корпус 2 включает перемычку 3 между стенками 4 и 5, которая позволяет при его изготовлении при необходимости использовать, по меньшей мере, три условно габаритные, соединенные посредством, например, сварки детали вместо одной сверхгабаритной и сложноизогнутой, что квалифицирует конструкцию как более технологичную. Снабжение корпуса 2 в его верхней части со стороны перемычки 3 специальным направленным наружу участком 7 с продольным направляющим пазом 6 (как правило, прямолинейным), в том числе фрагментарно заходящим на перемычку 3 участками 6′, обеспечивает возможность последующего объединения ряда единичных модулей 1 в ограждение по принципу гибкой цепи - с использованием промежуточных деталей (шарнирных тяг 14 со сферическими 15 и/или цилиндрическими 18 головками), обеспечивающих шарнирное соединение с необходимым количеством степеней свободы, в том числе с использованием специальных кареток с подшипниками качения и скольжения (условно не показаны), но, кроме этого, подобная сверх- или крупногабаритная «цепь» может быть компактно уложена своими модулями 1 один в другой (или один на другой) при хранении и/или транспортировке.

Нижние части стенок 4 и 5 единичного модуля 1 снабжены направленными наружу отбортовками 8, которые выполняют функцию его основания. Поскольку модуль 1 может быть установлен на любую поверхность, возможно, потребуется необходимая площадь опоры, чтобы он не погрузился под действием собственной, иногда внушительной силы тяжести, что характерно для стальной конструкции, например, в слабый грунт. Кроме этого, может потребоваться неподвижная фиксация модуля 1 на поверхности, что можно будет легко сделать путем установки крепежных элементов, например костылей (условно не показаны), в соответствующие отверстия 12 отбортовок 8.

В случае габаритных стенок 4 и 5 для сохранения их жесткости может быть недостаточно прочностных свойств материала, из которого они сделаны. Для устранения этого недостатка тонкие стенки 4 и 5 корпуса 2 выполняют с вертикально ориентированными гофрами 9.

Для дополнительного улучшения прочностных свойств, как единичного модуля 1, так и ограждения, на его основе корпус 2 снабжен дополнительной перемычкой 13 дугообразной (т.е. с изогнутыми по радиусу участками) выпуклой (выступающей не вовнутрь, а наружу) формы, связывающей боковые торцы стенок 4 и 5 на одной из сторон. Дополнительная перемычка 13 может быть выполнена, как в виде полосы, прутка, профиля и т.д., так и в виде объемно-штампованной детали, калибрующей практически все сечение профиля единичного модуля 1 - все зависит от его габаритов, - и обеспечивает ряд преимуществ. Дополнительная перемычка 13 калибрует форму торца единичного модуля 1, что очень важно для крупногабаритных изделий из тонколистовых материалов. Она выполняет функцию заходной фаски при стыковке с предыдущим модулем 1. Она фиксирует собранное ограждение в поперечном направлении более надежно, чем рекомендуемый (предпочтительный) нахлест модулей 1 друг на друга. При хранении единичных модулей 1 в виде вертикально стоящей «башни» дополнительная перемычка 13 не позволяет разъезжаться стенкам 4 и 5 ниженаходящихся модулей под действием силы тяжести модулей 1, находящихся вверху, при этом их выпуклость наружу не препятствует сборке модулей 1 друг на друга. Увеличивается общая устойчивость такой конструкции. Также существует возможность расположения нижней границы дополнительной перемычки 13 на уровне, соответствующем положению единичного модуля 1 перед возведением ограждения, тогда разворот модулей 1 до контакта дополнительных перемычек 13 с основанием 19 мобильной платформы 17 позволит визуально контролировать соблюдение технологии монтажа ограждения.

Следует отметить, что в некоторых случаях дополнительные перемычки 13 из-за своей конструкции или расположения могут препятствовать передвижению людей внутри ограждения или сдерживать его.

Преимуществом изготовления единичных модулей 1 из металла является то, что в зависимости от условий их применения и эксплуатации можно выбрать, например, титановые, стальные или любые другие сплавы. В одних случаях модули 1 будут более легкими, в других - более тяжелыми (например, стальной модуль размером 2,5×2,5 м и толщиной стенок 4 и 5 - 5 мм будет весить около 500 кг), а ограждения на их основе будут, например, облегченными, массивными, вязкими, прочными, теплопроводными, коррозионно-стойкими и т.д. или сочетать сразу несколько свойств.

Уже в таком виде единичный модуль 1 может быть использован в качестве самостоятельного изделия - миниограждения. Стыковка (пока без использования шарнирных тяг 14 и, как правило, ручная) двух и более единичных модулей 1 и их последующая фиксация с помощью разнообразных крепежных элементов позволяет получить более полноценное и протяженное ограждение.

В случае специализации ограждения на основе настоящего модуля 1 в качестве фортификационного сооружения, стенки 4 и 5 модуля 1 могут быть оснащены отверстиями типа бойниц 10 и/или сквозными (через обе стенки 4 и 5) или односторонними (через одну стенку - или 4, или 5) лазами 11.

Края стенок 4 и 5 корпуса 1 подобно краям их направленных наружу отбортовок 8 могут включать сквозные отверстия 12, выполненные с возможностью размещения в них различных фиксирующих элементов. Это позволит неподвижно зафиксировать модули 1 относительно друг друга, что сделает несанкционированный демонтаж ограждения затруднительным или позволит ограждению более успешно сопротивляться воздействию внешних сил, например напору ветра, воды, животных, людей, касательным воздействиям автомобилей и т.д.

При формировании ограждения из соединенных между собой в цепь единичных модулей 1 последние предпочтительно соединять между собой внахлест, но это возможно только на специально подготовленном ровном основании, избегая поворотов, например, на площади в населенном пункте и т.д. Безусловно, если базовая поверхность представляет собой пересеченную местность, то нахлест будет условным - полным для одних модулей 1 и частичным (только одной стенкой 4 или 5 или только вершиной корпуса 2) для других. Полный или частичный нахлест единичных модулей 1 обеспечивается автоматически при монтаже ограждения за счет правильно подобранной длины шарнирных тяг 14, один конец которых закреплен на одном единичном модуле 1, а другой располагается в продольном пазу 6 соседнего единичного модуля 1′ с возможностью смещения из одного крайнего положения в другое. Безусловно, наиболее приемлемыми конструктивно были бы тяги 14 со сферическими головками 15, но это потребует высокой точности изготовления как самих тяг 14, так и продольных пазов 6 (6′) для их смещения в модулях 1, а также организации специальных замков для заведения в продольные пазы 6 (6′). Опытно установлено, что тяги 14 с цилиндрическими головками 18 требуют меньшей точности изготовления, для них необязательны замки для заведения в пазы 6 (6′) и они также обеспечивают необходимый разворот модулей 1 относительно друг друга (т.н. скругление ограждения), что в идеале позволяет замкнуть ограждение и таким образом локализовать ограниченный участок местности.

Благодаря наличию тяг 14 ограждение представляет собой единую сборочную единицу как в возведенном состоянии, так и в собранном для хранения или транспортировки виде.

Единичные модули 1 возведенного ограждения можно дополнительно зафиксировать относительно друг друга и/или базовой поверхности 16, на которой они установлены посредством фиксирующих элементов, размещенных в отверстиях 12 на краях стенок 4 и 5 корпуса 2 и/или на краях их направленных наружу отбортовок 8. Фиксация осуществляется независимо от наличия дополнительных перемычек 13 между стенками 4 и 5 корпуса 2. Следует отметить, что отверстия могут быть изготовлены «по месту» - независимо от степени нахлеста стенок 4 и 5 корпуса 2 и выявленного несовпадения штатных отверстий 12 друг с другом, - с использованием портативного сверлильного оборудования. Таким образом, ограждение становится неразборным и приобретает дополнительные прочностные свойства, которые делают его препятствием в большей степени, чем просто возведенное незафиксированное ограждение.

Особенностью способа возведения (монтажа) ограждения является то, что ограждение является длинным (сотни и тысячи метров) и на его установку отводятся, буквально, минуты. Чтобы это обеспечить, перед установкой единичных модулей ограждения на базовую поверхность их предварительно подготавливают к монтажу, для чего модули 1 последовательно вкладывают один в другой (один на другой) и при этом соединяют один модуль 1 с другим (последующим модулем 1′) с помощью шарнирных тяг 14, образуя таким образом кинематические пары с необходимым количеством степеней свободы, необходимым для максимально возможного копирования рельефа местности (во внимание не следует принимать невозможность копирования впадины, например, метрового радиуса модулем 1, длина которого составляет, например, 2,5 м, и невозможность и нецелесообразность обнести кругом, например, одиноко стоящее дерево или частный дом).

В собранном (подготовленном для возведения) виде единичные модули 1 ограждения располагают на мобильной платформе 17, например на грузовом автомобиле типа КамАЗ, и разворачивают своими направленными наружу отбортовками 8 по направлению ее движения на угол от 0° до 90°, что соответствует по форме от вертикально стоящей «башни» до «башни», лежащей на боку. Однако предпочтительно выдержать угол:

α=90°-arctg (h/a),

где h и а соответственно высота и длина модуля ограждения.

Физически это выглядит как перпендикулярное расположение условной диагонали каждого единичного модуля 1 к основанию 19 мобильной платформы 17 (не показано из-за очевидности). Модули 1 соединяются между собой шарнирными тягами 14 минимальной длины. В собранном, наиболее компактном виде ограждение может быть оперативно доставлено в требуемую географическую точку. Последовательная установка единичных модулей 1 с мобильной платформы 17 на базовую поверхность 16 осуществляют путем сброса с небольшим усилием, как правило, с помощью средств механизации, по меньшей мере, первого или нескольких первых модулей 1 своими направленными наружу отбортовками (основаниями) 8 на базовую поверхность 16, а остальные модули 1 будут автоматически соскальзывать следом за первыми - друг за другом. Таким образом, условно прямолинейное ограждение, например, длиной в 1 км при скорости мобильной платформы 30 км/ч будет возведено в среднем за две минуты с небольшим. За несколько большее время ограждением такой длины можно огородить участок местности диаметром примерно 310 м.

Следует отметить, что ограждение можно возвести в несколько приемов. Например, ограждение располагают на нескольких машинах и после возведения одного участка производят его соединение (за счет быстросъемных шарнирных тяг 14 с головками 15 или 18, например, на шплинтах) со следующим комплектом ограждения, располагающимся на второй мобильной платформе 17, которая после соединения оперативно «выбрасывает» очередной участок ограждения и т.д. При необходимости специальная служба производит фиксацию ограждения на базовой поверхности 16, а ее единичных модулей 1 - между собой, или наоборот, фиксацию, как это упоминалось выше, можно производить несмотря на наличие дополнительных перемычек 13 между стенками 4 и 5 корпуса 2.

Что касается угла наклона отбортовок 8 к основанию 19 мобильной платформы 17 в районе 0°, что соответствует по форме вертикально стоящей «башне», то в этом случае резко ограничивается количество модулей 1 в ограждении, уменьшается устойчивость конструкции, особенно в исходном состоянии, а для монтажа (возведения) ограждения потребуется специальное приспособление типа подвижного в вертикальном направлении удлиненного склиза специального профиля, скорость опускания которого будет синхронизирована со скоростью движения платформы 17. Также желательно увеличить длину шарнирных тяг 14. Кроме этого, потреб