Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен. Шестерни установлены на одной оси и разнесены вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи (см., например, Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил., стр. 131, рис. 8.1.)

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемого качества смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом (см. Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил., стр. 214, рис. 12.33, а).

Недостаток прототипа состоит в том, что смазываемое дополнительной смазочной шестерней колесо, являясь элементом быстроходной ступени передачи, имеет большую скорость вращения; к тому же шестерня имеет, как правило, меньший диаметр, чем диаметр колеса; это ведет к большой окружной скорости вращения шестерни - еще большей, чем колеса; а большая скорость вращения шестерни способствует усиленному взбалтыванию зубьями шестерни смазочного материала, в который погружены эти зубья. Это способствует вспениванию смазочного материала, потере мощности передачи и усилению нагрева смазочного материала, что ухудшает процесс смазывания. Поэтому для снижения этих негативных явления ширину зубчатого венца шестерни делают в 2-3 раза меньше, чем ширина венца смазываемого ею колеса; но при достаточно большой ширине венца колеса ширина венца шестерни также достаточно велика, что делает взбалтывание смазочного материала значительным. Еще большее уменьшение ширины венца смазочной шестерни ухудшает процесс смазывания смазываемого ею колеса, т.к. при этом смазывание венца колеса происходит не по всей его ширине, а только его части, кроме того, при контактировании сопряженных поверхностей зубьев шестерни и колеса происходит расплющивание слоя смазочного материала, переносимого зубьями шестерни, что уменьшает толщину смазочного слоя, наносимого зубьями шестерни на зубья колеса, это проявляется тем больше, чем больше ширина венца шестерни.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи; вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца; причем суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены смазываемое колесо быстроходной ступени передачи и сопряженная с ним вспомогательная смазочная шестерня.

На чертеже показаны: смазываемое колесо 1 быстроходной ступени передачи, вспомогательные смазочные шестерни 2, ось 3, масляная ванна 4, верхний уровень 5 масляной ванны; глубина погружения h шестерни в ванну, ширина венца bк смазываемого колеса, ширина венца bш отдельной шестерни.

Зубчатое колесо 1 быстроходной ступени передачи сопряжено с несколькими идентичными друг другу шестернями 2, установленными на одной оси 3, закрепленной в корпусе передачи, нижние части шестерен погружены на глубину h в масляную ванну 4 с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень 5; шестерни имеют ширину bш венцов и распределены вдоль венца колеса (1), имеющего ширину венца bк.

Работает данное устройство следующим образом. Зубчатое колесо 1, вращаясь, вращает и шестерни 2, находящиеся в зацеплении с ним и погруженные в масляную ванну 4. При этом смазочный материал из ванны переносится зубьями шестерни на зубья колеса, осуществляя их смазывание.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства, а именно - выполнение вспомогательной смазочной шестерни из отдельных шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса - позволяет осуществлять смазывание венца колеса более равномерно, что улучшает режим смазывания. А выполнение суммарной ширины отдельных шестерен не большей, чем ширина цельной расчетной смазочной шестерни, не повышает взбалтывания смазочного материала ванны, что также способствует улучшению процесса смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи, отличающееся тем, что вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен, установленных на одной оси и разнесенных вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса, причем суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни.