Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиации и предназначено для эвакуации людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности и т.п. Достигаемый результат - повышение безопасности спасаемых людей обеспечивается за счет демпфирования днища при приземлении и смягчения боковых ударов выступающими частями гофр боковой стенки. Спасательное устройство содержит ограждающую конструкцию в виде днища (1) и боковой стенки (2), выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы (3), соединяющие верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской вертолета, и закрепленный на днище опорный каркас (5) с защитной крышей (6). Боковая стенка выполнена в виде сильфона, герметично закрепленного внешним диаметром одного из своих гофр по внешнему диаметру круглого днища с образованием верхней камеры для размещения спасаемых объектов и нижней демпферной камеры, заполненной сжатым воздухом, при этом в сильфоне последней установлен пневмодроссель. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиации и предназначено для эвакуации людей, например, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, в горах, безлюдной местности, на крышах высотных домов, охваченных пожаром, на островках твердой земли при селях и наводнениях и т.п., путем подъема с поверхности земли при помощи вертолета.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является выбранное в качестве прототипа спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, содержащее ограждающую конструкцию в виде днища и боковой стенки, выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы, соединяющие верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской вертолета, и закрепленный на днище опорный каркас с защитной крышей (см. патент РФ 2224692, опубл. 27.02.2004).

Недостатком прототипа является недостаточная надежность боковой стенки при ее постоянном складывании и раскладывании, кроме того, она не смягчает ударные боковые нагрузки при соприкосновении, например, с деревьями или другими выступающими элементами зданий и сооружений, взаимодействие с которыми может нанести травмы эвакуированным людям, что затрудняет спасательную операцию, а также днище не обеспечивает демпфирование ударов при резком опускании на твердые поверхности, так как выполнено из сплошного твердого материала.

Технический результат заключается в расширении эксплуатационных возможностей спасательного устройства, за счет обеспечения безопасности спасаемых объектов, в первую очередь людей, путем демпфирования днища при приземлении и смягчения боковых ударов выступающими частями гофр боковой стенки при одновременном повышении надежности последней за счет наличия податливой конструкции типа «гармошки», исключающей перетирание материала боковой стенки при ее складывании и раскладывании.

Поставленный технический результат достигается тем, что в спасательном устройстве на внешней подвеске вертолета, содержащем ограждающую конструкцию в виде днища и боковой стенки, выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы, соединяющие верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской вертолета, и закрепленный на днище опорный каркас с защитной крышей, днище выполнено круглым, а боковая стенка выполнена в виде охватывающего последнее сильфона, герметично закрепленного внешним диаметром одного из своих гофр по внешнему диаметру круглого днища с образованием верхней камеры для размещения спасаемых объектов и нижней демпферной камеры, заполненной сжатым воздухом, при этом в сильфоне последней установлен клапан с регулируемым дросселем.

На фиг.1 показано спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, установленное на твердой поверхности с открытой боковой стенкой,

на фиг.2 - спасательное устройство на внешней подвеске вертолета в полете,

на фиг.3 - продольный разрез фрагмента сильфона.

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета содержит ограждающую конструкцию в виде днища 1 и боковой стенки 2, выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы 3, соединяющие верхнюю часть боковой стенки 2 с внешней подвеской 4 (например, гибким элементом) вертолета (поз. не обозначен), и закрепленный на днище 1 опорный каркас 5 с защитной крышей 6. При этом опорный каркас 5 может быть дополнительно соединен с внешней подвеской 4, например, грузовым стропом 7. Днище 1 выполнено круглым, а боковая стенка 2 выполнена в виде охватывающего последнее (т.е. круглое днище 1) сильфона 8, герметично закрепленного внешним диаметром (см. фиг.3 Dвн) одного из своих гофр по внешнему диаметру круглого днища 1 с образованием верхней камеры 9 для размещения спасаемых объектов (на чертеже не показаны) и нижней демпферной камеры 10, заполненной сжатым воздухом, при этом в сильфоне 8 последней установлен клапан 11 с регулируемым дросселем (например, пневмодроссель П-ДК) (см. http://www.1stanok.ru/pages/pnevmo6.html#67). Регулируемый дроссель может менять характер демпфирования (смягчения) посадки спасательного устройства за счет изменения дроссельного отверстия (на чертежах не показано).

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета работает следующим образом.

Спасательное устройство приводится в рабочее состояние при помощи источника сжатого воздуха (на чертеже не показано), нижняя демпферная камера 10 заполняется сжатым воздухом через клапан 11 с регулируемым дросселем, и стропы 3 и 7 присоединяются к внешней подвески 4 вертолета.

При подлете вертолета к месту расположения эвакуируемых людей спасательное устройство на внешней подвеске вертолета устанавливают дном демпферной камерой 10 на твердую поверхность. При ослаблении строп 3 сильфон 8 верхней камеры 9 под действием своего веса опускается, образуя со всех сторон проход для эвакуируемых людей. Защитная крыша 6, расположенная над опорным каркасом 5, защищает находящихся в спасательном устройстве людей от потока воздуха со стороны воздушного винта вертолета. При подъеме вертолета стропы 3 натягиваются и поднимают сильфон 8 верхней камеры 9 до смыкания ее верхнего контура с защитной крышей 6, образуя вместе с ним закрытый объем, защищенный от внешних воздействий (ветра, огня, дыма и т.д.), а за счет разложенного сильфона 8 верхней камеры 9 защищает эвакуируемых людей от травмоопасных соприкосновений с деревьями и выступающими конструкциями зданий и сооружений при перемещении спасательного устройства. Таким образом, эвакуируемые изолируются от неблагоприятных воздействий окружающей среды и травм при транспортировке, что повышает их шансы на спасение. После подъема сильфона 8 верхней камеры 9 вертолет поднимает спасательное устройство за грузовой строп 7, соединяющий внешнюю подвеску 4 вертолета с опорным каркасом 5. После транспортировки спасательного устройства на внешней подвеске 4 вертолета его устанавливают на твердую поверхность в месте высадки эвакуируемых людей. При опускании спасательного устройства на твердую поверхность нижняя демпферная камера 10 обеспечивает демпфирование ударов при резком соприкосновении с твердой поверхностью, так как она заполнена сжатым воздухом и при повышении в ней давления сжатый воздух начинает стравливаться через клапан 11 с регулируемым дросселем. При опускании в дальнейшем ослабевает грузовой строп 7, и только после этого начинают опускаться стропы 3, а вместе с ними под действием своего веса складывается сильфон 8 верхней камеры 9, открывая выход из спасательного устройства.

Спасательное устройство на внешней подвеске вертолета, содержащее ограждающую конструкцию в виде днища и боковой стенки, выполненной с возможностью складывания в вертикальном направлении под действием силы тяжести при опоре ее снизу и раскладывания в том же направлении при ее подвесе за верхнюю часть, стропы, соединяющие верхнюю часть боковой стенки с внешней подвеской вертолета, выполненной в виде гибкого элемента, и закрепленный на днище опорный каркас с защитной крышей, соединенный с гибким элементом грузовым стропом, отличающееся тем, что днище выполнено круглым, а боковая стенка выполнена в виде охватывающего последнее сильфона, герметично закрепленного внешним диаметром одного из своих гофр по внешнему диаметру круглого днища с образованием верхней камеры для размещения спасаемых объектов и нижней демпферной камеры, заполненной сжатым воздухом, при этом в сильфоне последней установлен пневмодроссель.