Транспортная тележка для перемещения поверхности для размещения пациента и/или опоры операционного стола

Иллюстрации

Показать все

Транспортная тележка (100, 500) для перемещения поверхности (304, 704) для размещения пациента и/или опоры (302, 702) операционного стола (300, 700) имеет ходовую часть (102, 502), которая предназначена для соединения с поверхностью (304, 704) для размещения пациента и/или с опорой (302, 702) операционного стола (300, 700). Ходовая часть (102, 502) имеет первую продольную балку (104, 504) и расположенную на расстоянии от нее вторую продольную балку (106, 506). Первая и вторая продольные балки образуют имеющее форму вилки отверстие (150, 550). На образующих вилкообразное отверстие (150, 550) продольных балках (104, 106, 504, 506) расположен по меньшей мере один поворачиваемый вокруг оси поворота направляющий ролик (110, 114, 510, 514). Транспортная тележка (100, 500) имеет по меньшей мере один ограничительный узел (158, 160, 558, 560) для ограничения поворотного движения по меньшей мере одного из направляющих роликов (110, 114, 510, 514) вокруг его оси поворота. Это ограничение может быть автоматически снова снято при приподнимании основания (306, 706) операционного стола (300, 700). 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 35 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортной тележке для перемещения поверхности для размещения пациента и/или опоры операционного стола. Известны транспортные тележки, которые имеют ходовую часть, которая предназначена для соединения с поверхностью для размещения пациента и/или с опорой операционного стола. Ходовая часть имеет первую продольную балку и расположенную на расстоянии от нее другую продольную балку. Первая и вторая продольные балки образуют имеющее форму вилки отверстие. На каждой образующей вилкообразное отверстие продольной балке расположен по меньшей мере один поворачиваемый вокруг поворотной оси направляющий ролик. Кроме того, изобретение относится к системе, которая содержит поверхность для размещения пациента и/или опору операционного стола, а также транспортную тележку. Операционные столы, которые содержат отделяемую от опоры операционного стола поверхность для размещения пациента и, возможно, другие соединяемые с опорой операционного стола и/или с поверхностью для размещения пациента элементы, называются также системами операционного стола.

Из ЕР 0410349 В1 известна транспортная тележка для плит операционного стола, в которой по меньшей мере два ходовых ролика транспортной тележки установлены на своих осях с возможностью сдвига в осевом направлении, так что обеспечивается возможность позиционирования транспортной тележки вокруг опоры операционного стола.

Из DE 41 40885 С1 известна транспортная тележка для плит операционного стола с наклоняющим приспособлением и механически управляемой гидравлической фиксацией.

Из DE 43 09663 С1 известна транспортная тележка для плит операционного стола, которая имеет четыре рулевых и два направляющих колеса.

Из DE 88 15279 U1 известно устройство для транспортировки операционных столов, в котором с помощью привода обеспечивается возможность привода по меньшей мере одного из направляющих роликов.

Из DE 11 58663 А1 известна транспортная тележка для операционного стола, в которой обеспечивается возможность простого переноса поверхности для размещения с транспортной тележки на операционный стол.

Из ЕР 0457247 В1 известна транспортная тележка для транспортировки операционного стола, в которой обеспечивается возможность транспортировки плиты операционного стола или изменяемой по длине с помощью подъемного приспособления опоры вместе с плитой стола.

Из DE 10 2007 043431 А1 известна транспортная тележка для поверхности размещения пациента операционного стола, которая имеет интегрированное подъемное приспособление для изменения высоты соединенной с транспортной тележкой поверхности для размещения пациента, при этом ориентация поверхности для размещения пациента остается неизменной при изменении высоты.

Известные транспортные тележки служат для размещения поверхности для размещения пациента с лежащим на этой поверхности пациентом перед, во время и после операции. Поверхность для размещения пациента может быть соединена в виде конструктивного узла с опорой операционного стола с возможностью отсоединения от нее, так что поверхность для размещения пациента можно передавать с опоры операционного стола на транспортную тележку и с транспортной тележки снова на нее или другую аналогичную опору операционного стола. С помощью транспортной тележки преодолеваются, например, большие расстояния в операционном тракте больницы. Поэтому важно, чтобы транспортная тележка была возможно более поворотливой и требуемые для перемещения транспортной тележки с поверхностью для размещения пациента усилия были возможно меньшими. Кроме того, общая ширина транспортной тележки должна быть возможно меньшей, для того чтобы ее можно было провозить также через двери с обычной для больниц шириной дверей.

В частности, при имеющих широкое основание опорах мобильных операционных столов и применении направляющих роликов на транспортной тележке, могут происходить столкновения при подводе, соответственно, отводе транспортной тележки над опорой операционного стола, т.е. когда транспортная тележка подводится под поверхность для размещения пациента так, что продольные балки ходовой части транспортной тележки принимают, соответственно, охватывают вертикальный участок опоры операционного стола, при этом транспортная тележка затем снова удаляется от опоры операционного стола в противоположном направлении. За счет изменения направления движения транспортной тележки после приема поверхности для размещения пациента происходит поворот расположенных на продольной балке ходовой части направляющих роликов. Такие направляющие ролики являются обычно неприводными опорными колесами, которые способны самостоятельно ориентироваться в фактическом направлении движения ходовой части.

Известны направляющие ролики различного размера на транспортных тележках для перемещения поверхностей для размещения пациента. Обычные направляющие ролики имеют один или два ведущих колеса, которые соединены с возможностью поворота вокруг вертикальной поворотной оси с продольными балками. Решающее значение для работы этих направляющих роликов то, что ось вращения ведущих колес, соответственно, ведущего колеса, не пересекается с вертикальной поворотной осью, а что они имеют определенное расстояние друг от друга, называемое также отставанием, так что ролики как бы буксируются. Таким образом, поворотная ось и ось вращения перекошены относительно друг друга. Такие направляющие ролики называются также ориентирующимися колесами и применяются также, например, в офисных стульях, роликовых стульях, торговых тележках и в детских колясках.

Для предотвращения столкновений между опорой операционного стола и направляющими роликами транспортной тележки основание опоры может быть выполнено соответственно небольшим. Однако это неблагоприятно сказывается на устойчивости опоры операционного стола. Кроме того, можно выполнять транспортную тележку соответственно широкой, для того чтобы не было столкновений между направляющими роликами и основанием опоры операционного стола. Однако это отрицательно сказывается на поворотливости и противоречит требованиям к ширине дверей и проходов.

Для обеспечения хорошей маневренности транспортной тележки для транспортировки опор операционных столов и поверхностей для размещения пациента операционного стола предпочтительно применять четыре направляющих ролика, так что возможен также боковой сдвиг транспортной тележки и соединенной с транспортной тележкой поверхности для размещения пациента и/или соединенной с транспортной тележкой опоры операционного стола. Для уменьшения сопротивления качения, а также требуемых сил толкания для движения транспортной тележки, а также для лучшего преодоления препятствий применяются направляющие ролики с возможно большими диаметрами ведущих колес. Однако за счет использования больших диаметров ведущих колес, при изменении направления движения транспортной тележки на обратное, может происходить столкновение и заклинивание соединенных с продольными балками транспортной тележки направляющих роликов с расположенной между продольными балками опорой операционного стола, когда направляющие ролики при изменении направления движения на противоположное поворачиваются внутрь, т.е. к основанию опоры операционного стола. За счет этого становится невозможным движение транспортной тележки от опоры операционного стола или возможным лишь с приложением очень больших сил.

Задачей изобретения является создание транспортной тележки, а также системы, содержащей транспортную тележку и операционный стол, в которых простым образом предотвращается возможное столкновение между направляющими роликами и опорой операционного стола и обеспечивается простая транспортировка опоры операционного стола.

Эта задача решена с помощью транспортной тележки для перемещения поверхности для размещения пациента и/или опоры операционного стола с признаками пункта 1 формулы изобретения, а также с помощью системы с признаками независимого, относящегося к системе пункта формулы изобретения. Предпочтительные модификации изобретения указаны в зависимых пунктах формулы изобретения.

Транспортная тележка, согласно пункту 1 формулы изобретения, имеет по меньшей мере один ограничительный узел для ограничения поворотного движения по меньшей мере одного из направляющих роликов вокруг его поворотной оси. Ограничительный узел имеет первый элемент зацепления, который с помощью контактного элемента ограничительного узла за счет контакта первого элемента зацепления с расположенной в вилкообразном отверстии, стоящей на той же плоскости, на которую опираются направляющие ролики, мобильной опорой операционного стола, перемещается из положения деблокирования, в котором ограничительный узел не ограничивает поворотное движение направляющего ролика, в положение ограничения, в котором ограничительный узел ограничивает поворотное движение направляющего ролика. Ограничительный узел имеет второй элемент зацепления, который перемещает первый элемент зацепления за счет контакта второго элемента зацепления с расположенной в вилкообразном отверстии и на расстоянии от плоскости, на которую опираются направляющие ролики, приподнятой мобильной опорой операционного стола, снова из положения ограничения в положение деблокирования. Плоскость, на которую опираются направляющие ролики, является, в частности, плоскостью, на которой стоит транспортная тележка, тем самым, например, полом в операционном зале. С помощью транспортной тележки, согласно изобретению, достигается, что с помощью первого элемента зацепления осуществляется ограничение поворотного движения направляющего ролика, в то время как при зацеплении второго элемента зацепления с опорой операционного стола происходит снятие ограничения зоны поворота направляющего ролика. За счет этого ограничение поворотной зоны направляющего ролика можно просто автоматически снимать при приподнимании нижнего конца опоры операционного стола и снова полностью деблокировать поворотное движение. Второй элемент зацепления находится в зацеплении с опорой операционного стола, в частности тогда, когда нижний конец опоры операционного стола, в частности основание операционного стола, приподнято настолько, что возможно поворотное движение направляющего ролика на 360° без столкновения с приподнятым концом опоры операционного стола, соответственно, с приподнятым основанием операционного стола, и/или положение опоры операционного стола фиксировано относительно транспортной тележки, например, с помощью соединительного элемента. За счет этого достигается, что возможно также боковое сдвигание опоры операционного стола и/или поверхности для размещения пациента в любом направлении, т.е. также поперек вилкообразного отверстия.

В одном предпочтительном варианте выполнения первый ограничительный узел для ограничения поворотного движения первого направляющего ролика соединен с первой продольной балкой, а второй ограничительный узел для ограничения поворотного движения второго направляющего ролика соединен со второй продольной балкой. За счет этого обеспечивается простым образом предотвращение возможности столкновения обоих направляющих роликов, так что возможно простое управление транспортной тележкой.

Приведенные ниже пояснения справедливы как для вариантов выполнения лишь с одним ограничительным узлом, так и для вариантов выполнения с двумя ограничительными узлами, при этом указанные ниже предпочтительные модификации относятся, соответственно, и ко второму ограничительному узлу.

Особенно предпочтительно, когда опора операционного стола для создания расстояния до плоскости, на которую опираются направляющие ролики, например до пола, находится в зацеплении с ходовой частью транспортной тележки. При этом с помощью приводного блока можно укорачивать длину участка опоры операционного стола между нижним концом опоры операционного стола, в частности нижней точкой, соответственно, нижней плитой опоры операционного стола и зоной зацепления между ходовой частью и опорой операционного стола. Приводной блок предпочтительно интегрирован в опору операционного стола и служит при операции для подъема и опускания операционного стола, соответственно, поверхности для размещения пациента операционного стола. Электроснабжение приводного блока осуществляется, в частности, с помощью расположенных в опоре операционного стола аккумуляторов. В качестве альтернативного решения или дополнительно электроснабжение можно осуществлять с помощью по меньшей мере одного расположенного на транспортной тележке аккумулятора, при этом предпочтительно электрическое соединение между транспортной тележкой и опорой операционного стола и/или поверхностью для размещения пациента осуществляется через интегрированные в механические элементы зацепления электрические контакты.

Особенно предпочтительно, когда проходящая через положение деблокирования и положение ограничения прямая проходит параллельно продольной оси продольной балки или что прямая проходит косо относительно продольной оси продольной балки. Прямая и продольная ось в проекции сверху на транспортную тележку образуют острый угол. В качестве альтернативного решения, прямая предпочтительно проходит в горизонтальной плоскости и пересекает вертикальную среднюю плоскость транспортной тележки под острым углом. Угол предпочтительно является углом в диапазоне от 0,5° до 10°, в частности, углом в диапазоне от 1° до 7°. Например, острый угол имеет значение 5°. За счет этого направляющий ролик при контакте с ограничительным узлом может с силой отклоняться наружу. Кроме того, предпочтительно, когда контактный элемент в положении ограничения имеет большее боковое расстояние до вертикальной плоскости, через которую проходит продольная ось продольной балки, соответственно, до вертикальной средней оси транспортной тележки, которая проходит между продольными балками, чем в положении деблокирования. За счет этого при движении контактного элемента из положения деблокирования в положение ограничения обеспечивается движение наклонно вверх, при этом в качестве внутренней стороны продольной балки рассматривается обращенная к вилкообразному отверстию сторона продольной балки, а в качестве наружной стороны продольной балки - лежащая противоположно внутренней стороне сторона.

Кроме того, предпочтительно, когда ограничительный узел имеет контактный элемент, который для ограничения поворотного движения направляющего ролика в положении ограничения входит сбоку в контакт с ведущим колесом направляющего ролика или с боковой крышкой ведущего колеса направляющего ролика. За счет этого возможен простой и надежный контакт контактного элемента с направляющим роликом, без возникновения при этом больших сил трения.

Особенно предпочтительно, когда направляющие ролики за счет возможности вращения вокруг поворотной оси ориентируются самостоятельно относительно фактического направления движения транспортной тележки. При этом ось вращения ведущего колеса и поворотная ось перекошены относительно друг друга. Горизонтальное расстояние между осью вращения ведущего колеса и поворотной осью называется отставанием. Предпочтительно, направляющие ролики не имеют привода. За счет этого возможна простая конструкция транспортной тележки. Движение транспортной тележки предпочтительно осуществляется толканием транспортной тележки одним или несколькими лицами. За счет этого можно использовать дешевые, хорошо зарекомендовавшие себя технические элементы.

Кроме того, предпочтительно, когда контактный элемент после вызванной движением транспортной тележки в направлении свободного конца продольной балки вдоль его продольной оси ориентации ведущего колеса направляющего ролика отклоняется при перемещении из первого во второе положение. Это происходит предпочтительно так, что направление качения ведущего колеса пересекает проходящую между продольными осями продольных балок вертикальную среднюю плоскость транспортной тележки под углом, который лежит в диапазоне от 0,5° до 10°, в частности в диапазоне от 1° до 7°, например под углом 5°. При этом вертикальная средняя плоскость транспортной тележки предпочтительно параллельна вертикальной плоскости, в которой проходит продольная ось, при этом ось вращения ведущего колеса направляющего ролика перпендикулярна этим обеим вертикальным плоскостям при указанной ориентации. За счет этого обеспечивается простая конструкция транспортной тележки.

Особенно предпочтительно, когда при контакте между опорой операционного стола и транспортной тележкой элемент зацепления ограничительного узла сдвигает положение соединенного с контактным элементом направляющего элемента вдоль прямой. Эта прямая проходит предпочтительно параллельно или косо относительно вертикальной средней плоскости транспортной тележки в горизонтальной плоскости параллельно или косо относительно вертикальной средней плоскости транспортной тележки. При косом прохождении относительно средней оси прямая пересекает среднюю плоскость под углом в диапазоне от 0,5° до 10°, в частности под углом в диапазоне от 1° до 7°, например под углом 5°.

В другой предпочтительной модификации контактный элемент установлен с возможностью вращения так, что он при контакте с ведущим колесом направляющего ролика и при движении вращения ведущего колеса выполняет вращательное движение. За счет этого значительно уменьшается сила торможения при контакте контактного элемента с ведущим колесом, поскольку возникает лишь небольшое трение качения между ведущим колесом и контактным элементом и не возникает или возникает лишь небольшое трение скольжения при вращательном движении ведущего колеса. За счет этого обеспечивается возможность более простого перемещения транспортной тележки и контактный элемент, а также ведущее колесо подвергаются меньшему износу.

Кроме того, предпочтительно, когда ходовая часть имеет соединительные элементы для выборочного соединения с поверхностью для размещения пациента или опорой операционного стола. Соединительные элементы расположены на расстоянии над продольными балками ходовой части. Предпочтительно ходовая часть имеет первое место сопряжения для соединения транспортной тележки с опорой операционного стола и второе место сопряжения для соединения транспортной тележки с поверхностью для размещения пациента. При этом первое место сопряжения и второе место сопряжения можно использовать вместе или же попеременно. При соединении транспортной тележки с опорой операционного стола, на которой расположена поверхность для размещения пациента, можно за счет соединения между ходовой частью транспортной тележки и опорой операционного стола транспортировать в целом составленный из опоры и поверхности для размещения пациента операционный стол. За счет этого обеспечивается возможность простого обращения с поверхностью для размещения пациента и опорой операционного стола в соединении с транспортной тележкой.

Особенно предпочтительно, когда ходовая часть имеет подъемное устройство, предпочтительно гидравлический поднимающий и опускающий блок, для изменения расстояния соединительных элементов до продольной балки и/или наклоняющее устройство, предпочтительно механическое устройство для регулирования наклона соединительных элементов, так что можно изменять, в частности наклон поверхности для размещения пациента. За счет этого можно обеспечивать также наклон поверхности для размещения пациента с целью приведения лежащего на поверхности пациента в шоковое положение и для правильной ориентации поверхности для размещения пациента для соединения с опорой операционного стола.

Кроме того, предпочтительно, когда транспортная тележка имеет два других направляющих ролика, которые соединены с ходовой частью и/или когда по меньшей мере одно опускаемое неповоротное направляющее колесо соединено с ходовой частью. За счет этого обеспечивается возможность простого управления транспортной тележкой. Предусмотрение четырех поворотных направляющих роликов обеспечивает возможность движения транспортной тележки в любом направлении, так что возможно простое маневрирование транспортной тележкой. По меньшей мере одно опускаемое направляющее колесо обеспечивает в опущенном состоянии возможность простого движения по прямой, так что транспортную тележку можно просто перемещать также на большие расстояния по прямой. В неопущенном состоянии направляющее колесо не находится в соприкосновении с полом, так что оно не влияет на движение транспортной тележки. Особенно предпочтительно, когда опускаемый неповоротный ролик расположен вдоль продольной оси продольной балки между двумя расположенными на расстоянии от направляющего колеса направляющими роликами. За счет этого возможно особенно простое обращение, в частности особенно простое управление транспортной тележкой. Предпочтительно, предусмотрены два направляющих колеса, при этом на каждой продольной балке расположено соответствующее направляющее колесо.

Особенно предпочтительно, когда по меньшей мере два соединенных с ходовой частью направляющих ролика или два соединенных с ходовой частью неповоротных направляющих колеса соединены с тормозным блоком, с помощью которого можно прикладывать силу торможения к ведущим колесам этих направляющих роликов. За счет этого возможна простая фиксация транспортной тележки, так что достигается надежное обращение с транспортной тележкой и простым образом предотвращаются опасные ситуации.

Кроме того, предпочтительно, когда ограничительный узел имеет упругодеформируемый элемент, который в положении ограничения прикладывает силу торможения к ведущим колесам этих направляющих роликов. За счет этого обеспечивается возможность простого торможения и/или фиксации транспортной тележки, так что достигается надежное обращение с транспортной тележкой и просто предотвращаются опасные ситуации.

Кроме того, предпочтительно, когда ограничительный узел имеет упругодеформируемый элемент, который в положении ограничения прикладывает силу к контактному элементу или к соединенному с контактным элементом направляющему элементу. За счет этой силы обеспечивается возможность перемещения контактного элемента, в частности из его положения ограничения в его положение деблокирования. В частности, направляющий элемент с помощью этой силы перемещается обратно в свое положение деблокирования.

Другие признаки и преимущества изобретения следуют из приведенного ниже описания, которое более подробно поясняет изобретение на основе примеров выполнения со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых изображено:

фиг.1 - транспортная тележка для транспортировки опоры операционного стола и/или поверхности для размещения пациента операционного стола, согласно первому варианту выполнения, в изометрической проекции спереди;

фиг.2 - транспортная тележка, согласно фиг.1, и операционный стол перед приемом поверхности для размещения пациента операционного стола на транспортную тележку, вид сбоку;

фиг.3 - транспортная тележка и операционный стол, согласно фиг.2, в положении приема;

фиг.4 - транспортная тележка, операционный стол и поверхность для размещения пациента после приема поверхности для размещения пациента на транспортную тележку;

фиг.5 - транспортная тележка и операционный стол, вид снизу;

фиг.6а - часть транспортной тележки с направляющим роликом и с ограничительным узлом для ограничения поворотного движения направляющего ролика, при этом ограничительный узел показан в первом, не активированном рабочем состоянии, в изометрической проекции;

фиг.6b - часть транспортной тележки, согласно фиг.6а, при этом ограничительный узел показан во втором, активированном рабочем состоянии;

фиг.7а - основание опоры операционного стола и зона поворота, а также возможного столкновения при отводе транспортной тележки от опоры операционного стола в первом положении транспортной тележки относительно опоры операционного стола;

фиг.7b - основание опоры операционного стола и зона поворота, а также возможного столкновения при отводе транспортной тележки от опоры операционного стола во втором положении транспортной тележки относительно опоры операционного стола;

фиг.7с - основание опоры операционного стола и зона поворота, а также возможного столкновения при отводе транспортной тележки от опоры операционного стола в третьем положении транспортной тележки относительно опоры операционного стола;

фиг.8 - часть двух продольных балок транспортной тележки с показанными в первом рабочем состоянии ограничительными узлами, при этом для лучшего показа ограничительных узлов удалены, соответственно, прерваны элементы транспортной тележки;

фиг.9 - часть транспортной тележки, согласно фиг.7, и часть расположенной в вилкообразном отверстии между продольными балками опоры операционного стола, при этом ограничительные узлы показаны во втором рабочем состоянии в положении ограничения;

фиг.10 - часть транспортной тележки и опоры операционного стола согласно фиг.9, при этом соединительные элементы для подъема опоры операционного стола переведены в положение для подъема опоры операционного стола, так что ограничительные узлы находятся во втором рабочем состоянии в положении деблокирования;

фиг.11а - разрез ограничительного узла в первом рабочем состоянии;

фиг.11b - часть транспортной тележки с соединительными элементами для соединения транспортной тележки с опорой операционного стола в положении, в котором они не находятся в зацеплении с опорой операционного стола;

фиг.12а - разрез ограничительного узла, согласно фиг.11а, во втором рабочем состоянии;

фиг.12b - часть транспортной тележки с соединительными элементами для соединения транспортной тележки с опорой операционного стола в положении, в котором они не находятся в зацеплении с опорой операционного стола;

фиг.13а - разрез ограничительного узла, согласно фиг.11а и 12а, во втором рабочем состоянии, при этом ограничительный узел дополнительно перемещен в положение деблокирования;

фиг.13b - соединительные элементы для соединения транспортной тележки с опорой операционного стола в положении зацепления, в котором обеспечивается возможность приведения их в зацепление с опорой операционного стола, при этом за счет приведения в зацепление соединительных элементов с опорой операционного стола ограничительный узел перемещен из положения ограничения в положение деблокирования;

фиг.14 - транспортная тележка для транспортировки опоры операционного стола и/или поверхности для размещения пациента операционного стола, согласно второму варианту выполнения, в изометрической проекции спереди;

фиг.15 - транспортная тележка, согласно фиг.14, и операционный стол перед приемом поверхности для размещения пациента операционного стола на транспортную тележку, вид сбоку;

фиг.16 - транспортная тележка и операционный стол, согласно фиг.15, в положении приема;

фиг.17 - транспортная тележка, операционный стол и поверхность для размещения пациента, согласно фиг.15 и 16, после передачи поверхности для размещения пациента на транспортную тележку;

фиг.18 - транспортная тележка и операционный стол, вид снизу;

фиг.19а - часть транспортной тележки с направляющим роликом и с ограничительным узлом для ограничения поворотного движения направляющего ролика, при этом ограничительный узел показан в первом, не активированном рабочем состоянии, в изометрической проекции;

фиг.19b - часть транспортной тележки, согласно фиг.19а, при этом ограничительный узел показан во втором, активированном рабочем состоянии;

фиг.20 - часть двух продольных балок транспортной тележки с показанными в первом рабочем состоянии ограничительными узлами;

фиг.21 - часть транспортной тележки, согласно фиг.20, и часть расположенной в вилкообразном отверстии между продольными балками опоры операционного стола, при этом ограничительные узлы показаны во втором рабочем состоянии в положении ограничения;

фиг.22 - часть транспортной тележки и опоры операционного стола, согласно фиг.21, при этом соединительные элементы показаны во втором рабочем состоянии и ограничительный узел за счет подъема опоры операционного стола находится в положении деблокирования;

фиг.23а - ограничительный узел в первом рабочем состоянии, вид спереди;

фиг.23b - направляющий ролик, ограничительный узел, а также элементы зацепления для приведения в действие ограничительного узла в положении, в котором элементы зацепления не находятся в зацеплении с опорой операционного стола, вид сверху;

фиг.24а - ограничительный узел, согласно фиг.23а, и опора операционного стола во втором рабочем состоянии в положении ограничения, вид спереди;

фиг.24b - направляющий ролик, ограничительный узел, а также элементы зацепления для приведения в действие ограничительного узла в положении, в котором первый элемент зацепления находится в зацеплении с опорой операционного стола, а второй элемент зацепления не находится в зацеплении с опорой операционного стола, вид сверху;

фиг.25а - ограничительный узел, согласно фиг.23а и 24а, во втором рабочем состоянии в положении деблокирования, вид спереди; и

фиг.25b - направляющий ролик, ограничительный узел, а также элементы зацепления для приведения в действие ограничительного узла в положении, в котором первый элемент зацепления не находится в зацеплении с опорой операционного стола, а второй элемент зацепления находится в зацеплении с опорой операционного стола, вид сверху.

На фиг.1 показана в изометрической проекции спереди транспортная тележка 100 для транспортировки опоры операционного стола и/или поверхности для размещения пациента операционного стола согласно первому варианту выполнения. Транспортная тележка 100 имеет обозначенную в целом позицией 102 ходовую часть, которая имеет две продольные балки 104, 106, а также соединяющие задние концы продольных балок 104, 106, поперечину 108. На концах продольных балок 104, 106 расположены соответствующие направляющие ролики 110-116, которые соединены каждый с возможностью поворота вокруг вертикальной поворотной оси с продольными балками 104, 106. Оси вращения ведущих колес направляющих роликов 110-116 лежат в горизонтальной плоскости и имеют расстояние до соответствующей поворотной оси, так что они при движении транспортной тележки 100 ориентируются в соответствии с направлением ее движения.

Ходовая часть 102 имеет первую изменяемую по высоте вертикальную опору 120, нижний конец которой неподвижно соединен с продольными балками 104. Кроме того, ходовая часть 102 имеет вторую изменяемую по высоте вертикальную опору 122, нижний конец которой неподвижно соединен с продольной балкой 106. С верхними концами вертикальных опор 120, 122 соединены поворотные вокруг поворотной оси 124 соединительные элементы 126, 128 для соединения транспортной тележки 100 с поверхностью для размещения пациента операционного стола. Соединительные элементы 126, 128 жестко соединены друг с другом через элемент 130 связи, так что для наклона поверхности для размещения пациента их можно поворачивать лишь совместно вокруг поворотной оси 124. Наклон устанавливается с помощью механических передач 132, 134, которые приводятся в действие с помощью вращающейся ручки 136, которая расположена на конце толкающей штанги 138 транспортной тележки 100. Внутри вертикальных опор 120, 122 расположены другие, не изображенные гидравлические блоки, с помощью которых можно устанавливать длину соединительных элементов 126, 128 для соединения транспортной тележки 100 с поверхностью для размещения пациента операционного стола, а также соединительных элементов 140, 142 для соединения транспортной тележки 100 с опорой операционного стола, в их высоте над полом, на котором находится транспортная тележка 100. Для приведения в действие гидравлического насоса для расположенных в вертикальных опорах 120, 122 гидравлических блоков ножной управляющий рычаг 144 соединен с гидравлическим насосом. Другой ножной управляющий рычаг 146 служит для приведения в действие интегрированных в направляющие ролики тормозов, так что направляющие ролики 110-116 при приведении в действие ножного рычага 146 фиксируются, соответственно, блокируются. Другой ножной рычаг 148 служит для опускания и для поднимания расположенного на продольных балках 104, 106 направляющего колеса, соответственно, колейного колеса, которое находится между передним направляющим роликом 110 и задним направляющим роликом 112.

Продольные балки 104, 106 расположены в горизонтальной плоскости на расстоянии рядом друг с другом и образуют вилкообразное отверстие 150, в котором для приема и/или передачи поверхности для размещения пациента, а также для транспортировки опоры с или без поверхности для размещения пациента может быть расположена опора операционного стола. Для этого транспортная тележка 100 подводится под операционный стол так, что опора операционного стола располагается между соединенными с продольными балками 104, 106 направляющими элементами 152, 154. Для простоты позиционирования транспортной тележки 100 относительно стоящих мобильных операционных столов указанное направляющее колесо предпочтительно поднимается с пола, так что транспортную тележку 100 можно просто перемещать в любом направлении с помощью четырех направляющих роликов 110-116. Введение опоры операционного стола в вилкообразное отверстие 150 транспортной тележки 100 облегчается за счет образованного с помощью направляющих элементов 152, 154 воронкообразного отверстия 156.

Мобильные опоры операционного стола, т.е. опоры операционного стола, которые не закреплены неподвижно в гнезде в полу операционного зала, имеют для обеспечения устойчивости имеющее большую поверхность основание, которое выступает под направляющие элементы 152, 154 и по меньшей мере частично выступает в возможную зону поворота направляющих роликов 110, 114, так что направляющие ролики 110, 114 при изменении направления движения на противоположное после приема плиты для размещения пациента могут сталкиваться с основанием опоры операционного стола, когда они поворачиваются внутрь, т.е. к вилкообразному отверстию 150. За счет такого столкновения затрудняется или даже становится невозможным удаление транспортной тележки 100 от опоры операционного стола. Когда в это время на поверхности для размещения пациента находится пациент, то это может приводить к большим проблемам, поскольку под тяжестью веса пациента и поверхности для размещения пациента необходимо поворачивать направляющие ролики 110, 114 вручную наружу. Для предотвращения необходимости этого последующего поворота направляющих роликов для каждого из передних направляющих роликов 110, 114 предусмотрен, согласно изобретению, ограничительный узел 158, 160, которые расположены под соединяющими направляющий элемент 152, 154 с соответствующей продольной балкой 104, 106 закрывающими металлическими листами 162, 164. От ограничительного узла 158 на фиг.1 виден первый элемент 166 зацепления, а также контактный элемент 168. Конструкция и принцип действия этих ограничительных узлов 158, 160 будут еще пояснены ниже со ссылками на фиг.2-16b.

На фиг.2 показаны на виде сбоку транспортная тележка 100, согласно фиг.1, и операционный стол 300 перед приемом поверхности 304 для размещения пациента операционного стола 300 на транспортную тележку 100. На фиг.2 показано расположенное на первой продольной балке 104 опускаемое направляющее колесо 174 в не опущенном состоянии. Операционный стол 300 содержит поверхность для размещения пациента и обозначенную позицией 302 опору операционного стола. В данном примере выполнения опора 302 операционного стола содержит основание 306 операционного стола, телескопическую опору 308 и предусмотренный для установки наклона и кантования всей поверхности 304 для размещения пациента головной модуль 304. Центральная средняя часть поверхности 304 для размещения пациента обозначена позицией 316