Способ подготовки газодобывающей скважины для удаления жидкости
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области добычи газа и, в частности, к ремонту газодобывающих скважин, из которых необходимо удалять скапливающуюся на забое жидкость - воду, газоконденсат. Техническим результатом изобретения является обеспечение безопасной эксплуатации скважин. По способу на устье скважины устанавливают противовыбросовое оборудование. Затем через него на безмуфтовой длинномерной трубе спускают в лифтовую колонну пакер-пробку, изготовленную из растворимого материала и снабженную установочной компоновкой. В лифтовую колонну подают продавочную жидкость, под давлением которой пакер-пробкой герметизируют трубное пространство лифтовой колонны. В лифтовую колонну закачивают негорючий газ для вытеснения продавочной жидкости из этой колонны. Извлекают на поверхность безмуфтовую длинномерную трубу вместе с установочной компоновкой. Спускают в лифтовую колонну до пакер-пробки на безмуфтовой длинномерной трубе хвостовик, состоящий из подвески хвостовика с разъединителем и колонны труб, диаметр которых меньше внутреннего диаметра лифтовой колонны. Затем закачивают в лифтовую колонну растворитель. После растворения пакер-пробки спускают хвостовик на необходимую глубину. В безмуфтовую длинномерную трубу спускают продавочную пробку или шар и подают продавочную жидкость до посадки продавочной пробки или шара в посадочный узел подвески хвостовика. Затем прокачкой дополнительных порций продавочной жидкости приводят в действие исполнительные механизмы подвески хвостовика и разъединителя. После этого на безмуфтовой длинномерной трубе извлекают разъединитель вместе с продавочной пробкой или шаром из скважины. Демонтируют противовыбросовое оборудование и запускают скважину в работу. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к области добычи газа, в частности к ремонту газодобывающих скважин, из которых необходимо удалять скапливающуюся на забое жидкость (вода, газоконденсат).
Известен способ удаления жидкости с забоя скважины заменой лифтовой колонны на колонну меньшего диаметра / Колтюбинг. Настольная книга специалиста. Минск, «Асобны», 2006, с. 25/. Недостатком данного способа является необходимость глушения скважины, что в последующем влечет за собой проведение операций по вызову притока, а следовательно, увеличение эксплуатационных затрат.
Наиболее близким к предлагаемому является способ удаления жидкости с забоя без глушения скважины путем спуска внутрь лифтовой колонны безмуфтовой длинномерной трубы (БДТ). / Колтюбинг. Настольная книга специалиста. Минск, «Асобны», 2006, с. 27/. Недостатком способа является снижение безопасности эксплуатации скважины, так как установленная от забоя до устья БДТ не позволяет работать центральной задвижке в случае возникновения аварийной ситуации или при ремонте задвижек фонтанной арматуры.
Техническим результатом изобретения является обеспечение безопасной эксплуатации скважин.
Технический результат достигается тем, что в заявляемом способе удаления жидкости из газодобывающей скважины на устье скважины устанавливают противовыбросовое оборудование, затем через него на безмуфтовой длинномерной трубе спускают в лифтовую колонну пакер-пробку, изготовленную из растворимого материала и снабженную установочной компоновкой, подают в лифтовую колонну продавочную жидкость, под давлением которой пакер-пробка герметизирует трубное пространство лифтовой колонны, закачивают в лифтовую колонну негорючий газ для вытеснения продавочной жидкости из лифтовой колонны, извлекают на поверхность безмуфтовую длинномерную трубу вместе с установочной компоновкой, спускают в лифтовую колонну до пакер-пробки на безмуфтовой длинномерной трубе хвостовик, состоящий из подвески хвостовика с разъединителем и колонны труб, диаметр которых меньше внутреннего диаметра лифтовой колонны, затем закачивают в лифтовую колонну растворитель, после растворения пакер-пробки спускают хвостовик на необходимую глубину, в безмуфтовую длинномерную трубу спускают продавочную пробку или шар и подают продавочную жидкость до посадки продавочной пробки или шара в посадочный узел подвески хвостовика, затем прокачкой дополнительных порций продавочной жидкости приводят в действие исполнительные механизмы подвески хвостовика и разъединителя, после чего на безмуфтовой длинномерной трубе извлекают разъединитель вместе с продавочной пробкой или шаром из скважины, демонтируют противовыбросовое оборудование и запускают скважину в работу.
Реализация способа поясняется фигурами. На фиг. 1 показана скважина с размещенной в лифтовой колонне пакер-пробкой. На фиг. 4 - эта же скважина с установленным внутри лифтовой колонны хвостовиком.
Способ реализуется следующим образом.
На устье скважины 1 демонтируют часть фонтанной арматуры (ФА), установленной выше центральной задвижки 2 и крестовины 3, монтируют противовыбросовое оборудование (ПВО), включающее превентор 4 с глухими плашками, превентор 5 с трубными плашками (под трубы спускаемого хвостовика), превентор 6 с трубными плашками (под трубы БДТ), лубрикатор 7.
При закрытом превенторе 4 в лубрикатор 7 вводят пакер-пробку 8, изготовленную из растворимого материала, например из алюминиевого сплава, и снабженную установочной компоновкой 9 (фиг. 2). Установочная компоновка 9 соединена с БДТ 10, пропущенной через герметизатор 11.
Пакер-пробку 8 спускают до превентора 4, затем на лубрикатор 7 устанавливают герметизатор 11. После этого открывают превентор 4 и центральную задвижку 2 и спускают с помощью БДТ 10 пакер-пробку 8 с установочной компоновкой 9 в нижнюю часть лифтовой колонны 12.
Затем в БДТ 10 подают продавочную жидкость, под ее давлением пакер-пробка 8 герметизирует трубное пространство лифтовой колонны 12 и происходит отсоединение установочной компоновки 9.
Через задвижку 13, установленную на крестовине 3, в лифтовую колонну 12 закачивают негорючий газ, например азот, который вытесняет продавочную жидкость, оставшуюся в лифтовой колонне 12 после установки пакер-пробки 8.
Затем из скважины на БДТ 10 поднимают установочную компоновку 9, вводят ее в лубрикатор 7 и демонтируют вместе с лубрикатором 7.
На устье скважины производят сборку хвостовика, состоящего из колонны труб 14, диаметр которых меньше диаметра лифтовой колонны 12, и подвески 15 хвостовика с разъединителем 16 (фиг. 3). Разъединитель 16 соединяют с БДТ 10, пропущенной через герметизатор 11 и лубрикатор 7, и монтируют их на ПВО. Спускают хвостовик на БДТ 10 в лифтовую колонну 12 до пакер-пробки 8.
В лифтовую колонну 12 через задвижку 13 закачивают растворитель (например, раствор NaOH или HCl). После взаимодействия растворителя с пакер-пробкой 8 и ее разрушения спускают хвостовик до намеченной глубины, в БДТ 10 спускают продавочную пробку или шар и закачивают продавочную жидкость до посадки продавочной пробки или шара в посадочный узел подвески 15 хвостовика.
Затем последовательным закачиванием в БДТ 10 дополнительных порций продавочной жидкости повышают давление в БДТ 10 для последовательного срабатывания исполнительных механизмов: устройства закрепления подвески 15 хвостовика в лифтовой колонне и устройства отсоединения от подвески 15 разъединителя 16.
После этого разъединитель 16 вместе с продавочной пробкой или шаром поднимают на БДТ из скважины и вводят в лубрикатор 7. Закрывают центральную задвижку 2 и превентор 4. Отсоединяют от ПВО лубрикатор 7, извлекают разъединитель 16, демонтируют превенторы 4, 5, 6, устанавливают недостающую часть ФА и запускают скважину в работу.
Способ подготовки газодобывающей скважины для удаления жидкости, при котором на устье скважины устанавливают противовыбросовое оборудование, затем через него на безмуфтовой длинномерной трубе спускают в лифтовую колонну пакер-пробку, изготовленную из растворимого материала и снабженную установочной компоновкой, подают в лифтовую колонну продавочную жидкость, под давлением которой пакер-пробкой герметизируют трубное пространство лифтовой колонны, закачивают в лифтовую колонну негорючий газ для вытеснения продавочной жидкости из лифтовой колонны, извлекают на поверхность безмуфтовую длинномерную трубу вместе с установочной компоновкой, спускают в лифтовую колонну до пакер-пробки на безмуфтовой длинномерной трубе хвостовик, состоящий из подвески хвостовика с разъединителем и колонны труб, диаметр которых меньше внутреннего диаметра лифтовой колонны, затем закачивают в лифтовую колонну растворитель, после растворения пакер-пробки спускают хвостовик на необходимую глубину, в безмуфтовую длинномерную трубу спускают продавочную пробку или шар и подают продавочную жидкость до посадки продавочной пробки или шара в посадочный узел подвески хвостовика, затем прокачкой дополнительных порций продавочной жидкости приводят в действие исполнительные механизмы подвески хвостовика и разъединителя, после чего на безмуфтовой длинномерной трубе извлекают разъединитель вместе с продавочной пробкой или шаром из скважины, демонтируют противовыбросовое оборудование и запускают скважину в работу.