Способ прогнозирования психологических особенностей темперамента человека
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области психофизиологии, психологии, социологии, педагогики и может быть использовано при проведении индивидуальных и массовых исследований в сфере психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, профотбора и профориентации для прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, а также на этой основе - оценки психологической совместимости. Используют двигательные экспресс-методики Е. П. Ильина. Определяют свойства нервной системы человека: силу, подвижность, уравновешенность. Идентифицируют психологические особенности темперамента данного человека путем сопоставления полученных данных с известными типологическими комплексами свойств нервной системы (СНС), обуславливающих высокую выраженность психологических особенностей темперамента. Нейротизм и экстраверсия - интроверсия по Г. Айзенку; экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудочность - импульсивность по Д. Кейрси; эмоциональность, эргичность, пластичность, скорость по В.М. Русалову. Прогнозируют проявление особенностей личности, которые тем сильнее, чем большее число свойств нервной системы в составе типологического комплекса СНС имеется у данного человека. Способ позволяет повысить объективность оценки психологических особенностей, свойств темперамента и психологического типа за счет оценки свойств нервной системы. 3 ил., 1 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к области психофизиологии, психологии, социологии, педагогики и может быть использовано при проведении индивидуальных и массовых исследований в сфере психофизиологии, психологии, социологии, педагогики, профотбора и профориентации для прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, а также на этой основе - оценки психологической совместимости.
Известен метод определения свойств нервной системы по методу Е.П. Ильина [1]. Однако данный метод не позволяет оценить психологические характеристики личности: психологические особенности, темперамент и психологический тип.
Известны методики прогнозирования психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, основанные на использовании тестов-опросников, например, личностный опросник Айзенка для определения свойств и типов темперамента [2]; опросник структуры темперамента В.М. Русалова, который используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента [3]; опросники И. Майерс [4] и Д. Кейрси [5], разработанные для оценки темперамента, психологического типа личности.
Недостатки данных методик:
1 - поскольку используются опросники, то человек, при желании, может произвольно менять свои ответы и тем самым снижать объективность выдаваемых результатов;
2 - при использовании тестов необходимо проводить адаптацию (коррекцию формулировки вопросов) в зависимости от возраста, языка, социальной группы;
3 - невозможно проводить полноценное тестирование в раннем детском возрасте;
4 - требуют достаточно продолжительного времени на процесс тестирования.
За прототип выбран опросник Кейрси, которому свойственны перечисленные недостатки, характерные для тестов-опросников.
Задача изобретения состоит в объективизации оценки психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности человека, независимо от возраста, родного языка, социальной группы, а также в сокращении времени, необходимого для осуществления процедуры диагностики.
Способ осуществляется следующим образом.
На основе данных, полученных при тестировании (перемещениях руки), согласно Е.П. Ильину [1], определяют свойства нервной системы:
- Силу нервной системы как способность нервных клеток противостоять воздействию сильного раздражителя, не переходя в состояние запредельного торможения.
- Подвижность процессов возбуждения и торможения, определяется как скорость исчезновения одного процесса и смена его другим (высокой скорости соответствует подвижность, низкой - инертность нервных процессов).
- Уравновешенность нервных процессов (внешний и внутренний баланс) - соотношение процессов возбуждения и торможения по величине.
Тестирование проводится в 3 этапа.
На первом этапе используется методика определения подвижности процессов возбуждения и торможения. Применяется графический вариант данной методики - при помощи обычного или датчика перемещений тестируемый чертит (с закрытыми глазами) прямые линии в соответствии с алгоритмом команд, озвучиваемых тестирующим. Алгоритм движений предполагает смену заданий на увеличение или уменьшение вычерчиваемых линий относительно выбираемого испытуемым эталона. На данном этапе выявляется, как предшествующий нервный процесс, например возбудительный, влияет на развитие последующего тормозного процесса, и наоборот.
На втором этапе применяются методики определения уравновешенности нервных процессов как соотношения процессов возбуждения и торможения по их величине. Измеряются показатели двух видов баланса: «внешнего», который, по определению, отражает реакцию на эмоционально-мотивационные аспекты ситуации, и «внутреннего» баланса - энергетический аспект реагирования. Этап для измерения «внешнего» баланса предполагает выполнение испытуемым (с закрытыми глазами), например, пятикратного вычерчивания задаваемых отрезков с последующими попытками их точного воспроизведения. Задаются короткие и длинные отрезки. Если и на коротких и на длинных отрезках у испытуемого наблюдаются превышения, то ставится диагноз «преобладание возбуждения». Если везде преуменьшения, то преобладает торможение. В случаях, когда на малых отрезках - превышения, а на длинных - их преуменьшения, то это свидетельствует об уравновешенности нервных процессов. Специальной процедуры для определения типологических особенностей проявления «внутреннего» баланса не требуется. Используются данные, получаемые при проведении теста на подвижность нервных процессов в той его части, где также с закрытыми глазами исполняются следующие команды: начертить линию, затем ее чуть удлинить; выбрать новую линию, чуть ее укоротить. И так несколько раз на коротких и на длинных отрезках, после чего сравниваются суммы превышений и преуменьшений на коротких и длинных отрезках. Если и на коротких и на длинных отрезках сумма превышений больше, чем сумма преуменьшений, то преобладает возбуждение, если наоборот - преобладает торможение. В случае, когда на коротких отрезках доминируют превышения, а на длинных - преуменьшения, то имеет место уравновешенность нервных процессов по «внутреннему» балансу.
На третьем этапе определяется сила нервной системы с помощью теппинг-теста, где на специальном устройстве, имитирующего работу телеграфного ключа, отслеживаются временные изменения максимального темпа перемещений (движений) кистью ведущей руки. Тестируемые, в соответствии с инструкцией, в течение 30 секунд стараются удержать максимальный для себя темп, показатели которого фиксируются через каждые 5 секунд, и по 6-ти получаемым точкам строится кривая изменения этого темпа движений кистью руки. Получаемые типы кривых являются качественными критериями выраженности силы нервной системы. Смысл теппинг-теста заключается в том, чтобы получить эффект запредельного торможения: у слабой нервной системы эффект проявляется раньше, у сильной - позже.
Для автоматизации процесса сбора данных о перемещениях процесс тестирования компьютеризируется путем ввода информации от датчика перемещений через сопрягающее устройство в персональный компьютер, все движения регистрируются и обрабатываются.
Типологические особенности проявления свойств нервной системы, полученные на основе двигательных методик Е.П.Ильина, сопоставляют с составом типологических комплексов свойств нервной системы, обуславливающих выраженность психологических особенностей, темпераментов и психологических типов, хранящихся в динамически пополняемой базе знаний, и идентифицируют соответствующие им психологические особенности, темперамент и психологический тип личности, с использованием средств распознавания, содержащихся в базе знаний.
Базу знаний постоянно пополняют и уточняют новыми сведениями, полученными в результате идентификации психологических характеристик личности. При этом типологические комплексы свойств нервной системы, обуславливающие выраженность психологических особенностей, темпераментов и психологических типов, определены экспериментальным путем на больших выборках.
Новизна изобретения заключается в том, что психологические особенности, темперамент и психологический тип личности определяют без использования тестов-опросников, по объективным данным при помощи определения свойств нервной системы, выявленные сочетания которых коррелируют с психологическими особенностями, темпераментом и психологическим типом личности. Данные взаимосвязи хранятся в базе знаний. При этом свойства нервной системы могут быть определены, например, двигательными методиками с использованием датчика перемещения. Следует отметить, что до настоящего времени в общедоступной литературе отсутствуют данные о связи определенного сочетания всего комплекса свойств нервной системы и психологических особенностей, темперамента и психологического типа личности.
Совокупность существенных признаков изобретения позволяет получить новый положительный результат, заключающийся в объективности выдаваемых результатов; в отсутствии необходимости проводить адаптацию вопросов тестов-опросников; в возможности прогнозировать психологические особенности, темперамент и психологический тип личности в раннем возрасте (начиная с 5-7 лет), базируясь на типологическом комплексе свойств нервной системы без использования тестов-опросников.
По предлагаемому способу проводилась оценка психологических характеристик с участием разных возрастных групп (учащихся с 1 по 11 классы, студентов, родителей, педагогов, представителей разных профессий). Всего за период использования методики с 2006 г.по настоящее время было проведено обследование более 2000 учащихся и их родителей в количестве 255 человек, 65 педагогов школ и гимназий и педагогов Фрунзенского района Санкт-Петербурга; 263 учащихся (104 мальчика и 159 девочек) музыкально школы-интерната №8 Санкт-Петербурга; 453 студентов разных факультетов (369 девушек и и 84 юноши) Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им.Герцена; 21 боец спецподразделений; 33 психолога в сфере образования; 37 воспитателей приютов детских домов; 24 врача-стоматолога; 29 медсестер (всего 209 специалистов); спортсмены 19 видов спорта в количестве 435 человек.
Предлагаемый способ позволяет надежно прогнозировать психологические особенности, свойства темперамента и психологический тип (по Д. Кейрси) на основе оценки свойств нервной системы (силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов) по методике Ильина Е.П.
Для оценки надежности и валидности способа были использованы следующие методики исследования:
- двигательные методики, разработанные Е.П. Ильиным (1972) для диагностики свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности);
- опросник Г. Айзенка (EPQ, форма А) для диагностики свойств и типов темперамента;
- опросник Д. Кейрси для диагностики свойств и типов темперамента;
- опросник В.М. Русалова (ОФДСИ) для диагностики формально-динамических свойств индивидуальности.
Прогноз психологических особенностей испытуемого, осуществляемый предлагаемым способом, основывается на сопоставлении свойств нервной системы испытуемого (определяемых по двигательным методикам Е.П. Ильина) и состава типологических комплексов свойств нервной системы, выявленных экспериментально для каждого из психологических феноменов по Г. Айзенку (нейротизм и экстраверсия - интроверсия), Д. Кейрси (экстраверсия - интроверсия, здравомыслие - интуиция, логичность - чувствование, рассудочность - импульсивность) и В.М. Русалову (эмоциональность, эргичность, пластичность, скорость).
Изучение зависимости свойств нервной системы испытуемого (определяемых по двигательным методикам Е.П. Ильина) и состава типологических комплексов свойств нервной системы, выявленных экспериментально, показало, что особенности личности проявляются тем сильнее, чем большее число свойств нервной системы, включенных в состав типологического комплекса СНС, обуславливающего проявления того или иного психологического феномена, имеется у данного человека. В качестве примера, на рисунках 1 и 2 приведены данные для свойств «нейротизм» и «экстраверсия» (по Кейрси), где показатели средних значений выраженности этих свойств (в баллах) отражены: в порядке возрастания - для положительных типологических комплексов СНС, в их составе все типологические особенности способствуют высокой выраженности рассматриваемых феноменов; в порядке убывания - для отрицательных (условно) типологических комплексов, в их составе все типологические особенности слабо влияют на выраженность феноменов. Здесь же приведены линии тренда, идеализирующие полученные закономерности.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что, учитывая комплекс всех измеряемых свойств нервной системы испытуемого, мы получаем наиболее надежный прогноз выраженности его психологических особенностей. Ниже представлены данные корреляционного анализа соответствия прогноза выраженности свойств личности, определяемых на основе типологических комплексов свойств нервной системы, обуславливающих выраженность свойств личности (по Г. Айзенку, Д. Кейрси и В.М. Русалову) и самооценки этих особенностей самими испытуемыми контрольной и общей экспериментальных групп (таблица 1). В контрольной группе испытуемых были определены свойства нервной системы, осуществлен автоматизированный прогноз психологических особенностей, а испытуемые провели самооценку этих же особенностей. На экспериментальной группе были выявлены типологические комплексы, обуславливающие психологические характеристики личности, а на контрольной группе было доказано соответствие прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах.
Таблица 1 | |||
Результаты корреляционного анализа связи между самооценкой выраженности особенностей личности и прогнозом их выраженности, осуществленного на основе типологических комплексов свойств нервной системы | |||
№п\п | Особенности личности | Коэффициенты корреляции и уровни значимости соответствия прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах | |
Контрольная (n=101) | Общая (n=352) | ||
1 | Экстраверсия (по Айзенку) | 0,377** | 0,204*** |
2 | Нейротизм | 0,433*** | 0,154** |
3 | Экстраверсия (по Кейрси) | 0,599** | 0,225*** |
4 | Здравомыслие - интуиция | 0,222 | 0,148* |
5 | Логичность - чувствование | 0,290 | 0,206*** |
6 | Рассудочность - импульсивность | 0,354* | 0,124* |
7 | Эргичность моторная | 0,013 | 0,237*** |
8 | Эргичность интеллектуальная | 0,147 | 0,249*** |
9 | Эргичность коммуникативная | 0,438*** | 0,244*** |
10 | Эргичность (общая) | 0,508*** | 0,160** |
11 | Пластичность моторная | 0,284** | 0,162** |
12 | Пластичность интеллектуальная | 0,317** | 0,232*** |
13 | Пластичность коммуникативная | 0,288* | 0,185*** |
14 | Пластичность (общая) | 0,416*** | 0,179** |
15 | Скорость моторная | 0,312* | 0,253*** |
№п\п | Особенности личности | Коэффициенты корреляции и уровни значимости соответствия прогноза и самооценки особенностей личности в экспериментальных группах | |
Контрольная (n=101) | Общая (n=352) | ||
16 | Скорость интеллектуальная | 0,345** | 0,185*** |
17 | Скорость коммуникативная | 0,336** | 0,235*** |
18 | Скорость (общая) | 0,518*** | 0,205*** |
19 | Эмоциональность моторная | 0,377** | 0,157** |
20 | Эмоциональность интеллектуальная | 0,437*** | 0,186*** |
21 | Эмоциональность коммуникативная | 0,165 | 0,174** |
22 | Эмоциональность (общая) | 0,436*** | 0,166** |
23 | Активность моторная | 0,386** | 0,226*** |
24 | Активность интеллектуальная | 0,256* | 0,246*** |
25 | Активность коммуникативная | 0,617*** | 0,244*** |
26 | Активность (общая) | 0,531*** | 0,196*** |
27 | Адаптивность | 0,434*** | 0,105* |
Примечания: 1) маркером * отмечены коэффициенты корреляции выше 5%-го, выше 1%, *** - выше 0,1% уровня значимости; 2) в контрольной группе число испытуемых с самооценкой особенностей личности, определяемых: по Г. Айзенку (особенности личности №1, 2) - 74 чел.; по Д. Кейрси (№3-6) - 33 чел.; по В.М. Русалову (№7-27) - 63 чел.; в общей группе число испытуемых - 328 человек. |
Приведенные в таблице 1 результаты исследования дают основание для следующего заключения: если известны свойства нервной системы индивида и состав типологических комплексов, обуславливающих выраженность свойств личности, то последние можно прогнозировать на уровне достоверности 0,05-0,01 (95-99,9%).
Данными исследованиями подтверждена надежность и валидность предлагаемого способа.
ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЕМОГО СПОСОБА
Тестирование включает в себя выполнение коротких (например, на 2-4 см) и длинных (например, на 7-9 см) перемещений рукой (например, с помощью карандаша на бумаге или датчика перемещений) относительно условной исходной точки, а также перемещений рукой в виде постукивания (например, карандашом по бумаге или по электронной кнопке). Тренировку на осуществление перемещений рукой осуществляют с открытыми глазами, а процесс тестирования - с закрытыми. При этом регистрируют воспроизводимую точность при коротких и длинных перемещениях.
Процесс тестирования проводится в соответствии с примерным набором инструкций, понятных подавляющему большинству тестируемых (приводится вариант инструкции при работе на приборе, общий вид которого приведен на рисунке 3).
1. Перед тестированием приводится общая информация о методике:
- данная методика позволяет оценить природные психологические особенности личности посредством двигательных тестов, выполняемых на этом приборе, на котором движения выполняются с помощью ползунка
- психолог берет в руки прибор, показывает, как надо правильно пользоваться ползунком
- показывает типовые движения, которые должен выполнить испытуемый.
2. Приводится инструкция по проведению тестирования:
- примите максимально комфортное положение, при этом ведущая рука должна лежать на столе, локоть должен опираться на стол
- ЭК должен быть зафиксирован между подушечками большого и указательного пальцев ведущей руки, другой рукой придерживайте корпус прибора
- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины малого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренироваться столько, сколько необходимо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами
- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»
- делается движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращается ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение "чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины большого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренироваться столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.
- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть меньше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины малого отрезка; задача - запомнить это движение (можно контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренируйтесь столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде будет необходимо совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.
- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало»
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движение равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- сейчас необходимо с открытыми глазами совершать перемещения ползунка от начала до середины большого отрезка; задача - запомнить это движение (можете контролировать расстояние перемещения ползунка по шкале на корпусе прибора или на экране компьютера). Тренируйтесь столько, сколько надо для правильного воспроизведения этого движения, которое будем условно называть ЭТАЛОН, т.к. в последующем по команде необходимо будет совершать движения в зону коротких отрезков с закрытыми глазами.
- как только испытуемый сообщает, что он готов, следует команда «закрыть глаза», «перевести ползунок в начало».
- делаем движение в середину короткого отрезка - ЭТАЛОН, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем повтор движения, равного ЭТАЛОНУ, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат)
- делаем движение чуть больше ЭТАЛОНА, возвращаем ползунок в начало (фиксирует результат).
*Примечание - если в процессе тестирования тестируемый не может попасть в диапазон малого или большого отрезка при совершении эталонного движения, следует команда «открыть глаза», «провести повторную тренировку» (в этом случае результат не фиксирует), после завершения тренировки тестирование продолжается с пункта, на котором был отмечен сбой
- тестируемый отодвигает корпус с ползунком и берет в руки датчик перемещений для проведения теппинг-теста
- датчик необходимо держать «как пишущую ручку»
- следует инструкция «сейчас вам будет необходимо постукивать с максимальной частотой в течение 30 секунд этим датчиком по поверхности стола» (на стол подкладывается коврик от компьютерной мыши)
- предварительно делается разминка, чтобы испытуемый мог вработаться в течение 5 секунд
- следует пауза 10 секунд
- следует команда СТАРТ, после чего тестируемый должен начать постукивания (фиксирует время старта, частоту постукиваний каждые 5 секунд и сообщает о времени окончания)
Процедура тестирования закончена.
При определении свойств нервной системы испытуемого В.Г., 17 лет, были получены следующие данные:
- слабая нервная система;
- высокая подвижность процессов возбуждения;
- высокая подвижность процессов торможения;
- преобладает возбуждение по «внешнему» балансу;
- преобладает возбуждение по «внутреннему» балансу.
Такому сочетанию свойств нервной системы в базе знаний соответствует следующие психологические особенности, свойства темперамента и психологический тип личности (знак «++» означает высокую, «+» - среднюю, «-» низкую выраженность психологического феномена):
I. Особенности интеллектуальной деятельности
1. Быстрота формирования зрительного образа: +
2. Память произвольная (на знаковую информацию): -
3. Память непроизвольная: ++
4. Концентрация внимания: +
5. Переключаемость внимания: ++
6. Быстрота ассоциативных и мыслительных процессов: ++
7. Тип мышления: художественный
8. Критичность мышления: -
II. Особенности индивидуального стиля деятельности
9. Длительность настройки: ++
10. Темп начала деятельности: ++
11. Темпы обучаемости: ++
12. Доминирующий аспект деятельности: относительный баланс между ориентировочной и исполнительной частями
13. Приспособляемость к динамичным ситуациям: +
14. Склонность к состязательности, к лидерству: -
III. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и волевые особенности
15. Эмоционально-психическая устойчивость: -
16. Приспособляемость к неблагоприятным факторам внешней среды: -
17. Быстрота принятия решений в значимых ситуациях (решительность): ++
18. Смелость в стрессовых ситуациях: +
19. Усидчивость (устойчивость к статическим позам): -
20. Терпеливость, упорство (работа на фоне утомления): -
21. Устойчивость к состоянию монотонии: +
22. Выносливость (работа до появления утомления): ++
IV. Особенности психомоторики
23. Двигательная память, техника движений: -
24. Чувство равновесия, координация движений: +
25. Скорость сложной (дифференцировочной) реакции: ++
26. Скорость напряжения мышц (спринтерские задатки): ++
27. Скорость расслабления мышц (стайерские задатки): -
28. Скорость процессов восстановления после нагрузки: ++
29. Скорость простой двигательной реакции: ++
ПРОГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Особенности интеллектуальной деятельности:
1) относительно быстрое восприятие наглядной информации, особенно новой, но в некоторых случаях может потребоваться дополнительный показ или удлинение времени экспозиции с тем, чтобы качественно улучшить восприятие;
2) память произвольная (волевая), в большей степени зависит от субъекта деятельности, от его выбора в отношении воспринимаемой информации, особенно когда информация представлена в знаковых формах (тексты, таблицы, схемы, графики и т.д.) или должна быть предварительно структурирована в знаковой форме, что способствует проявлениям долговременной памяти. У данного ученика снижена способность к произвольному запоминанию знаковой информации (слова, тексты, схемы, символы, формулы), особенно если информация не структурирована, что создаст дополнительные трудности для ее фиксации в долговременной памяти; возможны некоторые трудности при овладении иностранным языком, если преподавание ведется традиционным путем, где сначала слова, правила, тексты и только потом - общение; проблема может исчезнуть, если преподавание языка будет осуществляться в игровой, импровизационной манере, в коммуникации, с погружением в языковую среду.
3) хорошие способности к непроизвольному запоминанию информации (на обстановку, ситуации, лица людей и т.д.), что одновременно предполагает хорошую кратковременную (оперативную) память, например, для быстрого овладения иностранным языком, когда преподавание осуществляется посредством общения, в игровой, импровизационной манере, с погружением в языковую среду; следует иметь в виду, что непроизвольная память на ситуации чаще всего выполняет оперативную функцию и в значительной степени определяется факторами внешней среды, когда запоминаемый материал зависит от признаков окружающей обстановки, не всегда наиболее важных для решения тех или иных задач в обучении;
4) относительно хорошая способность к концентрации внимания предполагает возможность сохранения внимания ученика в процессе достаточно длительного объяснения какого-либо материала, например, в ходе урока, лекции; одновременно имеются относительно хорошие предпосылки для самостоятельной работы на уроке или при выполнении объемных домашних заданий;
5) хорошая способность к переключению внимания будет способствовать успешности ученика там, где есть импровизация, динамика, быстрые изменения в обстановке (например, игровая деятельность), наилучшая позиция - центр событий, ситуаций (например, быть организатором игры, собрания или тамадой на празднике), в условиях урока - разнообразие учебного материала, новые факты, частые переходы от одной темы к другой; рекомендуются переходы от одного учебного предмета к другому при выполнении домашних заданий, с последующими возвратами для завершения несделанного с первого раза, что позволит дольше поддерживать интерес к учебным предметам;
6) для учащегося прогнозируется быстрота ассоциативных и мыслительных процессов, склонность ориентироваться во многих областях знаний, но ему может не хватать глубины постижения каждой из них, поскольку не достаточно выражена склонность к структурированию, упорядочиванию информации, к смысловому пониманию воспринимаемой действительности, не выражена склонность к поиску и установлению причинно-следственных связей, не выражен «философский склад мышления», обеспечивающий восприятие сути вещей, снижена способность к системному способу мышления; имеющаяся склонность ориентироваться во многих областях знаний может обусловить поверхностность в их постижении;
7) у ученика выражен художественный тип мышления (преобладает первая сигнальная система: чувственно-эмоциональный, наглядно-образный способ восприятия действительности); этот тип мышления воспринимает действительность посредством первой (чувственной) сигнальной системой головного мозга, доминирующей над второй (прежде всего речевой) сигнальной системой (по И.П. Павлову). Швейцарский психолог Карл Юнг дал следующую характеристику типа «… удивительным образом пренебрегают мышлением в пользу эмоционального фактора, то есть чувства; стойко проводят «политику эмоций» и требуется уже действительно чрезвычайная ситуация, чтобы заставить их задуматься…». Профессором Э.А. Голубевой отмечается, что «художники» характеризуются следующими общими и специальными способностями: лучшая непосредственная память, более высокий уровень невербального интеллекта и коммуникативные способности, которые включают в себя: музыкальные, коммуникативно-речевые, педагогические, артистичность, экстраверсию». Профессор Е.П. Ильин дает следующую характеристику типа: «художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению; это не означает, что у него вторая сигнальная система не развита (т.е. не развито словесно-логическое мышление); это означает только то, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность; они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления, у них сильно развито воображение, а отсюда - хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи, что отличает многих артистов, художников, музыкантов». Художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности в отличие от противоположного мыслительного типа, который все переводит в отвлеченные, абстрактные символы.
8) прогнозируется повышенная внушаемость, чувствительность, открытость (иногда доверчивость) в отношении разных мнений, точек зрения, не свойственна конфликтность в спорах, дискуссиях, повышена чувствительность к человеческому фактору и эмоциональным аспектам рассматриваемых ситуаций, выражена способность к сопереживанию (эмпатия), высокий потенциал креативности (множественность восприятия, оригинальность решений, способности к продуцированию разнообразных идей).
2. Особенности индивидуального стиля учебной деятельности:
По определению индивидуальный стиль деятельности - характерная для человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя ценные для данной работы свои качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. Одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы помочь ученику найти и развить такой стиль учебной деятельности, который соответствует его индивидуальным особенностям.
9) учебная деятельность данного ученика предполагает укороченный этап подготовки к ней не только в операционном (инструментальном) аспекте, но и функциональном (энергетические, функциональные системы организма, мыслительная и мотивационная сферы), сокращенный период врабатываемости в тот или иной процесс. Чрезмерное затягивание этапа настройки, подготовки к деятельности может вызвать эмоциональное перевозбуждение, своеобразное «перегорание» еще до начала деятельности, что далее повлияет на качественные и количественное показатели исполняемой деятельности, например, может проявиться несдержанность, импульсивность, торопливость и поверхностность, ухудшающие качество решения учебных задач, точность движений.
10) целесообразно быстрое, активное начало деятельности, например, на уроке, лекции формулируется новая тема, сразу сообщается замысел, задается интрига, возбуждающие интерес к предстоящему, которая затем динамично разворачивается с обилием новых фактов, примеров, с разнообразием учебного материала; опрос и закрепление ранее пройденного материала лучше проводить в конце урока;
11) высокие темпы обучаемости выступают как проявление общи