Смазочное устройство зубчатого колеса

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им. Смазковозвращающие пластины перекрывают высоту зубьев и ориентированы в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса. Смазковозвращающие пластины имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, и укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, также в них со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам. Устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса в виде лопатки, посредством которой пластичный смазочный материал вручную наносится на боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого колеса (см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. ГОСТ 5.223-69. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1973», стр. 113).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой эффективности и недолговечности наносимого им смазочного слоя вследствие вытеснения нанесенного смазочного материала из зоны зацепления зубьев.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатого колеса по А.С. СССР №1618973, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.1991 г., Б.И. №1. Данное устройство состоит из пары смазковозвращающих гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обеих торцов зубчатого венца перпендикулярно им, пластины ориентированы в радиальной плоскости колеса с перекрытием высоты зубьев, расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца колеса, пластины укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от торцов зубчатого венца и в которых со стороны венца выполнены прямолинейные разрезы, перпендикулярные его торцам.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при контактах самзковозвращающих пластин с криволинейными боковыми набегающими поверхностями зубьев происходит расхождение разрезанных частей пластин друг от друга - по линиями разрезов, вследствие этого перенос смазочного материала с пластин на поверхности зубьев осуществляется неравномерно и на часть этих поверхностей смазочный материал не переносится. Это приводит к ухудшению смазывания трущихся поверхностей. Кроме того, при переходе пластин с боковых криволинейных поверхностей зубьев на их торцы, разрезанные части пластин остаются разведенными, что ухудшает захват смазки с торцов зубьев, и часть смазки остается незахваченной, что также ухудшает смазывание зубьев колеса.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих высоту зубьев, ориентированных в радиальной плоскости колеса, имеющих расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, укрепленных на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, и в которых со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам, причем смазочное устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса со смазочным устройством (вид с торца колеса) - фиг. 1, разрезы фрагментов колеса с видами смазочного устройства (вид сбоку) - фиг. 2.

На чертеже изображены: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцевые поверхности 3 зубьев, боковые 4 поверхности зубьев, основные смазковозвращающие пластины 5, дополнительные смазковозвращающие пластины 6, корпус 7 передачи, разрезы 8, смазочный материал 9, направление вращения ω колеса, величина смещения Δ разрезов на пластинах.

Смазочное устройство зубчатого колеса, содержащего тело 1 и зубчатый венец с зубьями 2, имеющими торцевые 3 и боковые 4 поверхности, состоит из пары основных смазковозвращающих гибких пластин 5 и пары дополнительных таких же пластин 6, расположенных с обеих сторон зубчатого венца, перпендикулярно ему, все пластины ориентированы радиально, пластины своими частями, удаленными от венца и параллельными ему, жестко укреплены на корпусе 7 передачи, основные и дополнительные пластины смещены в плоскости вращения колеса друг относительно друга без взаимного соприкосновения друг с другом при работе, в пластинах со стороны венца выполнены прямые разрезы, примерно на величину половины ширины пластин, перпендикулярные торцам зубчатого венца, причем разрезы в основных и дополнительных пластинах в радиальной плоскости смещены друг относительно друга на шаг Δ, равный половине шага разрезов.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе колеса в передаче, смазочный материал 9, нанесенный на боковые (рабочие) поверхности 4 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей и попадает на торцы 3 зубьев. Смазковозвращающие пластины - основные 5 и дополнительные 6 захватывают этот смазочный материал и возвращают его обратно - на боковые поверхности зубьев, восстанавливая тем самым на них смазочный слой, необходимый для нормальной работы зубьев. Пластины взаимодействуют с зубьями своими частями, в которых выполнены разрезы 8. Наличие разрезов позволяет повысить гибкость пластин на этих участках.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция - наличие дополнительных смазковозвращающих пластин с разрезами, выполненными со смещением относительно разрезов в основных пластинах, - позволяет и захватывать с торцов зубьев, и переносить на криволинейные боковые поверхности зубьев смазочный материал более качественно, что улучшает режим смазывания зубьев. Особенно - зубьев с большой криволинейностью (зубья с подрезанием ножки и т.п.).

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно смазываемого периодически пластичным смазочным материалом, содержащее пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих высоту зубьев, ориентированных в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса, имеющих расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, укрепленных на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, и в которых со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам, отличающееся тем, что оно содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре.