Автоматизированная система безопасности транспортирования специальных грузов

Изобретение относится к системам безопасности транспортирования грузов. Система включает в себя оборудованные соответствующими подвижными диспетчерскими пунктами составы специальных транспортных средств, состоящие из одного или более специальных транспортных средств, а также стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей, диспетчерские пункты получателей, диспетчерские пункты перевозчиков и диспетчерские пункты сил реагирования, связанные друг с другом и с подвижными диспетчерскими пунктами посредством сети передачи информации. Причем специальные транспортные средства выполнены с возможностью транспортирования специальных грузов и/или сопровождающих лиц и/или лиц охраны и оборудованы грузовыми отсеками и/или отсеками для сопровождающих лиц и/или отсеками для лиц охраны, составы специальных транспортных средств оборудованы системами предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки, содержащие пассивные и/или активные устройства противодействия несанкционированному доступу. Достигается повышение безопасности транспортировки специальных грузов. 17 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к системам безопасности транспортирования специальных грузов, предназначенным для реализации мер по своевременному прогнозированию, выявлению и предупреждению угроз и критических ситуаций в отношении специальных грузов с учетом данных автоматического сбора, обработки и анализа поступающей информации с специальных транспортных средств (СТС), осуществляющих перевозку специальных грузов.

Автоматизированная система безопасности транспортирования специальных грузов (АСБТ) должна обеспечивать решение следующих задач:

обнаружение и задержка доступа нарушителя к перевозимым специальным грузам;

мониторинг специальных перевозок;

оповещение и информационная поддержка принятия решений в случае несанкционированного доступа к специальному грузу, а также при организации работ по ликвидации последствий нештатных (аварийных) ситуаций, возникающих в процессе транспортировки специальных грузов.

Технический результат состоит в обеспечении защищенности транспортировки специальных грузов.

Для достижения указанного технического результата в автоматизированную систему безопасности транспортирования специальных грузов введены оборудованные соответствующими подвижными диспетчерскими пунктами составы специальных транспортных средств, состоящие из одного или более специальных транспортных средств, а также стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей, диспетчерские пункты получателей, диспетчерские пункты перевозчиков и диспетчерские пункты сил реагирования, связанные друг с другом и с подвижными диспетчерскими пунктами посредством телекоммуникационной сети передачи информации, при этом специальные транспортные средства выполнены с возможностью транспортирования специальных грузов и/или сопровождающих лиц и/или лиц охраны и оборудованы грузовыми отсеками и/или отсеками для сопровождающих лиц и/или отсеками для лиц охраны, составы специальных транспортных средств оборудованы системами предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки, содержащими пассивные и/или активные устройства противодействия несанкционированному доступу, устройства противодействия несанкционированному доступу выполнены с возможностью дистанционного управления посредством подачи команд приведения их в действие, системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки выполнены с возможностью автоматического обнаружения попыток и/или фактов несанкционированного доступа в соответствующие специальные транспортные средства и/или их отсеки, автоматического формирования сообщений о попытках и/или фактах несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и/или их отсеки, кодирования и передачи их в подвижные диспетчерские пункты соответствующих составов специальных транспортных средств, при этом стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей, диспетчерские пункты получателей, выполнены с возможностью формирования, кодирования и передачи на подвижные диспетчерские пункты сообщений с запросами о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц, приема от подвижных диспетчерских пунктов сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц, их декодирования и отображения полученной информации в режиме реального времени на автоматизированных рабочих местах (АРМ), приема от подвижных диспетчерских пунктов, декодирования и отображения сообщений «Тревога» и автоматического формирования сигналов оповещения «Тревога», периодической проверки исправности собственной аппаратуры соответствующего стационарного диспетчерского пункта и автоматического формирования сигналов оповещения об обнаруженных неисправностях, записи в базу данных всех принятых и отправленных сообщений, а также результатов проверки исправности собственной аппаратуры соответствующего стационарного диспетчерского пункта, при этом стационарный центральный диспетчерский пункт выполнен с возможностью формирования при получении от подвижных диспетчерских пунктов сообщений «Тревога», кодирования и передачи на стационарные диспетчерские пункты сил реагирования сообщений с информацией о угрозах специальным транспортным средствам, грузам и сопровождающим лицам, а также о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, при этом стационарные диспетчерские пункты сил реагирования выполнены с возможностью приема от стационарного центрального диспетчерского пункта сообщений с информацией о угрозах специальным транспортным средствам, грузам и сопровождающим лицам, а также о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, их декодирования и отображения полученной информации в режиме реального времени на АРМ, при этом стационарный технологический диспетчерский пункт выполнен с возможностью приема от подвижных диспетчерских пунктов, декодирования и отображения сообщений о неисправностях и отказах аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, формирования, кодирования и передачи на подвижные диспетчерские пункты сообщений о возможностях устранения неисправностей и отказов аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, при этом подвижные диспетчерские пункты размещены в одном или в нескольких специальных транспортных средствах соответствующих составов специальных транспортных средств, оснащены АРМ сопровождающих лиц и АРМ лиц охраны, внутренней системой обмена сообщениями между указанными АРМами и выполнены с возможностью автоматического периодического определения местонахождения соответствующих специальных транспортных средств с помощью навигационных приемников, автоматического отображения в режиме реального времени местонахождения соответствующих специальных транспортных средств на АРМ сопровождающих лиц, автоматического периодического формирования, кодирования и передачи на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, приема от стационарных центрального диспетчерского пункта, технологического диспетчерского пункта и диспетчерских пунктов отправителей и получателей сообщений с запросами о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц и отображения их в режиме реального времени на АРМ сопровождающих лиц, формирования при получении запросов от стационарных центрального диспетчерского пункта и/или от технологического диспетчерского пункта и/или от диспетчерских пунктов отправителей и получателей на АРМ сопровождающих лиц сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц, их кодирования и передачи на соответствующие стационарные центральный диспетчерский пункт и/или на технологический диспетчерский пункт и/или на диспетчерские пункты отправителей и получателей, автоматического периодического формирования на АРМ сопровождающих лиц, кодирования и передачи на АРМ лиц охраны сообщений с запросами о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, автоматического приема, декодирования и отображения на АРМ лиц охраны сообщений с запросами о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны от АРМ сопровождающих лиц, формирования на АРМ лиц охраны при получении запросов от АРМ сопровождающих лиц сообщений с информацией о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, их кодирования и передачи на АРМ сопровождающих лиц, автоматического приема на АРМ сопровождающих лиц сообщений от АРМ лиц охраны с информацией о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, их декодирования и отображения полученной информации, автоматического формирования на АРМ сопровождающих лиц соответствующих сообщений «Тревога» в случае не поступления в заданный период времени ответов от АРМ мест лиц охраны на запросы о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, их отображения, кодирования и передачи в стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей и диспетчерские пункты получателей, а также автоматического формирования сигналов оповещения «Тревога», автоматического приема сообщений о попытках и/или фактах несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки от системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки, их декодирования, формирования и отображения на АРМ сопровождающих лиц соответствующих сообщений «Тревога», их кодирования и передачи в стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей и диспетчерские пункты получателей, а также автоматического формирования сигналов оповещения «Тревога», формирования лицами охраны на АРМ лиц охраны, кодирования и передачи на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога», автоматического приема на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога» от АРМ лиц охраны, их декодирования, отображения и автоматического формирования сигналов оповещения «Тревога», автоматического формирования соответствующих сообщений «Тревога» в случае отсутствия в заданный период времени реакции сопровождающих лиц на отображаемые на автоматизированных рабочих местах сопровождающих лиц сообщения «Тревога», их кодирования и передачи на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей, формирования сопровождающими лицами на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога», их кодирования и передачи на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей, автоматической периодической проверки исправности собственной аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов и автоматического формирования сигналов оповещения сопровождающих лиц об обнаруженных неисправностях, формирования на АРМ сопровождающих лиц сообщений о неисправностях и отказах аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, их кодирования и передачи на стационарный технологический диспетчерский пункт, приема от технологического диспетчерского пункта, декодирования и отображения на АРМ сопровождающих лиц сообщений о возможностях устранения неисправностей и отказов аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, записи в базу данных всех сформированных, принятых и отправленных сообщений, сигналов датчиков положения дверей и/или замков специальных транспортных средств, видеоинформации системы видеонаблюдения, команд приведения в действие устройств противодействия несанкционированному доступу, а также результатов проверки исправности собственной аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов.

При этом АСБТ содержит специальные транспортные средства для транспортирования специальных грузов железнодорожным транспортом и/или автомобильным транспортом и/или морским транспортом и/или речным транспортом.

Отсеки для лиц охраны специальных транспортных средств АСБТ оборудованы как отсеки для караула и/или отсеки для часовых.

Стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей и получателей и диспетчерские пункты сил реагирования автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью отображения полученной от подвижных диспетчерских пунктов информации о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств на фоне географической карты на экранах мониторов АРМ.

Стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью автоматической обработки и анализа полученной от подвижных диспетчерских пунктов информации о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств на корректность, обнаружения и отбраковки аномальной информации.

Подвижные диспетчерские пункты автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью автоматического периодического определения своего местоположения с помощью навигационных приемников ГЛОНАС/GPS.

Все диспетчерские пункты автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью передачи и приема сообщений с помощью спутниковых систем связи, в том числе спутниковых систем связи «Гонец» и «Inmarsat».

АРМ сопровождающих лиц автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены в виде пультов сопровождающих и/или в виде блоков графических терминалов, АРМ лиц охраны выполнены в виде пультов сопровождающих и/или в виде в виде блоков графических терминалов, и\или в виде пультов часовых.

Системы видеонаблюдения подвижных диспетчерских пунктов автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов содержат цифровые видеокамеры с адаптерами и мониторы видеонаблюдения.

Подвижные диспетчерские пункты автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью отображения сообщений «Тревога» на экранах АРМ сопровождающих лиц и автоматического формирования сигналов оповещения о получении сообщений «Тревога» в виде звуковых и/или световых сигналов.

Системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены с возможностью автоматического обнаружения фактов несанкционированного доступа в соответствующие специальные транспортные средства и их отсеки с помощью совокупности датчиков положения дверей и/или замков специальных транспортных средств и/или с помощью системы видеонаблюдения;

Датчики положения дверей и/или замков специальных транспортных средств автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов установлены на дверях и/или воротах и/или замках специальных транспортных средств и/или на дверях и/или замках отсеков специальных транспортных средств, в которых размещена собственная аппаратура подвижных диспетчерских пунктов.

Пассивные устройства противодействия несанкционированному доступу в специальные транспортные средства и их отсеки автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены в виде средств физической защиты специальных грузов.

Средства физической защиты специальных грузов автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены в виде цепей и замков.

Активные устройства противодействия несанкционированному доступу в специальные транспортные средства и их отсеки автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов выполнены в виде дистанционно управляемых пиротехнических модулей.

Внутренняя система обмена сообщениями между АРМ подвижного диспетчерского пункта автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов, размещенными в нескольких специальных транспортных средствах, выполнена с возможностью передачи сообщений по системе проводной телефонной связи и/или по системе УКВ связи.

Предлагаемая АСБТ состоит из сети диспетчерских пунктов, комплексов физической защиты, связи и позиционирования СТС, а также специально обученного персонала и обеспечивает в реальном масштабе времени мониторинг местоположения СТС, контроль состояния физической защиты перевозимого груза, реализует информационный обмен между СТС и диспетчерскими службами как в штатном режиме перевозки, так и в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

Предлагаемая АСБТ включает комплексы программно-технических средств управления безопасностью транспортирования диспетчерских пунктов и комплексы технических средств охраны СТС и обеспечивает дистанционный контроль местоположения СТС, перевозящего спецгруз, постоянный контроль состояния физической защиты спецгруза, обнаружение нарушений и задержку несанкционированного доступа к перевозимому спецгрузу, контроль и документирование действий охраны и сопровождающих спецгруз, передачу в режиме реального времени "аварийного" сигнала при возникновении чрезвычайной ситуации силам оперативного реагирования, обеспечение надежной дублированной связи сопровождающего и караула с локомотивной бригадой, железнодорожными службами и РЖД, обеспечение радиосвязи сопровождающего, караула и ГИБДД в автомобильной колонне, обеспечение информационного обмена по каналам спутниковой и подвижной связи между СТС и диспетчерскими пунктами АСБТ отправителя-получателя спецгруз, реагирование на чрезвычайную ситуацию, связанную с попыткой нападения на СТС с целью хищения спецгруза, что и обеспечивает положительный технический результат - обеспечение защищенности транспортировки специальных грузов.

На фиг. 1 представлена структурная схема АСБТ.

АСБТ содержит составы 1 специальных транспортных средств 2, состоящие из одного или более специальных транспортных средств 2, оборудованные соответствующими подвижными диспетчерскими пунктами 3, а также систему 4 мониторинга транспортирования специальных грузов, объединяющую посредством телекоммуникационной сети 5 для обмена информацией указанных подвижных диспетчерских пунктов 3 со стационарными центральным диспетчерским пунктом 6, технологическим диспетчерским пунктом 7, диспетчерскими пунктами 8 перевозчиков, диспетчерскими пунктами 9 отправителей, диспетчерскими пунктами 10 получателей и диспетчерскими пунктами 11 сил реагирования.

АСБТ содержит специальные транспортные средства для транспортирования специальных грузов железнодорожным транспортом и/или автомобильным транспортом и/или морским транспортом и/или речным транспортом.

В предпочтительном варианте выполнения АСБТ имеет следующие особенности:

АРМ сопровождающих лиц АСБТ выполнены в виде пультов сопровождающих и/или в виде блоков графических терминалов, а АРМ лиц охраны выполнены в виде блоков графических терминалов и/или в виде пультов часовых;

системы видеонаблюдения подвижных диспетчерских пунктов АСБТ содержат цифровые видеокамеры с адаптерами и мониторы видеонаблюдения;

датчики положения дверей и/или замков специальных транспортных средств АСБТ установлены на дверях и/или воротах и/или замках специальных транспортных средств и/или на дверях и/или замках отсеков специальных транспортных средств, в которых размещена собственная аппаратура подвижных диспетчерских пунктов;

пассивные устройства противодействия несанкционированному доступу в специальные транспортные средства и их отсеки АСБТ выполнены в виде средств физической защиты специальных грузов;

средства физической защиты специальных грузов АСБТ выполнены в виде цепей и замков;

активные устройства противодействия несанкционированному доступу в специальные транспортные средства и их отсеки АСБТ выполнены в виде дистанционно управляемых пиротехнических модулей;

отсеки для лиц охраны специальных транспортных средств АСБТ оборудованы как отсеки для караула и/или отсеки для часовых.

В частном варианте выполнения в состав АСБТ входят железнодорожная составляющая (АСБТ-Ж), автомобильная составляющая (АСБТ-А) и система 4 мониторинга транспортирования специальных грузов.

В железнодорожную составляющую (АСБТ-Ж) входят грузовые вагоны и вагоны охраны.

Грузовые железнодорожные вагоны оборудуются системами технических средств обнаружения и видеонаблюдения, средствами пассивной и активной задержки, информационной системой, управляющей всеми системами и средствами, установленными в вагоне, включая терминалы спутниковой связи (Inmarsat, Гонец).

В число основных технических средств грузовых вагонов входят:

средства сигнализации открывания дверей объекта;

информационно-управляющий комплекс (транспортный компьютер, пульты управления, блок часового);

абонентские комплекты спутниковой связи и навигации;

средства внутренней телефонной связи;

средства радиосвязи;

средства задержки нарушителей.

Система грузового вагона обеспечивает:

обнаружение попыток проникновения нарушителей в вагон и грузовой отсек;

задержку нарушителей при попытке хищения груза;

оперативную передачу информации о ЧС по каналам связи на диспетчерские пункты;

Система вагона охраны позволяет:

контролировать средства сигнализации, установленные в грузовом отсеке;

автономно передавать и получать информацию с диспетчерских пунктов;

контролировать подходы к вагону охраны и грузовому вагону;

обеспечивать телефонную и радиосвязь с лицом, сопровождающим груз.

В автомобильную составляющую (АСБТ-А) входят грузовые автомобили и автомобили сопровождения.

Грузовые автомобили оборудуются средствами охраны, принудительной остановкой автомобиля и речевой радиосвязи в колонне автомобилей, информационной системой, управляющей средствами, установленными в автомобиле, включая терминалы спутниковой связи. В состав средств АСБТ грузового автомобиля входят:

информационная система (транспортный компьютер, пульт сопровождающего);

инженерно-технические средства физической защиты (ФЗ);

средства блокировки;

терминалы спутниковой связи;

средства радиосвязи.

Средства автомобиля обеспечивают:

контроль состояния технических средств ФЗ;

передачу данных о состоянии средств ФЗ на автомобиль охраны;

передачу информации о несанкционированных действиях в отношении груза на автомобиль охраны и диспетчерские пункты;

обмен речевыми сообщениями с любым автомобилем колонны.

Автомобили сопровождения оборудуются средствами речевой радиосвязи в колонне и оператором диспетчерского пункта и информационной системой, управляющей средствами принудительной остановки грузового автомобиля и терминалами спутниковой связи.

Система 4 мониторинга транспортирования специальных грузов позволяет обеспечить постоянное слежение за местонахождением СТС и предоставляет операторам информацию о возникновении чрезвычайной ситуации в СТС. Система 4 мониторинга транспортирования специальных грузов обеспечивает:

автоматизированный сбор, учет, хранение и отображение информации о местонахождении транспортных средств;

прием экстренных сообщений с транспортных средств при чрезвычайной ситуации;

организацию оповещения сил реагирования.

Телекоммуникационная сеть 5 передачи информации использует спутниковые каналы передачи данных, радиоканалы речевого обмена, радиоканалы управления СТС.

АСБТ выполняет следующие основные функции:

поддержка состояния технических средств системы, при котором обеспечивается необходимый мониторинг груза и охранных систем;

обнаружение угроз в отношении груза и транспортного средства;

противодействие угрозам техническими средствами.

При своем функционировании АСБТ выполняет следующие задачи:

обнаружение несанкционированного проникновения в зону охраны груза и создание препятствий для проникновения;

автоматическая выдача сигнала тревоги в диспетчерские пункты при несанкционированных действиях в отношении груза;

мониторинг перемещения транспорта;

контроль состояния физической защиты транспорта;

осуществление информационного обмена транспорта с диспетчерскими пунктами;

ведение баз данных на перевозки;

защита информации, передаваемой по каналам связи.

Работает предлагаемая АСБТ следующим образом.

Специальные транспортные средства 2, оборудованные грузовыми отсеками и/или отсеками для сопровождающих лиц и/или отсеками для лиц охраны, осуществляют транспортирование специальных грузов и/или сопровождающих лиц и/или лиц охраны.

Составы 1 специальных транспортных средств оборудованы системами предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства 2 и их отсеки, содержащими пассивные и/или активные устройства противодействия несанкционированному доступу, которые выполнены с возможностью дистанционного управления посредством подачи команд приведения их в действие.

При этом системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства 2 и их отсеки осуществляют автоматическое обнаружение попыток и/или фактов несанкционированного доступа в соответствующие специальные транспортные средства 2 и/или их отсеки, автоматическое формирование сообщений о попытках и/или фактах несанкционированного доступа в специальные транспортные средства 2 и/или их отсеки, кодирование и передачу их в подвижные диспетчерские пункты 3 соответствующих составов 1 специальных транспортных средств.

Подвижные диспетчерские пункты 3 соответствующих составов 1 специальных транспортных средств 2 осуществляют автоматический прием сообщений о попытках и/или фактах несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки от системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки, их декодирование, формирование и отображение на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога», а также автоматическое формирование сигналов оповещения «Тревога».

Стационарный центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей, диспетчерские пункты получателей выполняют следующие операции:

формирование, кодирование и передачу на подвижные диспетчерские пункты сообщений с запросами о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц;

прием от подвижных диспетчерских пунктов сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц, их декодирование и отображение полученной информации в режиме реального времени на АРМ;

прием от подвижных диспетчерских пунктов, декодирование и отображение сообщений «Тревога» и автоматическое формирование сигналов оповещения «Тревога»;

периодическую проверку исправности собственной аппаратуры соответствующего стационарного диспетчерского пункта и автоматическое формирование сигналов оповещения об обнаруженных неисправностях;

запись в базу данных всех принятых и отправленных сообщений, а также результатов проверки исправности собственной аппаратуры соответствующего стационарного диспетчерского пункта.

Стационарный центральный диспетчерский пункт осуществляет формирование при получении от подвижных диспетчерских пунктов сообщений «Тревога», кодирование и передачу на стационарные диспетчерские пункты сил реагирования сообщений с информацией об угрозах специальным транспортным средствам, грузам и сопровождающим лицам, а также о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств.

Стационарные диспетчерские пункты сил реагирования осуществляют прием от стационарного центрального диспетчерского пункта сообщений с информацией об угрозах специальным транспортным средствам, грузам и сопровождающим лицам, а также о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, их декодирование и отображение полученной информации в режиме реального времени на АРМ.

Стационарный технологический диспетчерский пункт осуществляет прием от подвижных диспетчерских пунктов, декодирование и отображение сообщений о неисправностях и отказах аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, формирование, кодирование и передачу на подвижные диспетчерские пункты сообщений о возможностях устранения неисправностей и отказов аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов.

Подвижные диспетчерские пункты 3 размещены в одном или в нескольких специальных транспортных средствах 2 соответствующих составов 1 специальных транспортных средств, оснащены АРМ сопровождающих лиц и АРМ лиц охраны, внутренней системой обмена сообщениями между указанными АРМ и осуществляют:

автоматическое периодическое определение местонахождения соответствующих специальных транспортных средств с помощью навигационных приемников;

автоматическое отображение в режиме реального времени местонахождения соответствующих специальных транспортных средств на АРМ сопровождающих лиц;

автоматическое периодическое формирование, кодирование и передачу на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств;

прием от стационарных центрального диспетчерского пункта, технологического диспетчерского пункта и диспетчерских пунктов отправителей и получателей сообщений с запросами о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц и отображение их в режиме реального времени на АРМ сопровождающих лиц;

формирование при получении запросов от стационарных центрального диспетчерского пункта или от технологического диспетчерского пункта или от диспетчерских пунктов отправителей и получателей на АРМ сопровождающих лиц сообщений с информацией о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств, состоянии грузов и сопровождающих лиц, их кодирование и передачу на соответствующие стационарные центральный диспетчерский пункт или на технологический диспетчерский пункт или на диспетчерские пункты отправителей и получателей;

автоматическое периодическое формирование на АРМ сопровождающих лиц, кодирование и передачу на АРМ лиц охраны сообщений с запросами о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны;

автоматический прием, декодирование и отображение на АРМ лиц охраны сообщений с запросами о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны от АРМ сопровождающих лиц;

формирование на АРМ лиц охраны при получении запросов от АРМ сопровождающих лиц сообщений с информацией о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, их кодирование и передачу на АРМ сопровождающих лиц;

автоматический прием на АРМ сопровождающих лиц сообщений от АРМ лиц охраны с информацией о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны, их декодирование и отображение полученной информации;

автоматическое формирование на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога» в случае не поступления в заданный период времени ответов от АРМ мест лиц охраны на запросы о состоянии соответствующих специальных транспортных средств, грузов и лиц охраны;

отображение сообщений «Тревога» и автоматическое формирование сигналов оповещения «Тревога»;

автоматический прием сообщений о попытках и/или фактах несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки от системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки, их декодирование, формирование и отображение на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога», а также автоматическое формирование сигналов оповещения «Тревога»;

формирование лицами охраны на АРМ лиц охраны, кодирование и передачу на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога»;

автоматический прием на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога» от АРМ лиц охраны, их декодирование, отображение и автоматическое формирование сигналов оповещения «Тревога»;

автоматическое формирование сообщений «Тревога» в случае отсутствия в заданный период времени реакции сопровождающих лиц на отображаемые на АРМ сопровождающих лиц сообщения «Тревога», их кодирование и передачу на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей;

формирование сопровождающими лицами на АРМ сопровождающих лиц сообщений «Тревога», их кодирование и передачу на стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей;

автоматическую периодическую проверку исправности собственной аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов и автоматическое формирование сигналов оповещения сопровождающих лиц об обнаруженных неисправностях;

формирование на АРМ сопровождающих лиц сообщений о неисправностях и отказах аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов, их кодирование и передачу на стационарный технологический диспетчерский пункт;

прием от технологического диспетчерского пункта, декодирование и отображение на АРМ сопровождающих лиц сообщений о возможностях устранения неисправностей и отказов аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов;

запись в базу данных всех сформированных, принятых и отправленных сообщений, сигналов датчиков положения дверей и/или замков специальных транспортных средств, видеоинформации системы видеонаблюдения, команд приведения в действие устройств противодействия несанкционированному доступу, а также результатов проверки исправности собственной аппаратуры подвижных диспетчерских пунктов.

В предпочтительном варианте выполнения АСБТ работает со следующими особенностями.

Стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт, диспетчерские пункты отправителей и получателей и диспетчерские пункты сил реагирования АСБТ обеспечивают отображение полученной от подвижных диспетчерских пунктов информации о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств на фоне географической карты на экранах мониторов АРМ.

Стационарные центральный диспетчерский пункт, технологический диспетчерский пункт и диспетчерские пункты отправителей и получателей АСБТ осуществляют автоматическую обработку и анализ полученной от подвижных диспетчерских пунктов информации о местонахождении соответствующих специальных транспортных средств на корректность, обнаружение и отбраковку аномальной информации.

Подвижные диспетчерские пункты АСБТ выполняют автоматическое периодическое определение своего местоположения с помощью навигационных приемников ГЛОНАС /GPS.

Все диспетчерские пункты АСБТ обеспечивают передачу и прием сообщений с помощью спутниковых систем связи, в том числе спутниковых систем связи «Гонец» и «Inmarsat».

Подвижные диспетчерские пункты АСБТ осуществляют отображение сообщений «Тревога» на экранах АРМ сопровождающих лиц и автоматическое формирование сигналов оповещения о получении сообщений «Тревога» в виде звуковых и/или световых сигналов.

Системы предотвращения несанкционированного доступа в специальные транспортные средства и их отсеки АСБТ обеспечивают автоматическое обнаружение фактов несанкционированного доступа в соответствующие специальные транспортные средства и их отсеки с помощью совокупности датчиков положения дверей и/или замков специальных транспортных средств и/или с помощью системы видеонаблюдения.

Внутренняя система обмена сообщениями между АРМ подвижного диспетчерского пункта АСБТ, размещенными в нескольких специальных транспор