Модель корня зуба
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения студентов и врачей-стоматологов. Модель корня зуба выполнена прозрачной и содержит разрушенную коронковую часть и заполненные по всей длине гуттаперчей корневые каналы корня зуба. Модель корня зуба содержит также съемную непрозрачную коронку или смываемое непрозрачное покрытие, закрывающие с боков модель корня зуба, и пазы для фиксации модели корня зуба в модель челюсти крепежным винтом. Модель корня зуба выполнена с возможностью разработки корня зуба при наличии коронки или непрозрачного покрытия, и контроля при их отсутствии. Изобретение позволяет повысить эффективность обучения разработке корня зуба за счет обеспечения возможности производить разработку корневых каналов как на прозрачной, так и на непрозрачной модели корня зуба, а контроль процесса разработки производится на прозрачной модели корня зуба. 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для обучения студентов и врачей-стоматологов.
Использование штифтовых конструкций различного типа в современной стоматологии занимает существенное место, так как восстановление коронки зуба зачастую требует восстановление разрушенной культи зуба (Е.А. Брагин, А.В. Скрыль / Основы микропротезирования. Штифтовые конструкции зубных протезов, вкладки, виниры, искусственные коронки, декоративные зубные накладки. М.: ООО «Медицинская пресса», 2009. - 508 с.)
Известны стоматологические фантомы для развития мануальных навыков в процессе подготовки, которые содержат модель головы с искусственными зубами. Модель головы имеет верхнюю и нижнюю челюсти, связанные между собой в положении открытого рта. Модели челюстей снабжены альвеолярными отростками, в которых установлены искусственные пластмассовые зубы. Материалы моделей челюстей представлены мягкой пластиковой базой и удобной винтовой фиксацией пластмассовых зубов. Существуют модели челюстей с прозрачной десной и полностью анатомической формой зубов с учетом анатомии корней для обучения их препарированию (учебные модели зубов (фантомы): учебная модель StM-01, StM-wax, StM-brecket, Anna Dental (пр-во Турция).
Известна учебная модель с прозрачной десной, 28 зубов с корнями (пр-во Турция), является неразборной, а корни зубов естественного цвета (непрозрачные) затрудняют работу обучаемого, в связи с отсутствием пульповой камеры и корневых каналов в таких зубах, а также не возможен контроль качества прохождения корневых каналов для изготовления штифтовой конструкции любого типа (этот же сайт).
Известна модель корня зуба, содержащая разрушенную коронковую часть, заполненные гуттаперчей корневые каналы корня зуба, отличающаяся прозрачностью всей модели корня с корневыми каналами, заполненными гуттаперчей по всей их длине. (Патент РФ на полезную модель, №132600, кл. G09B 23/28, опубл. 20.09.2013).
Недостатком известной модели корня зуба является заниженная эффективность обучения процессу разработки корня зуба. Это обусловлено тем, что разработка корневых каналов прозрачной модели корня зуба облегчает процесс разработки. При этом отсутствует полная имитация разработки корневых каналов реального корня зуба, что снижает эффективность обучения. Разработка корневых каналов должна производиться на непрозрачной модели корня зуба, а контроль процесса разработки должен производиться на прозрачной модели корня зуба.
Технической задачей изобретения является повышение эффективности обучения разработке корня зуба. За счет обеспечения возможности производить разработку корневых каналов как на прозрачной, так и на непрозрачной модели корня зуба, а контроль процесса разработки должен производиться на прозрачной модели корня зуба.
Технический результат достигается тем, что модель корня зуба, содержащая разрушенную коронковую часть, заполненные гуттаперчей корневые каналы корня зуба, прозрачность всей модели корня с корневыми каналами, заполненными гуттаперчей по всей их длине, дополнительно содержит съемную непрозрачную коронку, или смываемое непрозрачное покрытие, закрывающие с боков модель корня зуба, при этом разработку корня зуба производят при наличии коронки или непрозрачного покрытия, а контроль при их отсутствии.
На фиг.1, 2, 3 представлены модели корней зубов (однокорневого, многокорневого) из прозрачного материала (1) с наличием коронки или покрытия (5), в которых корневые каналы (2) обтурированы по всей своей длине гуттаперчей (3), и пазы (4) для фиксации модели корня зуба в модель челюсти специальным крепежным винтом.
Модель корня зуба 1 содержит разрушенную коронковую часть, заполненные гуттаперчей 3 корневые каналы 2 корня зуба, прозрачность всей модели корня с корневыми каналами 2, заполненными гуттаперчей 3 по всей их длине, съемную непрозрачную коронку или смываемое непрозрачное покрытие 5, закрывающие с боков модель корня зуба 1, при этом разработку корня зуба производят при наличии коронки или непрозрачного покрытия 5, а контроль при их отсутствии.
Модель используется следующим образом. Предварительно модель корня зуба (1) помещают в коронку или наносят непрозрачное покрытие (5), затем ее устанавливают в лунку стандартной модели челюсти и закрепляют специальным крепежным винтом в пазу (4) модели корня зуба (1). Обучаемый проводит препарирование корневых каналов (2) специальными инструментами для формирования ложа под штифтовую конструкцию любого типа согласно клиническим требованиям (высверливая гуттаперчу (3) на 2/3 его длины корня и расширяя до необходимого размера штифта). Качество подготовки корневых каналов под штифтовую конструкцию можно оценить, вытащив модель корня зуба (1) из модели челюсти и сняв коронку или удалив непрозрачное покрытие (5).
Проведение последующих клинико-лабораторных этапов изготовления различных видов штифтовых конструкций (включая их моделировку, припасовку и фиксацию конструкции) визуально контролируется, что обеспечивает высокий уровень подготовки специалистов стоматологического профиля.
Использование предлагаемой модели корня зуба позволит повысить эффективность учебного процесса, посвященного актуальному разделу стоматологии, а именно использованию корней зубов после эндодонтического лечения для восстановления коронковой части зуба с использованием штифтовых конструкций различного типа. Модель корня зуба способствовует развитию и повышению уровня мануальных навыков специалистов стоматологического профиля при работе в корневых каналах после эндодонтического лечения. Позволяет визуализировать клинико-лабораторные этапы изготовления штифтовых конструкций любого типа на всех этапах их изготовления (начиная с правильности разработки корневых каналов, припасовки штифтовых конструкций и фиксации их на корне зуба). Это обстоятельство особенно актуально, так как при работе в полости рта ошибка на любом из этапов может привести к удалению корня зуба, а следовательно, изменению всего плана лечения пациента.
Модель корня зуба, выполненная прозрачной и содержащая разрушенную коронковую часть и заполненные по всей длине гуттаперчей корневые каналы корня зуба, отличающаяся тем, что содержит съемную непрозрачную коронку или смываемое непрозрачное покрытие, закрывающие с боков модель корня зуба, и пазы для фиксации модели корня зуба в модель челюсти крепежным винтом, при этом модель корня зуба выполнена с возможностью разработки корня зуба при наличии коронки или непрозрачного покрытия, и контроля при их отсутствии.