Универсальный корректор сцепного веса колесного трактора типа "мтз"
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам колесных тракторов типа «МТЗ». Универсальный корректор сцепного веса колесного трактора содержит жесткую силовую связь, гибкую тросовую связь, силовой гидроцилиндр, вертикально-вращающийся рычаговый узел фланцевого типа, включающий фланец и подшипник, и установленный в срединной части торсионной оси, вставленной в отверстия косыночных упоров. Одно плечо узла, в технологическом отверстии которого установлена гибкая тросовая связь, проходящая через выемку нижней части фланца вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа и связанная окончанием с рабочей частью штока силового гидроцилиндра, входит в направляющий паз силовой рамки с пружинным демпфером, установленной под чулком управляемого моста трактора. Второе плечо является рабочим рычагом, в котором закреплена гибкая тросовая силовая связь, проходящая через выемку верхней части фланца вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа, крепление рабочей части штока силового гидроцилиндра, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора, другим окончанием крепящаяся к раме трактора. Достигается увеличение проходимости, устойчивости к опрокидыванию и повышение производительности трактора. 5 ил.
Реферат
Изобретение относится к транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для увеличения проходимости устойчивости к опрокидыванию, снижения буксования, повышения безопасности эксплуатации и производительности колесных тракторов, агрегатируемых с прицепами, на хозяйственных работах при их передвижении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью или наличии подстилающего мерзлотного слоя.
Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом (Патент РФ №2303547, МКИ B62D 53/04), содержащее основную силовую связь дышла прицепа с трактором, гидронавесную систему трактора, подъемные рычаги, траверсу и гибкий тросовый элемент, датчик буксования ведущих колес, устройство привода золотника регулятора навесной системы трактора и электромагнит, управляющий указанным золотником.
Недостатком данного устройства является большое количество задействованных узлов и деталей, трудоемкость установки и регулировки, недолговечность при работе транспортного средства с прицепным агрегатом-прицепом в сложных дорожных условиях, невозможность распределения весовой нагрузки между мостами трактора.
Известно устройство повышения проходимости колесных тракторов, агрегатируемых с прицепом, содержащее жесткую силовую связь, соединяющую дышло прицепа со сцепным устройством навески трактора, гибкую тросовую силовую связь, направляющий маховик, фланцевый полиспастный узел с подшипником, силовой гидроцилиндр (Патент РФ №2496674, МКИ B62D 13/00 - прототип).
Недостатком данного устройства является невозможность варьирования передачи части весовой нагрузки между мостами трактора в зависимости от условий эксплуатации, значительная трудоемкость установки, большое количество задействованных узлов и деталей, недолговечность устройства.
Технической задачей изобретения является увеличение проходимости, снижение буксования, повышение безопасности эксплуатации и производительности колесных тракторов при их агрегатировании с прицепами при передвижении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью или наличии подстилающего мерзлотного слоя при достаточно простой конструкции вспомогательного устройства, простоте его изготовления, высокой надежности, долговечности, удобстве в обслуживании и эксплуатации.
Техническим решением задачи является создание устанавливаемого на силовых элементах кузова, раме, стандартном оборудовании и в гидросистеме колесного трактора типа «МТЗ» вспомогательного устройства - универсального корректора сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ», которое перераспределяет часть собственной нагрузки трактора между его мостами, в зависимости от условий эксплуатации, посредством работы силового гидроцилиндра, подключенного к гидросистеме трактора, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора, через натяжение гибких тросовых силовых связей и вертикально-вращающийся рычаговый узел фланцевого типа, включающий фланец и подшипник, и установленный в срединной части торсионной оси, вставленной в отверстия косыночных упоров, фиксированных болтами на раме трактора, на силовую рамку с пружинным демпфером, установленную под чулком управляемого моста трактора типа «МТЗ» в целях увеличения проходимости, снижения буксования, повышения безопасности эксплуатации и производительности колесных тракторов при их агрегатировании с сельскохозяйственными орудиями и передвижении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью или наличии подстилающего мерзлотного слоя.
Поставленная задача достигается тем, что универсальный корректор сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ» изготовлен в виде тягово-догружающего устройства, состоящего из вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа, выполненного из плоской рессорной пружины, включающего фланец и подшипник, и установленного в срединной части торсионной оси, вставленной в отверстия косыночных упоров, фиксированных болтами на раме трактора, одно плечо узла, в технологическом отверстии которого установлена гибкая тросовая связь, проходящая через выемку нижней части фланца вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа и связанная окончанием с рабочей частью штока силового гидроцилиндра, входит в направляющий паз силовой рамки с пружинным демпфером, установленной под чулком управляемого мост трактора типа «МТЗ», а второе плечо является рабочим рычагом, в котором закреплена гибкая тросовая силовая связь, проходящая через выемку верхней части фланца вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа, крепление рабочей части штока силовою гидроцилиндра, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора, другим окончанием крепящаяся к раме трактора. Устройство также включает в себя датчики буксования и распределения усилий, позиционный регулятор, гидрораспределитель трактора.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема универсального корректора сцепною веса колесного трактора типа «МТЗ», на фиг. 2 изображен профильный вид трактора с установленным универсальным корректором сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ», на фиг. 3 изображена силовая рамка универсального корректора сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ», фиг. 4 изображен передний управляемый мост трактора типа «МТЗ» с установленной силовой рамкой универсального корректора сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ», на фиг. 5 изображен вертикально-вращающийся рычаговый узел фланцевою типа, включающий фланец и подшипник.
Универсальный корректор сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ» содержит вертикально-вращающегося рычаговый узел 1 фланцевого типа, выполненный из плоской рессорной пружины 2, включающий фланец 3 и подшипник 4, и установленный в срединной части торсионной оси 5, вставленной в отверстия 6 косыночных упоров 7, фиксированных болтами 8 на раме 9 трактора 10, одно плечо 11 узла 1, в технологическом отверстии 12 которого установлена гибкая тросовая связь 13, проходящая через выемку нижней части фланца 3 вертикально-вращающегося рычагового узла 1 фланцевого типа и связанная окончанием 14 с рабочей частью 15 штока силового гидроцилиндра 16, входит в направляющий паз силовой рамки 17 с пружинным демпфером 18, установленной под чулком 19 управляемого моста 20 трактора 10 типа «МТЗ», а второе плечо 21 - является рабочим рычагом, в котором закреплена гибкая тросовая силовая связь 22, проходящая через выемку верхней части фланца 3 вертикально-вращающегося рычагового узла 1 фланцевого типа, крепление 23 рабочей части 15 штока силового гидроцилиндра 16, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора 10, другим окончанием крепящаяся к раме 9 трактора 10.Устройство также включает в себя датчики буксования и распределения усилий, позиционный регулятор, гидрораспределитель и гидросистему трактора (на чертеже не показаны).
Устройство работает следующим образом.
При передвижении агроагрегата, состоящего из колесного трактора 10 и прицепа по грунтам с низкой несущей способностью и увеличении буксования ведущего моста трактора 10, датчики буксования и распределения усилий, установленные на управляемом 20 и ведущем мостах трактора 10, направляют сигнал на позиционный регулятор, который при включении, через гидрораспределитель, выдвигает рабочую часть штока 15 силового гидроцилиндра 16, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора 10, надавливает на проходящую через крепление рабочей части 15 штока силового гидроцилиндра 16 гибкую тросовую силовую связь 22, натягивая ее, что вызывает осевое вращение вертикально-вращающегося рычагового узла 1 фланцевого типа, приподнятие плечом 11 через силовую рамку 17 с пружинным демпфером 18 управляемого моста 20 и перераспределение весовой нагрузки с переднею управляемого моста трактора на его ведущий мост. При необходимости перераспределения весовой нагрузки с ведущего моста трактора 10 на его управляемый мост 20, в зависимости от сигнала датчиков буксования, позиционный регулятор задвигает рабочую часть штока 15 силового гидроцилиндра 16, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора 10, натягивая гибкую тросовую связь 13, которая вызывает осевое вращение вертикально-вращающегося рычагового узла 1 фланцевого типа и надавливание плеча 11 на силовую рамку 17 с пружинным демпфером 18, что перераспределяет весовую нагрузку с ведущего моста трактора 10 на его управляемый мост 20, что увеличивает тягово-сцепные свойства трактора, проходимость агроагрегата по слабонесущим грунтам, позволяет без пробуксовки передвигаться, производя сельскохозяйственные работы, повышает безопасность эксплуатации и производительность колесных тракторов.
При отсутствии необходимости передвижения с подключенным универсальным корректором сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ» оператором-водителем трактора датчики буксования и распределения усилий, гидрораспределитель трактора 10 не подключаются.
Использование данного изобретения, обладающего высокой надежностью, низкой себестоимостью, удобством в обслуживании и эксплуатации, при достаточно простой конструкции и простоте изготовления универсального корректора сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ» позволит увеличить проходимость, снизит буксование, повысит безопасность эксплуатации и производительность колесных тракторов при агрегатировании с сельскохозяйственными орудиями в передвижении по скользкой дороге, бездорожью, грунтам с низкой несущей способностью или наличии подстилающего мерзлотного слоя, что приведет к экономии энергозатрат и увеличит экономический эффект от его применения в сельском хозяйстве.
Универсальный корректор сцепного веса колесного трактора типа «МТЗ», содержащий жесткую силовую связь, соединяющую сельскохозяйственное орудие со сцепным устройством трактора, гибкую тросовую связь, силовой гидроцилиндр, отличающийся тем, что в конструкции присутствует вертикально-вращающийся рычаговый узел фланцевого типа, выполненный из плоской рессорной пружины, включающий фланец и подшипник, и установленный в срединной части торсионной оси, вставленной в отверстия косыночных упоров, фиксированных болтами на раме трактора, одно плечо узла, в технологическом отверстии которого установлена гибкая тросовая связь, проходящая через выемку нижней части фланца вертикально-вращающегося рычагового узла фланцевого типа и связанная окончанием с рабочей частью штока силового гидроцилиндра, входит в направляющий паз силовой рамки с пружинным демпфером, установленной под чулком управляемого моста трактора типа «МТЗ», а второе плечо является рабочим рычагом, в котором закреплена гибкая тросовая силовая связь, проходящая через выемку верхней части фланца вертикально вращающегося рычагового узла фланцевого типа, крепление рабочей части штока силового гидроцилиндра, размещенного на силовых элементах кузова под кабиной трактора, другим окончанием крепящаяся к раме трактора.