Система управления ресурсами образовательного учреждения

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к системе управления ресурсами образовательного учреждения. Технический результат заключается в повышении эффективности управления ресурсами образовательного учреждения. Система содержит блок (1) формирования запросов, программный блок (2) с модулем (3) Аудитории и блок (4) вывода информации, при этом блок формирования (1) запросов выполнен в виде модуля (5) Заявки, содержащего подмодуль (6) Формирование заявки, подмодуль (7) Просмотр заявки и подмодуль (8) Расписание, а программный блок снабжен модулем (9) Оборудование, содержащим подмодуль (17) Вывод списка типов оборудования, подмодуль (18) Внесение нового типа оборудования, подмодуль (19) Внесение единицы определенного типа оборудования, подмодуль (20) Вывод списка единиц определенного типа оборудования, подмодуль (21) Отслеживание свободных единиц оборудования, модулем (10) Фотографии, модулем (11) Пользователи, модулем (12) Ведение лог-файлов и модулем (13) Статистика, связанными между собой и модулем (3) Аудитории, выполненными с возможностью информационного обмена с использованием технологии клиент-сервер и языка программирования SQL. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к системам обработки данных, в частности к системам администрирования и управления, а именно к системам управления ресурсами, организации, планированию учебного процесса и составлению расписаний.

Известно устройство для моделирования графика работы сотрудников учреждения (патент РФ №2480827, опубл. 27.04.2013). Устройство представляет собой электронную логическую схему, обеспечивающую формирование оптимального графика работы сотрудников предприятия с неравномерной загрузкой.

Данное устройство невозможно использовать для управления ресурсами образовательного учреждения, т.к. оно не учитывает особенности образовательного процесса, в том числе необходимость использования в учебном процессе технических средств обучения.

Известно устройство для коррекции учебных планов вуза (патент РФ №64803, опубл. 10.07.2007). Устройство выполнено по типу «вечного календаря» в виде круговой диаграммы с подвижным диском.

Недостаток известного устройства заключается в невозможности его использования в современной информационной среде. Устройство также не учитывает возможность/необходимость использования технических средств обучения.

Известна система составления расписаний (патент РФ №13106, опубл. 20.03.2000). Система содержит блок формирования запросов, программный блок и блок вывода информации. Блок формирования запросов выполнен из последовательно соединенных блока исходных данных, блока выбора информации по учебному заведению или его филиалу и блока выбора информации по факультетам, сессиям, курсам. Программный блок выполнен из блока формирования связок "дисциплина - преподаватель - форма занятий - аудитория", блока анализа, логики и вычислений и блока-диспетчера. Система позволяет формировать расписание занятий с учетом информации о множестве преподавателей, множестве дисциплин, множестве аудиторий и т.п.

Недостатки известной системы заключаются в том, что в ней не предусмотрено гибкое управление ресурсами образовательного учреждения, введение коррекции расписания, отсутствуют данные о необходимом для проведения занятий оборудовании (вид, изношенность, совместимость с другим оборудованием), в частности, технических средствах обучения, и возможность их заказа в необходимой комплектности.

Задача изобретения заключается в создании гибкой системы управления ресурсами образовательного учреждения, содержащей возможность учета наличия и состояния оборудования, необходимого для осуществления учебного процесса.

Техническим результатом является ускорение процесса формирования расписания образовательного учреждения и его оптимизации через предоставление пользователю дополнительных данных о ресурсах, наличии и состоянии оборудования, в частности технических средств обучения, и возможности их заказа в необходимой комплектности.

Поставленная задача решается тем, что в системе управления ресурсами образовательного учреждения, содержащей связанные между собой блок формирования запросов, программный блок с модулем Аудитории и блок вывода информации, согласно изобретению блок формирования запросов выполнен в виде модуля Заявки, содержащего информационно связанные между собой подмодуль Формирование заявки, подмодуль Просмотр заявки и подмодуль Расписание, а программный блок снабжен модулем Оборудование, модулем Фотографии, модулем Пользователи, модулем Ведение лог-файлов и модулем Статистика, связанными между собой и модулем Аудитории и выполненными с возможностью информационного обмена.

В частном случае реализации изобретения модуль Аудитории может быть выполнен в виде трех информационно связанных подмодулей: подмодуля Внесение новой аудитории, подмодуля Вывод списка аудиторий, подмодуля Отслеживание свободных аудиторий.

В другом частном случае реализации изобретения модуль Оборудование может быть выполнен в виде пяти информационно связанных подмодулей: подмодуля Вывод списка типов оборудования, подмодуля Внесение нового типа оборудования, подмодуля Внесение единицы определенного типа оборудования, подмодуля Вывод списка единиц определенного типа оборудования, подмодуля Отслеживание свободных единиц оборудования.

Также модуль Фотографии может быть выполнен в виде двух информационно связанных подмодулей: подмодуля Фото аудиторий, Фото единиц оборудования.

Предусмотрено также, что подмодуль Расписание может быть выполнен в виде двух информационно связанных субмодулей: субмодуля Просмотр расписания и субмодуля Перенос занятия.

Сущность изобретения поясняется далее подробным описанием примера конкретной реализации со ссылкой на иллюстрации, где:

на фиг. 1 показана структурная схема системы управления ресурсами образовательного учреждения;

на фиг. 2 - структура реквизитов пользователя и мероприятия, принятые в системе управления ресурсами образовательного учреждения;

на фиг. 3 - структура реквизитов аудитории, оборудования и заявки;

на фиг. 4 - логические взаимосвязи модулей системы управления ресурсами образовательного учреждения.

Система управления ресурсами образовательного учреждения предназначена для автоматизации обеспечения образовательного процесса необходимыми ресурсами, в частности оборудованием (техническими средствами обучения).

Система управления ресурсами образовательного учреждения (см. фиг. 1) содержит связанные между собой блок 1 формирования запросов, программный блок 2 с модулем 3 Аудитории и блок 4 вывода информации, блок формирования 1 запросов выполнен в виде модуля 5 Заявки, содержащего информационно связанные между собой подмодуль Формирование заявки 6, подмодуль 7 Просмотр заявки и подмодуль 8 Расписание, а программный блок снабжен модулем 9 Оборудование, модулем 10 Фотографии, модулем 11 Пользователи, модулем 12 Ведение лог-файлов и модулем 13 Статистика, связанными между собой и модулем 3 Аудитории и выполненными с возможностью информационного обмена.

Кроме того, модуль 3 Аудитории может быть выполнен в виде трех информационно связанных подмодулей: подмодуля 14 Внесение новой аудитории, подмодуля 15 Вывод списка аудиторий, подмодуля 16 Отслеживание свободных аудиторий.

Кроме того, модуль 9 Оборудование может быть выполнен в виде пяти информационно связанных подмодулей: подмодуля 17 Вывод списка типов оборудования, подмодуля 18 Внесение нового типа оборудования, подмодуля 19 Внесение единицы определенного типа оборудования, подмодуля 20 Вывод списка единиц определенного типа оборудования, подмодуля 21 Отслеживание свободных единиц оборудования.

Кроме того, модуль 10 Фотографии может быть выполнен в виде двух информационно связанных подмодулей: подмодуля 22 Фото аудиторий, подмодуля 23 Фото единиц оборудования.

Кроме того, подмодуль 8 Расписание может быть выполнен в виде двух информационно связанных субмодулей: субмодуля 24 Просмотр расписания и субмодуля 25 Перенос занятия.

Модули 11 Пользователи, модуль 12 Ведение лог-файлов и модуль 13 Статистика на подмодули не разбиваются.

Описание модулей

Модуль 1 Заявки.

Здесь происходит сохранение поступившей заявки в базу данных, ее распределение в расписание и просмотр общего списка заявок. Входящий в этот модуль подмодуль «Расписание» отвечает за вывод расписания и переносы занятий на другое время, в другую аудиторию, на другой день. В свою очередь подмодуль «Расписание» состоит из субмодулей (подразделов): «Просмотр расписания» (позволяет просматривать уже сформированное расписание занятий на предмет выявления свободного от занятий времени) и «Перенос занятия» (позволяет вносить изменения в расписание).

Модуль 9 Оборудование.

Этот модуль, ответственный за внесение и сохранение нового типа оборудования в базу данных, отображение общего списка типов оборудования за внесение, сохранение и отображение единицы определенного типа оборудования. Здесь хранится информация о наличии свободных единиц определенного типа оборудования.

Модуль 3 Аудитории.

В данном модуле возможно введение информации о новой аудитории, просмотр общего списка аудиторий. Модуль позволяет отображать информацию о наличии свободной аудитории на время, указанное в поступившей заявке.

Модуль 10 Фотографии.

Хранятся изображения аудиторий и единиц конкретных типов оборудования как в графическом формате, так и в двоичном представлении.

Модуль 11 Пользователи.

Находится информация обо всех пользователях системы: ФИО, пароль.

Модуль 12 Ведение лог-файлов.

Обеспечивает возможность системы протоколирования действий пользователей.

Модуль 13 Статистика.

Выводит запрашиваемую статистическую информацию об оборудовании, аудиториях.

Система управления ресурсами образовательного учреждения работает следующим образом.

Заявки от пользователей (преподавателей) на аудиторию и необходимое оборудование для проведения мероприятия поступают в управление коммуникационно-технического сопровождения образовательного процесса и мероприятий. Они могут подаваться не только на конкретный день, но и на период. Каждой заявке присваивается идентификационный номер. Сотрудники управления резервируют за данным преподавателем заказанную аудиторию и формируют необходимый комплект оборудования для мероприятия. В назначенный день и время это оборудование устанавливается в указанной аудитории. В случае отсутствия заказанного оборудования или аудитории преподаватель заведомо информируется. Ему предлагается другая аудитория. После окончания мероприятия техника возвращается на склад.

Схема взаимодействия преподавателя и управления следующая. Преподаватель (пользователь) со своего компьютера (рабочего места) оформляет заявку на аудиторию и необходимое оборудование. Заявка регистрируется в системе управления ресурсами образовательного учреждения, ей присваивается идентификационный номер. Сотрудник управления коммуникационно-технического сопровождения (диспетчер-администратор) проверяет корректность оформления заявки. Поверка заявки может быть автоматизирована. В случае неверного оформления заявка возвращается пользователю на доработку. Правильно оформленная заявка принимается к исполнению. Исполнение заявки подразумевает выполнение следующих действий: резервирование аудитории на конкретную дату и время; подготовка аудитории к проведению мероприятия (установка оборудования).

Для формализации описанной схемы взаимодействия в систему управления ресурсами образовательного учреждения вводятся реквизиты преподавателя, реквизиты мероприятия, реквизиты оборудования, реквизиты аудитории, на которые делается заказ (см. фиг. 2, 3).

Преподаватель имеет фамилию, имя, отчество, контактный мобильный телефон, контактный рабочий телефон, место работы (подразделение, управление, отдел, факультет, кафедра или др.), должность, номер рабочей комнаты (с обязательным указанием корпуса).

Мероприятие имеет тип (характер) (лекция, семинар, конференция, или др.), место проведения (аудитория), дату начала, дату окончания, время установки оборудования, время начала, время окончания, организуется на определенное количество участников.

Аудитория имеет номер, вместимость. Также характеризуется наличием компьютеров, кондиционера, возможности затемнения, расположением в здании (солнечная сторона или нет).

Оборудование делится по типам и имеет инвентаризационный номер, серийный номер, название марки и модели.

Автоматизация обеспечения техническими средствами учебного процесса осуществляется следующим образом.

Модуль «Заявки».

В системе автоматизируются все основные этапы подачи и оформления заявки: проверка заявки на правильность заполнения, присвоение заявке идентификационного номера, распределение заявки в расписание. Автоматизирован процесс информирования преподавателя (пользователя) о наличии заказанного оборудования. При выборе оборудования для мероприятия отображается его внешний вид (фото) в том количестве, в котором оно заказано.

Форма заявки разделена на два информационных блока:

- информация о преподавателе (ФИО, должность, номер рабочей комнаты, телефоны рабочий/мобильный, место работы);

- информация о мероприятии (в какой аудитории будет проводиться, какое оборудование требуется, дата начала/окончания, время начала/окончания/установки оборудования).

Каждое новое мероприятие в форме заявки отображается в виде новой вкладки.

Система имеет интерфейс, ориентированный на удобство работы. Для этого существует система поиска информации о заявках по следующим критериям: номер заявки, номер аудитории, дата начала/окончания мероприятия, ФИО пользователя, мобильный телефон пользователя. Поиск осуществляется как по одному критерию, так и по нескольким сразу. Результат поиска отображается незамедлительно после того, как в поисковое поле нужного критерия начинает заводиться информация. То есть поиск информации может выполняться по значению критерия или любому сочетанию букв или цифр, входящему в значение.

Также предоставлена возможность оформления «заявки на выезд». Эта возможность позволяет занять оборудование на необходимый срок без заполнения формы заявки с последующим информированием о том, когда нужно забирать оборудование.

Печать заявки на принтере осуществляется по каждому мероприятию в отдельности.

Подмодуль 8 Расписание.

Просмотр расписания возможен на текущий день, на следующий день, на конкретный день. При этом система показывает номера аудиторий, в которые можно перенести мероприятие в случае непредвиденной ситуации, в зависимости от количества участников.

В расписании имеется возможность переноса мероприятия в другую аудиторию, на другое время, другой день.

Модуль 9 Оборудование.

В системе предусмотрено добавление нового типа оборудования (с указанием о том, будет ли отображаться данный тип в форме заявки), новой единицы данного типа оборудования (с указанием видимости данной единицы оборудования в основном списке единиц оборудования данного типа) и прикреплением к ней как основной ее фотографии, так и дополнительных фото. Всегда можно просмотреть статистическую информацию на определенный период о типе оборудования и конкретной единице оборудования, такую как: как часто заказывался данный тип оборудования, как часто заказывалась единица оборудования, сколько проработала единица оборудования.

Есть право закрепить конкретную единицу оборудования за определенной аудиторией, ставить отметки о нахождении единицы оборудования в ремонте (с данными о том, что ремонтировалось, кем ремонтировалось (фирме, осуществляющей ремонт), стоимости ремонта, сроках ремонта), о нахождении единицы оборудования в розыске. Предусмотрено создание связей типов оборудования, например проектор-лампа, а также создание технических комплексов, например ноутбук-проектор-экран проекционный.

В случае если пользователь не представляет себе, какое оборудование ему нужно заказать для проведения мероприятия, на котором он хочет показать презентацию, фильм на DVD, фильм на кассете VHS или воспроизвести аудиоматериал с компакт-диска (CD), система автоматически подберет необходимое оборудование при нажатии на соответствующую кнопку.

Модуль 3 Аудитории.

Система позволяет внести новую аудиторию и ее изображение в базу. Предусмотрена возможность указывать срок доступности/недоступности аудитории. При отображении общего списка аудиторий недоступные аудитории выделяются красным цветом. Аудитория автоматически становится доступной по истечении этого срока.

Система производит выдачу статистической информации по конкретной аудитории, а именно: общее количество часов, которое была занята аудитория, количество заявок, поданное на эту аудиторию. Данные предоставляются за определенный период времени.

Модуль 11 Пользователи.

Доступ к данным регламентируется типом пользователя, под которым работает человек.

Возможность системы протоколирования (модуль 12 Ведение лог-файлов) позволяет точно определять, кто из пользователей, в какой момент какие операции выполнял.

Графическое отображение логических взаимосвязей модулей системы показано на фиг. 3.

Информация вводится вручную с рабочего места оператора (из любой точки, где есть возможность выхода в Интернет).

Блок 1 формирования запросов, выполненный в виде модуля 5 Заявки, активизирует при обращении к нему подмодуль 6 Формирование заявки (осуществляет фиксацию занесенных в шаблон заявки данных - идентификационный номер заявки, ФИО заказчика, его должность, место работы (факультет, подразделение), мобильный телефон, рабочий телефон, номер рабочей комнаты).

При обращении к подмодулю 6 Формирование заявки активизируется подмодуль 7 Просмотр заявки и подмодуль 8 Расписание.

Входными данными для запроса на просмотр расписания является дата, на которую надо вывести расписание. Подмодуль 8 Расписание запрашивает информацию из модуля 3 Аудитория, модуля 9 Оборудование и идентификационный номер заявки и отображает информацию об изменениях в расписании. На основе данных о дате начала и окончания каждого мероприятия, хранящихся в этом модуле, происходит выборка идентификационных номеров мероприятия, заявки, аудитории, комплекта оборудования, соответствующих запросу.

С модулем 3 Аудитории связана совокупность модулей 9, 10, 11, 12, 13 Оборудование, Фотографии, Пользователи (идентификационные данные зарегистрированных пользователей), Ведение лог-файлов, Статистика соответственно.

Модуль 9 Оборудование состоит из пяти информационно связанных подмодулей: подмодуля 17 Вывод списка типов оборудования, подмодуля 18 Внесение нового типа оборудования, подмодуля 19 Внесение единицы определенного типа оборудования, подмодуля 20 Вывод списка единиц определенного типа оборудования, подмодуля 21 Отслеживание свободных единиц оборудования. При этом при взаимодействии между модулем 9 Оборудование с подмодулем 17 Вывод списка типов оборудования отображается список различных типов оборудования, с подмодулем 18 Внесение нового типа оборудования происходит введение новой информации в уже существующий список типов оборудования, с подмодулем 19 Внесение единицы определенного типа оборудования происходит добавление информации в список единиц оборудования, с подмодулем 20 Вывод списка единиц определенного типа оборудования - отображение списка единиц оборудования, уже внесенного в список, с подмодулем 21 Отслеживание свободных единиц оборудования - возможность просмотра списка оборудования, свободного для использования.

Модуль 10 Фотографии состоит из двух подмодулей: подмодуля 22 Фото аудиторий и подмодуля 23 Фото единиц оборудования. При этом при взаимодействии между модулем 10 Фотографии с подмодулем 22 Фото аудиторий в модуле 10 Фотографии отображаются изображения аудиторий, имеющихся в наличии, а при взаимодействии между модулем 10 Фотографии с подмодулем 22 Фото единиц оборудования в модуле 10 Фотографии представляются изображения оборудования.

Модуль 3 Аудитории связан с подмодулями 14, 15 и 16 Внесение новой аудитории, Вывод списка аудиторий и Отслеживание свободных аудиторий соответственно. При этом при взаимодействии между модулем 3 Аудитории с подмодулем 14 Внесение новой аудитории в модуль 3 Аудитории вносится информация об аудитории, ранее не внесенной в модуль 3 Аудитория, при взаимодействии между модулем 3 Аудитории с подмодулем 14 Вывод списка аудиторий выдается информация об аудиториях, внесенных в модуль 3 Аудитории, при взаимодействии между модулем 3 Аудитории с подмодулем 16 Отслеживание свободных аудиторий выдается информация о наличии свободных аудиторий.

При обращении к модулю 3 Аудитории в свою очередь возможен обратный переход к подмодулю 8 Расписание.

Пододуль 8 Расписание состоит из двух информационно связанных субмодулей: субмодуля 24 Просмотр расписания и субмодуля 25 Перенос занятия. Субмодуль 24 Просмотр расписания отражает информацию об учебном расписании по дням и часам. Субмодуль 25 Перенос занятия позволяет менять информацию, внесенную ранее.

Система может быть построена на основе современных технологий хранения данных, моделирования и разработки программного обеспечения. Структурная схема такой системы содержит рабочее место оператора (пользователя) системы, которое через сеть, роутер и концентратор связано с блоками (модулями) информационной базы данных программного блока 2 системы управления ресурсами образовательного учреждения. В этом случае может быть использована технология КЛИЕНТ-СЕРВЕР.

Технология КЛИЕНТ-СЕРВЕР позволяет оптимально использовать ресурсы сети компьютеров, позволяет легко заменять любой из узлов системы, а также легко подключать новых пользователей.

СЕРВЕР - управляет информационной базой данных для множества клиентов, производит защиту базы данных, создает резервные копии и следит за целостностью данных;

КЛИЕНТ - на нем хранится интерфейс системы. С его помощью (в виде форм ввода и т.д.) пользователь (оператор) запрашивает информацию у сервера. Результат отображается в виде таблиц, графиков и т.д.

СЕТЬ передает данные между клиентом и сервером по локальной сети или через модем по телефонной сети, или через Internet.

Для стабильной работы системы необходимо:

1) Рабочее место (КЛИЕНТ) - компьютер, включающий:

Системный блок:

• материнская плата;

• процессор: - тактовая частота: 1,4 Ггц и выше; разрядность: 32 или 64-разрядный;

• емкость оперативной памяти (ОЗУ) - 1 Гб и больше;

• свободный объем внешней дисковой памяти (жесткого диска): 1 Гб;

• размер памяти видеокарты: от 128 Мб;

Монитор:

• тип экрана: SVGA;

• разрешение экрана: 1024 X 768 и более пикселей;

• кадровая частота: не менее 70 Гц;

Мышь;

Клавиатура;

2) Необходимое программное обеспечение рабочего места:

• Операционная система Windows XP/7/8;

• Предпочтительно наличие одного из браузеров: Internet Explorer 6.0 и выше, Google Chrome 12 и выше, Mozilla Firefox 4 и выше - в них гарантируется стабильная работа системы. Также возможно использовать Opera (начиная с версий 11.00 возникают ошибки с Adobe Flash Player);

• Наличие встроенного в браузер или автономного Flash Player последней версии (но не ниже 8);

3) Сервер:

Процессор:

- 64-разрядный, четырехъядерный с тактовой частотой не менее 2,5 ГГц (рекомендуется использование нескольких процессоров);

- Оперативная память не менее 4 Гб (рекомендуется не менее 8 Гб);

- минимум 80 ГБ дискового пространства для хранения служебной информации сервера;

- cоединение между клиентскими компьютерами и сервером со скоростью 10 Мбит/с (рекомендуется соединение между клиентскими компьютерами и сервером со скоростью 100 Мбит/с или выше);

4) Необходимое программное обеспечение сервера:

• Windows NT/2000 Server и выше - сетевая операционная система;

• System Management Server - система администрирования сети;

• MySQL 5.1 - сервер управления базами данных;

• SNA Server - сервер для соединения с хост-компьютерами (главный компьютер, ведущий узел (в сети), сервер);

• Exchange Server - сервер системы электронной почты;

• Internet Information Server - сервер для работы с Internet.

1. Система управления ресурсами образовательного учреждения, содержащая связанные между собой блок (1) формирования запросов, программный блок (2) с модулем (3) Аудитории и блок (4) вывода информации, отличающаяся тем, что блок формирования (1) запросов выполнен в виде модуля (5) Заявки, содержащего информационно связанные между собой подмодуль (6) Формирование заявки, подмодуль (7) Просмотр заявки и подмодуль (8) Расписание, а программный блок снабжен модулем (9) Оборудование, модулем (10) Фотографии, модулем (11) Пользователи, модулем (12) Ведение лог-файлов и модулем (13) Статистика, связанными между собой и модулем (3) Аудитории и выполненными с возможностью информационного обмена с использованием технологии клиент-сервер и языка программирования SQL, при этом модуль (9) Оборудование выполнен в виде пяти информационно связанных подмодулей: подмодуля (17) Вывод списка типов оборудования, подмодуля (18) Внесение нового типа оборудования, подмодуля (19) Внесение единицы определенного типа оборудования, подмодуля (20) Вывод списка единиц определенного типа оборудования, подмодуля (21) Отслеживание свободных единиц оборудования.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что модуль (3) Аудитории выполнен в виде трех информационно связанных подмодулей: подмодуля (14) Внесение новой аудитории, подмодуля (15) Вывод списка аудиторий, подмодуля (16) Отслеживание свободных аудиторий.

3. Система по п. 1, отличающаяся тем, что модуль (10) Фотографии выполнен в виде двух информационно связанных подмодулей: подмодуля (22) Фото аудиторий, подмодуля (23) Фото единиц оборудования.

4. Система по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что подмодуль (8) Расписание выполнен в виде двух информационно связанных субмодулей: субмодуля (24) Просмотр расписания и субмодуля (25) Перенос занятия.