Электродвигатель
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических машинах. Технический результат - исключение избыточных заклинивающих связей в опорах при соединении с рабочим органом, повышение долговечности электродвигателя. Электродвигатель содержит корпус (1), статор (2), ротор (3) на валу (4). Вал имеет опоры в боковых щитах (5 и 7) корпуса. Одна из опор выполнена в виде самоустанавливающегося подшипника (6), другая - виде упругого кольца уплотнения (8). Упругая опора может находиться в переднем или заднем щите корпуса. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Предлагаемый электродвигатель относится к области электротехники, конкретно к электрическим машинам [1-4].
Известен электродвигатель, содержащий корпус со статором и ротор на валу, установленном на опорах в боковых щитах корпуса [4]. Его недостатками являются относительная сложность и жесткое центрирование ротора в подшипниках. При соединении напрямую электродвигателя с рабочим органом - коробкой передач или редуктором из-за несоосности соединяемых валов возникают значительные радиальные нагрузки на подшипники вала ротора. Это приводит к их повышенному износу и нагреву. Для компенсации несоосности валов применяют плавающие муфты.
Технический результат предлагаемого электродвигателя заключается в упрощении конструкции, повышении технологичности и долговечности. Эффект достигается выполнением одной из опор в виде упругого монтажного кольца, а другой - в виде самоустанавливающегося подшипника; например, опора в переднем щите - упругое уплотнительное кольцо взамен жесткого шарикоподшипника. Это позволяет валу ротора устанавливаться без избыточных связей, заклинивающих сил в опорах при соединении с валом редуктора.
На чертеже представлен общий вид электродвигателя, его продольный разрез до осевой линии.
Электродвигатель содержит корпус 1, статор 2 и ротор 3 на валу 4. Вал 4 имеет опоры в боковых щитах корпуса: в заднем щите 5 самоустанавливающийся шарикоподшипник 6, в переднем 7 - упругое уплотнительное кольцо 8. По другому варианту, когда при проектировании исключается подшипник входного вала редуктора со стороны электродвигателя, упругая опора устанавливается в заднем щите, а подшипник качения - в переднем. Упругая опора, в конкретном примере стандартное манжетное уплотнение 8, может иметь различные исполнения: упругая втулка, плоская металлическая спираль. В неработающем двигателе она выполняет функции монтажной втулки, поддерживающей ротор. При работе двигателя электромагнитные силы между обмотками статора и ротора, а также гироскопический момент обеспечивают центрирование ротора. Фактически они являются второй опорой с распределенной нагрузкой - электромагнитной подушкой. Такая конструкция благодаря отсутствию одного подшипника проще и технологичнее, исключает избыточные заклинивающие связи при соединении с редуктором, повышает долговечность электродвигателя. Рекомендуется для непосредственного соединения с валом потребителя, например, во фланцевых электродвигателях без установки на валу двигателя зубчатого колеса или звездочки.
Источники информации
1. Патент РФ 2027283 МПК Н02К 7/116. Электродвигатель со встроенным редуктором. 1995.
2. Патент РФ 2171526 МПК Н02К 7/116. Мотор-редуктор. 2001.
3. Патент США 3477315 МПК F16H 13/06. Dynamoelectric device with speed change mechanism. 1996.
4. Борисов Ю.М. и др. Электротехника. / Учебник для вузов. М.: Энергоатомиздат. 1985. - 551 с. Рис.10.1, стр.402 - прототип.
1. Электродвигатель, содержащий корпус со статором и ротор на валу, установленном на опорах в боковых щитах корпуса, отличающийся тем, что одна из опор выполнена в виде упругого монтажного кольца, а другая - в виде самоустанавливающегося подшипника.
2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что опора в переднем щите выполнена в виде упругого уплотнительного кольца.