Способ мониторинга транспортного средства на наличие запрещенных к перевозке веществ и грузов
Изобретение относится к области контроля перемещающихся своим ходом транспортных средств и может быть использовано для досмотра с целью обнаружения скрытых предметов, веществ и материалов, запрещенных к перевозке. При реализации способа в объеме транспортного средства размещают устройство, содержащее, по меньшей мере, один концентратор пробы для анализа, навигатор GPS/ГЛОНАСС, микропроцессор и радиопередатчик, подключенный к навигатору и микропроцессору. После выдерживания в течение времени, достаточного для достоверного сбора концентратором пробы информации о примесях, присутствующих в атмосфере объема транспортного средства, устройство передают для анализа на содержание запрещенных к перевозке грузов и анализируют адсорбированные концентратором примеси. Техническим результатом является упрощение технологии мониторинга при одновременном повышении его безопасности и расширении области его применения. 5 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области контроля перемещающихся своим ходом транспортных средств и может быть использовано для досмотра с целью обнаружения скрытых предметов, веществ и материалов, запрещенных к перевозке.
Известна (RU, патент 2463664, опубл. 2012) система обеспечения безопасности аэропорта, содержащая металлоискатель и прибор обнаружения опасного вещества, выполненный в виде последовательно соединенных трубки забора воздуха, устройства для отбора проб воздуха, устройства для прокачки воздуха трубопровода подвода воздуха, масс-спектрометра и трубопровода сброса воздуха, смонтированного на транспортере перемещения багажа, устройства связи, которое передает и принимает информацию по линии связи, монитора, предназначенного для отображения информации, и компьютера, при этом с компьютером через устройство связи и линию связи соединен удаленный компьютер для осуществления передачи данных масс-спектрометрического анализа пробы, полученных с использованием масс-спектрометра, в линию связи. При реализации системы применено не менее трех приборов обнаружения опасного вещества, при этом второй прибор имеет заборную трубку, установленную в рамке металлоискателя, а остальные приборы имеют заборные трубки, установленные в помещении, при этом для определения опасного вещества в помещении применен один прибор опасного вещества, к которому через многовходовой кран подсоединены несколько трубок забора воздуха, смонтированных в разных частях помещения, при этом многоходовой кран имеет возможность периодически переключать по очереди все трубки забора воздуха, соединяя их с прибором обнаружения опасного вещества.
Недостатком известной системы следует признать ее принципиальную непригодность к использованию на движущихся объектах.
Известна (RU, патент 90390, опубл. 2010) многофункциональная бортовая информационная система пассажирского вагона железнодорожного транспорта, содержащая размещенные в каждом вагоне систему охраны, узлы подключения к внешним сетям связи, оконечные устройства связи пассажирских мест в вагоне и блок питания. Кроме того, в нее введен мультисервисный контроллер сети в виде необслуживаемого компьютера в защитном корпусе, к которому подключены система охраны, узлы подключения к внешним сетям связи, оконечные устройства связи пассажирских мест в вагоне и блок питания. Система также может содержать камеру видеонаблюдения и датчики дыма, движения и повышенной вибрации, а также датчики типа «Электронный нос» для обнаружения запрещенных к провозу веществ.
Недостатком известной системы следует признать узкую область применения - железнодорожный пассажирский вагон. Наиболее близким аналогом разработанного изобретения можно признать (US патент 7005982, опубл. 2006) способ мониторинга транспортного средства на наличие запрещенных к перевозке веществ и грузов, характеризуемый тем, что в объеме транспортного средства размещают устройство, содержащее, по меньшей мере, один концентратор пробы для анализа, навигатор GPS, микропроцессор и радиопередатчик, подключенный к навигатору и микропроцессору, при этом устройство выполнено с возможностью закрепления внутри транспортного средства, после выдерживания в течение времени, достаточного для достоверного сбора концентратором пробы информации о примесях, присутствующих в атмосфере объема транспортного средства, устройство передают для анализа на содержание запрещенных к перевозке грузов и анализируют адсорбированные концентратором примеси.
Недостатком известного устройства следует признать отсутствие контроля за набором проб, позволяющее перекрыть доступ к концентратору, что искажает результаты контроля.
Техническая задача, решаемая посредством разработанного способа, состоит в обеспечении возможности полного контроля над перевозками на наземном, воздушном, речном и морском транспорте.
Технический результат, достигаемый при реализации разработанного способа, состоит в повышении достоверности мониторинга при одновременном расширении области его применения.
Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный способ мониторинга транспортного средства на наличие запрещенных к перевозке грузов.
Согласно разработанному способу в объеме транспортного средства размещают устройство, содержащее, по меньшей мере, один концентратор пробы для анализа, навигатор GPS/ГЛОНАСС, микропроцессор и радиопередатчик, подключенный к навигатору и микропроцессору, при этом устройство дополнительно содержит видеокамеру, подключенную к радиопередатчику и микропроцессору, направленную на вход концентратора проб, причем устройство выполнено с возможностью закрепления внутри транспортного средства, после выдерживания в течение времени, достаточного для достоверного сбора концентратором пробы информации о примесях, присутствующих в атмосфере объема транспортного средства, устройство передают для анализа на содержание запрещенных к перевозке грузов и анализируют адсорбированные концентратором примеси.
В основу разработанного способа положен принцип концентрации контролируемых примесей на материальном носителе (предпочтительно, сорбенте) с последующим их анализом на стационарно размещенном аналитическом оборудовании. Концентратор пробы, представляющий собой в базовом варианте проточную емкость, заполненную сорбентом, к которой присоединен побудитель движения воздуха через емкость, размещают в полости транспортного средства, в котором может быть размещен запрещенный к перевозке груз (взрывчатые вещества, наркотические вещества и т.д.). Через концентратор пробы пропускают количество воздуха, находящегося в полости транспортного средства, достаточное, чтобы в концентраторе пробы адсорбировалось количество примесей, находящихся в воздухе, достаточное для проведения анализа. Для фиксирования в объеме полости транспортного средства (внутри железнодорожного вагона, грузового и/или пассажирского отсека самолета, кузова и/или салона автомобиля, трюма плавсредства) устройство содержит фиксирующий элемент любой допустимой конструкции, обеспечивающей надежную фиксацию устройства в объеме полости. Входящие в состав устройства навигатор GPS/ГЛОНАСС, микропроцессор и радиопередатчик, подключенный к навигатору и микропроцессору, обеспечивают контроль диспетчерской службой путем периодической подачи радиосигналов о местонахождении устройства, причем периодичность подачи радиосигналов задает микропроцессор, а так же службой, контролирующей транспортировку по территории страны запрещенных веществ, за местонахождением устройства и, при наличии аналогичного навигатора с передатчиком, установленных на транспортном средстве, не удалено ли устройство из объема транспортного средства. Устройство в целом может быть подключено к электросистеме транспортного средства, однако оно может содержать и встроенный источник электропитания, в том числе, и возобновляемый источник электропитания. Предпочтительно, каждому устройству присвоен индивидуальный номер, значение которого входит в текст радиосигнала, что позволяет отслеживать местонахождение каждого устройства в автоматическом режиме. Для большей достоверности сбора пробы устройство содержит видеокамеру, направленную на вход концентратора пробы. Это исключит возможность недобросовестным перевозчикам заменить прокачивание через концентратор воздуха из объема полости транспортного средства на подачу в концентратор не содержащего посторонних примесей из баллона, поскольку в радиосигнал о местонахождении устройства будет добавлен сигнал от видеокамеры, показывающий где расположено устройство, а также как оно работает.
После извлечения концентратора пробы из объема транспортного средства его передают на инструментальный анализ (предпочтительно, хроматографический или спектральный) в подразделения структуры, контролирующей транспортировку по территории страны запрещенных веществ.
Для большей достоверности сбора пробы желательно устанавливать устройство в системе вытяжной вентиляции полости транспортного средства. В этом случае объем воздуха из полости транспортного средства, прошедший через концентратор, будет увеличен.
В дальнейшем сущность разработанного технического решения будет раскрыта с использованием примеров реализации.
В качестве концентратора пробы был использован модифицированный концентратор газовых примесей, серийно выпускаемый для газовых хроматографов серии GC-2010, содержащий несколько сорбирующих колонок. Концентратор был дополнительно оснащен навигатором ГЛОНАСС и радиопередатчиком. Насос концентратора и радиопередатчик были подключены блоку соединения к электрической схеме транспортного средства. Узел крепления был выполнен механическим (струбцины).
Концентратор пробы был закреплен на стойке закрытого кузова грузового автомобиля типа КУНГ. В кузов были помещены 400 граммовая шашка тринитротолуола, 500 граммов октогена и 800 граммов аммонала. Автомобиль проехал по автомагистрали со средней скоростью 70 км/ч 2,5 часа. Затем концентратор был извлечен из кузова и передан на хроматографический анализ адсорбированных примесей с использованием газового хроматографа серии GC2010, причем лицо, производившее анализ, не было ознакомлено с составом примесей. По результатам анализа было качественно определено нахождение в кузове тринитротолуола, октогена и аммонала.
Концентратор пробы был установлен на выходе вытяжной вентиляции плацкартного пассажирского вагона. В вагоне было размещено в воздухопроницаемой упаковке 1000 граммов маковой соломки, 400 граммов героина и 400 граммов амфитамина. Используемый пассажирский вагон входил в состав поезда Москва -Вологда. Примерно через 4 часа в Ярославле концентратор был изъят из вагона и передан на анализ. По результатам анализа было определено наличие в вагоне маковой соломки, героина и амфитамина.
Концентратор пробы был установлен в трюме парома Санкт-Петербург - Калининград. В трюме разместили образцы аммонала, тетрила и тринитротолуола в количестве по 1000 граммов. Через 36 часов концентратор был изъят из трюма и отдан на анализ. Хроматографически было определено наличие аммонала, тетрила и тринитротолуола.
В пассажирском салоне самолета ТУ-154 были размещены образцы наркотических средств (героин, кокаин, марихуана) в количестве по 400 граммов. Самолет совершал рейс Москва - Минеральные воды. По окончанию рейса концентратор был снят и содержание адсорбированных примесей было проверено на масс-спектрометре «Сапсан-1». Результатом исследования было обнаружение в воздухе салона героина, кокаина и марихуаны.
1. Способ мониторинга транспортного средства на наличие запрещенных к перевозке веществ и грузов, характеризуемый тем, что в объеме транспортного средства размещают устройство, содержащее, по меньшей мере, один концентратор пробы для анализа, навигатор GPS/ГЛОНАСС, микропроцессор и радиопередатчик, подключенный к навигатору и микропроцессору, при этом устройство дополнительно содержит видеокамеру, подключенную к радиопередатчику и микропроцессору, направленную на вход концентратора проб, причем устройство выполнено с возможностью закрепления внутри транспортного средства, после выдерживания в течение времени, достаточного для достоверного сбора концентратором пробы информации о примесях, присутствующих в атмосфере объема транспортного средства, устройство передают для анализа на содержание запрещенных к перевозке грузов и анализируют адсорбированные концентратором примеси.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используемое устройство дополнительно содержит встроенный источник электроэнергии, подключенный к энергопотребляющим элементам устройства.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют хроматографический анализ.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют спектральный анализ.
5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что устройство размещают в зоне вытяжной вентиляции.
6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что устройство размещают в железнодорожном вагоне, отсеке корабельного трюма, грузовом отсеке самолета, пассажирском салоне самолета, салоне автомобиля, закрытом кузове автомобиля.