Способ диагностики ранений ободочной кишки

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и предназначено для диагностики ранений ободочной кишки, в частности ранений ее забрюшинного отдела. Пострадавшему с подозрением на повреждение ободочной кишки выполняют первичную хирургическую обработку раны с ее ревизией. Если раневой канал по данным хирургической обработки не проникает в брюшную полость, при стабильной гемодинамике и отсутствии перитонеальной симптоматики выполняют очистительную клизму. Затем промывные воды после клизмы подвергают химическому исследованию на наличие пигментов крови, для чего выполняют бензидиновую пробу. При положительном результате анализа диагностируют ранение ободочной кишки. Способ позволяет повысить точность диагностики и уменьшить ее травматичность. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.

Реферат

Изобретение относится к области медицины, а именно к хирургии, и может быть использовано при диагностике ранений ободочной кишки в клинической практике, в частности ранений ее забрюшинного отдела.

Уровень техники.

Диагностика ранений забрюшинного отдела ободочной кишки является сложным разделом хирургии. Как правило, забрюшинный отдел ободочной кишки повреждается при ранениях поясничной области, которые относятся к опасным для жизни травмам.

Среди проникающих ранений поясничной области в 60% раневой канал заканчивается в брюшной полости, в 31% - в плевральной полости, 9% ранений имеют торакоабдоминальный характер, в оперативном лечении нуждаются 5-31% пострадавших [Vanderzee J., Christenberry P., Jurkovich G.J.].

Поясничная область характеризуется сложным анатомическим строением, существенно затрудняющим ревизию ран. Это связано с наличием выраженного мышечного массива [Simon R.J., Rabin J., Kuhls D. Impact], многослойной клетчатки, а также крупных сосудов, нервных образований и органов в забрюшинном пространстве.

Для диагностики ранений забрюшинного отдела ободочной кишки используют вульноскопию [Шаталов С.Ю. Вульноскопия колото-резаных ран/С.Ю. Шаталов, Э.Я. Зельдин, К.Э. Есев // Новые технологии в хирургии: материалы Международного хирургического конгресса. - Ростов-на-Дону, 2005. - С.45; Тактические подходы при ранениях ободочной кишки / А.П. Михайлов, A.M. Данилов, Б.В. Сигуа, В.А. Игнатенко, А.С. Петров // Материалы Первого Съезда хирургов Южного Федерального округа. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.70; Диагностика и лечение ранений поясничной области / А.П. Михайлов, A.M. Данилов, Е.В. Рыбакова, Ю.В. Демьянова // Материалы Первой международной конференции по торако-абдоминальной хирургии, посвященной к 100-летию со дня рождения академика Б.В. Петровского. - М., 2008. - С.130-131].

Известен способ диагностики повреждения внебрюшинного отдела ободочной кишки, заключающийся в том, что больного укладывают в положении на здоровом боку под углом 70° к горизонтальной плоскости стола. В рану поясничной области вводят катетер Фолея со срезанным концом, раздувают обтурирующую манжету, а затем в катетер вводят 150 мл официнального раствора метиленовой синьки. При появлении ее в просвете ободочной кишки или параколитической гематомы диагностируют повреждение внебрюшинного отдела ободочной кишки [RU].

Наиболее близким аналогом изобретения является способ диагностики ранений забрюшинного отдела ободочной кишки, включающий первичную хирургическую обработку раны и диагностическую лапароскопию [Диагностическая лапароскопия при ранениях проблемных анатомических зон / Е.В. Рыбакова, А.П. Михайлов, А.М. Данилов и др. // Материалы Первого Съезда хирургов Южного Федерального округа. - Ростов-на-Дону, 2007. - С.73]. Выполнение диагностической лапароскопии позволяет выявить забрюшинную гематому в проекции ободочной кишки, как проявление кровотечения из ее стенки при повреждении. Недостатком этого способа является низкая диагностическая эффективность при небольшом точечном ранении кишки, что может не проявляться формированием гематомы, инвазивность и необходимость общей анестезии с миорелаксацией.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение точности диагностики за счет выявления точечного ранения забрюшинного отдела ободочной кишки, уменьшение травматичности способа.

Предлагаемый способ диагностики ранения ободочной кишки заключается в следующем. При поступлении пострадавшего с ранением «трудной» анатомической зоны (например, поясничной области) выполняют первичную хирургическую обработку раны с ее ревизией. В случае, если раневой канал по данным хирургической обработки не проникает в брюшную полость, при стабильной гемодинамике и отсутствии перитонеальной симптоматики, при наличии сомнений в повреждении забрюшинного отдела ободочной кишки пострадавшему выполняют очистительную клизму. Далее промывные воды после клизмы подвергают химическому исследованию на наличие пигментов крови по одному из доступных способов (бензидиновая проба, гваяковая проба, пирамидоновая проба). Бензидиновая проба выполняется по общепринятой методике следующим образом. Часть промывных клизменных вод набирают в пробирку, куда капают 3 капли 1% раствора бензидина в 50% уксусной кислоте и столько же 3% раствора пероксида водорода. Далее при наличии крови в промывных водах при осмотре пробирки на белом фоне появляется зеленое или синее окрашивание промывных вод. В случае, если окраска не развивается или появляется позже 2 мин, то проба считается отрицательной. Бензидиновая проба считается наиболее чувствительной и дает положительный результат с разведением крови 1:100000-1:250000. При положительном результате анализа диагностируют ранение ободочной кишки.

Клизму выполняют крайне деликатно и осторожно, чтобы не повредить слизистую прямой кишки и в дальнейшем не получить ложноположительный результат. С этой же целью перед исследованием тщательно собирают анамнез и проводят осмотр на наличие у пострадавшего кровоточащих геморроидальных узлов, наличия язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки и прочих заболеваний, сопровождающихся желудочно-кишечным кровотечением разной интенсивности, и способных тем самым привести к получению ложноположительного результата анализа.

Положительный результат данного анализа не говорит о точном наличии повреждения ободочной кишки, как и отрицательный результат не опровергает его. Однако данный способ может в большинстве случаев ориентировать хирурга на проведение лапаротомии с полноценной ревизией всех отделов ободочной кишки.

Сущность изобретения иллюстрируется следующими клиническими примерами.

Пример №1.

Пострадавший Б., 35 лет, поступил в клинику через 12 ч от момента получения травмы с колото-резаной раной поясничной области слева. При осмотре и сборе анамнеза выяснено, что пострадавший не страдает заболеваниями, сопровождающимися желудочно-кишечным кровотечением, и способными тем самым привести к получению ложноположительного результата анализа. Больному выполнена первичная хирургическая обработка раны, во время ревизии проникающий в брюшную полость характер раны не выявлен. Ввиду сомнений повреждения забрюшинного отдела ободочной кишки больному выполнена очистительная клизма. Клизма выполнена осторожно без повреждения слизистой прямой кишки. Промывные клизменные воды подверглись химическому анализу путем проведения бензидиновой пробы. Пять миллилитров промывных вод собрано в пробирку, куда добавлено 3 капли 1% раствора бензидина в 50% уксусной кислоте и столько же 3% раствора пероксида водорода. В результате чего было получено зеленое окрашивание промывных вод в пробирке, что говорило о наличии крови в просвете ободочной кишки, как о проявлении повреждения ее стенки.

Больной в экстренном порядке взят в операционную, где под эндотрахеальным наркозом выполнена лапаротомия, при которой выявлена рана задней стенки селезеночного изгиба ободочной кишки размерами 10×5 мм, далее проведены ее ушивание и двухствольная трансверзостомия.

Швы с раны больному удалены на 10 сутки после операции. Больной выписан в удовлетворительном состоянии с улучшением.

Пример №2.

Пострадавший Д., 29 лет, поступил в клинику через 3 ч от момента получения травмы с колото-резаной раной поясничной области слева. При осмотре и сборе анамнеза выяснено, что пострадавший не страдает заболеваниями, сопровождающимися желудочно-кишечным кровотечением, и способными тем самым привести к получению ложноположительного результата анализа. Больному выполнена первичная хирургическая обработка раны, в ходе которой выявлено, что раневой канал направлен сзади наперед, слева направо в сторону тел нижних грудных позвонков. Дно раны не достигнуто. Учитывая стабильное состояние пострадавшего, отсутствие перитонеальной симптоматики пострадавшему выполнено ультразвуковое исследование живота, в ходе которого свободной жидкости в брюшной полости не выявлено. Ввиду сомнений в повреждении забрюшинного отдела левого фланга ободочной кишки пострадавшему выполнена очистительная клизма. Клизма выполнена осторожно без повреждения слизистой прямой кишки. Промывные клизменные воды подверглись химическому анализу путем проведения бензидиновой пробы. Пять миллилитров промывных вод собрано в пробирку, куда добавлено 3 капли 1% раствора бензидина в 50% уксусной кислоте и столько же 3% раствора пероксида водорода. В результате чего окраска промывных вод в пробирке не изменилась, что говорило об отсутствии крови в просвете ободочной кишки, как о маркере повреждения ее стенки. На этом диагностический поиск был закончен. Пострадавшему назначено консервативное лечение. Швы с раны пострадавшему удалены на 7 сутки после операции. Больной выписан в удовлетворительном состоянии с выздоровлением.

1. Способ диагностики ранений ободочной кишки у пострадавшего с подозрением на повреждение ободочной кишки, включающий первичную хирургическую обработку раны с ее ревизией, определение признаков кровотечения из стенки кишки, отличающийся тем, что при обнаружении того, что раневой канал не проникает в брюшную полость, стабильной гемодинамике и отсутствии перитонеальной симптоматики пострадавшему выполняют очистительную клизму, после чего промывные воды подвергают химическому исследованию на наличие пигментов крови и при положительном результате анализа диагностируют ранение ободочной кишки.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что проводят бензидиновую пробу.