Тахограф цифровой электронный

Цифровой электронный тахограф содержит аккумулятор (2), батарею питания (3), многофункциональный источник питания, управляющий процессор (5), блок контроля целостности корпуса (6), блок памяти (7), накопитель данных (8), устройство отображения информации (9), клавиатуру (10), печатающее устройство (11), карт-ридер (12), 3D-сенсор движения (13), интерфейсы и модули обмена данными (14), модули ГНСС GPS/ГЛОНАСС (15) и цифровой радиоэлектронной связи (16), внутренние антенны (17), блок СКЗИ тахографа (18). Достигается автономность работы тахографа, повышение надежности. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для установки на колесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, с целью контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Известен (патент RU 2387014) тахограф с мобильным внешним устройством для хранения данных, который содержит вторую память, с внешним вторым интерфейсом на внешнем устройстве для хранения и передачи данных.

Известен (патент RU 110504) тахограф, содержащий блок долговременного хранения информации; средства визуализации информации; блок подачи управляющих команд; блок хранения оперативных данных, включающий средство чтения карт памяти; приемопередатчик информации, выполненный с возможностью обмена данными с навигационной системой; и средство электропитания, соединенное проводниками с функциональными узлами и блоками устройства.

Известно (патент RU 2298832) устройство для регистрации информации о транспортном средстве, содержащее микро-ЭВМ, блок энергонезависимой памяти данных, три микромеханических датчика угловой скорости с взаимно ортогональными осями чувствительности, аналого-цифровые преобразователи и два микромеханических акселерометра с осями чувствительности, ориентированными соответственно в направлении продольной и поперечной осей транспортного средства.

Известна (патент RU 2279714) система контроля состояния транспортного средства, содержащая центральный блок управления, связанный последовательно через первый блок согласования и модем с приемопередающим модулем подвижной связи, выполненным с возможностью сотовой, транкинговой либо спутниковой связи с диспетчерским центром. Кроме того, в аппаратуру пользователя входят навигационный приемник, охранные датчики и узлы блокирования функциональных органов транспортного средства (ТС). Навигационный приемник связан с первым блоком согласования с возможностью активации по командам из центрального блока управления и передачи координат ТС в приемопередающий модуль. Выходы охранных датчиков подключены к соответствующим входам центрального блока управления. Входы узлов блокирования функциональных органов ТС подключены к соответствующим выходам центрального блока управления.

Наиболее близким к заявленному изобретению является устройство регистрации и контроля рейсов подвижных объектов (патент RU 2225642), содержащее узел информации, выполненный в виде блока хранения и переноса информации, соединенный с автоматическим регистрирующим устройством и с ЭВМ, автоматическое регистрирующее устройство содержит блок индикации, блок сопряжения, блок принятия решения, блок контроля записи, анализатор, блок шифрации-дешифрации, блок памяти, а также внешние контрольно-измерительные устройства. Данное устройство выбрано в качестве прототипа заявленного изобретения.

Основным недостатком описанных выше аналогов и прототипа является отсутствие возможности использования полной информации о состоянии и положении транспортного средства.

Задачей изобретения является создание тахографа цифрового электронного позволяющего получать больший объем информации о транспортном средстве, а именно, информацию о скорости движения, пройденном пути и местоположении транспортного средства; с увеличенной надежностью за счет наличия встроенного аккумулятора, выполненного с возможностью обеспечения работы тахографа в течение более одного часа при отключенном аккумуляторе транспортного средства при аварийных ситуациях, при этом передачу по каналам GPRS, GSM информации о местонахождении транспортного средства; с увеличенной функциональностью за счет наличия громкой связи с диспетчерским пунктом; с упрощенной (без вскрытия корпуса бортового устройства тахографа) заменой блока СКЗИ за счет выполнения блока СКЗИ внешним; с удешевленным обслуживанием за счет возможности выгрузки данных с карт водителя и передачи их по каналу GPRS, а также настройки и калибровки тахографа без применения дорогостоящего специализированного оборудования: с помощью кнопок на панели тахографа либо с помощью USB флеш-диска, на котором записан файл загрузки параметров, с помощью персонального компьютера; с более полной информацией о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях (ударах, критических углах наклона транспортного средства) за счет наличия 3D сенсора, акселерометра и гироскопа, причем информация о состоянии транспортного средства при движении и аварийных ситуациях передается на диспетчерский пункт, после чего с помощью громкой связи возможно предупредить аварийные ситуации.

Поставленная задача решена путем создания тахографа цифрового электронного, содержащего бортовое устройство, которое включает в себя аккумулятор, батарею питания, многофункциональный источник питания и управляющий процессор, который по управляющей шине соединен с блоком контроля целостности корпуса, с блоком памяти, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, по меньшей мере с двумя карт-ридерами, с 3D-сенсором движения, с интерфейсами и модулями обмена данными, с модулями ГНСС GPS/ГЛОНАСС и цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с внутренними антеннами, а также с внешним по отношению к бортовому устройству блоком СКЗИ тахографа; причем интерфейсы и модули обмена данными соединены с внешней ЭВМ, с внешней кнопкой аварийной ситуации, с внешними датчиками движения транспортного средства, включающими в себя датчик скорости транспортного средства и датчики ABS транспортного средства и внешнюю CAN-шину транспортного средства, и с внешними антеннами, которые соединены с модулем ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а многофункциональный источник питания соединен с бортовой сетью электропитания транспортного средства, с управляющим процессором, с блоком памяти, с накопителем данных, с устройством отображения информации, с клавиатурой, с печатающим устройством, с интерфейсами и модулями обмена данными, с карт-ридерами, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с внешними датчиками движения транспортного средства, с 3D-сенсором движения, с антеннами внешними и внутренними и с блоком контроля целостности корпуса; причем управляющий процессор дополнительно запитан от батареи питания, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа от блока контроля целостности корпуса, в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети транспортного средства; при этом блок контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства; управляющий процессор выполнен с возможностью считывания в блок памяти управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули обмена данными; управляющий процессор выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от внешних датчиков движения транспортного средства через интерфейсы и модули обмена данными; кроме того, управляющий процессор выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор от внешних датчиков движения транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от внешних датчиков движения транспортного средства и модуля GPS/ГЛОНАСС, управляющий процессор выполнен с возможностью получения и анализа данных от 3D-сенсора движения; управляющий процессор выполнен с возможностью анализа изменения местоположения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля цифровой радиотелефонной связи; управляющий процессор выполнен с возможностью записи в накопитель данных, считывания из накопителя данных, передачи через интерфейсы и модули обмена данными на внешнюю ЭВМ, а также вывода на устройство отображения информации, печатающее устройство, записи на карточки через карт-ридеры информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств; в случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора и батареи питания; управляющий процессор выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, от кнопки аварийной ситуации, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на внешнее устройство оповещения.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа блок контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа интерфейсы и модули обмена данными выполнены проводными или беспроводными.

В предпочтительном варианте осуществления внешние устройства выбраны из набора внешних устройств, содержащего датчики и фото-видео-устройства.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа модуль цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи, выбранных из набора форматов, содержащего GSM, GPRS, 3G, LTE форматы.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа модуль цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения внешних устройств, выбранных из набора устройств, содержащего запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видео-устройства, датчики аналоговые и цифровые.

В предпочтительном варианте осуществления тахографа внешний датчик движения транспортного средства выполнен в виде датчика, выбранного из набора датчиков, содержащего импульсный датчик скорости транспортного средства, аналоговый датчик скорости транспортного средства, цифровой датчик скорости транспортного средства, датчики ABS транспортного средства, CAN-шина транспортного средства, датчики (сенсоры) ускорения (акселерометры) и угла поворота (гироскопы).

Для лучшего понимания заявленного изобретения далее приводится его подробное описание с соответствующим чертежом, на котором представлена структурная схема тахографа цифрового электронного согласно изобретению.

Рассмотрим кратко вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанный на фигуре.

Тахограф цифровой электронный содержит бортовое устройство 1, которое включает в себя аккумулятор 2, батарею питания 3, многофункциональный источник питания 4 и управляющий процессор 5, который по управляющей шине соединен с блоком 6 контроля целостности корпуса, с блоком памяти 7, выполненным с возможностью хранения оперативной информации, с накопителем данных 8, с устройством 9 отображения информации, с клавиатурой 10, с печатающим устройством 11, с двумя карт-ридерами 12, с 3D-сенсором движения 13, с интерфейсами и модулями 14 обмена данными, с модулем 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС и модулем 16 цифровой радиоэлектронной связи, которые связаны с внутренними антеннами 17, а также с внешним по отношению к бортовому устройству блоком 18 СКЗИ тахографа. Интерфейсы и модули 14 обмена данными соединены с внешней ЭВМ 19, с внешней кнопкой 20 аварийной ситуации, с внешними датчиками скорости 21 и внешними датчиками ABS 22 транспортного средства, с внешней CAN-шиной 23 транспортного средства и с внешними антеннами 24, которые соединены с модулем 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС. Многофункциональный источник питания 4 соединен с бортовой сетью 25 электропитания транспортного средства, с управляющим процессором 5, с блоком памяти 7, с накопителем данных 8, с устройством 9 отображения информации, с клавиатурой 10, с печатающим устройством 11, с интерфейсами и модулями 14 обмена данными, с карт-ридерами 11, выполненными с возможностью чтения и записи информации на карточки, с внешними датчиками скорости 21 и датчиками ABS 22, с 3D-сенсором движения 13, с антеннами внешними и внутренними 24, 17 и с блоком 6 контроля целостности корпуса. Управляющий процессор 5 дополнительно запитан от батареи питания 3, при этом выполнен с возможностью управления работой тахографа, а также с возможностью получения управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства 1 тахографа от блока 6 контроля целостности корпуса, в случае отсутствия внешнего электропитания от бортовой сети 25 транспортного средства. Блок 6 контроля целостности корпуса выполнен с возможностью формирования и подачи в управляющий процессор управляющего сигнала о несанкционированном вскрытии корпуса бортового устройства 1 тахографа, в случае определения нарушения целостности или вскрытия корпуса бортового устройства 1. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью считывания в блок памяти 7 управляющей программы, выполненной с возможностью управления работой тахографа, через интерфейсы и модули 14 обмена данными. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения информации о скорости движения и пройденном пути транспортного средства от внешних датчиков 21 скорости и/или внешней CAN-шины 23 транспортного средства через интерфейсы и модули 14 обмена данными. Кроме того, управляющий процессор 5 выполнен с возможностью фиксирования перемещения транспортного средства за счет получения и анализа данных о скорости транспортного средства и точном времени от модуля 15 ГНСС GPS/ГЛОНАСС, а также с возможностью сравнения этих данных с данными, которые поступают в управляющий процессор 5 от внешних датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 транспортного средства и/или внешней CAN-шины 23 транспортного средства, а в случае отсутствия сигналов от датчиков скорости 21, датчиков ABS 22 и/или CAN-шины 23 и модуля 15 GPS/ГЛОНАСС, управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения и анализа данных от 3D-сенсора движения 13. Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью анализа изменения положения транспортного средства по данным базовых станций операторов цифровой связи (GSM), поступающих от модуля 16 цифровой радиотелефонной связи. Управляющий процессор 5 также выполнен с возможностью записи в накопитель данных 8, считывания из накопителя данных 8, передачи через интерфейсы и модули 14 обмена данными на внешнюю ЭВМ 19, а также вывода на устройство 9 отображения информации, печатающее устройство 11, записи на карточки через карт-ридеры 12 информации о скорости движения, пройденном пути, о работе бортовых систем управления, о местоположении транспортного средства, а также о состоянии подключенных внешних устройств 26. В случае прекращения подачи напряжения от бортовой электросети 25 транспортного средства, элементы тахографа выполнены с возможностью получения электропитания от встроенного аккумулятора 2 и батареи питания 3. Управляющий процессор 5 выполнен с возможностью получения сигнала тревоги, подаваемого водителем, от кнопки 20 аварийной ситуации, с возможностью обработки сигнала тревоги и формирования и отправки сигнала тревоги на внешнее устройство 26 оповещения.

Блок 6 контроля целостности корпуса выполнен в виде контактного устройства, выполненного в виде микропереключателя или контактного лепестка, или в виде бесконтактного устройства оптического или емкостного типа.

Интерфейсы и модули 14 обмена данными выполнены беспроводными.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи работает в форматах связи GSM, GPRS, 3G, LTE.

Модуль 16 цифровой радиотелефонной связи выполнен с возможностью подсоединения внешних устройств, выбранных из набора устройств, содержащего запоминающие устройства, аудиодинамики, микрофон, видео-устройства, датчики аналоговые и цифровые.

Рассмотрим более подробно вариант выполнения заявленного тахографа цифрового электронного, показанный на фигуре.

Тахограф обеспечивает непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. В состав тахографа входит бортовое устройство 1 и следующие внешние компоненты: карты тахографа (далее - карты), считываемые карт-ридерами 12; внешние датчики движения транспортного средства (датчик скорости 21 транспортного средства, датчики ABS 22 транспортного средства, CAN-шина и прочие); антенны 24 для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее -ГНСС); комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Бортовое устройство 1 имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него: устройство обработки данных, выполненное в виде управляющего процессора 5; программное обеспечение для управляющего процессора 5, записанное на электронные носители информации, а именно в блок памяти 7, предназначенный для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде; модуль 16 цифровой радиотелефонной связи (GSM/GPRS/3G/LTE и пр.); 3D-сенсор движения 13 (датчик ускорения), датчики переворота, удара (не показаны); два устройства ввода карт (карт-ридеры 12); устройство 9 отображения информации (дисплей); печатающее устройство 11; кнопка 20 аварийной ситуации; средства визуального и звукового предупреждения, подключаемые как внешние устройства 26; входящие в состав интерфейсов 14 обмена данными: разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных, разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству, разъемы для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС, разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS, слоты для SIM-карт; средства ввода информации в тахограф (клавиатура 10); встроенный аккумулятор 2, обеспечивающий бесперебойную работу модулей GPS/ГЛОНАСС и GSM/GPRS тахографа при отключении внешнего питания; многофункциональный источник питания 4; встроенную батарею питания 3, обеспечивающую без подзарядки работу внутренних блоков тахографа (таймер, микропроцессор и пр.); слот расширения памяти, выполненный в виде в виде накопителя данных 4 (SD-карта); блок 6 контроля целостности корпуса; устройства голосовой и громкой связи (проводные или беспроводные), входящие в состав подключаемых внешних устройств 26.

К управляющему процессору 5 подключено внешнее программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ 18 тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

- аутентификацию;

- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

- хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;

- преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде.

Типы карт тахографа, считываемых карт-ридерами 12:

1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (далее - транспортные предприятия), с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ 18 с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ 18 (далее - активизация тахографа).

Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:

1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;

2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя (при остановке транспортного средства в пунктах контроля на дорогах), активируется картой контролера;

3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;

4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

Тахограф при работе с картами обеспечивает:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ 18 с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

Тахограф в рабочем режиме:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, во всем диапазоне допустимых скоростей транспортного средства определяет скорость движения транспортного средства с погрешностью не более 0,5 километра в час при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

2) осуществляет регистрацию в некорректируемом виде значения скорости движущегося транспортного средства не реже одного раза в секунду;

3) при отсутствии данных, получаемых от ГНСС, определяет значение скорости транспортного средства на основе импульсов, получаемых от датчика движения. В качестве датчика движения могут выступать импульсный, аналоговый или цифровой датчики скорости транспортного средства, датчики ABS, CAN-шина транспортного средства, датчики (сенсоры) ускорения (акселерометры) и угла поворота (гироскопы), а также другие микроэлектромеханические системы различных типов. Для более точного определения скорости движения транспортного средства, в случае отсутствия сигналов от ГНСС, используется адаптивный метод, построенный на следующем принципе: в процессе движения транспортного средства информацию от ГНСС всегда сравнивают с информацией, которая поступает от датчиков движения, описанных выше. На основе получаемой информации от разных датчиков движения и ГНСС определяют поправочные коэффициенты, введение которых обеспечивает заданную точность датчикам движения в определении скорости движения при временном отсутствии сигналов ГНСС;

4) при скорости движения транспортного средства более 1,8 километра в час или при получении от датчика движения не менее одного импульса в секунду в течение не менее пяти секунд осуществляет регистрацию факта движения транспортного средства;

5) при наличии данных, получаемых от ГНСС, осуществляет на их основе автоматическое уточнение коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения;

6) осуществляет регистрацию фактов автоматических уточнений коэффициентов соответствия между скоростью транспортного средства, пройденным им путем и количеством (частотой) импульсов, подаваемых датчиком движения, в случае если указанный коэффициент соответствия изменен более чем на 10%;

7) при наличии данных, получаемых от ГНСС, определяет координаты местоположения транспортного средства с погрешностью не более трех метров (круговое вероятностное отклонение) при геометрическом факторе ухудшения точности по вектору положения <3;

8) осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию в некорректируемом виде значения координат местоположения движущегося транспортного средства;

9) при движении транспортного средства определяет расстояние, пройденное в течение суток транспортным средством, с погрешностью не более 0,1 км и осуществляет не реже одного раза в секунду его регистрацию;

10) при движении транспортного средства осуществляет не реже одного раза в секунду регистрацию данных, соответствующих полному расстоянию, пройденному транспортным средством (пробегу).

Тахограф может калиброваться на ровном участке местности посредством пробега по заранее отмеренному участку, а также посредством измерения пройденного расстояния при помощи ГНСС и расчета количества импульсов, поступивших от датчика скорости при тестовом пробеге.

Тахограф обеспечивает:

1) при наличии данных, получаемых от ГНСС, прием информации о точном значении времени, календарной дате и координатах местонахождения транспортного средства;

2) вывод на дисплей в цифровом виде календарной даты и значения времени UTC с погрешностью не более одной секунды;

3) возможность изменения выводимого на дисплей значения времени для установки местного времени с учетом часовых поясов;

4) при наличии данных, получаемых от ГНСС, автоматическое уточнение показаний часов реального времени в случае отклонения их показаний больше чем±2 секунды в сутки;

5) работу часов реального времени при отсутствии электропитания от внешнего источника в течение не менее 12 месяцев;

6) регистрацию времени UTC, скорости и координат местонахождения транспортного средства, при наличии данных, получаемых от ГНСС, в некорректируемом виде не реже одного раза в секунду, за исключением периодов времени, в течение которых:

не подается питание на бортовое устройство 1;

транспортное средство не движется и не происходят какие-либо события, регистрируемые тахографом в соответствии с настоящими Требованиями.

Тахограф в рабочем режиме обеспечивает:

1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: «управление», «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;

3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых»;

4) автоматическую регистрацию функции «управление» для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и «готовность» для второго водителя;

5) автоматическую регистрацию функции «работа» при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;

6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию «работа» в связи с остановкой транспортного средства;

7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.

Тахограф при вводе двух действительных карт водителя регистрирует статус управления «экипаж» и во всех других случаях регистрирует статус управления «один».

Тахограф при вводе данных обеспечивает:

1) автоматическое определение и регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются ежедневные периоды работы;

2) после ввода карты водителя автоматическое предложение водителю осуществить ручной ввод информации, в том числе:

вывести на дисплей информацию о дате и времени последнего извлечения этой карты и вывести запрос, означает ли данный ввод карты продолжение текущего ежедневного периода работы;

вывести на дисплей запрос о вводе данных, о виде деятельности («работа», «готовность» или «перерыв/отдых») с указанием даты и времени начала и завершения;

3) ожидание ввода информации в течение одной минуты с выводом индикации на дисплей о том, что включен режим ожидания ввода, и подачи звукового сигнала по истечении 30 секунд;

4) регистрацию факта, что водителем не выполнен ручной ввод данных, если в течение одной минуты он не начал ввод запрашиваемой тахографом информации;

5) ручной ввод данных о видах деятельности: «работа», «готовность» или «перерыв/отдых» в соответствии со следующими алгоритмами:

если держатель карты водителя вводит утвердительный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится надпись с предложением ввести вручную данные о деятельности в хронологическом порядке за период времени, в течение которого карта не была вставлена в тахограф;

если время завершения деятельности, введенное вручную, соответствует времени ввода карты, то процесс ручного ввода данных завершается;

если держатель карты водителя вводит отрицательный ответ на предложение указать «название места, в котором начинается ежедневный период работы», то на дисплей выводится запрос о вводе в ручном режиме данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени после извлечения карты до момента завершения работы;

если держатель карты водителя не указывает, когда завершился предыдущий период работы, и вводит вручную данные о деятельности, время завершения которой соответствует времени ввода карты, тахограф регистрирует информацию о том, что ежедневный период работы завершился в начале первого периода «отдыха» (или периода, за который «нет данных») в момент извлечения карты;

если время начала периода работы соответствует времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе времени начала текущего ежедневного периода работы;

если время начала текущего периода работы отличается от времени ввода карты, то на дисплей выводится запрос о вводе данных о деятельности в хронологическом порядке за период времени с начала текущего периода работы до момента ввода карты.

Тахограф обеспечивает:

1) ручной ввод и регистрацию в некорректируемом виде информации о следующих ситуациях:

«неприменимо» - при движении транспортного средства без вставленной карты водителя или при движении со вставленной в тахограф картой контролера или картой предприятия;

«переезд на пароме/поезде»;

2) невозможность ввода информации о ситуации «переезд на пароме/поезде» если введена ситуация «неприменимо»;

3) автоматическое прекращение регистрации информации о ситуации «неприменимо» при вводе карты водителя.

Тахограф исключает возможность доступа к данным тахографа и данным карт водителей неаутентифицированными субъектами доступа при установке блокировки в режиме работы «предприятие» и обеспечивает:

1) установку блокировки в положение «вкл» («включено») или «выкл» («выключено») при вводе карты и идентификации транспортного предприятия, которому принадлежит транспортное средство;

2) регистрацию даты и времени установки блокировки и даты и времени ее снятия;

3) вывод информации на дисплей при осуществлении блокировки транспортным предприятием, что предыдущая установленная им блокировка не снята и находится в положении «включено».

Тахограф обеспечивает вывод на дисплей:

1) предупреждающей информации:

о превышении установленной для транспортного средства скорости движения;

о нарушениях порядка передачи данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной на основании данных, получаемых от ГНСС;

о вводе недействительной карты;

об управлении без карты;

о неисправности карты, возникшей в процессе работы;

о нестыковке во времени;

о виде неисправности;

об окончании срока службы блока СКЗИ;

о сбоях, неисправностях (отказах) тахографа;

о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»:

2) данных из памяти тахографа: о деятельности водителей,

о превышении скорости,

о расстоянии, пройденном транспортным средством,

о событиях и неисправностях;

3) иной информации:

о загрузке данных на внешние устройства из защищенного архива и из карты; данные из блока СКЗИ: заводской номер блока СКЗИ, время, координаты местонахождения транспортного средства;

Тахограф при регистрации событий и неисправностей:

1) обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде информации о вводе недействительной карты или карты, срок действия которой истек;

2) регистрирует информацию о событии «нестыковка во времени» в том случае, когда считанная с карты водителя текущая дата и время ее ввода в тахограф предшествуют дате и времени последнего ее извлечения;

3) регистрирует информацию об управлении без соответствующей карты.

4) регистрирует информацию о вводе карты во время управления в том случае, когда карта вставляется в любое считывающее устройство при виде деятельности водителя «управление»;

5) при вводе карты водителя (мастерской), которая ранее была принудительно извлечена до завершения записи на нее данных, регистрирует данное событие и записывает на карту информацию о неправильном завершении последнего сеанса ее использования;

6) регистрирует данные о каждом случае превышения установленной для транспортного средства скорости движения;

7) регистрирует данные о случаях прекращения питания бортового устройства в течение более 10 секунд, за исключением случаев отключения питания в режиме «корректировка установочных данных»;

8) регистрирует информацию о нарушениях потока данных о скорости движения или несоответствии значений данных, полученных от датчика движения, и регистрируемой скорости транспортного средства, определенной по данным, полученным от ГНСС;

9) регистрирует транспортирование транспортного средства в качестве груза;

10) регистрирует информацию о попытках и случаях нарушения системы защиты:

данные о сбоях и неисправностях карт, возникших в процессе их работы;

сбой в работе (отказ) бортового устройства;

неисправность дисплея;

сбой системы загрузки данных;

сбой в работе датчика движения;

сбой в работе блока СКЗИ;

сбой в работе устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе программного обеспечения устройства обработки данных тахографа;

сбой в работе связного модуля;

сбой в работе датчиков экстренного торможения и критического наклона транспортного средства;

сбой в работе устройств ввода карт;

сбой в работе печатающего устройства;

11) регистрирует аварийные события:

отключение питания тахографа;

нажатие кнопки «авария»;

экстренное торможение (удар) и недопустимый наклон (переворот) транспортного средства;

12) обеспечивает хранение в некорректируемом виде в течение 60 дней данных о пяти последних зарегистрированных аварийных событиях, включая данные о координатах движения транспортного средства в течение 24 часов, предшествовавших аварийн