Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндрических зубчатых передачах с колесами большого диаметра. Зубчатая передача состоит из пары сопряженных зубчатых колес, установленных в корпусе передачи, - колеса малого диаметра и колеса большого диаметра, состоящего из диска, ступицы и зубчатого венца. Колесо большого диаметра установлено на валу и снабжено парой опорных цилиндрических роликов, которые своими поверхностями катания сопряжены с обоими торцами диска колеса в районе его зубчатого венца, в зоне зацепления обоих колес передачи. Ролики установлены на осях, укрепленных на корпусе передачи, с возможностью свободного вращения на этих осях. Оси вращения роликов расположены в одной плоскости с осью вращения зубчатого колеса большого диаметра, перпендикулярно этой оси. Обеспечивается снижение материалоемкости зубчатых колес и повышение качества работы сопряженной зубчатой пары. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в цилиндрических зубчатых передачах с колесами большого диаметра.
Известна цилиндрическая зубчатая передача, содержащая пару сопряженных цилиндрических зубчатых колес - см., например, «Гузенков П.Г. Детали машин: Учебник для вузов. - 3-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1, а-г.
Недостаток данной конструкции состоит в том, что при больших диаметрах колес требуется выполнять большое уширение частей тел колес - ступиц, посредством которых зубчатые колеса фиксируются на валах. На это уходит большое количество металла, что повышает материалоемкость колес. Кроме того, при больших диаметрах колес ухудшается качество работы сопряженных в передаче зубчатых колес, т.е. имеют место взаимные макро- и микросмещения зубьев сопряженных колес друг относительно друга - поперек боковых (рабочих) поверхностей зубьев. Это ухудшает контактирование сопряженных зубьев колес, возникают дополнительный шум при работе, взаимные удары, нарушается нормальный контакт сопряженных зубьев; все это способствует усилению изнашивания зубьев.
В качестве прототипа взята конструкция зубчатой передачи, содержащей пару сопряженных цилиндрических зубчатых колес - см. «Иванов М.Н. Детали машин: Учеб. для машиностр. спец. вузов. - 4-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1984. - 336 с.: ил.», стр. 96, рис. 8.2, а, б.
Недостаток прототипа - тот же, что и у аналога.
Изобретением решается задача снижения материалоемкости зубчатых колес и повышения качества работы сопряженной зубчатой пары.
Для этого зубчатая передача содержит корпус с сопряженными зубчатыми колесами, состоящими из тела и зубчатого венца, причем каждое колесо большого диаметра снабжено парой опорных цилиндрических роликов, установленных с обоих торцов тела, с примыканием к ним, в районе зубчатого венца, ролики установлены с возможностью свободного вращения на осях, жестко укрепленных на корпусе передачи и расположенных на водной плоскости с осью вращения колеса, перпендикулярно этой оси.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена зубчатая передача, включающая зубчатое колесо большого диаметра - вид сбоку.
На чертеже показаны: зубчатое колесо малого диаметра 1; вал 2 малого колеса; ось вращения 3 малого колеса; тело зубчатого колеса большого диаметра, состоящее из диска 4 и ступицы 5; зубчатый венец 6; вал 7; ось вращения 8; цилиндрические ролики 9; оси 10 роликов; корпус 11 передачи; ширина Lд диска (4); ширина Lc ступицы (5); диаметр Dc ступицы (5).
Колесо большого диаметра состоит из тела в виде диска 4, снабженного уширением - ступицей 5, посредством которого это колесо установлено на валу 7, и зубчатого венца 6, посредством которого осуществляется его зацепление со вторым (парным) колесом 1 передачи. Колесо большого диаметра снабжено парой опорных цилиндрических роликов 9, которые своими поверхностями катания сопряжены с обоими торцами диска 4 колеса - в районе его зубчатого венца 6, в зоне зацепления обоих колес передачи. Ролики установлены на осях 10, укрепленных на корпусе 11 передачи, с возможностью свободного вращения на этих осях. Оси вращения роликов 9 расположены в одной плоскости с осями вращения 8 и 3 обоих зубчатых колес, перпендикулярно этим осям.
Работает данная конструкция следующим образом. Ролики 9, упираясь в торцы диска 4 колеса большого диаметра, стабилизируют его вращение при работе этого колеса в передаче, предотвращая микро- и макросмещения боковых поверхностей его зубьев относительно боковых поверхностей зубьев колеса малого диаметра - поперек плоскости вращения колес. Ролики 9 вращаются свободно за счет силы трения качения между ними и поверхностями торцов диска 4.
По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция позволяет стабилизировать процессы зацепления сопряженных зубьев обоих колес, тем самым снижается их изнашивание, уменьшается опасность взаимных ударов, шума и т.п. Кроме того, наличие роликов позволяет уменьшить размеры ступицы 5 колеса - ее ширину Lc, а также ее диаметр Dc. Помимо этого, можно снизить (в определенных пределах) и ширину диска 4 Lд: наличие опорных роликов 9 позволяет при этом обеспечить необходимую жесткость диска. Снижение размеров ступицы 5 и диска 4 способствует снижению материалоемкости всего колеса в целом.
Зубчатая передача, преимущественно цилиндрическая с колесами большого диаметра, содержащая корпус с сопряженными зубчатыми колесами, состоящими из тела и зубчатого венца, отличающаяся тем, что каждое колесо большого диаметра снабжено парой опорных цилиндрических роликов, установленных с обоих торцов тела, с примыканием к ним, в районе зубчатого венца, ролики установлены с возможностью свободного вращения на осях, жестко укрепленных на корпусе передачи и расположенных в одной плоскости с осью вращения колеса, перпендикулярно этой оси.