Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На каждом торце вспомогательной смазочной шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни. Торцы цилиндрических колец, обратные торцам вспомогательной смазочной шестерни, снабжены дисковыми заглушками. Суммарная величина ширины зубчатого венца вспомогательной смазочной шестерни и пары цилиндрических колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях цилиндрических колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. они в масляную ванну не погружены.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом - см. «Гузенков П.Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 214, рис. 12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазываемое шестерней колесо, являясь элементом быстроходной ступени передачи, имеет большую окружную скорость вращения; к тому же шестерня имеет, как правило, меньший диаметр, чем диаметр колеса; это ведет к большой окружной скорости вращения шестерни - еще большей, чем колеса; а большая скорость вращения шестерни способствует усиленному взбалтыванию зубьями шестерни смазочного материала, в который погружены эти зубья. Это способствует вспениванию смазочного материала, потере мощности передачи и усилению нагрева смазочного материала - что ухудшает процесс смазывания. Поэтому для снижения этих негативных явлений ширину зубчатого венца шестерни делают в 2-3 раза меньше, чем ширина венца смазываемого ею колеса; но при достаточно большой ширине венца колеса, ширина венца шестерни также достаточно велика, что делает взбалтывание смазочного материала значительным. А само уменьшение ширины венца смазочной шестерни ухудшает процесс смазывания смазываемого ею колеса, т.к. при этом смазывание венца колеса происходит не по всей его ширине, а только его части.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи, причем на каждом торце шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин шестерни; торцы колец, обратные торцам шестерни, снабжены дисковыми заглушками; суммарная величина ширины зубчатого венца шестерни и пары колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения шестерни.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: смазываемое колесо быстроходной ступени зубчатой передачи со вспомогательной смазочной шестерней - вид с торца (фиг. 1) и то же колесо - вид сбоку (фиг. 2).

На чертежах показаны: смазываемое зубчатое колесо 1 быстроходной ступени зубчатой передачи с зубчатым венцом 2; вспомогательная смазочная шестерня 3, установленная на оси 4, имеющая зубчатый венец 5 и погруженная в масляную ванну 6, корпус 7 зубчатой передачи; цилиндрические кольца 8; дисковые заглушки 9; ширина вк смазываемого зубчатого колеса (1); ширина вш вспомогательной смазочной шестерни (3); глубина погружения hш вспомогательной смазочной шестерни (3) в масляную ванну; глубина погружения hк колец (8) в масляную ванну; направления вращения зубчатого колеса (ω1) и вспомогательной шестерни (ω2).

Зубчатое колесо 1 быстроходной ступени редуктора, имеющее зубчатый венец 2, снабжено вспомогательной смазочной шестерней 3, установленной на оси 4 и посредством своего зубчатого венца 5 находящейся в зацеплении со смазываемым колесом (1); зубчатый венец шестерни (3) погружен в масляную ванну 6, расположенную в корпусе 7 зубчатой передачи (на глубину hш). На обоих торцах шестерни, соосно ей, жестко укреплена пара цилиндрических колец 8, имеющих диаметр, равный диаметру окружности впадин зубчатого венца вспомогательной шестерни, и погруженных в масляную ванну на глубину hк; с обратной стороны, относительно торцов шестерни, кольца снабжены дисковыми заглушками 9, имеющими сквозные отверстия (не показано) для свободного прохода сквозь них оси 4.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении (ω1) смазываемого зубчатого колеса 1 происходит и вращение находящейся в зацеплении с ним вспомогательной смазочной шестерни 3, цилиндрические кольца 8, погруженные в масляную ванну 6 (так же как и шестерня 3), захватывают своими поверхностями смазочный материал из масляной ванны и при вращении (ω2) наносят этот смазочный материал на рабочие поверхности зубчатого венца 2 смазываемого колеса 1. Наличие на кольцах 8 торцевых заглушек 9 способствует уменьшению взбалтывания смазочного материала ванны. Ширину вш шестерни 3 уменьшают до минимума, обеспечивающего нормальный привод этой шестерни. За счет гладкой поверхности колец 8 - в отличие от шестерни 3, зубья которой могут иметь достаточно большую высоту - снижается взбалтывание смазочного материала ванны. При этом за счет суммарной ширины колец 8, соразмерной с шириной зубчатого венца 2 смазываемого колеса 1, обеспечивается смазывание зубчатого венца колеса по всей его ширине.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет снизить до минимума взбалтывание смазочного материала в ванне при вращении смазочной шестерни и обеспечить смазывание зубчатого венца колеса по всей его ширине. Все это повышает эффективность процесса смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи, отличающееся тем, что на каждом торце вспомогательной смазочной шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни; торцы цилиндрических колец, обратные торцам вспомогательной смазочной шестерни, снабжены дисковыми заглушками; суммарная величина ширины зубчатого венца вспомогательной смазочной шестерни и пары цилиндрических колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях цилиндрических колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения вспомогательной смазочной шестерни.