Многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области космической навигации, а именно реализует навигационное обеспечение различных групп пользователей и предназначено для сбора, обработки, архивирования и хранения навигационных данных; подготовки, формирования и передачи навигационной информации. Технический результат - обеспечение высокоточного позиционирования в режиме реального времени. Изобретение является системой с двухуровневой архитектурой. На каждом уровне имеются собственные источники информации, преобразующие аппаратно-программные комплексы и пользовательский (потребительский) интерфейс, на первом уровне аппаратно-программный комплекс сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения, на втором уровне региональная навигационно-информационная система РНИС, состоящая из централизованной системы управления и контроля состояния РНИС, системы мониторинга транспортных средств, системы высокоточного позиционирования и системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS. 7 ил.
Реферат
Область техники
Изобретение относится к области космической навигации, а именно реализует навигационное обеспечение различных групп пользователей и предназначено для сбора, обработки, архивирования и хранения навигационных данных; подготовки, формирования и передачи навигационной информации, информации функциональных дополнений (ФД) глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS и системы мониторинга целостности ГНСС и радионавигационных полей (РНП), данных навигационно-информационных систем; информационного взаимодействия с различными группами потребителей.
Уровень техники
Известна многофункциональная космическая система автоматизированного управления и оперативного контроля (мониторинга) критически важных объектов и территорий союзного государства «Россия-Беларусь» (патент на изобретение RU 2338233 от 13.12.2006). Эта система содержит космический сегмент, соединенный по каналам освещения, каналам связи и каналам управления с наземным сегментом, при этом космический сегмент выполнен в виде спутниковых орбитальных группировок с входящими в них космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), космическими аппаратами связи и передачи данных, космическими аппаратами навигационного обеспечения, при этом космические аппараты ДЗЗ соединены каналами освещения с центром обработки данных наблюдения земного сегмента и с космическими аппаратами связи и передачи данных, а также каналами связи и управления с центром управления полетами космических аппаратов и с космическими аппаратами связи и передачи данных, космические аппараты связи и передачи данных соединены каналами освещения с центром обработки данных наблюдения, а также каналами связи и управления с центром управления полетами космических аппаратов, космические аппараты навигационного обеспечения соединены каналами управления с космическими аппаратами ДЗЗ, связи и передачи данных, наземный сегмент МФКС включает координационно-аналитический центр, который получает информацию от центра обработки данных наблюдения, а также данные от наземных и воздушных средств локального дистанционного зондирования, осуществляющих сбор первичной мониторинговой информации, и информационно связан с центром управления полетами космических аппаратов, осуществляет комплексный анализ полученной информации и трансляцию через оператора космической системы в федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ), при этом координационно-аналитический центр информационно связан с региональными информационно-аналитическими центрами, которые, в свою очередь, связаны с территориальными пунктами приема и обработки информации для осуществления трансляции полученной информации в региональные и территориальные информационно-аналитические центры. Основными недостатками системы являются невысокие эксплуатационные характеристики, обусловленные большим разнообразием технических решений программно-математического обеспечения и аппаратных средств, а также информационная и территориальная разобщённость, существенно снижающие потребительские свойства и возможности использования системы спутниковой навигации в режиме реального времени при решении прикладных транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач в распределённом географическом пространстве.
Раскрытие изобретения
Изобретение направлено на устранение данных недостатков.
Изобретение позволяет получить более высокие потребительские свойства и эксплуатационные характеристики, изобретение позволяет устранить информационную и территориальную разобщённость, поскольку многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения разработан и реализован на базе единых научно-технических и программно-методических решений, обеспечивающих выполнение прикладных многоплановых транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач, включая высокоточное позиционирование, в режиме реального времени с применением высокоэффективных каналообразующих средств связи (КСС) в распределённом географическом пространстве, что является особенно актуальным для Российской Федерации.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности навигационно-информационного обеспечения для решения в режиме реального времени практических транспортных, мониторинговых и навигационно-геодезических задач в распределённом географическом пространстве.
Для решения поставленной задачи с достижением технического результата многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя аппаратно-программный комплекс сегмента прикладного потребительского центра и систему информационного обеспечения (1), в составе аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной (2), аппаратно-программный комплекс центральной базы данных - резервный (3), аппаратно-программный комплекс сервера картографического (4), аппаратно-программный комплекс сервера информационного обмена (5), соединенные двусторонней связью по общей шине друг с другом через вторые входы/выходы аппаратно-программного комплекса центральной БД - основной и резервный, второй вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера картографический и первый вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена, также в состав аппаратно-программный комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (1) входят каналообразующие средства связи аппаратно-программного комплекса сегмента прикладного потребительского центра и системы информационного обеспечения (КСС 1) (6), каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2) (7), причем первый, третий и четвертый входы/выходы КСС 1 соединены с первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - основной, первым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центральной базы данных - резервной и вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соответственно, третий вход/выход аппаратно-программного комплекса сервера информационного обмена соединен с вторым входом/выходом КСС 2, первый вход/выход КСС 2 соединен с первым входом/выходом автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня (8) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого уровня являются входами/выходами потребителей, многофункциональный прикладной потребительский центр навигационно-информационного обеспечения включает в себя региональную навигационно-информационная систему (9), состоящую из централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10), системы мониторинга транспортных средств (13), системы высокоточного позиционирования (23) и системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32), централизованная система управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (10) включает в себя аппаратно-программный комплекс централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), каналообразующие средства связи централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (КСС 3), первый вход/выход которых соединен со вторым входом/выходом КСС1, выход КСС 3 соединен с входом аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11), выход аппаратно-программного комплекса централизованной системы управления и контроля состояния региональной навигационно-информационной системы (11) соединен со входом КСС 3, каналообразующие средства связи потребителей второго уровня (КСС 4), первый вход/выход которых соединен с вторым входом/выходом КСС 3, автоматизированные рабочие места потребителей второго уровня (39), первый вход /выход которого соединен со вторым входом/выходом КСС 4 (37), второй вход/выход автоматизированных рабочих мест потребителей 2-го уровня (39) соединен с Интернет-сайтом, первый и второй входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей второго уровня являются входами/выходами потребителей, система мониторинга транспортных средств (13) включает в себя аппаратно-программный комплекс диспетчерского центра (14), аппаратно-программный комплекс телематического сервера (15), автоматизированные рабочие места оператора диспетчерского центра (16), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, аппаратно-программный комплекс диспетчерского пункта (17), являющийся первым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения в количестве i ≥1, каналообразующие средства связи системы мониторинга транспортных средств (КСС 5), пятый вход/выход которых соединен с третьим входом/выходом КСС 3, а первый, второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 5 соединены со вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса диспетчерского центра (14), аппаратно-программного комплекса телематического сервера (15), автоматизированного рабочего места оператора диспетчерского центра (16) и входом/выходом аппаратно-программного комплекса диспетчерского пункта (17) соответственно, телематические модули (18) в количестве j ≥1, причем каждый телематический модуль содержит порты COM 1, 2, 3 (19), USB порт (20), CAN порт (21), выходы которых соединены с первым, вторым и третьим входами КСС (5) соответственно, система высокоточного позиционирования (23) включает в себя аппаратно-программный комплекс центра высокоточного позиционирования (24), автоматизированные рабочие места центра высокоточного позиционирования (25), аппаратно-программный комплекс постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы и вход/выход автоматизированных рабочих мест центра высокоточного позиционирования (25), геодезическая спутниковая аппаратура (29), являющаяся вторым входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, каналообразующие средства связи системы высокоточного позиционирования (КСС 6) (31), первый вход/выход которых соединен с входом/выходом геодезической спутниковой аппаратурой, аппаратно-программный комплекс Web-доступа (30), первый вход/выход которой соединен с вторым входом/выходом КСС6, второй, третий и четвертый входы/выходы аппаратно-программного комплекса Web-доступа (30) соединены со вторыми входами/выходами аппаратно-программного комплекса постобработки (26), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), аппаратно-программный комплекс сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28) соответственно, третий и четвертый входы/выходы КСС 6 соединены со вторым входом/выходом аппаратно-программного комплекса центра высокоточного позиционирования (24) и четвертым входом/выходом КСС 3, система спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (32) включает в себя объектовый центр мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программный комплекс базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программный комплекс датчикопреобразующей аппаратуры (36), соединенные друг с другом через их первые входы/выходы, каналообразующие средства связи системы спутникового мониторинга инженерных сооружений с использованием системы ГЛОНАСС/GPS (КСС 7) (34), первый вход/выход которых соединен с пятым входом/выходом КСС 3, а второй, третий и четвертый входы/выходы КСС 7 соединены со вторыми входами/выходами объектового центра мониторинга инженерного сооружения (33), аппаратно-программного комплекса базовых станций ГЛОНАСС/GPS (35), аппаратно-программного комплекса датчикопреобразующей аппаратуры (36) соответственно, аппаратно-программного комплекс датчикопреобразующей аппаратуры (36) является третьим входом многофункционального прикладного потребительского центра навигационно-информационного обеспечения, третьи входы/выходы КСС 2 (7) и КСС 4 (37), вторые входы/выходы автоматизированных рабочих мест потребителей первого и второго уровня (8, 39) соединены с Интернет-сайтом (38).
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 схематически изображены:
1. Аппаратно-программный комплекс (АПК) сегмента прикладного потребительского центра (ППЦ) и системы информационного обеспечения (СИО);
2. АПК центральной базы данных(БД) - основной;
3. АПК центральной БД - резервный;
4. АПК сервер картографический;
5. АПК сервер информационного обмена;
6. Каналообразующие средства связи АПК КСС сегмента ППЦ и СИО (КСС 1);
7. Каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2);
8. Автоматизированные рабочие места (АРМ) потребителей первого уровня;
9. Региональная навигационно-информационная система (РНИС);
10. Централизованная система управления и контроля состояния (ЦСУиКС) РНИС;
11. АПК ЦСУиКС РНИС;
12. Каналообразующие средства связи ЦСУиКС РНИС (КСС 3);
13. Система мониторинга транспортных средств (СМТС);
14. АПК диспетчерского центра (ДЦ);
15. АПК телематического сервера;
16. АРМ оператора ДЦ;
17. АПК диспетчерского пункта (ДП) - 1-i (стационарного и/или мобильного);
18. Телематические модули (ТМ) - 1-j;
19. Порты COM 1, 2, 3;
20. USB порт последовательной передачи данных;
21. CAN порт последовательной передачи данных;
22. Каналообразующие средства связи СМТС (КСС 5);
23. Система высокоточного позиционирования (СВП);
24. АПК центра высокоточного позиционирования (ЦВП);
25. АРМ ЦВП;
26. АПК постобработки;
27. АПК базовых станций (БС) ГЛОНАСС/GPS;
28. АПК сбора, обработки и архивирования информации от БС ГЛОНАСС/GPS;
29. Геодезическая спутниковая аппаратура;
30. АПК Web-доступа;
31. Каналообразующие средства связи СВП (КСС 6);
32. Система спутникового мониторинга инженерных сооружений (ССМС ИС) с использованием системы ГЛОНАСС/GPS;
33. Объектовый центр мониторинга инженерного сооружения (ОЦМИС);
34. Каналообразующие средства связи ССМС ИС (КСС 7);
35. АПК БС ГЛОНАСС/GPS;
36. АПК датчикопреобразующей аппаратуры;
37. Каналообразующие средства связи АРМ потребителей второго уровня;
38. Интернет-сайт;
39. АРМ потребителей второго уровня.
На фиг. 2 представлена структурная схема СМТС.
На фиг. 3 представлена структурная схема СВП.
На фиг. 4 представлена структурная схема ССМ ИС.
На фиг. 5 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании СМТС, где:
40. Приём навигационных данных;
41. Передача навигационных данных на средства обработки;
42. Автоматизированная первичная обработка навигационных данных;
43. Передача навигационных данных в системы обработки, учёта, хранения и целевого применения;
44. Автоматизированная апостериорная обработка, интерпретация и представление данных;
45. Формирование навигационно-информационного ресурса СМТС;
46. Передача навигационно-информационного ресурса СМТС в системы хранения и информационного обмена;
47. Распределение навигационно-информационного ресурса СМТС среди внутренних систем и внешних потребителей;
48. Сбор данных о состоянии АПК и составных частей СМТС;
49. Передача информации на средства хранения и отображения;
50. Формирование и передача управляющих воздействий.
На фиг. 6 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании СВП, где:
51. Приём навигационных данных;
52. Передача навигационных данных АПК ЦВП;
53. Обработка навигационных данных;
54. Формирование массива первичной навигационной информации;
55. Сбор, обработка и архивирование информации от БС;
56. Апостериорная обработка данных;
57. Подготовка и представление данных высокоточного позиционирования;
58. Управление и контроль состояния СВП.
На фиг. 7 представлен алгоритм выполнения операций при функционировании ССМС ИС, где:
59. Прием навигационной информации и вычисление мониторинговой информации;
60. Передача мониторинговой информации потребителям;
61. Архивирование и хранение мониторинговой информации о состоянии системы;
62. Управление и контроль состояния ССМС ИС.
Осуществление изобретения
Изобретение является открытой информационной системой с двухуровневой архитектурой. На каждом уровне имеются собственные источники информации, преобразующие аппаратно-программные комплексы (АПК) и пользовательский (потребительский) интерфейс.
Аппаратно-программные средства (АПС) первого (управляющего) уровня развёрнуты в многоцелевом навигационно-информационном центре ОАО «Российские космические системы» и включают в себя АПК сегмента ППЦ и СИО (1). АПС второго (исполнительного или регионального) уровня развертываются на основе региональных навигационно-информационных систем (РНИС) (9) и служат источниками информации для АПК ППЦ и СИО (1) первого уровня наряду с другими источниками информации.
Порядок передачи (представления) информации между АПК ППЦ и СИО (1) и внешними источниками информации и потребителем определяются взаимосогласованными протоколами информационного обмена и/или стандартными сетевыми протоколами.
В соответствии с требованиями пользователя РНИС (9) может включать в себя различные системы, в том числе:
- централизованную систему управления и контроля состояния РНИС с использованием Интернет и ГИС-технологий (10);
- систему высокоточного позиционирования (23);
- систему мониторинга транспортных средств (13);
- систему спутникового мониторинга инженерного сооружения с использованием системы ГЛОНАСС (32).
АПК сегмента ППЦ и СИО (1) предназначен для распространения информации с использованием спутниковых навигационных технологий в современной и доступной форме для широкого круга потребителей, имеющих определенный уровень подготовленности. АПК сегмента ППЦ и СИО (1) обеспечивает подключение любых из числа пользователей 1-го уровня через соответствующий АРМ потребителей первого уровня (8), оснащенные собственной программой браузером, различных производителей («MS Internet Explorer», «Mozilla Firefox», «Opera», «Google Chrome» и др.). АПК сегмента ППЦ и СИО (1) включает в себя АПК центральной базы данных (БД) - основной и резервный (2, 3), в случае выхода из строя основного происходит автоматическая замена на резервный, АПК сервер картографический (4), АПК сервер информационного обмена (5), каналообразующие средства связи АПК КСС сегмента ППЦ и СИО (КСС 1) (6), каналообразующие средства связи потребителей первого уровня (КСС 2) (7), автоматизированные рабочие места (АРМ) потребителей первого уровня (8).
АПК сегмента ППЦ и СИО (1) обеспечивает выполнение следующих функций в АПК сервере информационного обмена (5) и Интернет-сайте (38):
- отображение состояния глобальных навигационных спутниковых группировок (ГНСС);
- отображение эфемерид по данным альманахов на текущие сутки АПК сервером информационного обмена и интернет-сайтом;
- отображение зон видимости навигационных космических аппаратов (НКА) в заданной точке АПК сервером информационного обмена и интернет-сайтом;
- отображение доступности НКА в заданной точке;
- отображение созвездия НКА в заданной точке;
- отображение мгновенной доступности;
- отображение интегральной доступности;
- отображение списка РНИС;
- отображение ГНСС календаря;
- отображение глоссария;
- отображение каталога навигационной аппаратуры потребителей (НАП);
- отображение каталога навигационных базовых модулей;
- отображение каталога навигационных антенн;
- отображение списка участников рынка ГНСС оборудования;
- отображение каталога нормативно-правовых документов;
ПМО (программно-математическое обеспечение) архивирования и резервирования информации, связи и синхронизации удаленных баз данных (БД);
- создание банка данных, резервирования навигационной информации;
- снижение нагрузки на сервер информационного обмена;
- конвертацию поступающей разнородной информации в принятые форматы хранения;
- формирование информационного ресурса, необходимого для прикладного использования в АПК ППЦ и СИО (1);
- подготовку и передачу получаемой информации через WEB-сервис пользователям второго уровня;
- автоматический перенос файлов в архив, оставляя в текущих директориях файл с полным описанием состава и месторасположения по истечении срока хранения исходных данных;
- контроль входных и выходных данных на их правильность, непротиворечивость, соответствие заданным диапазонам значений.
АПК сервер картографический (4) обеспечивает:
- управление электронными картами;
- предоставление графической информации в виде файла изображения через АПК сервер информационного обмена (5);
- информационное взаимодействие с центральной БД;
- мониторинг состояния удаленных объектов;
- диспетчеризацию связи с центральной БД;
- чтение массива электронных карт;
- поддержку отдельной сессии для каждого пользователя картографической информации;
- управление электронной картой в каждой пользовательской сессии (масштабирование, координаты);
- определение во внешних настройках списка подключаемых карт.
АПК сервер информационного обмена (5) обеспечивает:
- получение через КСС 2, КСС 3 и КСС 7 навигационной информации от первичных источников (например, от ТМ 18, геодезической спутниковой аппаратуры 29, датчико-преобразующей аппаратуры 36), упаковку и архивирование в файлы АПК центральной или резервной БД, гарантированную доставку по запросам потребителей с АРМ потребителей первого и второго уровней, а также с интернет-сайта;
- временное хранение навигационной информации до момента передачи в серверы АПК центральной БД основной и резервный;
- учёт и отработку запросов потребителей первого уровня, WEB-приложений на Интернет-сайте (38);
- предоставление информации потребителям первого уровня и на Интернет-сайт (38);
- формирование статистических и динамических страниц Интернет-сайта (38);
- информационный обмен с использованием существующих телекоммуникационных сетей;
- возможность пользования удобным внешним интерфейсом;
- модернизацию внешнего интерфейса без прекращения работы с потребителями;
- возможность подключения новых источников информации и пользователей.
ЦСУиКС РНИС (10) входит в состав РНИС (9) и предназначена для сбора в режиме реального времени данных от систем мониторинга транспортных средств (13), систем высокоточного позиционирования (23), а также ССМС ИС (33). В части взаимодействия с системами мониторинга транспортных средств (13) ЦСУиКС РНИС (10) обеспечивает сбор информации через КСС 3 о местоположении и состоянии объектов мониторинга, их обработки, хранения и предоставления потребителям второго уровня через КСС 3 и КСС 4.
ЦСУиКС РНИС (10) включает в себя АПК централизованной системы управления и контроля состояния РНИС с использованием Интернет и ГИС-технологий (11) (СМТС - 13, СВП - 23, ССМС ИС - 33) и КСС 3 (12), КСС 4 (37), АРМ потребителей 2-го уровня (39). В части взаимодействия с системой мониторинга транспортных средств (13) ЦСУиКС РНИС 10 обеспечивает выполнение следующих функций:
- авторизацию пользователей второго уровня;
- получение информации от удаленных БД АПК ДЦ (14) и АПК ДП (17) системы мониторинга транспортных средств;
- отображение местоположения подвижных объектов в режиме реального времени;
- отображение информации о подвижном объекте в режиме реального времени, включая элементы движения и состояние груза;
- отслеживание «аварийных» ситуаций в режиме реального времени;
- отображение обобщенной и детальной справочной информации о подвижном объекте;
- слежение за выбранным подвижным объектом или группой подвижных объектов;
- расчёт пройденного пути объектом за период времени;
- воспроизведение пройденного пути объектом пошагово или с выбираемым временным режимом;
- масштабирование карты;
- измерение расстояний по карте;
- поиск объектов карты по адресу;
- выбор, сохранение и загрузку карт.
В части взаимодействия через КСС 3 (12) с системами высокоточного позиционирования (23) ЦСУиКС РНИС 10 обеспечивает:
- обработку и предоставление пользователям различной навигационной информации от геодезической спутниковой аппаратуры (29), включая сеть базовых станций (БС), в соответствии с их правами доступа;
- проведение апостериорной обработки навигационных данных пользователя;
- отображение прогноза зон видимости навигационным космическим аппаратам (НКА) в заданной точке;
- отображение прогноза доступности НКА в заданной точке;
- отображение контроля РНП в заданной точке;
- отображение созвездия НКА в реальном масштабе времени в заданной точке;
- отображение уровня сигнала от НКА на входе геодезической спутниковой аппаратуры, в том числе приемника базовой станции (БС);
- отображение задержек сигнала от НКА в зависимости от состояния ионосферы в заданной точке;
- отображение местоположения БС;
- отображение невязок координат БС;
- отображение абриса антенны БС;
- апостериорная обработка навигационной информации пользователей;
- возможность удаленного позиционирования в режиме квазиреального масштаба времени;
- предоставление потребителям второго уровня измерительной информации по НКА ГНСС (ГЛОНАСС и GPS) через КСС 3 (12) и КСС 4 (37).
СМТС (13) предназначена для обеспечения процессов мониторинга, контроля и управления в режиме реального времени мобильными объектами (транспортными средствами) и стационарными объектами, оснащенными навигационной спутниковой аппаратурой потребителей ГЛОНАСС/GPS. СМТС (13) включает в себя следующие составные части: АПК ДЦ (14), АПК ДП (17) стационарного и/или мобильного и телематические модули (ТМ) - 18, оснащенные навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS и размещаемые на контролируемых ТС, КСС 5 (22).
СМТС 13 обеспечивает:
- определение местоположения, скорости и состояния транспортных средств (ТС) в режиме реального времени;
- отображение поступающих данных с помощью электронно-картографической системы;
- передачу командной информации с диспетчерского центра на ТС;
- контроль отклонения состояния ТС от нормы;
- контроль отклонения ТС от заданных маршрутов и графиков передвижения;
- автоматическое документирование и архивирование получаемой и передаваемой информации;
- восстановление событий по архивным данным.
АПК ДЦ 14 имеет в своём в составе: АПК телематический сервер (15) с сервером БД и картографическим обеспечением, АРМ оператора ДЦ 16 (в расчете на 50-200 контролируемых диспетчерскими центрами ТС.
АПК ДЦ 14 обеспечивает:
- сбор и хранение навигационных и телематических данных, поступающих по КСС 5 (22) от ТМ;
- дистанционное управление через КСС 5 (22) составными частями СМТС;
- обработку данных, циркулирующих в СМТС;
- функционирование картографического обеспечения;
- генерирование отчетов по данным, поступающим от ТМ;
- управление ТМ;
- администрирование работы составных частей СМТС;
- санкционирование доступа к составным частям АПК ДЦ;
- архивацию информации в БД и передачу через КСС 5 (22) на КСС 3 (12) и КСС 1 (7) в АПК центральной БД - основной (2) и - резервный (3).
АПК ДП 17 может осуществлять мониторинг до 50 ТС одновременно и при этом обеспечивает решение следующих задач:
- обработку данных, поступающих через КСС 5 от АПК ДЦ (14);
- функционирование картографического обеспечения;
- генерирование отчетов по данным, поступающим от ТМ (18) через первый, второй и третий входы КСС 5 на вход/выход АПК ДП 17;
- санкционирование доступа к массивам данных и информационным ресурсам АПК ДП (17);
- подготовку, архивацию и передачу на хранение информации в БД АПК ДЦ.
ТМ (18) предназначен для работы в составе СМТС в качестве оборудования, устанавливаемого на транспортное средство с целью дистанционного получения навигационных данных (информации о местоположении и параметрах движения транспортного средства (ТС), данных о состоянии контролируемых систем, а также для управления исполнительными устройствами. ТМ (18) содержит следующие интерфейсы:
последовательные порты (СОМ 1, 2, 3) (19), соответствующие стандартному интерфейсу RS-232, предназначенные для обмена информацией с внешним терминалом (компьютером); последовательный порт (СОМ 2), соответствующий стандартному интерфейсу RS-232, предназначенный для подключения (опционально) внешнего модема подвижной связи: GSM, CDMA, GlobalStar, Inmfrsat; последовательный порт (СОМ 3), соответствующий стандартному интерфейсу RS-232, предназначенный для подключения дополнительных внешних устройств. USB порт (20) последовательной передачи данных, предназначенный для обмена информацией с внешним терминалом (компьютером), CAN порт (21) последовательной передачи данных, предназначенный для обмена информацией с внешними устройствами.
ТМ 18 обеспечивает выполнение следующих функций:
- получение навигационных данных от встроенного в ТМ навигационного ГЛОНАСС/ GPS приемника;
- обмен информацией с диспетчерским центром через встроенный GSM модем или через внешний модем, подключаемый к порту СОМ 2 через пятый вход КСС 5 и второй вход/выход АПК ДЦ (14);
- установление голосовой связи с оператором диспетчерского центра;
- контроль, при необходимости, логического состояния до 8 дискретных датчиков, обеспечивающих контроль за состоянием отдельных элементов и систем ТС (например, топливного бака) и/или груза;
- контроль напряжения основного и резервного питания;
- контроль аналогового датчика;
- управление исполнительными устройствами;
- накопление навигационных данных в энергонезависимой памяти (функция «черный ящик»);
- контроль прохождения маршрута и контрольных зон.
ТМ 18 формирует исходящие вызовы в следующих случаях:
- по запросу, формируемому АПК ДЦ (14) из диспетчерского центра;
- по факту срабатывания дискретного датчика, обеспечивающего контроль за состоянием отдельных элементов и систем ТС и/или груза;
- по факту снижения напряжения в ТМ (18) ниже заданных показателей, при которых обеспечивается его функционирование;
- при изменении напряжения электропитания за пределы заданных величин;
- по факту входа/выхода в/из заданных географических зон;
- с заданным периодом времени (формирование «сигналов жизни» по времени);
- при прохождении заданного расстояния (формирование «сигналов жизни» по расстоянию).
СМТС работает следующим образом. ТМ (18), расположенные на подвижных объектах (транспортных средствах), принимает навигационные данные от НКА ГЛОНАСС/ GPS. ТМ (18) передаёт через каналообразующие средства связи (КСС) 5 (22) полученные данные на АПК телематический сервер (15). В АПК телематический сервер (15) выполняется обработка навигационных данных в соответствии с функционалом. Обработанные в АПК телематический сервер (15) навигационные данные поступают:
- через вход 2 КСС 5 на выход 5 КСС 5 (22), далее через вход 3 и выход КСС 3 (22) на вход АПК ЦСУиКС РНИС (11), где мониторинговая информация по ТС обрабатывается в соответствии с функционалом;
- через выход 1 КСС 3 на вход 2 КСС 1 (6) и далее на вход 1 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3);
- через выход 4 КСС 1 (6) на вход 2 АПК сервера информационного обмена (5);
- через выход 1 АПК сервера информационного обмена на вход 2 АПК сервера картографического (4);
- через выход 1 АПК сервер информационного обмена (5) на вход 2 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3).
В АПК ДЦ (14) поступившие через выход 1 по шине информационного обмена на вход 1 данные обрабатываются в соответствии с функционалом и поступают на вход 1 АРМ оператора ДЦ (16), где визуализируются на СОИ. В АПК сервер картографический (4) выполняется обработка поступивших навигационных данных, включая комбинирование навигационных данных, векторизация, формирование цифровых моделей и геоинформационное моделирование и др., в соответствии с функционалом. Обработанные в АПК сервер картографический (4) навигационные данные в картографическом виде через первый выход направляются на второй вход АПК БД основной и резервный (2 и 3) и на первый вход АПК сервер информационного обмена (5). В АПК сервер информационного обмена (5) осуществляется обработка поступившей навигационной информации в соответствии с функционалом, после чего она направляется:
- через выход 1 на вход 2 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3);
- через выход 3 на вход 2 КСС 2 (6), с которого через выход 1 на вход 1 АРМ потребителей 1-го уровня (8) и через выход 3 на Интернет-сайт (38).
- через выход 2 АПК сервера информационного обмена на вход 4 КСС 1 (7), далее через выход 2 КСС 1 на вход 1 КСС 3 (12), далее через выход 3 на вход 5 КСС 5 (22);
- через выход 1 КСС 5 (22) на вход 2 АПК ДЦ (14);
- через выход 2 КСС 5 (22) на вход 2 АРМ оператора ДЦ и вход 1 АПК ДП;
- через выход 2 КСС 3 (12) на вход 1 КСС 4 (37), далее через выход 2 КСС 4 на вход 1 АРМ потребителей 2-го уровня и через выход 3 на Интернет-сайт (38).
Данные о состоянии ТМ (18), АПК ДП (17), АПК телематического сервера и АПК ДЦ, включая показатели температуры процессоров, системных плат, жестких дисков и пр., поступают через КСС 5 (22) и КСС 3 (12) в АПК ЦСУиКС РНИС (11). После обработки в соответствии с функционалом АПК ЦСУиКС РНИС (11) обработанная телематическая информация и данные о состоянии ТМ (18), АПК ДП (17), АПК телематического сервера (15) и АПК ДЦ телематического сервера (15) поступают:
- через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) в АПК информационного обмена (5) и далее в АПК центральной БД основной и резервный (2 и 3);
- через КСС 3 (12) и КСС 5 (22) на АПК ДЦ (14), где могут быть визуализированы на средствах отображения информации (СОИ). В АПК ЦСУиКС РНИС (11) осуществляется автоматический анализ и интерпретация значений мониторинговой информации по ТС и критических показателей состояния систем, после чего выполняется автоматическое формирование управляющих сигналов и команд, которые с его выхода поступают на вход КСС 3 (12) и далее:
- через КСС 5 (22) на вход 2 АПК ДЦ (14), где визуализируются в виде сигналов и рекомендаций для применения управляющих воздействий на СОИ;
- через КСС 3 (12) и КСС 1 (6) на вход 1 АПК центральной БД основной и резервной (2 и 3).
СВП 23 предназначена для широкого внедрения спутниковых навигационных технологий и методов определения координат в интересах развития геодезической основы в регионах при проведении землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканий, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов на объектах транспортной и промышленной инфраструктуры, а также других видов деятельности, требующих высокоточного определения координат объектов.
СВП 23 функционирует (обеспечивает пользователей навигационной информацией) в следующих основных режимах:
- апостериорной обработки;
- реального времени в местной системе координат или в WGS-84 (ПЗ-90).
СВП (23) включает в себя следующие составные части: АПК ЦВП (24), АПК базовых станций ГЛОНАСС/GPS (27), АРМ ЦВП (25) (входит в состав СВП функционально), геодезическая спутниковая аппаратура (29), которая входит в состав функционально, КСС 6 (31), обеспечивающие передачу в режиме реального времени измерительной и корректирующей информации между составными частями системы (входят в состав функционально), в том числе с использованием беспроводных технологий.
В состав АПК ЦВП 24 входят:
АПК сбора, обработки и архивирования информации от базовых станций ГЛОНАСС/GPS (28), АПК управления базовыми станциями (27), АПК постобработки (26), АПК WEB-доступа (30), который обеспечивает предоставление через КСС 6 (31); КСС 3 (12), КСС 4 (37) информации потребителям.
АПК ЦВП 24 обеспечивает:
- прием от геодезической спутниковой аппаратуры (29) через КСС 6 (31), постобработку в АПК постобработки (26),