Способ контроля над движением активного водила илоскреба радиального отстойника
Изобретение относится к способам контроля за положением привода активного водила (моста, снабженного приводом) отстойных резервуаров илоскреба радиального отстойника, а именно к управлению движением указанного привода активного водила. Способ заключается в постоянном контроле круговой траектории движения привода моста относительно как внутреннего, так и наружного краев борта радиального отстойника. При этом сам контроль осуществляют с помощью, как минимум, одного датчика с двумя чувствительными элементами, располагаемыми впереди ходового колеса привода моста илоскреба по обе стороны от этого колеса и контролируют положение колеи колеса по периметру радиального отстойника. Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы привода активного водила. 1 ил.
Реферат
Предлагаемое решение относится к способам контроля за положением привода активного водила (моста, снабженного приводом) отстойных резервуаров илоскреба радиального отстойника, а именно к управлению движением указанного привода активного водила. Способ заключается в постоянном контроле круговой траектории движения привода моста относительно как внутреннего, так и наружного краев борта радиального отстойника. При этом сам контроль осуществляют с помощью, как минимум, одного датчика с двумя чувствительными элементами, располагаемыми впереди ходового колеса привода моста илоскреба по обе стороны от этого колеса и контролируют положение колеи колеса по периметру радиального отстойника
Известна технология (способ) очистки сточных вод в отстойниках путем отстаивания отработанной воды и удаления взвешенных частиц нерастворимых веществ, выпадающих на дно отстойника в виде осадка путем механического удаления осадка из радиального отстойника (см. свидетельство РФ на полезную модель №30613, 10.07.2003 г.), с целью сгребания осадка в иловый приямок на дне радиального отстойника, содержащего активное водило (мост, снабженный приводом), на котором закреплен инструмент, совершающий сложное движение по дну радиального отстойника с переносным движением по окружности вокруг центра радиального отстойника и с периодическим относительным движением по дуге окружности от границы дна к иловому приямку, при этом осадок удаляется со дна поэтапно отдельными полосами, перекрывающими последовательно одна другую.
Подвижная опора активного водила может быть выполнена в виде приводной тележки (Ходовая часть илоскреба радиального отстойника - патент РФ №2335324), то есть имеет хотя бы одно колесо, снабженное приводом. Привод водила может быть отдельным от подвижной опоры и выполнен, например, в виде двигателя с редуктором, который связан с цепной, зубчатой или цевочной передачей, расположенной по периметру радиального отстойника; привод также может быть расположен на неподвижной опоре и приводить в движение непосредственно водило, при этом сама конструкция водила может быть расположена, хотя бы частично, под водой. Таким образом, активное водило - это водило, так или иначе снабженное приводом.
Аналогичный способ реализован во всех илоскребах радиального отстойника, например в ПРО-54, изготовленного предприятием ОАО «Машиностроительный завод «Арсенал» (Санкт-Петербург) и эксплуатируемого ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Она содержит мост, кольцевую опору и приводную двухколесную тележку с последовательным расположением колес, установленных с соответствующими приводами вращения в корпусе, который соединен с мостом подвижно с возможностью качания вокруг горизонтальной оси (Планетарное рабочее оборудование рад. отстойника ПРО-54. Руководство по эксплуатации, ОАО «МЗ «Арсенал», 2005).
Данный способ также реализован, например, в патентах РФ в классе B01D 21/18:
система соскабливания, транспортировки и сбора ила и отстойник на водоочистных станциях - патент 2443454;
устройство механического удаления осадка из радиального отстойника - патент 2442635;
система соскабливания, транспортировки и сбора ила и отстойник на водоочистных станциях - патент 2318576;
крупногабаритный радиальный отстойник сточных вод - патент 2271241;
радиальный отстойник - патент 21294.
Недостатком способа является отсутствие контроля за положением подвижной опорой, которая при наступлении аварийной ситуации, связанной со смещением колеса подвижной опоры с борта радиального отстойника, может разрушить конструкцию илоскреба.
Прототипом предлагаемого решения является способ, реализованный в устройстве механического удаления осадка из радиального отстойника (патент РФ №2442635), заключающийся в перемещении активного водила, шарнирно соединенного с одной стороны с неподвижной опорой с возможностью вращения вокруг нее со скребками и подвижной опорой, которая может быть выполнена в виде приводной тележки, то есть иметь хотя бы одно колесо, снабженное приводом.
Целью изобретения является создание способа контроля положения опорных колес подвижной опоры на борту радиального отстойника.
Технический результат состоит в повышении надежности работы привода активного водила.
Способ заключается в зондировании поверхности борта радиального отстойника перед впередиидущим колесом подвижной опоры датчиком с двумя чувствительными элементами, расположенными на расстоянии друг от друга, равном ширине колеса.
Осуществление способа иллюстрируется чертежом, на котором обозначено:
1 - радиальный отстойник;
2 - борт радиального отстойника;
3 - мост илоскреба;
4 - опора;
5 - приводная тележка моста;
6 - ходовое колесо с электродвигателем привода моста;
7 - датчик смещения;
8 - чувствительные элементы;
9 - наружная и внутренняя траектории сторон ходового колеса;
11 - размыкающее реле;
12 - цепь питания электродвигателя привода моста.
Система работает следующим образом.
Способ реализуется следующим образом.
Подвижный мост илоскреба 3 радиального отстойника 1 опирается на опору 4 и ходовое колесо с электродвигателем 6, соединенное с мостом 5, перемещается по борту радиального отстойника 2.
Включением электродвигателя привода моста приводят в движение ходовое колесо 6, в результате чего приводная тележка 5 совершает непрерывное движение по борту отстойника 2. В это время осуществляется постоянный контроль над движением активного водила илоскреба радиального отстойника путем постоянного контроля круговой траектории движения 9 впереди идущего колеса 6 привода моста относительно как внутреннего, так и наружного краев борта радиального отстойника с помощью чувствительных элементов. Указанный контроль колеса осуществляют с помощью, как минимум, одного датчика смещения 7, содержащего расположенные на нем два чувствительных элемента 8, расположенных впереди ходового колеса привода моста илоскреба и отслеживающих траектории наружной и внутренней сторон ходового колеса 9 по обе его стороны. Чувствительные элементы 8, расположенные на двух сторонах датчика смещения, представляют собой детекторы отраженного светового сигнала и состоят из источника света и чувствительного датчика, например, фотосопротивления, причем источники света освещают поверхность борта радиального отстойника, совпадающую с наружной и внутренней траекториями сторон ходового колеса 9. Таким образом, один чувствительный элемент контролирует, например, траекторию внутренней стороны ходового колеса, тогда как другой чувствительный элемент контролирует траекторию наружной стороны ходового колеса.
При наступлении аварийной ситуации одна из траекторий 9 совпадет с краем борта радиального отстойника 2, а один из чувствительных элементов 8 теряет контакт с бортом радиального отстойника и датчик смещения 7 вырабатывает электрический сигнал на размыкание цепи питания 10 размыкающего реле 11 и электродвигателя 12 привода моста илоскреба, что приведет к остановке привода и к предотвращению аварии или падения моста илоскреба в отстойник.
Способ контроля над движением активного водила илоскреба радиального отстойника, заключающийся в перемещении колес приводной тележки по борту радиального отстойника, отличающийся тем, что при перемещении приводной тележки осуществляют постоянный контроль круговой траектории движения впередиидущего колеса привода моста относительно как внутреннего, так и наружного краев борта радиального отстойника с помощью чувствительных элементов, для чего чувствительные элементы располагают впереди ходового колеса привода моста илоскреба и по обе стороны от этого колеса на ширину колеи.