Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса, установленного в корпусе передачи на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо погружено своей нижней частью в масляную ванну и снабжено секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося лопастного колеса. Секторообразный кожух установлен симметрично относительно вертикали, охватывает всю нижнюю часть лопастного колеса, погруженную в масляную ванну. Горизонтальный открытый верх секторообразного кожуха расположен по высоте выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны. В нижней части каждой боковой плоскости кожуха с примыканием к окружной поверхности секторообразного кожуха выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали секторообразного кожуха. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, представляющее собой масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижние колеса зубчатой передачи - см., например, «Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика. Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил. стр. 368, рис. 20.39».

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она позволяет осуществить смазывание только тех нижерасположенных зубчатых колес, которые погружены в масляную ванну; вышерасположенные колеса, в ванну не погруженные, смазывать таким образом невозможно.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства по патенту на изобретение РФ №2390677, кл. F16H 57/04, опубл. 27.05.2010 г., бюл. №15.

Сущность его состоит в том, что оно содержит корпус с масляной ванной и погруженное в нее специальное лопастное колесо, имеющее привод, причем колесо снабжено крепящимся на корпусе неподвижно относительно вращающегося колеса секторообразным кожухом, охватывающим колесо, начиная от зоны погруженного колеса в ванну и кончая зоной вышедшего колеса из ванны, при этом на входе колеса в кожух и выходе из кожуха последний снабжен уширениями, ориентированными наружу радиально относительно колеса, фиксатором угла поворота и установлен с возможностью поворота относительно оси колеса.

Недостаток прототипа состоит в том, что это устройство работоспособно только при одном направлении вращения лопастного колеса - когда входное отверстие кожуха направлено навстречу набегающим лопастям этого колеса. При включении реверса устройство свою работоспособность теряет. А делать для смазочного устройства специальный привод, позволяющий осуществлять реверсивную работу этого устройства, нецелесообразно, это усложняет конструкцию смазочного устройства. Поэтому конструкции приводов смазочных устройств увязывают непосредственно с приводами самих зубчатых передач, и направления вращения смазочных устройств соответствуют направлениям вращения передач.

Изобретением решается задача расширения функциональных возможностей смазочного устройства.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкопередающий элемент в виде лопастного колеса, установленного в корпусе передачи на валу, кинематически связанным с вращающимися элементами передачи, это колесо погружено своей нижней частью в масляную ванну и снабжено секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе передачи неподвижно относительно вращающегося лопастного колеса, причем кожух установлен симметрично относительно вертикали, охватывает всю нижнюю часть колеса, погруженную в ванну, горизонтальный открытый верх кожуха расположен по высоте выше верхнего уровня смазочного материала ванны; в нижней части каждой боковой плоскости кожуха, с примыканием к окружности кожуха, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (в разрезе) - фиг. 1 и смазочное устройство в разрезе - фиг. 2.

На чертежах показаны: лопастное колесо 1; лопасти 2 колеса; вал 3; масляная ванна 4; верхний уровень 5 ванны; корпус 6 передачи; смазываемые элементы (зубчатые колеса) 7; сегментообразный кожух, состоящий из вертикальных плоских стенок 8 и окружной поверхности 9; заливное отверстие 10; превышение h высоты кожуха над верхним уровнем 5 ванны 4; направления вращения ω1, ω2 лопастного колеса 1; направления V1, V2 подачи смазки колесом 1.

Смазочное устройство содержит смазкопередающий элемент в виде колеса 1 с лопастями 2 (лопастное колесо), установленное на валу 3, кинематически связанном с подвижными элементами передачи (не показано); лопастное колесо 1 своей нижней частью погружено в масляную ванну 4 с верхним уровнем 5 смазочного материала, расположенную в корпусе 6 передачи; лопастное колесо 1 расположено под смазываемыми элементами (зубчатыми колесами) 7 передачи; лопастное колесо 1 снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками 8 и окружной поверхностью 9; кожух установлен на корпусе 6 неподвижно относительно вращающегося колеса 1, симметрично относительно вертикали; кожух охватывает нижнюю часть колеса 1, погруженную в масляную ванну 4, и расположен с превышением по высоте (h) верхнего уровня 5 ванны 4. В нижней части каждой вертикальной плоской стенке 8 кожуха, с примыканием к окружности 9 кожуха, выполнено заливное отверстие 10, симметричное вертикали кожуха.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе передачи (7) вращается и лопастное колесо 1, кинематически связанное с ней; при этом лопасти 2 колеса 1 захватывают смазочный материал из масляной ванны 4 и набрасывают его на смазываемые элементы (7) передачи. наличие кожуха (элементы 8, 9), окружающего колеса 1, позволяет предотвращать взбалтывание и взмучивание смазочного материала ванны 4, а также способствует предотвращению нерационального разбрызгивания смазочного материала, извлекаемого из ванны, направляя его непосредственно на смазываемые элементы (7) передачи. Смазочный материал из ванны 4 поступает вовнутрь кожуха (4 - на лопасти 2 лопастного колеса 1) через заливные отверстия 10, выполненные в вертикальных стенках 8 кожуха.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет осуществлять стабильную подачу смазочного материала из ванны на смазываемые элементы зубчатой передачи при любом направлении вращения этой передачи, что расширяет функциональные возможности смазочного устройства.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с картерным смазыванием, содержащее смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса, установленного в корпусе передачи на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи, лопастное колесо погружено своей нижней частью в масляную ванну и снабжено секторообразным кожухом, укрепленным на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося лопастного колеса, отличающееся тем, что секторообразный кожух установлен симметрично относительно вертикали, охватывает всю нижнюю часть лопастного колеса, погруженную в масляную ванну, горизонтальный открытый верх секторообразного кожуха расположен по высоте выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны, а в нижней части каждой боковой плоскости кожуха с примыканием к окружной поверхности секторообразного кожуха выполнено заливное отверстие, симметричное относительно вертикали секторообразного кожуха.