Сиденье боевой машины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области военной техники и может быть использовано в качестве сиденья для боевых машин. Сиденье боевой машины содержит клиновидный элемент, установленную на кронштейне несущую ось и сухой демпфер. Кронштейн выполнен в виде ломаного рычага, плечи которого свободно посажены на ось. Сухой демпфер реализован в виде пружины, с натягом посаженной на ось и соединенной одним концом с первым плечом рычага, часть второго плеча которого выполнена в виде обгонной муфты. Достигается упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано в качестве сиденья для боевых машин.

Известно амортизирующее сиденье, содержащее пружинный амортизатор перегрузок [Интернет-ресурс, «Танк Т-90»].

Недостатками аналога являются:

- сложность конструкции устройства, содержащего отдельно кинематическую и амортизационную части;

- отсутствие постоянства силы сопротивления при резких, высокоскоростных смещениях сиденья вниз, не позволяющее эффективно гасить энергию при его ходе.

Прототипом является сиденье боевой машины или летательного аппарата, содержащее один или более вертикально расположенных С-образных профиля с продольной прорезью, в которых расположены по одному или более клиновидных элемента, направленных вниз [Пат. РФ 2532983, МПК F41H 7/02, B64D 25/04, B60N 2/427, 2014].

Недостатком прототипа является неудобство в эксплуатации, связанное с отсутствием регулировок положения сиденья и амортизаторов, что вызывает транспортную усталость при длительном управлении транспортным средством.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик.

Задача решается тем, что сиденье боевой машины, содержащее клиновидный элемент и установленную на кронштейне несущую ось, снабжено сухим демпфером и, по крайней мере, одним упругим элементом, при этом кронштейн выполнен в виде ломаного рычага, плечи которого свободно посажены на ось и кинематически связаны упругим элементом.

Демпфер выполнен в виде второго упругого элемента - пружины, с натягом посаженной на ось и соединенной одним концом с первым плечом рычага, часть второго плеча которого выполнена в виде обгонной муфты. Первый упругий элемент выполнен в виде пружины кручения. Часть первого плеча рычага выполнена в виде обгонной муфты. Часть обгонной муфты второго плеча рычага выполнена в виде упругого элемента - консольной балки. Клиновой элемент выполнен в виде тела качения.

Снабжение сиденья сухим демпфером и по крайней мере одним упругим элементом, а также выполнение кронштейна в виде ломаного рычага, плечи которого свободно посажены на ось и кинематически связаны упругим элементом, упрощает конструкцию устройства (по сравнению с применением пневматических и гидравлических амортизаторов в сиденьях), повышает ее надежность, исключает обслуживание сухого демпфера и уменьшает габариты конструкции, что, в конечном счете, улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение демпфера в виде второго упругого элемента - пружины, с натягом посаженной на ось и соединенной одним концом с первым плечом рычага, часть второго плеча которого выполнена в виде обгонной муфты, упрощает конструкцию демпфера (амортизатора), так как такой демпфер имеет практически две детали.

Выполнение первого упругого элемента в виде пружины кручения уменьшает габариты устройства.

Выполнение части первого плеча рычага в виде обгонной муфты позволяет увеличить силу сопротивления при резких смещениях и уменьшить тем самым перегрузку, действующую на человека.

Выполнение части обгонной муфты второго плеча рычага в виде упругого элемента - консольной балки - позволяет при необходимости исключать из работы демпфер, что улучшает эксплуатационные характеристики.

Выполнение клинового элемента в виде тела качения сокращает число деталей в подвеске сиденья, что упрощает его конструкцию.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена схема сиденья боевой машины. На фиг. 2 изображен вид А сиденья. На фиг. 3 изображен вид Б сиденья. На фиг. 4 изображена обгонная муфта при работающем демпфере. На фиг. 5 изображена обгонная муфта при отключенном демпфере.

Сиденье боевой машины содержит закрепленный на салазках 1 ломаный рычаг с плечами 2, 3 на одних концах которых размещены втулки 4, 5, свободно посаженные на оси 6, на которой с натягом надета пружина 7, закрепленная одним концом на втулке 5. Во втулке 4 с заклинивающей поверхностью 8 выполнен паз 9, в котором размещено тело 10 качения, имеющее возможность контакта с заклинивающей поверхностью и осью 6. Пружина 11 одним концом соединена с салазками, а другим - с плечом 3 ломаного рычага, второй конец которого свободно посажен на оси 12, закрепленной на основании 13 сиденья, к которому дополнительно может быть подвижно прикреплен рычаг 14, образующий вместе с рычагом 15 (показаны пунктиром), плечом 3 и основанием параллелограмм. Во втулке 5 может быть выполнен с заклинивающей поверхностью 16 паз 17, в котором размещено тело 18 качения, подпружиненное упругим элементом 19 и имеющее возможность контакта с заклинивающей поверхностью и осью 6. Часть обгонной муфты втулки 4 может быть выполнена в виде упругой балки 20, конец которой имеет возможность взаимодействия с двуплечим рычагом 21, свободно установленным на оси 22. Плечо 2 ломаного рычага может быть прикреплено к салазкам посредством оси 23.

Работает сиденье боевой машины следующим образом.

Перемещают салазки 1 по полу транспортного средства в положение, обеспечивающее удобное расположение ног человека (фиг. 1). Путем изменения угла крепления между плечом 2 ломаного рычага и салазками 1 (поворотом вокруг оси 23 и последующим закреплением) регулируют высоту сиденья. Поворотом рычага 15 и последующим закреплением его на плече 2 ломаного рычага устанавливают желаемый угол наклона сиденья относительно горизонтали. Изменением жесткости пружины 11 регулируют ход сиденья под действием веса человека.

В процессе перемещения транспортного средства возникают колебания сиденья, а именно поворот плеча 3 ломаного рычага относительно оси 6 и других рычагов параллелограмма относительно соответствующих осей. При движении основания 13 вверх плечо 3 ломаного рычага поворачивается на оси 6 против часовой стрелки, затягивая при этом посредством конца пружины 7 ее витки (фиг. 2). В результате ось 6 будет поворачиваться заодно с пружиной против часовой стрелки, увлекая за собой тело 10 качения в паз 9, которое не будет препятствовать вращению оси и, следовательно, подъему основания 13.

Обратное движение основания 13 - вниз - вызовет поворот плеча 3 ломаного рычага по часовой стрелке, при этом в начале поворота плотно посаженная (и даже несколько затянутая) пружина 7 увлечет за собой ось 6, поворачивая ее также по часовой стрелке. Это приведет к подходу тела 10 качения к заклинивающей поверхности 8 втулки 4, последующему его останову и заклиниванию оси 6. Продолжающая поворачиваться свободно на оси 6 втулка 5 плеча 3 ломаного рычага будет посредством конца пружины 7 как бы несколько раскручивать ее витки, в результате чего пружина будет проворачиваться относительно неподвижной оси 6, создавая момент трения, противодействующий опусканию основания 13 сиденья, уменьшая скорость его опускания и гася колебания, совершаемые им вместе с пружиной 11. Таким образом, посредством практически двух деталей - пружины 7 и тела 10 качения - будет происходить демпфирование колебаний сиденья.

Если во втулке выполнен паз 17, то при штанных колебаниях сиденья тело 18 качения, подпружиненное упругим элементом 19 в сторону паза 17, не будет препятствовать вращению оси 6 в обе стороны (фиг. 3). При сильной перегрузке (высокоскоростном перемещении сиденья вниз) тело качения 18, преодолевая упругую силу пружины 19, опустится вниз на заклинивающую поверхность 16, в результате чего произойдет заклинивание втулки на оси 6, вращению которой препятствует тело 10 качения. Благодаря этому ось 6 на участке между втулками 4, 5 будет скручиваться, обеспечивая большую силу сопротивления и уменьшая величину перегрузки, действующей на человека.

Если часть обгонной муфты втулки 4 выполнена в виде упругой балки, то появляется возможность отключения демпфера. При нахождении рычага 21 на консольной балке (фиг. 4) муфта работает обычным образом, а при его отсутствии (фиг. 5) консоль отгибается, пропуская тело 10 качения, которое уже не препятствует вращению оси 6 заодно с пружиной 7. Демпфер в этом случае отключен. Если установить на все оси параллелограмма пружины с разными характеристиками, то можно путем комбинирования включения и отключения четырех демпферов добиваться различной степени демпфирования (16 вариантов) - от самой малой, когда все демпферы отключены, до самой большой, когда все демпферы работают. Нужный режим подбирают в зависимости от рельефа и состояния дорожного полотна.

Внедрение изобретения позволит создать простое по конструкции, надежное и удобное в эксплуатации сиденье, обеспечивающее комфортабельную езду и гасящее недопустимые для человека перегрузки.

1. Сиденье боевой машины, содержащее клиновидный элемент и установленную на кронштейне несущую ось, отличающееся тем, что оно снабжено сухим демпфером, при этом кронштейн выполнен в виде ломаного рычага, плечи которого свободно посажены на ось, а сухой демпфер реализован в виде пружины, с натягом посаженной на ось и соединенной одним концом с первым плечом рычага, часть второго плеча которого выполнена в виде обгонной муфты.

2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что пружина демпфера выполнена в виде пружины кручения.

3. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что часть первого плеча рычага выполнена в виде обгонной муфты.

4. Сиденье по 1, отличающееся тем, что часть обгонной муфты второго плеча рычага выполнена в виде упругого элемента - консольной балки.

5. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что клиновой элемент выполнен в виде тела качения.