Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи, с поднятием к нему. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала и выполнены составными. Со стороны работающих боковых поверхностей шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев шестерни - без переходных галтелей. Смазочный материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни по высоте, расположенных по ширине зубьев шестерни и имеющих в поперечном сечении форму прямоугольника. Части зубьев шестерни между консолями и неработающими боковыми поверхностями вырезаны. Обеспечивается оптимизация конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач, смазываемых ротапринтным способом.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазочный элемент в виде специальной шестерни, изготовленный из прессованного смазочного материала, находящейся в зацеплении с одним из рабочих зубчатых колес передачи и поднятой к зубьям этого колеса - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 191.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что смазочная шестерня целиком изготовлена из прессованного смазочного материала, в то время как ее рабочими элементами являются только зубья. Это приводит к перерасходу смазочного материала, идущего на изготовление шестерни, и при износе зубьев шестерни (из материала которых и осуществляется процесс смазывания) необходимо производить замену всей шестерни, что нерационально.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства, содержащего смазочный элемент в виде специальной смазочной шестерни, зубчатый венец которой изготовлен из прессованного смазочного материала. Шестерня находится в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи с поднятием к нему в режиме пассивного обкатывания, в процессе которого смазочный материал, из которого изготовлены зубья шестерни переносится на смазываемые зубья зубчатого колеса - см. «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с., ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 192, рис. 2, б.

Недостаток прототипа состоит в том, что зубья зубчатого венца смазочной шестерни целиком изготовлены из прессованного смазочного материала. Материал зубьев в процессе работы шестерни переносится на зубья колеса, что приводит к потере работоспособности шестерни, что требует замены или шестерни в целом или замены ее зубчатого венца. При этом у зубьев шестерни изнашиваются только те участки, которые примыкают к поверхности, контактирующей с зубьями смазываемого колеса, а остальные части зубьев шестерни остаются целыми. Так, например, при нереверсивных режимах зубчатых передач (наиболее частых режимах) изнашивание (износ) прессованного смазочного материала зубьев шестерни происходит только с одной боковой поверхности ее зубьев. Замена же зубьев зубчатого венца шестерни полностью приводит к перерасходу смазочного материала, идущего на их изготовление, что нерационально.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции смазочного устройства.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде специальной шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня находится в зацеплении с одним из зубчатых колес передачи с поднятием к нему; причем зубья шестерни выполнены составными; со стороны работающих боковых поверхностей, контактирующих с зубьями колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев, без переходных галтелей; этот материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни на высоту зубьев, расположенных по ширине зубьев и имеющих в поперечном сечении прямоугольную форму; а части зубьев, расположенные между консолями и неработающими боковыми поверхностями зубьев, удалены.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочным устройством - фиг. 1 и фрагмент смазочного устройства (смазочной шестерни) - вид с торца (фиг. 2).

На чертежах изображены: смазочная шестерня 1, зубчатый венец шестерни с зубьями 2, зубчатые колеса 3 и 4 зубчатой передачи, зубчатые венцы колес с зубьями 5 и 6, окружности впадин зубьев шестерни - 7 и колеса - 8, смазочный элемент зубьев шестерни (прессованный смазочный материал) 9, теоретический (расчетный) профиль 10 зуба шестерни, консоль 11; направления вращения - шестерни ω1 и зубчатых колес ω2, ω3; *** (реакция) R в точке контакта между зубьями шестерни (1) и колеса (3).

Смазочное устройство содержит специальный смазочный элемент - шестерню 1, посредством своих зубьев 2 находящуюся в зацеплении с зубьями 5 смазываемого зубчатого колеса 3, зубья шестерни и колеса передачи друг к другу (не показано); зубья шестерни выполнены составными: со стороны контакта зубьев шестерни с зубьями смазываемого зубчатого колеса зубья шестерни содержат прессованный смазочный материал 9, изготовленный по форме с возможностью его размещения в пределах теоретического (расчетного) профиля 10 зубьев шестерни; прессованный смазочный материал 9 закреплен на консолях 11, являющихся продолжением тела 1 шестерни по высоте зубьев, расположенных по ширине зубьев и имеющих в поперечном сечении вид прямоугольника; части зубьев между консолями 11 и неработающими боковыми поверхностями зубьев вырезаны (удалены участки зубьев между консолями и боковыми (неработающими) поверхностями зубьев; переходные галтели со стороны боковых работающих поверхностей также удалены.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Зубья 2 шестерни 1 находятся в пассивном зацеплении с зубьями 5 смазываемого зубчатого колеса 3, с поднятием к зубьям колеса; при вращении ω2 колеса 3 это колесо вращает (ω1) сопряженную с ним шестерню 1; в процессе взаимного вращения - шестерни и колеса - происходит перенос прессованного смазочного материала 9 с зубьев 2 шестерни на боковые поверхности зубьев 5 колеса 3.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет снизить расход смазочного материала, идущего на изготовление смазочной шестерни, снизить издержки на изготовление шестерни в целом, обеспечить ремонтопригодность шестерни за счет обеспечения возможности замены или восстановления смазочного материала, находящегося на зубьях шестерни.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, находящейся в зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи с поднятием к нему, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, отличающееся тем, что зубья шестерни выполнены составными; со стороны работающих боковых поверхностей шестерни, контактирующих с зубьями смазываемого зубчатого колеса, расположен прессованный смазочный материал, вписанный в расчетный профиль зубьев шестерни - без переходных галтелей; смазочный материал закреплен на консолях, являющихся продолжением тела шестерни по высоте, расположенных по ширине зубьев шестерни и имеющих в поперечном сечении форму прямоугольника; а части зубьев шестерни между консолями и неработающими боковыми поверхностями вырезаны.