Способ получения моторных топлив
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения моторных топлив, включающего прямую перегонку нефти с получением прямогонной дизельной фракции с температурой выкипания 180-360°C, использование процесса каталитического крекинга с получением легкого газойля, ввод дозированного количества присадки стабилизатора, использование процесса легкого гидрокрекинга с получением легкого газойля, с интервалом температур выкипания от 160°C до 360°C, компаундирование компонентов в определенном соотношении. Технический результат - получение моторных топлив, соответствующих требованиям современных стандартов. 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к способу получения моторных топлив (товарных дистилляционных топлив) и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ глубокого гидрирования газойлевых дистиллятов термических и каталитических процессов с получением малосернистых дизельных дистиллятов с низким содержанием серы (патент РФ №2232183, 2004 г.). Процесс гидрирования осуществляют при давлении 2,5-3,0 МПа, температуре 330-410°C в присутствии сульфидного никель-вольфрамового катализатора в соотношении водородсодержащий газ-сырье 800-1500 нм3/м3.
Известен способ получения компонентов автомобильных бензинов путем совместной гидроочистки бензиновых дистиллятов термических процессов и прямогонных бензинов (в соотношении от 1:1 до 1:3) (Осипов Л.Н. и др. «Нефтепереработка и нефтехимия», №2, 1969 г., стр. 1). Способ осуществляют в присутствии алюмо-кобальт-молибденового катализатора при температуре 330-350°C, давлении 4 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,7-2,0 час-1.
Недостатком способа является невозможность снизить содержание серы в очищенном продукте до минимального уровня, что вызывает необходимость дополнительной очистки полученного гидрогенизата.
Наиболее близким к заявляемому изобретению (прототипом) является способ получения моторных топлив, включающий гидроочистку смеси дистиллятов термических процессов с прямогонным дизельным дистиллятом при повышенной температуре и давлении, разделение гидрогенизата путем ректификации на бензиновый и дизельный дистилляты, дополнительную гидроочистку и последующий риформинг выделенного бензинового дистиллята, причем в качестве дистиллятов термических процессов используют широкую бензино-газойлевую фракцию, выкипающую внутри интервала температур 30-370°C, которую смешивают с прямогонным дизельным дистиллятом в соотношении от 10:90% мас. до 40:60% мас. соответственно, дополнительную гидроочистку бензинового дистиллята, выделенного из гидрогенизата, проводят в смеси с прямогонным бензиновым дистиллятом в соотношении от 15:85% мас. до 25:70% мас. соответственно, часть дизельного дистиллята, выделенного из гидрогенизата, возвращают на стадию гидрирования в количестве 5-20% мас. на исходное сырье, а оставшуюся часть выводят в качестве товарного дизельного топлива (патент РФ №2378322, опубл. 10.01.2010 г.).
Недостатком известного способа является необходимость проведения дорогостоящей дополнительной гидроочистки и невозможность получения топлива маловязкого ТМС вид 1 без использования гидроочистки других компонентов продукта, предназначенного для применения в судовых энергетических установках.
Задачей изобретения является повышение качества топлива маловязкого ТМС вид 1, предназначенного для применения в судовых энергетических установках, до уровня требований спецификации стандарта ЕВРО сорт С, без применения дополнительной гидроочистки.
Поставленная задача решается предлагаемым способом получения моторных топлив, содержащим прямую перегонку нефти с получением прямогонной дизельной фракции с температурой выкипания 180-360°C, использование процесса каталитического крекинга с получением легкого газойля, ввод дозированного количества присадки стабилизатора, использование процесса легкого гидрокрекинга с получением легкого газойля, с интервалом температур выкипания от 160 до 360°C, компаундирование компонентов в определенном соотношении, при этом прямогонную дизельную фракцию получают в процессе перегонки (ректификации) на атмосферном блоке установок ЭЛОУ-АВТ сернистой и высокосернистой нефти, в качестве сырья для легкого гидрокрекинга использован вакуумный газойль установок первичной переработки нефти, при этом происходит облагораживание сырья установок каталитического крекинга, процесс легкого гидрокрегинга осуществляют при температуре 350-400°C, давлении 4,5-5 МПа в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора с использованием водородсодержащего газа, полученное сырье установок каталитического крекинга направляют на каталитический крекинг, который осуществляют при высоких температурах в режиме массо- и теплообмена в аппаратах с движущимся слоем катализатора каталитического крекинга, полученный легкий газойль каталитического крекинга с содержанием серы не более 0,25% мас. используют в качестве базового компонента для производства топлива судового маловязкого I вида, для повышения стабильности продукта осуществляют ввод специальной присадки-стабилизатора, например комплексного стабилизатора для средних дистиллятов FOA-8106, с последующим компаундированием смеси дистиллятов каталитических процессов с прямогонным дизельным дистиллятом при следующем соотношении компонентов:
- легкий газойль каталитического крекинга - 50,0-65,0% мас.;
- прямогонное дизельное топливо ЭЛОУ-АВТ - 20,0-35,0% мас.;
- легкий газойль Л-24/8 - 5,0-20,0% мас.;
- комплексный стабилизатор для средних средних дистиллятов FOA-8106-до 0,5% мас.
Предлагаемый способ получения моторных топлив включает в себя технологию компаундирования смеси дистиллятов каталитических процессов с прямогонным дизельным дистиллятом и вовлечением дозированного количества присадки стабилизатора комплексного действия. Способ отличается тем, что в качестве базового топлива используется легкий газойль каталитического крекинга, продукт, который имеет высокое содержание углеводородов ароматического и алкенового ряда, обладает низкой стабильностью, что делает невозможным обеспечение нормативного срока хранения топлива, без использования процесса гидроочистки. Применение дозированного количества присадки стабилизатора позволяет обеспечить окислительную стабильность топлива, соответствующую требованиям спецификации для дизельных топлив. Базовый компонент (легкий газойль каталитического крекинга с присадкой) смешивают с прямогонным дизельным дистиллятом и легким газойлем (ЛГК). При этом данный способ дает возможность не проводить дорогостоящую гидроочистку дизельного дистиллята для достижения требований спецификации судового маловязкого топлива и направлять компоненты на прямое смешение. Предлагаемый способ дает возможность вовлечения легкого газойля каталитического крекинга в производство судового маловязкого топлива без стадии гидрирования.
Технический результат - способ позволяет при расширении сырьевой базы за счет вовлечения в процесс получения более широкой фракции дизельных дистиллятов первичных процессов и газойлевых фракций вторичных процессов получать моторные топлива (судовое маловязкое топливо), соответствующее требованиям современных стандартов.
Предлагаемый способ получения моторных топлив реализуется следующим образом.
Прямогонную дизельную фракцию получают в процессе перегонки (ректификации) на атмосферном блоке установок ЭЛОУ-АВТ. Сырьем установок ЭЛОУ-АВТ служит сернистая и высокосернистая нефть. Атмосферный блок предназначен для разделения обессоленной нефти путем ректификации на углеводородный газ, фракции НК-140°C, 140-180°C, 180-240°C, 140-240°C, 240-360°C, мазут (остаток атмосферной перегонки) - фракция >360°C.
Процесс ректификации проводится в ректификационных колоннах на специальных устройствах - ректификационных тарелках или насадках. Содержание серы 1,0-1,2% мас. в прямогонной дизельной фракции делает не возможным ее применение в качестве базового компонента при производстве низкосернистых маловязких топлив.
Сырьем установки Л-24/8 служит вакуумный газойль установок первичной переработки нефти, на установке происходит облагораживание сырья установок каталитического крекинга, за счет чего частично происходит гидрирование углеводородов аренового ряда и гидрогенолиз серо-, азот-, кислородсодержащих соединений, за счет чего снижается содержание серы в сырье установок каталитического крекинга до уровня - не более 0,25% мас. В сырье легкого гидрокрекинга может быть добавлено до 5% бензино-дизельной фракции установок висбрекинга. Процесс легкого гидрокрекинга осуществляют при температуре процесса 350-400°C, давлении 4,5-5 МПа в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора с использованием водородсодержащего газа. Целевыми продуктами являются гидроочищенный остаток - сырье установок каталитического крекинга и легкий газойль Л-24/8. Содержание серы в легком газойле Л-24/8 составляет не более 0,05% мас., что делает возможным его применение в производстве судовых маловязких топлив.
Процесс каталитического крекинга осуществляется при высоких температурах в режиме массо- и теплообмена в аппаратах с движущимся слоем катализатора каталитического крекинга. При использовании облагороженного сырья каталитического крекинга снижается содержание сернистых, азотистых соединений во всех жидких продуктах каталитического крекинга в том числе в легком газойле каталитического крекига. Полициклические ароматические углеводороды и смолы сырья при гидрокрекинге подвергаются частичному гидрокрекингу с образованием алкилароматических углеводородов с меньшим числом колец, в результате снижается коксообразование в процессе каталитического крекинга. При каталитическом крекинге гидрооблагороженного сырья увеличивается выход целевых продуктов и снижается выход тяжелого газойля и кокса.
В процессе переработки на установках каталитического крекинга получают нестабильный бензин, жирный газ, легкий газойль, тяжелый газойль. Легкий газойль каталитического крекинга с содержанием серы не более 0,25% мас. используется в качестве базового компонента для производства топлива судового маловязкого I вида. Для повышения стабильности продукта осуществляется ввод специальной присадки-стабилизатора.
При этом достигается расширение состава применяемых компонентов без необходимости применения отдельного процесса гидроочистки дизельных прямогонных и вторичных фракций.
Использование указанной рецептуры позволяет увеличить объемы производства низкосернистых судовых маловязких топлив без включения в состав дополнительного процесса гидроочистки и соответственно не снижать требуемые объемы производства высококачественного дизельного топлива. Эффективность применения данного способа достигается за счет отказа от отдельной дорогостоящей доочистки легкого газойля каталитического крекинга путем подбора определенной рецептуры прямого смешения компонентов и повышения стабильности продукта при применении дозированного количества присадки.
Ниже приведен пример реализации способа.
Переработка нефти осуществляется на установке ЭЛОУ-АВТ-6. В процессе перегонки получают прямогонную дизельную фракцию, которая является сырьем установок гидроочистки дизельного топлива, отдельный поток прямогонного дизельного топлива с атмосферного блока установки направляется на прямое компаундирование для получения судового маловязкого топлива I вида. На вакуумном блоке ЭЛОУ-АВТ-6 производится отбор фракции легкого вакуумного газойля, который для очистки направляется на установку легкого гидрокрекинга Л-24/8.
Процесс легкого гидрокрекинга работает при температуре процесса 350-400°C, давлении 4,5-5 МПа в присутствии водородсодержащего газа и применении алюмо-никель-молибденового катализатора. Полученный легкий газойль Л-24/8 с содержанием серы 0,05% мас. направляют по отдельной технологической линии на прямое компаундирование для получения судового маловязкого топлива I вида. Ограничением отбора легкого газойля Л-24/8 до 10% мас. от сырья служат условия технологического процесса, аппаратурное оформление и тип применяемого катализатора, обеспечивающие проектные показатели конверсии сырья. Гидроочищенный остаток Л-24/8 с содержанием серы до 0,25% мас. является сырьем установок каталитического крекинга.
Стадию каталитического крекинга осуществляют при давлении 0,06 МПа и температуре до 480°C в реакторной зоне с применением циркулирующего цеолитсодержащего катализатора. Легкий газойль каталитического крекинга выводится с установки с добавлением присадки стабилизатора комплексного действия FOA-8106 и направляется по отдельной технологической линии на прямое компаундирование для получения судового маловязкого топлива I вида. Присадка FOA-8106 применяется для производства среднедистиллятных топлив, сочетает в себя специальный стабилизатор и дисперсант для повышения производительности, стабильности и качества.
FOA-8106 существенно улучшает стабильность среднедистиллятных топлив в процессе хранения, обеспечивая отличную стабильность, необходимую для современных топлив. Стабилизаторы, присутствующие в FOA-8106, эффективно снижают образование продуктов окисления и сводят к минимуму изменение цвета, характерное для нестабильных топлив.
Смешение компонентов производится в соотношении, обеспечивающем получение топлива судового маловязкого I вида (содержание серы не более 0,5% мас.) по ТУ 38.101567-2005. Соотношение приведено ниже:
- легкий газойль каталитического крекинга - 50,0-65,0% мас.;
- прямогонное дизельное топливо ЭЛОУ-АВТ - 20,0-35,0% мас.;
- легкий газойль Л-24/8 - 5,0-20,0% мас.;
- комплексный стабилизатор для средних дистиллятов FOA-8106 - до 0,5% мас.
Хранение топлива осуществляется в отдельных резервуарах до момента отгрузки с предприятия. Стабильность топлива при хранении характеризуется показателем «окислительная стабильность в г/м3 общего количества осадка», определяемым по стандарту ЕН ИСО 12205. Для качественного топлива значение показателя «окислительная стабильность» не может превышать 25 г/м3. Указанное значение позволяет обеспечить гарантированные условия хранения продукта в течение одного года. Ранее топливо с высоким содержанием вторичных газойлей в ТМС I вида имело окислительную стабильность на несколько порядков выше, чем установленное значение 25 г/м3.
Применение дозированного количества присадки стабилизатора позволяет обеспечить окислительную стабильность топлива, соответствующей требованиям спецификации для дизельных топлив и судовых маловязких топлив.
Способ позволяет использовать в качестве базового компонента легкий газойль каталитического крекинга в смеси с прямогонным дизельным топливом установок первичной переработки нефти и легким газойлем для получения низкосернистого судового маловязкого топлива I вида (содержание серы не более 0,5% мас.) по ТУ 38.101567-2005. Данный способ делает возможным не проводить дорогостоящую гидроочистку дизельного дистиллята для достижения требований спецификации судового маловязкого топлива и использовать схему прямого компаундирования с добавлением присадки.
Способ получения моторных топлив, содержащий прямую перегонку нефти с получением прямогонной дизельной фракции с температурой выкипания 180-360°C, использование процесса каталитического крекинга с получением легкого газойля, ввод дозированного количества присадки стабилизатора, использование процесса легкого гидрокрекинга с получением легкого газойля, с интервалом температур выкипания от 160 до 360°C, компаундирование компонентов в определенном соотношении, при этом прямогонную дизельную фракцию получают в процессе перегонки (ректификации) на атмосферном блоке установок ЭЛОУ-АВТ сернистой и высокосернистой нефти, в качестве сырья для легкого гидрокрекинга использован вакуумный газойль установок первичной переработки нефти, при этом происходит облагораживание сырья установок каталитического крекинга, процесс легкого гидрокрекинга осуществляют при температуре процесса 350-400°C, давлении 4,5-5 МПа в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора с использованием водородсодержащего газа, полученное сырье установок каталитического крекинга и легкий газойль с установки Л-24/8 направляют на каталитический крекинг, который осуществляют при высоких температурах в режиме массо- и теплообмена в аппаратах с движущимся слоем катализатора каталитического крекинга, полученный легкий газойль каталитического крекинга с содержанием серы не более 0,25 мас.%. используют в качестве базового компонента для производства топлива судового маловязкого I вида, для повышения стабильности продукта осуществляют ввод присадки-стабилизатора, например комплексный стабилизатор для средних дистиллятов FOA-8106, а компаундирование смеси дистиллятов каталитических процессов с прямогонным дизельным дистиллятом проводят при следующем соотношении компонентов: 50,0-65,0% легкого газойля каталитического крекинга, 20,0-35,0% прямогонной дизельной фракции и 5,0-20,0% легкого газойля Л-24/8, комплексного стабилизатора для средних дистиллятов FOA-8106 - до 0,5 мас.%.