Способ определения параметров асинхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения параметров асинхронных электродвигателей. Способ определения параметров электродвигателя заключается в том, что в течение пуска и работы асинхронного электродвигателя одновременно измеряют мгновенные величины токов и напряжений на двух фазах статора и частоту вращения вала асинхронного электродвигателя, измеренные мгновенные величины токов и напряжений преобразуют из естественной координатной системы в прямоугольную стационарную систему координат, последовательно выполняют четыре временные задержки преобразованных токов и напряжений и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя, полученные значения запоминают и используют для определения активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки статора, приведенных к статору активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки ротора, и индуктивности, обусловленной магнитным потоком в воздушном зазоре электродвигателя в реальном времени следующим образом:

R 1 = − K 3 K 4   ,     R ′ 2 = K 3 − K 5 K 4 ,       L 1 = K 3 − K 5 K 2   ,     L m = L 1 ⋅ 1 − 1 K 4 ⋅ L 1   ,     σ = − R 1 K 3 ⋅ L 1   ,     T 2 = 1 K 2 ⋅ σ ⋅ L 1   ,     L 2 = T 2 R ′ 2

где R1 - активное сопротивление обмотки статора, Ом; R ′ 2 - приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора, Ом; L1 - эквивалентная индуктивность обмотки статора, Гн; Lm - результирующая индуктивность, обусловленная магнитным потоком в воздушном зазоре асинхронного электродвигателя, Гн; σ - коэффициент рассеяния ротора, о.е.; Т2 - постоянная времени ротора, с; L2 - эквивалентная индуктивность обмотки ротора, Гн; К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты, определенные методом наименьших квадратов. Технический результат заключается в одновременном определении всех электромагнитных параметров асинхронного электродвигателя в реальном времени. 1 з.п. ф-лы, 4 ил., 1 табл.

Реферат

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для определения параметров асинхронных электродвигателей.

Известен способ определения параметров и рабочих характеристик асинхронного двигателя без сопряжения с нагрузочным устройством [RU 2391680 С1, МПК G01R 31/24 (2006.01), опубл. 10.06.2010], выбранный в качестве прототипа, заключающийся в том, что потребляемую мощность, напряжение и ток в режиме холостого хода измеряют и регистрируют при номинальном напряжении или близком к нему, вычисляют по ним коэффициент мощности и индуктивное сопротивление статора, затем отключают двигатель от источника питания, регистрируют скачок напряжения статора, кривую затухания напряжения статора и измеряют сопротивление статора r1. По скачку напряжения, току, измеренному до отключения, коэффициенту мощности и сопротивлению фазы вычисляют реактивное сопротивление рассеяния х1 статора. По кривой затухания определяют постоянные времени T0 и T' ротора соответственно при разомкнутом статоре и статоре, условно включенном на сеть бесконечно большой мощности. С использованием полученных значений рассчитывают коэффициенты рассеяния σ1 и σ2 статора и ротора, реактивное сопротивление взаимоиндукции Х12, приведенное к статору реактивное сопротивление рассеяния X 2 ' ротора, приведенное к статору активное сопротивление R 2 ' ротора. С использованием полученных параметров рассчитывают по Т- или Г-образной схемам замещения с одним контуром на роторе рабочие характеристики.

Недостатком известного способа является то, что для его осуществления необходимо измерять потребляемую мощность, напряжение и ток в режиме холостого хода.

Задачей изобретения является расширение арсенала средств аналогичного назначения.

Это достигается тем, что способ определения параметров асинхронного электродвигателя, так же как в прототипе, заключается в измерении потребляемых асинхронным электродвигателем токов и напряжений и определении сопротивления статора, постоянной времени ротора коэффициента рассеяния ротора, приведенного к статору активного сопротивления ротора.

Согласно изобретению в течение пуска и работы асинхронного электродвигателя одновременно измеряют мгновенные величины токов и напряжений на двух фазах статора и частоту вращения вала асинхронного электродвигателя. Измеренные мгновенные величины токов и напряжений преобразуют из естественной координатной системы в прямоугольную стационарную систему координат. Последовательно выполняют четыре временные задержки преобразованных токов и напряжений и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя. Полученные значения запоминают и используют для определения активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки статора, приведенных к статору активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки ротора, и индуктивности, обусловленной магнитным потоком в воздушном»зазоре электродвигателя в реальном времени следующим образом:

где R1 - активное сопротивление обмотки статора, Ом;

R 2 ' - приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора, Ом;

L1 - эквивалентная индуктивность обмотки статора, Гн;

Lm - результирующая индуктивность, обусловленная магнитным потоком в воздушном зазоре асинхронного электродвигателя, Гн;

σ - коэффициент рассеяния ротора, о.е.;

T2 - постоянная времени ротора, с;

L2 - эквивалентная индуктивность обмотки ротора, Гн.

К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты, определенные методом наименьших квадратов.

Коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 определяют методом наименьших квадратов из выражения:

zp - число пар полюсов электродвигателя;

[ K 1 K 2 K 3 K 4 K 5 ] - вектор коэффициентов, необходимых для нахождения параметров асинхронного электродвигателя;

k - коэффициент временной задержки.

Предложенный способ в отличие от прототипа позволяет одновременно определять все электромагнитные параметры асинхронного электродвигателя в реальном времени без необходимости проведения измерений в режиме холостого хода и отключения двигателя.

На фиг. 1 представлена схема устройства, реализующего рассматриваемый способ определения параметров асинхронного электродвигателя.

На фиг. 2 приведены графики переходных процессов токов I{t}, I(t) и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя ω(t)

На фиг. 3 приведены графики переходных процессов тока, где, I(t), I(t) - экспериментальные кривые составляющих тока статора в прямоугольной системе координат, I ^ 1 α ( t ) , I ^ 1 β ( t ) - расчетные кривые составляющих тока статоры статора в прямоугольной системе координат.

На фиг. 4 приведены графики переходных процессов скорости, где ω(t) - экспериментальная кривая частоты вращения вала асинхронного электродвигателя, ω ^ ( t ) - расчетная кривая частоты вращения вала асинхронного электродвигателя.

В таблице 1 приведены параметры асинхронного электродвигателя, определенные по заявленному способу.

Способ определения параметров асинхронного электродвигателя осуществлен с помощью устройства (фиг. 1), в котором датчики фазных токов 1 (ДТ1), 2 (ДТ2) и датчики фазных напряжений 3 (ДН1), 4 (ДН2) подключены к двум фазам питания асинхронного электродвигателя. Датчик частоты вращения вала асинхронного электродвигателя 5 (ДС) установлен на его валу. К датчикам токов 1 (ДТ1), 2 (ДТ2) и датчикам напряжения 3 (ДН1), 4 (ДН2) последовательно подключены преобразователь координат 6 (ПК), первый блок временной задержки 7 (БВ31), второй блок временной задержки 8 (БВ32), третий блок временной задержки 9 (БВ33), четвертый блок временной задержки 10 (БВ34), блок памяти 11 (БП), блок определения коэффициентов 12 (БОК), блок определения параметров 13 (БОП). К датчику частоты вращения вала 5 (ДС) подключены первый блок временной задержки 7 (БВ31) и блок памяти 11 (БП). Блок памяти 11 (БП) соединен с преобразователем координат 6 (ПК), первым блоком временной задержки 7 (БВ31), вторым блоком временной задержки 8 (БВ32), третьим блоком временной задержки 9 (БВ33). Управляющие входа блока памяти 11 (БП), блока определения коэффициентов 12 (БОК) и блока определения параметров асинхронного электродвигателя 13 (БОП) соединены с системой управления асинхронного электродвигателя (не показано на фиг. 1). Блок определения параметров асинхронного электродвигателя 13 (БОП) связан с ЭВМ (не показано на фиг. 1).

В качестве датчиков фазных токов 1 (ДТ1), 2 (ДТ2) использованы датчики тока - промышленный прибор КЭИ-0,1, в качестве датчиков фазных напряжений 3 (ДН1), 4 (ДН2) - датчики напряжения LEM. В качестве датчика частоты вращения вала 5 (ДС) может быть использован тахогенератор. Преобразователь координат 6 (ПК), первый блок временной задержки 7 (БВ31), второй блок временной задержки 8 (БВ32), третий блок временной задержки 9 (БВ33), четвертый блок временной задержки 10 (БВ34), блок памяти 11 (БП), блок определения коэффициентов 12 (БОК), блок определения параметров 13 (БОП) и система управления асинхронным двигателем выполнены на базе микроконтроллера типа TMS320C28346 фирмы Texas Instruments.

Для проверки работоспособности предложенного способа определения параметров асинхронного электродвигателя датчики фазных токов 1 (ДТ1), 2 (ДТ2) и датчики фазных напряжений 3 (ДН1), 4 (ДН2) подключили к двум фазам питания асинхронного электродвигателя (f=50 Гц, U=220 B, zp=2, ω0=157 рад/с). Датчик частоты вращения вала электродвигателя 5 (ДС) установили на валу асинхронного электродвигателя. В течение пуска и работы асинхронного электродвигателя одновременно измерили мгновенные величины токов и напряжений на двух фазах статора и частоту вращения вала электродвигателя. Мгновенные величины токов и напряжений передали в преобразователь координат 6 (ПК), где их преобразовали в мгновенные величины токов и напряжений в прямоугольной стационарной системе координат (фиг. 2). Мгновенные величины токов, напряжений в прямоугольной стационарной системе координат и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя передали на блоки временной задержки 7 - 10 (БВ31 - БВ34), где последовательно выполнили четыре временные задержки мгновенных величин токов, напряжений в прямоугольной стационарной системе координат и частоты вращения вала двигателя на 500·10-6 секунд и получили текущие задержанные единожды, дважды, трижды и четырежды значения токов и напряжений в прямоугольной стационарной системе координат и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя. Полученные текущие и задержанные единожды, дважды, трижды и четырежды мгновенные величины токов в прямоугольной стационарной системе координат I 1 α j , I 1 α j − 1 k , I 1 α j − 2 k , I 1 α j − 3 k , I 1 α j − 4 k , I 1 β j , I 1 β j − 1 k , I 1 β j − 2 k , I 1 β j − 3 k , I 1 β j − 4 k , напряжений в прямоугольной стационарной системе координат U 1 α j , U 1 α j − 1 k , U 1 α j − 2 k , U 1 α j − 3 k , U 1 α j − 4 k , U 1 β j , U 1 β j − 1 k , U 1 β j − 2 k , U 1 β j − 3 k , U 1 β j − 4 k и частоты вращения ωj, ωj-1k, ωj-2k, ωj-3k, ωj-4k передали в блок памяти 11 (БП).

В момент включения в сеть асинхронного электродвигателя система управления подает на управляющий вход блока памяти 11 (БП) сигнал о пуске асинхронного электродвигателя, по этому сигналу в течение пуска и работы асинхронного электродвигателя с временной задержкой начали запись величин токов и напряжений в прямоугольной стационарной системе координат и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя. Одновременно в момент включения в сеть асинхронного электродвигателя система управления подает сигнал на управляющие входы блока определения коэффициентов 12 (БОК) и блок определения параметров 13 (БОП). Передачу сигналов с блока памяти 11 (БП) на блок определения коэффициентов 12 (БОК) осуществили с временной задержкой, равной 500·10-6 секунд. В блоке определения коэффициентов 12 (БОК) происходит определение коэффициентов методом наименьших квадратов [Метод наименьших квадратов и основы математико-статической теории обработки наблюдений / Ю.В. Линник. - Государственное издательство физико-математической литературы, 1958. С. 152-157] из выражения:

где

zp - число пар полюсов электродвигателя;

[ K 1 K 2 K 3 K 4 K 5 ] - вектор коэффициентов, необходимых для нахождения параметров асинхронного электродвигателя;

k - коэффициент временной задержки.

Полученные коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 передали на блок определения параметров 13 (БОП), где определили активное сопротивление и эквивалентную индуктивность обмотки статора, приведенные к статору активное сопротивление и эквивалентную индуктивность обмотки ротора, и индуктивность, обусловленную магнитным потоком в воздушном зазоре асинхронного электродвигателя в реальном времени следующим образом:

где R1 - активное сопротивление обмотки статора, Ом;

R 2 ' - приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора, Ом;

L1 - эквивалентная индуктивность обмотки статора, Гн;

Lm - результирующая индуктивность, обусловленная магнитным потоком в воздушном зазоре асинхронного электродвигателя, Гн;

σ - коэффициент рассеяния ротора, о.е.;

T2 - постоянная времени ротора, с;

L2 - эквивалентная индуктивность обмотки ротора, Гн;

К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты, определенные методом наименьших квадратов.

Результаты определения параметров поступают на ЭВМ (таблица 1).

Проверку правильности определения параметров асинхронного электродвигателя осуществляли путем сравнения расчетных токов I ^ 1 α ( t ) , I ^ 1 β ( t ) и экспериментальных токов I(t), I(t) переходных процессов электродвигателя (фиг. 3) и сравнения расчетных кривых скорости ω ^ ( t ) и экспериментальных кривых скорости ω(t) переходных процессов электродвигателя (фиг. 4). Для расчета переходных процессов использовали математическую модель в стационарной системе координат [Проектирование и исследование автоматизированных электроприводов. Часть 8. Асинхронный частотно-регулируемый электропривод / Л.С. Удут, О.П. Мальцева, Н.В. Кояин. - Томск: Изд. ТПУ, 2000. - С. 21-25].

После расчета переходных процессов токов в прямоугольной стационарной системе координат и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя с идентифицированными параметрами были определены критерии соответствия, которые показали относительные отклонения оценок токов в прямоугольной стационарной системе координат статора σ=4,2%, σ=1,7% - относительные отклонения составляющих тока статора, и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя - σω=0,6% - от экспериментальных значений. Из приведенного сравнения видно, что расчетные графики соответствуют экспериментальным, следовательно, погрешность определения параметров незначительна.

Таблица 1
Активное сопротивление обмотки статора, R1, Ом Приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора, R 2 ' ,  Ом Эквивалентная индуктивность обмотки статора, L1, Гн Эквивалентная индуктивность обмотки ротора, L2, Гн Результирующая индуктивность, обусловленная магнитным потоком в воздушном зазоре машины, Lm, Гн
0,095 0,067 0,02613 0,02609 0,02609

1. Способ определения параметров асинхронного электродвигателя, включающий измерение потребляемых асинхронным электродвигателем токов и напряжений, и определение сопротивления статора, постоянной времени ротора, коэффициента рассеяния ротора, приведенного к статору активного сопротивления ротора, отличающийся тем, что в течение пуска и работы асинхронного электродвигателя одновременно измеряют мгновенные величины токов и напряжений на двух фазах статора и частоту вращения вала асинхронного электродвигателя, измеренные мгновенные величины токов и напряжений преобразуют из естественной координатной системы в прямоугольную стационарную систему координат, последовательно выполняют четыре временные задержки преобразованных токов и напряжений и частоты вращения вала асинхронного электродвигателя, полученные значения запоминают и используют для определения активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки статора, приведенных к статору активного сопротивления и эквивалентной индуктивности обмотки ротора, и индуктивности, обусловленной магнитным потоком в воздушном зазоре электродвигателя в реальном времени следующим образом: где R1 - активное сопротивление обмотки статора, Ом; R 2 ' - приведенное к статору активное сопротивление обмотки ротора, Ом;L1 - эквивалентная индуктивность обмотки статора, Гн;Lm - результирующая индуктивность, обусловленная магнитным потоком в воздушном зазоре асинхронного электродвигателя, Гн;σ - коэффициент рассеяния ротора, о.е.;Т2 - постоянная времени ротора, с;L2 - эквивалентная индуктивность обмотки ротора, Гн;К1, К2, К3, К4, К5 - коэффициенты, определенные методом наименьших квадратов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что коэффициенты К1, К2, К3, К4, К5 определяют методом наименьших квадратов из выражения: где zp - число пар полюсов электродвигателя; [ K 1 K 2 K 3 K 4 K 5 ] - вектор коэффициентов, необходимых для нахождения параметров асинхронного электродвигателя;k - коэффициент временной задержки.