Способ скрининговой диагностики мигрени у подростков

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии. Определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень. Способ позволяет повысить достоверность скрининговой диагностики, что достигается за счет оценки признаков, которые являются чувствительными и специфичными для мигрени у подростков. 1 табл., 1 пр.

Реферат

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии и психологии, и может быть применено для скрининговой диагностики мигрени у подростков.

Известен способ оценки нарушений трудоспособности и повседневной активности пациентов с мигренью при помощи опросника MIDAS (Migraine Disability Assessment Scale) [Lipton R.B., Stewart W.F., Sawyer J., Edmeads J.G. Clinical utility of an instrument assessing migraine disability: The Migraine Disability Assessment (MIDAS) Questionnaire // Headache. - 2001. - №41. - P. 854-861]. Известный способ позволяет количественно измерить степень влияния повторяющихся приступов мигрени на жизнедеятельность пациента и выбрать тактику лечения, однако разработан только для взрослых пациентов.

Известен способ оценки ограничений повседневной активности детей и подростков из-за головной боли по опроснику PedMIDAS (Pediatric Migraine Disability Assessment Score), представляющему модификацию опросника MIDAS для детской популяции [Hershey A.D., Powers S.W., Vockell A.L. et al. PedMIDAS: development of a questionnaire to assess disability of migraines in children. Neurology 2001; 57(11): 2034-2039]. Опросник PedMIDAS содержит 50 вопросов, распределенных в 3 модуля. Подросток сам отвечает на вопросы опросника. Вопросы первого модуля (36 вопросов) отражают степень выраженности головной боли, характер поведения, травмы, настроение, утомляемость, увлечение телевизором, компьютером. В ответах на вопросы второго модуля (9 вопросов) подростку необходимо отметить консультации у врачей узких специальностей, наличие хронических заболеваний, материально-бытовые условия, продолжительность и интенсивность головных болей. В третьем модуле (5 вопросов) необходимо оценить уровень работоспособности при головных болях.

Опросник PedMIDAS позволяет оценить ограничение повседневной активности подростков из-за головной боли и проверить ответ на лечение [Будчанова Н.Ю. Первичные головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ факторов их развития): диссертация к-та мед. наук / Н.Ю. Будчанова. - Москва, 2008. - 158 с.], однако имеет следующие недостатки:

- использование излишне длинной анкеты (50 вопросов);

- анкета включает большое число вопросов для выявления головной боли напряжения, и их трудно дифференцировать с мигренью;

- отдельные вопросы анкеты включают несколько вариантов ответов, что создает трудности в диагностике мигрени;

- шкала интенсивности головной боли громоздка, затрудняет объективность ответов;

- анкета включает вопросы, предполагающие только дихотомическую форму ответов, т.е. противоположные, взаимоисключающие ответы типа «да-нет». Отсутствие промежуточных вариантов ответов снижает эффективность диагностики мигрени, особенно пограничных состояний, что приводит к позднему началу диагностических мероприятий для выявления причины мигрени.

Известен также способ скрининговой диагностики мигрени с помощью специально разработанного теста «ID Migraine» [Тест ID MIGRAINE. URL: http://paininfo.ru/test/migraine/]. Тест «ID Migraine» был создан при участии компании Pfizer и представляет собой анкету, состоящую из вопросов, на которые пациенты отвечают самостоятельно. Пациентам необходимо ответить "да" или "нет" на 3 вопроса: 1. Сопровождалась ли головная боль за последние 3 месяца тошнотой или рвотой; 2. Сопровождалась ли головная боль за последние 3 месяца непереносимостью света и звуков; 3. Ограничивала ли головная боль за последние 3 месяца работоспособность, учебу или повседневные дела как минимум на один день? При ответе пациента "да" на 2 или 3 вопроса анкеты вероятность мигрени у него составляет 93%. Опросник является дополнительным средством для диагностики мигрени, а для точной постановки диагноза и подбора лечения разработчики анкеты рекомендуют обратиться к врачу.

Известный опросник имеет недостатки:

- излишне короткая анкета (3 вопроса) не позволяет объективно диагностировать мигрень у пациентов;

- опросник разработан для взрослых пациентов.

Наиболее близким аналогом заявленного способа является способ диагностики головной боли (ГБ) у школьников, включающий помимо стандартного клинического и неврологического обследования сбор жалоб и анамнеза не только у самого школьника, но и у его родителей [Будчанова Н.Ю. Первичные головные боли у школьников (эпидемиология, клиника, анализ факторов их развития): Автореф. дисс. … канд. мед. наук. М., 2008, с. 7-16]. Для этого применялась разработанная автором анкета из 44-х вопросов, касающихся непосредственно клинических характеристик ГБ, социальных, аггравирующих и факторов семейного и медицинского анамнеза. Недостатком известного способа является использование излишне длинной анкеты (44 вопроса), предназначенной для дифференциальной диагностики первичных ГБ у школьников.

Задачей изобретения является создание информативного способа, обеспечивающего эффективную скрининговую диагностику мигрени у подростков без использования лабораторных данных.

Поставленную задачу достигают за счет того, что для выявления мигрени определяют признаки проявления мигрени и семейного анамнеза, и затем оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов. Полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень.

Способ осуществляется следующим образом. Обследуемых подростков просят самостоятельно заполнить анкету, включающую 10 вопросов, отражающих проявления мигрени и семейный анамнез. Заполненные анкеты анализируют, подсчитывают полученные баллы, и по сумме баллов определяют наличие или отсутствие мигрени. Если сумма баллов равна или больше 8 баллов, то у подростков диагностируют мигрень.

По предложенному способу было обследовано 409 подростков в возрасте 12-18 лет. Подростки, заполнявшие анкету, были осмотрены детским невропатологом, установившим следующие возможные диагнозы в соответствии с критериями Международной классификации головной боли второго пересмотра [The International Classification of Headache Disoders: Second edition (ICHD-II). Cephalagia 2004; 24; Suppl 1:9-160]:

- отсутствие первичной и вторичной головной боли (104 подростка);

- головная боль напряжения, включая «редкую эпизодическую», «частую эпизодическую», «хроническую» (167 подростков);

- мигрень, включая варианты «с аурой» и «без ауры» (63 подростка);

- сочетание головной боли напряжения и мигрени (55 подростков);

- вторичная головная боль (20 подростков).

Для всех подростков был рассчитан индекс диагностики мигрени (ИД-М), равный сумме баллов, набранных при ответах на вопросы разработанной анкеты. Данные по чувствительности и специфичности индекса ИД-М для установленного невропатологом диагноза «мигрень» при различных точках разделения представлены в таблице 1.

Наибольшая совместимость максимальной чувствительности и специфичности была выявлена при точке разделения ИД-М, равной 8. Была построена ROC-кривая рассчитанного индекса ИД-М в отношении клинически диагностированной мигрени у обследованных подростков. Способ имеет чувствительность 92% и специфичность 79%.

Пример. Подросток М., 14 лет. Проведено анкетирование подростка по предложенному способу. Подросток самостоятельно заполнил анкету.

Сумма баллов равна 12 (более 8 баллов). У подростка диагностирована мигрень.

Технический результат способа:

- создание информативного способа, обеспечивающего скрининговую диагностику мигрени у подростков без использования лабораторных данных;

- объективность способа за счет одномоментной объективной количественной оценки проявлений мигрени;

- эффективность способа за счет: использования оптимального числа вопросов в анкете, объективно учитывающих проявления мигрени; промежуточных вариантов ответов, адаптированных для детей и позволяющих выявить интенсивность проявления симптомов мигрени; возможности быстрого проведения группового анкетирования (время заполнения анкеты составляет 5-10 минут);

- высокая чувствительность (92%) и специфичность (79%) способа;

- расширение арсенала средств диагностики мигрени у подростков.

Использование заявленного способа позволяет своевременно выявлять мигрень у подростков, проводить ранние диагностические и лечебные мероприятия.

Способ скрининговой диагностики мигрени у подростков, включающий определение признаков проявления мигрени и семейного анамнеза, отличающийся тем, что определяют следующие признаки и оценивают их в баллах: наличие ауры - 1 балл; сила головной боли: почти не беспокоит или беспокоит средне - 0 баллов, беспокоит сильно или очень сильно - 3 балла; локализация головной боли: в области лба и висков - 1 балл, нет локализации - 0 баллов; односторонняя головная боль - 2 балла, двусторонняя - 0 баллов; характер головной боли: монотонный, давящий, сжимающий - 0 баллов, пульсирующий - 3 балла; тошнота во время головной боли: нет - 0 баллов, не может принимать пищу - 1 балл, беспокоит средне - 2 балла, сильно - 3 балла, очень сильно - 4 балла; зависимость головной боли от физической активности: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень усиливается - 3 балла; зависимость головной боли от яркого света: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; зависимость головной боли от шума: нет - 0 баллов, немного - 1 балл, очень раздражает - 2 балла; наличие головной боли у родственников: у мамы - 1 балл, у других родственников или отсутствует - 0 баллов, полученные баллы суммируют, и при сумме баллов, равной или больше 8 баллов, у подростков диагностируют мигрень.