Способ коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств. Коррекцию эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств проводят путем определения перед стоматологическим вмешательством ее уровня тревожности с помощью психологического тестирования. При этом дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка. Причем пациенткам с низким или умеренным уровнями тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в ее рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния. При типе темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переориентации личностных установок пациентки путем убеждения в необходимости проведения стоматологического лечения для улучшения состояния здоровья. При типе темперамента "холерик" проводят рациональную психотерапию в форме психагогики. При типе темперамента "флегматик" проводят рациональную психотерапию в форме разъяснения, включающего истолкование сущности стоматологического вмешательства, объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка. При типе темперамента "сангвиник" проводят рациональную психотерапию в форме переориентации в установках относительно стоматологического вмешательства, связанной с изменениями в системе ее ценностей путем изменения установок о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья. Пациенткам с высоким уровнем тревожности в первые дни посещения проводят седативную медикаментозную терапию для снятия психоэмоционального стресса, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности. При его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Способ позволяет повысить эффективность коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств за счет разработки рационального алгоритма психокоррекции. 1 табл., 4 пр.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к психологии и стоматологии, и может быть использовано для организации психотерапевтической помощи беременным женщинам при проведении стоматологических вмешательств.
Беременные женщины имеют один из самых высоких рисков возникновения стоматологических заболеваний, что связано с рядом изменений, происходящих в организме женщины при формировании системы «мать - плацента - плод», а именно усиливается продукция гормонов, изменяется микробный ландшафт полости рта, повышается патогенность микрофлоры за счет усиления пролиферации условно-патогенных микроорганизмов (Успенская О.А., Шевченко Е.А., Казарина Н.В. Стоматология беременных. Нижний Новгород, Изд-во НижГМА, 2008, 56 с.). Возникновение стоматологических заболеваний у беременных также может быть связано с наличием хронических заболеваний и низкой гигиенической культурой. Так, при физиологическом течении беременности распространенность кариеса зубов в среднем составляет 91,4%, а заболевания пародонта встречаются в 90% случаев, поражение ранее интактных зубов (с преимущественным острым течением кариозного процесса) - у 38% беременных пациенток. Причем состояние ротовой полости в период беременности может в некоторой степени определять и качество послеродового периода (Носова В.Ф., Рабинович С.А. Особенности стоматологической помощи беременным и кормящим женщинам. // Клиническая стоматология., 2004, №3, С. 23-29).
Ежегодно число беременных, обращающихся за стоматологической помощью, увеличивается. По статистическим данным Центра планирования семьи и репродукции г. Москвы, с 2001 по 2012 годы число обращений увеличилось более чем в 2 раза. При этом потребность в терапевтической помощи возникает у 94,7%, в ортопедической - у 56,1%, экстренные хирургические вмешательства выполняются у 2,2% от общего числа беременных (И.А. Шугайлов, Н.П. Васильченко, Е.Г. Шульгин с соавт., Выбор и планирование обезболивания при амбулаторных стоматологических вмешательствах у беременных. Методические рекомендации. 1989, 15 с.).
При изучении причин послеродовых заболеваний было установлено, что у 10% оно связано, главным образом, с заболеваниями зубов и слизистой оболочки полости рта, в то время как у родильниц с интактной и санированной полостью рта не установлено осложненного течения послеродового периода (Литвиненко И.И., Гольдова Т.Г. и др. Санация полости рта беременных как один из методов профилактики послеродовых заболеваний. В кн.: "Проблемы стоматологии". Киев, 1962, 369 с.).
Таким образом, можно сделать вывод, что беременность не является поводом откладывать проведение необходимых стоматологических вмешательств.
Потребность в стоматологической помощи при беременности обусловлена несколькими обстоятельствами:
- необходимостью плановой санации ротовой полости с целью сохранности общего здоровья матери и тем самым создания наиболее благоприятных условий для развития плода;
- обращаемостью в связи со значительными изменениями в полости рта женщины, характерными для периода беременности и кормления;
- возможностью обострения имевшихся ранее хронических одонтогенных очагов инфекции.
Однако в настоящий момент не существует четкого алгоритма оказания безопасной стоматологической помощи беременным с учетом личности беременной, ее установок и развития высших духовных ценностей. В этой связи и в установках беременных женщин, как правило, отсутствует понимание необходимости и важности посещения врача-стоматолога и непосредственной связи между стоматологическими заболеваниями и физиологическим течением беременности, а посещение врача-стоматолога связано с психоэмоциональным стрессом из-за неопределенности, противоречивости и непоследовательности в представлениях беременной пациентки, прежде всего касающихся связи ее беременности с необходимостью стоматологических вмешательств в данный период времени.
Для снятия психоэмоционального стресса, обусловленного визитом к стоматологу, ожиданием боли, наличием боли при стоматологическом заболевании и/или лечении, длительностью проводимой стоматологической процедуры, использованием медикаментозных средств в процессе стоматологического лечения, нами предложено проведение рациональной психотерапии с учетом личностных характеристик беременной женщины.
На сегодняшний день известен способ психокоррекции беременных женщин путем индивидуальных занятий с каждой женщиной. Женщинам предлагалось на первом этапе пройти анкетирование, на основе которого определялся социальный портрет женщины, отношение ее к беременности, психосоматическое состояние женщины, уровень тревожности, нервно-психическое состояние и контрольное анкетирование на заключительном этапе. Из психотерапевтических методик наряду с другими использовалась и индивидуальная рациональная психотерапия (Ходаревская Т.Н. Психопрофилактика и психокоррекция беременных женщин высокого риска. Опубликовано на сайте: 16.07.2011, найдено 16.09.2014 в Интернет: http://www.b17.ru/article/2581/). Однако данные психологические исследования касались в основном профилактического или корригирующего характера у женщин, входящих в группу высокого риска или имеющих клинику угрозы преждевременных родов.
Кроме того, известен способ психокоррекции беременных женщин с неустойчивой реактивностью, в частности с преобладанием возбудительного процесса над тормозным или превалированием тормозного процесса. В процессе стоматологических вмешательств путем разъяснительных бесед с хорошей доказательной базой в отношении не только безопасности предлагаемого лечения, но и целесообразности проведения его как в интересах самой матери, так и будущего ребенка (Носова В.Ф. и др. Особенности стоматологической помощи беременным и кормящим женщинам. Клиническая стоматология №3 (12) 2001).
Однако психокоррекция на приеме у стоматолога осуществлялась только беременным женщинам либо с ярко выраженными эмотивными процессами, либо с превалированием влияния второй сигнальной системы. Следовательно, данная методика менее эффективна в связи с отсутствием алгоритма проведения рациональной психотерапии с учетом не только уровня тревожности, но и типа темперамента беременной женщины.
Технический результат заявленного способа заключается в повышении эффективности коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств за счет разработки рационального алгоритма психокоррекции.
Технический результат достигается тем, что коррекцию эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств проводят путем определения перед стоматологическим вмешательством уровня тревожности беременной женщины посредством психологического тестирования, при этом дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка, причем пациенткам с низким 13-29 баллов или умеренным 30-45 баллов уровнями тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в ее рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния, причем при типе темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переходу к модификации личностных установок пациентки и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей и выводящих ее за пределы стоматологического вмешательства, при типе темперамента «холерик» проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациентки вне стоматологического вмешательства, при типе темперамента «флегматик» проводят рациональную психотерапию в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых пациенткой и не включаемых во "внутреннюю картину беременности", при типе темперамента «сангвиник» проводят рациональную психотерапию в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей и выводящих ее за пределы стоматологического вмешательства, а пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения проводят легкую седативную медикаментозную коррекцию, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности, и при его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания.
Способ осуществляется следующим образом.
При обращении беременных женщин для планового осмотра врача-стоматолога или в результате наличия значительных изменений в полости рта, или обострений, имевшихся ранее хронических одонтогенных очагов инфекции, у них определяют перед стоматологическим вмешательством уровень тревожности посредством психологического тестирования по шкале Спилбергера-Ханина и затем определяют тип темперамента по тесту Айзенка. На сегодняшний день в отечественной литературе принято пользоваться следующей классификацией типов темперамента: Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Сангвиник очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик - склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он излишне впечатлителен, эмоционально раним. После определения типа темперамента беременным женщинам с низким 13-29 баллов или умеренным 30-45 баллов уровнями тревожности проводят в течение не менее чем на двух стоматологических приемах ту или иную, в зависимости от типа темперамента, рациональную психотерапию - аргументированное логическое воздействие для вскрытия и демонстрации ошибок в их рассуждениях, связанных с неправильной оценкой собственного состояния. Рациональная психотерапия - форма психотерапии, при которой высказывания врача носят аргументированный характер и направлены на создание правильной «внутренней картины болезни». В частности, беременным женщинам с типом темперамента «меланхолик» проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переходу к модификации личностных установок пациенток и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в их установках, прежде всего в их отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе их ценностей и выводящих их за пределы стоматологического вмешательства. Беременным женщинам с типом темперамента «холерик» проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациенток вне стоматологического вмешательства. Беременным женщинам с типом темперамента «флегматик» проводят рациональную психотерапию в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, до этого, как правило, игнорируемых пациентками и не включаемых во "внутреннюю картину беременности". Беременным женщинам с типом темперамента «сангвиник» проводят рациональную психотерапию в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в их установках, прежде всего в их отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе их ценностей и выводящих их за пределы стоматологического вмешательства.
Пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения назначают легкую седативную медикаментозную коррекцию, например, препаратами растительного происхождения: нобрассит, допельгерц нервотоник, дормиплант, драже валерианы, нервофлукс, нервохель, сопровождаемую психологическим тестированием уровня их тревожности. При его снижении до низкого или умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей их темпераменту. Стоматологическое вмешательство проводят тем пациенткам, у которых в процессе рациональной психотерапии была снижена субъективная значимость ситуации и задач и перенесен акцент на осмысление деятельности и формирования чувства уверенности в успехе, то есть сформировался полезный уровень тревожности, определяемый также в процессе тестирования и заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Определенный уровень тревожности - это естественная и обязательная особенность активной личности.
В коррекции эмоционального состояния при проведении стоматологических вмешательств принимали участие 48 беременных женщин, обратившихся на прием к врачу-стоматологу или направленных ведущим акушером-гинекологом для планового осмотра полости рта и назначенных на лечение в связи с выявленной нуждаемостью в стоматологическом лечении.
Всем беременным проводилось тестирование по определению уровня тревожности по шкале Спилбергера-Ханина и типа темперамента по тесту Айзенка. При этом в тестировании по Спилбергеру-Ханину учитывался показатель ситуативной тревожности, так как это переменное значение, в отличие от личностной тревожности, которая является константой.
После проведения тестирования выделили группу из 32 пациенток с низким и средним уровнем тревожности. На основании полученных данных составили индивидуальный план психологической работы с каждой беременной с учетом ее типа темперамента. В каждом триместре и к каждому типу темперамента были подобраны индивидуальные способы рациональной психотерапии на основе характеристики типа темперамента.
Группе из 16 беременных женщин с высоким уровнем тревожности была проведена легкая седативная медикаментозная терапия препаратом Нервофлукс внутрь, по 1 чашке чая 3 раза в день (вечером за 1/2-1 час до сна). Одновременно в процессе лечения при последующих посещениях проводили определение уровня тревожности. И при его снижении до низкого или умеренного уровня осуществляли рациональную психотерапию в форме, соответствующей типу темперамента женщин (см. таблицу 1).
Примеры осуществления способа
Пример 1
Беременная пациентка Α., 23 года, срок беременности 14-15 недель. Обратилась по направлению акушера-гинеколога женской консультации для прохождения планового осмотра врача-стоматолога. При проведении психологического тестирования уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину умеренный (35 баллов). При тестировании по методу Айзенка - тип темперамента флегматик. АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 75 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 2,0, CPITN - 2, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Пациентка взволнована, но при этом нетороплива, уверена, что стоматологическое лечение можно отложить на послеродовый период и в настоящий момент в нем нет необходимости. Была проведена 2-кратная (в 2 стоматологических приема) рациональная психотерапия в форме объяснения и разъяснения, включающих истолкование сущности стоматологического вмешательства, причин его необходимости с учетом возможных психосоматических связей, в настоящее время игнорируемых пациенткой и не включаемых во "внутреннюю картину беременности", в частности объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка. В конце второго посещения АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин, сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Настрой на санацию полости рта носил волевой осознанный характер. Пациентка проявляла заинтересованность в проведение стоматологического лечения. Проведена санация полости рта. Мероприятия по оздоровлению органов полости рта прошли без осложнений и отрицательных моментов для пациентки.
Пример 2
Беременная пациентка М., 31 год, срок беременности 20-21 неделя. Обратилась на прием с целью профилактического осмотра по направлению акушера-гинеколога женской консультации. Со слов пациентки, в течение нескольких лет не обращалась к стоматологу из-за неудачного опыта в прошлом, необходимость стоматологического лечения понимает, но не может «пересилить свой страх». При определении уровня тревожности по Спилбергеру-Ханину выявлен высокий уровень (52 балла). При тестировании по Айзенку тип темперамента холерик. АД 138/90 мм рт.ст., ЧСС 80 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 2,5, CPITN - 2, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Назначена легкая седативная терапия препаратом Нервохель по 1 таб. 3 раза в день. Одновременно определяли уровень тревожности по Спилбергеру-Ханину. После приема препарата в течение 7 дней уровень тревожности составил 44 балла. АД 125/80 мм рт.ст., ЧСС 75 уд/мин. Проведена рациональная психотерапия в форме психагогики переориентации более широкого плана, создающей позитивные перспективы для пациентки вне стоматологического вмешательства, то есть описаны перспективы благоприятных перемен не только в области стоматологического здоровья, но и в общем состоянии организма в целом. В течение двух стоматологических приемов после медикаментозной терапии у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Настрой на санацию полости рта носил волевой осознанный характер. Проведено стоматологическое лечение. Со слов пациентки, результатом осталась довольна, настроена на дальнейшее лечение.
Пример 3
Больная К., 25 лет, срок беременности 7-8 недель. Направлена акушером-гинекологом женской консультации с целью профилактического осмотра. Жалоб не предъявляет. С помощью тестирования по Спилбергеру-Ханину определен уровень тревожности как низкий (29 баллов). При тестировании по Айзенку тип темперамента сангвиник. АД 110/70 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 1,2, CPITN - 0. Выявлена необходимость проведения санации полости рта. При этом пациентка уверена в том, что стоматологическое лечение нужно отложить на послеродовый период, а гигиенические процедуры не обязательно проводить вообще. Была проведена в течение 3 стоматологических приемов рациональная психотерапия в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, связанных с изменениями в системе ее ценностей, в частности переориентации, направленной на изменения в установках беременной о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья, проведения профессиональной гигиены. После чего у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания. Пациентка сообщила, что собирается следовать рекомендациям, данным ей доктором, настроена на проведение контроля гигиены в каждом триместре, активно интересовалась правилами ухода за полостью рта в домашних условиях, выбором средств гигиены. АД 110/70 мм рт.ст., ЧСС 60 уд/мин. Санацией полости рта осталась довольна. При проведении лечения напряжение отсутствовало.
Пример 4
Больная Ф., 27 лет, срок беременности 8-9 недель. Обратилась на прием с целью профилактического осмотра по направлению акушера гинеколога женской консультации. Жалоб не предъявляет. При тестировании по Спилбергеру-Ханину уровень тревожности умеренный (40 баллов). При тестировании по Айзенку тип темперамента - меланхолик. АД 130/90 мм рт.ст., ЧСС 65 уд/мин. При осмотре полости рта: ИГ - 1,8, CPITN - 1, выявлена нуждаемость в санации полости рта. Пациентка не настроена на проведение в настоящее время каких-либо стоматологических вмешательств. В этой связи в течение 3 приемов была проведена рациональная психотерапия в форме убеждения с коррекцией когнитивного и эмоционального компонентов отношения к стоматологическому вмешательству, способствующая переходу к модификации личностных установок пациентки и в форме переориентации путем достижения более стабильных перемен в ее установках, прежде всего в ее отношении к стоматологическому вмешательству, то есть убеждения, акцентированного на важность и значимость проведения стоматологического лечения с использованием самых современных стоматологических материалов, что способствует улучшению общего состояния здоровья организма, с переориентацией, направленной на достижение более стабильных перемен в установках беременной относительно стоматологического лечения, тем самым закрепляя результат убеждения. По окончании рациональной психотерапии у пациентки сформировался полезный уровень тревожности, пациентка проявила заинтересованность в лечении, по ее просьбе был составлен полный план комплексного обследования и лечения. АД 120/80 мм рт.ст., ЧСС 60 уд/мин. Проведенным в дальнейшем стоматологическим лечением была удовлетворена, поведение было расслабленное. Беременность также протекала без осложнений.
Таким образом, разработанный алгоритм рациональной коррекции эмоционального состояния беременной обеспечивает высокую эффективность проведения стоматологических вмешательств.
Способ коррекции эмоционального состояния беременной при проведении стоматологических вмешательств, включающий определение перед стоматологическим вмешательством уровня тревожности путем психологического тестирования, отличающийся тем, что дополнительно перед стоматологическим вмешательством определяют тип темперамента по тесту Айзенка и при низком 13-29 баллов или умеренном 30-45 баллов уровне тревожности не менее чем на двух стоматологических приемах проводят рациональную психотерапию, причем при типе темперамента "меланхолик" проводят рациональную психотерапию в форме убеждения, корректируя когнитивный и эмоциональный компоненты отношения к стоматологическому вмешательству, способствующие переориентации личностных установок пациентки путем убеждения в том, что необходимость проведения стоматологического лечения способствует улучшению состояния здоровья, при типе темперамента "холерик" проводят рациональную психотерапию в форме психагогики - переориентации, создающей позитивные перспективы благоприятных перемен для стоматологического здоровья и здоровья организма в целом, при типе темперамента "флегматик" проводят рациональную психотерапию в форме разъяснения, включающего истолкование сущности стоматологического вмешательства, объяснение важности и необходимости стоматологического лечения, его безопасности и пользы для здоровья как самой будущей матери, так и ее ребенка, при типе темперамента "сангвиник" проводят рациональную психотерапию в форме переориентации в установках относительно стоматологического вмешательства, связанной с изменениями в системе ее ценностей путем изменения установок о необходимости и важности поддержания стоматологического здоровья, пациенткам с высоким уровнем тревожности выше 45 баллов в первые дни посещения проводят седативную медикаментозную терапию для снятия психоэмоционального стресса, сопровождаемую психологическим тестированием уровня тревожности, и при его снижении до умеренного уровня осуществляют рациональную психотерапию в форме, соответствующей ее темпераменту, а стоматологическое вмешательство осуществляют у тех пациенток, у которых в процессе рациональной психотерапии сформировался полезный уровень тревожности, заключающийся в оценке своего состояния как компонента самоконтроля и самовоспитания.