Транспортное средство с громкоговорителями боковой стенки
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к акустике и предназначено для установки внутри транспортных средств. Транспортное средство содержит боковую стенку, потолок и компоновку громкоговорителей. При этом компоновка громкоговорителей расположена в или на боковой стенке и выполнена таким образом, что основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей направлено на потолок. Транспортное средство содержит аудиопроцессор, при этом разные громкоговорители из множества громкоговорителей расположены на разных высотах боковой стенки. Аудиопроцессор выполнен с возможностью предоставления второму громкоговорителю аудиосигнала с задержкой. При этом второй громкоговоритель расположен ближе к потолку, чем первый громкоговоритель. На потолке транспортного средства выполнен отражатель, а направление излучения части громкоговорителей направлено на сиденья транспортного средства. Технический результат - улучшение восприятия звука пользователями. 17 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат
ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Настоящее изобретение относится к транспортному средству, по меньшей мере, с одним громкоговорителем на боковой стенке транспортного средства и в частности к автомобилю, по меньшей мере, с одним громкоговорителем в центральной стойке или средней стойке автомобиля.
СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Задача вариантов осуществления настоящего изобретения состоит в предоставлении концепции, которая обеспечивает лучшее восприятие звука для пассажира, сидящего в транспортном средстве.
Эта задача решается посредством транспортного средства по пункту 1 формулы изобретения.
Вариант осуществления настоящего изобретения предоставляет транспортное средство, содержащее боковую стенку, потолок (или крышу) и компоновку громкоговорителей, содержащую, по меньшей мере, один громкоговоритель. Компоновка громкоговорителей расположена или размещена в или на боковой стенке таким образом, что основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей направлено на потолок.
Основная идея вариантов осуществления настоящего изобретения состоит в том, что лучшее восприятие звука для пассажира, сидящего в транспортном средстве, может быть достигнуто в том случае, если компоновка громкоговорителей транспортного средства размещена в или на боковой стенке транспортного средства и основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей направлено на потолок транспортного средства. Посредством направления основного направления излучения звука компоновки громкоговорителей на потолок в пассажирском салоне транспортного средства может быть достигнуто восприятие рассеянного звука, например, облака рассеянного звука, и, следовательно, может быть обеспечено улучшенное восприятие звука окружения слушателя сбоку и сверху.
Основным направлением излучения звука компоновки громкоговорителей может быть, например, основное направление излучение звука, по меньшей мере, одного громкоговорителя. В качестве примера, по меньшей мере, один громкоговоритель может быть наклонен таким образом, что его основное направление излучения звука направлено на потолок.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей может быть объединенным направлением излучения звука множества громкоговорителей компоновки громкоговорителей.
В соответствии с некоторыми вариантами осуществления громкоговорители компоновки громкоговорителей могут быть смонтированными без наклона громкоговорителями с их основным направлением излучения звука, направленным не на потолок. Аудиопроцессор может быть выполнен с возможностью обеспечения версий аудиосигнала с разной задержкой для разных громкоговорителей из множества громкоговорителей. Посредством выбора подходящих задержек основное направление излучения звука полной компоновки громкоговорителей может быть направлено на потолок транспортного средства. Задержка между разными громкоговорителями может зависеть от расстояния между громкоговорителями компоновки громкоговорителей. Громкоговорители могут быть размещены на разных высотах боковой стенки (например, на разных расстояниях от потолка). Нижние громкоговорители могут работать с опережением, в то время как верхние громкоговорители могут запаздывать. Другими словами, громкоговоритель, который находится ближе к потолку, принимает аудиосигнал с большей задержкой, чем громкоговоритель, который находится дальше от потолка. На практике, как правило, для наклона в 45 градусов и расстояния (по высоте) в 10 см между двумя громкоговорителями компоновки громкоговорителей задержка между аудиосигналами, предоставляемыми двум громкоговорителям, может составлять около 0,15 мс.
Кроме того, основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей может применяться к конкретной целевой полосе частот излучаемых звуковых волн громкоговорителей компоновки громкоговорителей. В качестве примера данной целевой полосой частот может быть диапазон, по меньшей мере, с 500 кГц до 2 МГц. Следовательно, по меньшей мере, звуковые волны, излучаемые громкоговорителями компоновки громкоговорителей в данной целевой полосе частот, направлены на потолок транспортного средства.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения, когда, по меньшей мере, один громкоговоритель наклонен (например, по отношению к боковой стенке), то громкоговоритель размещен таким образом, что звуковая волна, излучаемая громкоговорителем по основному направлению излучения звука, воздействует на потолок транспортного средства и отражается потолком транспортного средства, прежде чем она воздействует на пассажира, сидящего в транспортном средстве. Потолок может быть выполнен таким образом, что он отражает звуковую волну, излучаемую громкоговорителем, по множеству разных направлений с тем, чтобы сформировать облако рассеянного звука в пассажирском салоне транспортного средства.
В соответствии с некоторыми вариантами осуществления настоящего изобретения транспортное средство содержит отражатель звуковой волны, который размещен на или в потолке. Основное направление излучения звука громкоговорителя направлено на данный отражатель звуковой волны. Использование отражателя звуковой волны на потолке позволяет организовать лучшее отражение звуковой волны, излучаемой громкоговорителем, в сравнении с использованием только потолка транспортного средства (без дополнительного отражателя звуковой волны) для отражения звуковой волны, излучаемой громкоговорителем.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения, транспортное средство содержит процессор звука или аудиопроцессор, выполненный с возможностью приема аудиосигнала, извлечения рассеянной части аудиосигнала и предоставления рассеянной части громкоговорителю. Другими словами, аудиопроцессор может выполнять разграничение на рассеянную часть и направленную часть аудиосигнала и предоставлять громкоговорителю только рассеянную часть. Сочетание предоставления громкоговорителю рассеянной части аудиосигнала и организации направления основного направления излучения звука громкоговорителя на потолок приводит к дополнительному улучшению восприятия звука для пассажира, сидящего в транспортном средстве.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления транспортное средство содержит сиденье транспортного средства и другой громкоговоритель. Основное направление излучения звука данного другого громкоговорителя направлено на сиденье транспортного средства, например, звуковая волна, излучаемая другим громкоговорителем по основному направлению излучения звука другого громкоговорителя, непосредственно (без отражения) воздействует на пассажира, сидящего на сиденье транспортного средства. Аудиопроцессор может быть дополнительно выполнен с возможностью извлечения направленной части аудиосигнала и предоставления направленной части другому громкоговорителю. Другими словами, аудиопроцессор может быть выполнен с возможностью разграничения случаев применительно к аудиосигналу, которое состоит в том, что он извлекает рассеянную часть и направленную часть аудиосигнала и предоставляет эти две части разным громкоговорителям. Направленная часть предоставляется другому громкоговорителю с его основным направлением излучения звука, направленным на сиденье транспортного средства, а рассеянная часть предоставляется громкоговорителю с его основным направлением излучения звука, направленным на потолок транспортного средства. Разграничение случаев на рассеянную часть и направленную часть позволяет с одной стороны обеспечить лучшее восприятие рассеянного звука для пассажира, сидящего на сиденье транспортного средства, а с другой стороны оставить неизменным восприятие направленных звуков.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФИГУР
Варианты осуществления настоящего изобретения будут описаны более подробно при помощи сопроводительных фигур, на которых:
фиг. 1 показывает транспортное средство в соответствии с вариантом осуществления настоящего изобретения;
фиг. 2 показывает транспортное средство в соответствии с дополнительным вариантом осуществления настоящего изобретения;
фиг. 3 показывает транспортное средство в соответствии с дополнительным вариантом осуществления настоящего изобретения;
фиг. 4 показывает аудиопроцессор, как его можно использовать в вариантах осуществления настоящего изобретения; и
фиг. 5 показывает возможную реализацию для аудиопроцессора, показанного на фиг. 4.
ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ИЗОБРЕТЕНИЯ
Перед тем как подробно при помощи сопроводительных фигур будут описаны варианты осуществления настоящего изобретения, следует указать на то, что одинаковые или функционально эквивалентные элементы обозначены на фигурах одинаковыми условными обозначениями, и что повторяющееся описание для элементов с одинаковыми условными обозначениями опущено. Следовательно, описания, предоставляемые для элементов с одинаковыми условными обозначениями, взаимнозаменяемые.
В нижеследующем более подробно будет описана компоновка громкоговорителей в транспортном средстве. Громкоговоритель может быть частью аудиозвуковой системы, которая выполнена для развлечения или информирования пассажиров в транспортном средстве. Транспортное средство может быть, например, автомобилем, автобусом, грузовым автомобилем, поездом, кораблем, поездом метрополитена или самолетом. В общем, транспортное средство может быть любым средством для транспортировки пассажиров по воздуху, по воде, по земле или под землей.
Кроме того транспортное средство может быть легковым автомобилем.
В соответствии с вариантами осуществления громкоговоритель может быть размещен в или на боковой стенке транспортного средства таким образом, что звуковая волна, излучаемая, по меньшей мере, одним громкоговорителем в основном направлении излучения звука, направлена на потолок или крышу транспортного средства. Громкоговоритель может быть встроен в боковую стенку или прикреплен, соответственно зафиксирован на боковой стенке. Звуковая волна, которая излучается громкоговорителем, затем отражается от потолка транспортного средства и распространяется по пассажирскому салону. Громкоговоритель может быть наклонен по отношению к боковой стенке или размещен в или на боковой стенке таким образом, что основное направление излучения звука громкоговорителя направлено на потолок транспортного средства. Это означает, что основное направление излучения звука громкоговорителя и боковая стенка или средняя стойка могут образовывать некоторый угол α. Угол α может составлять, например, от 1º до 90º или от 5º до 45º. По меньшей мере, один громкоговоритель может быть частью аудиозвуковой системы. В соответствии с дополнительными вариантами осуществления множество громкоговорителей может быть встроено в или зафиксировано на боковой стенке транспортного средства. Громкоговорители могут быть направлены на потолок транспортного средства.
Как изображено на схематическом виде в поперечном сечении на фиг. 1, в соответствии с некоторыми вариантами осуществления, по меньшей мере, один громкоговоритель 50a может быть встроен в центральную стойку или среднюю стойку 40a транспортного средства 100. Средняя стойка может быть, например, средней стойкой автомобильного кузова - автомобиля, грузового автомобиля, автобуса или легкового автомобиля и т. д. По меньшей мере, один громкоговоритель может быть включен и размещен в центральной стойке таким образом, что основное направление излучения звука громкоговорителя направлено на потолок транспортного средства.
Как схематично показано на фиг. 1, громкоговорители могут быть размещены по отношению к направлению движения на левой стороне 8 и правой стороне 4 транспортного средства. По меньшей мере, один громкоговоритель 50 может быть наклонен по отношению к средней стойке 40 таким образом, что основное направление 30 излучения звука направлено на потолок 5 транспортного средства. Звуковая волна, излучаемая громкоговорителем 50a, зафиксированным или встроенным в левую среднюю стойку 40a транспортного средства, может воздействовать на потолок 5 транспортного средства над левым сиденьем 18a транспортного средства, а громкоговоритель 50b, наклоненный и встроенный или зафиксированный на правой средней стойке 40b может воздействовать на потолок 5 транспортного средства над правым сиденьем 18b транспортного средства. Сиденья транспортного средства могут быть передними сиденьями автомобиля, причем в других вариантах осуществления сиденья могут быть задними сиденьями. В дополнительных вариантах осуществления транспортное средство, например, поезд, автобус, самолет и т. д., может быть оборудовано множеством сидений. Наклоненные встроенные или зафиксированные громкоговорители 50a на левой средней стройке 40a могут излучать звуковую волну, которая отражается над левым сиденьем транспортного средства, а правые громкоговорители 50b могут быть наклонены и встроены в правую среднюю стойку 40b таким образом, что излучаемая звуковая волна 30 отражается над правым сиденьем 18b транспортного средства. Это означает, что пассажир, который сидит на левом сиденье транспортного средства или на правом сиденье транспортного средства, может воспринимать рассеянный звук, который отражается потолком транспортного средства. Посредством отражения звуковой волны потолком транспортного средства можно сформировать восприятие рассеянного звука для пассажиров в транспортном средстве. Звуковая волна, которая отражается потолком транспортного средства, может распространяться по разным направлениям в пассажирском салоне. Как следствие, пассажиры, сидящие, например, на заднем сиденье в автомобиле, могут воспринимать облако рассеянного звука сверху.
В общем, основное направление звука, по меньшей мере, одного громкоговорителя может быть направлено на любое место потолка транспортного средства. Следовательно, основное направление звука, по меньшей мере, одного громкоговорителя может быть направлено, например, на центр потолка транспортного средства или на место над сиденьем транспортного средства. Громкоговорители, которые размещены на левой и правой боковой стенке или средней стойке, могут излучать звуковые волны, которые направлены на одно и то же место на потолке транспортного средства в соответствии с некоторыми вариантами осуществления.
Подводя итог, фиг. 1 показывает вид в поперечном сечении транспортного средства 100 в соответствии с вариантом осуществления настоящего изобретения. Транспортное средство 100 содержит компоновку громкоговорителей, содержащую множество левых громкоговорителей 50a, которые размещены на левой средней стойке 40a транспортного средства 100. Основные направления излучения звука левых громкоговорителей 50a направлены на потолок 5 транспортного средства 100. Вследствие этого также основное направление излучения звука компоновки громкоговорителей направлено на потолок 5 транспортного средства 100. Звуковые волны, излучаемые левыми громкоговорителями 50a, воздействуют на потолок 5 и отражаются или распространяются по пассажирскому салону, например, таким образом, что воздействуют на пассажира, сидящего на левом сиденье 18a. Кроме того, транспортное средство 100 содержит дополнительную компоновку громкоговорителей, содержащую множество правых громкоговорителей 50b, которые размещены на правой средней стойке 40b транспортного средства 100. Основные направления излучения звука правых громкоговорителей 50b направлены на потолок 5 транспортного средства 100. Вследствие этого также основное направление излучения звука дополнительной компоновки громкоговорителей направлено на потолок 5 транспортного средства 100. Следовательно, звуковые волны, излучаемые множеством правых громкоговорителей 50b, воздействуют на потолок 5 и отражаются или распространяются по пассажирскому салону таким образом, что воздействуют на пассажира, сидящего на правом сиденье 18b.
В соответствии с некоторыми вариантами осуществления настоящего изобретения (разные) основные направления излучения звука множества левых громкоговорителей 50a могут быть направлены на одно и то же место или на разные места потолка 5 транспортного средства 100. Кроме того, (разные) основные направления излучения звука множества правых громкоговорителей 50b могут быть направлены на одно и то же место или на разные места потолка 5 транспортного средства 100.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения, транспортное средство 100 может содержать только один левый громкоговоритель 50a и только один правый громкоговоритель 50b.
Как может быть видно из фиг. 1, левые громкоговорители 50a могут быть размещены таким образом, что звуковые волны, излучаемые левыми громкоговорителями 50a, воздействуют на потолок 5 над левым сиденьем 18a. Кроме того, правые громкоговорители 50b могут быть размещены таким образом, что звуковые волны, излучаемые левыми громкоговорителями 50b, воздействуют на потолок 5 над правым сиденьем 18b. Тем не менее, как уже описано, левые громкоговорители 50a и правые громкоговорители 50b также могут быть размещены таким образом, что звуковые волны, излучаемые громкоговорителями 50a, 50b, воздействуют на потолок 5 транспортного средства 100 в центре потолка 5 (например, по месту потолка 5 над центральным тоннелем транспортного средства 100). Кроме того, громкоговорители 50a, 50b могут быть размещены на разных высотах соответствующей стойки 40a, 40b. Или, другими словами, разные громкоговорители 50a, 50b одной и той же компоновки громкоговорителей могут быть размещены на разных расстояниях от потолка 5 транспортного средства.
В соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения, по меньшей мере, один из левых громкоговорителей 50a может быть размещен таким образом, что его основное направление излучения звука воздействует на потолок 5 над правым сиденьем 18b и, по меньшей мере, другой левый громкоговоритель 50a может быть размещен таким образом, что его основное направление излучения звука воздействует на потолок 5 над левым сиденьем 18a. Кроме того, также, по меньшей мере, один из правых громкоговорителей 50b может быть размещен таким образом, что его основное направление излучения звука воздействует на потолок 5 над левым сиденьем 18a и, по меньшей мере, другой правый громкоговоритель 50b может быть размещен таким образом, что его основное направление излучения звука воздействует на потолок 5 над правым сиденьем 18b.
В качестве примера левое сиденье 18a может быть сиденьем водителя, а правое сиденье 18b может быть сиденьем сменного водителя (например, применительно к транспортным средствам с левосторонним движением) или правое сиденье 18b может быть сиденьем водителя, а левое сиденье 18a может быть сиденьем сменного водителя (например, применительно к транспортным средствам с правосторонним движением).
В общем, транспортное средство 100 может быть автомобилем, таким как легковой автомобиль.
Как схематично показано на поперечном сечении автомобиля на фиг. 2, по меньшей мере, один отражатель 10 звуковой волны может быть размещен или зафиксирован на потолке 5 транспортного средства. Отражатель 10 звуковой волны может содержать материал, который тверже окружающего потолка 20 транспортного средства. Отражатель 10 звуковой волны может быть отдельным элементом, который монтируется на потолок транспортного средства. В некоторых вариантах осуществления отражатели звуковой волны могут иметь вогнутую поверхность так, чтобы звуковая волна, которая излучается громкоговорителем и которая отражается отражателем звуковой волны, распространялась или направлялась по нескольким направлениям в пассажирском салоне. Отражатель звуковой волны может иметь площадь от 50 см2 до 10000 см2, от 100 см2 до 6000 см2 или от 200 см2 до 3000 см2.
Громкоговорители, которые встроены или лишь размещены или зафиксированы на боковой стенке или в центральной стойке, соответственно средней стойке, могут иметь размер, например, от 1 см до 10 см. Громкоговоритель 50 может быть простым и недорогим громкоговорителем. Громкоговоритель может быть выполнен диаметром от 1 см до 10 см или от 3 см до 5 см. Управление громкоговорителем может осуществляться посредством аудиозвуковой системы таким образом, что, например, разные звуковые сигналы могут излучаться громкоговорителем, размещенным на левой боковой стенке или размещенным на левой средней стойке и громкоговорителем, размещенным на правой боковой стенке или размещенным на правой средней стойке. В некоторых вариантах осуществления упомянутые звуковые сигналы могут быть независимыми друг от друга. Левая и правая боковая стенка, соответственно левая или правая средняя стойка, могут размещаться противоположно друг другу. Как схематично показано на фиг. 2, над каждым сиденьем транспортного средства, например, над левым передним сиденьем 18а и над правым передним сиденьем 18b, может быть размещен отражатель 10а, 10b звуковой волны.
В соответствии с другими вариантами осуществления общий отражатель звуковой волны может быть размещен над левым и правым сиденьем транспортного средства на потолке транспортного средства. Отражатель звуковой волны может быть выполнен, например, из пластика, синтетического материала, металла, дерева и т.д. Отражатель звуковой волны может иметь поверхность, отличную от остальной части потолка транспортного средства. Отражатель звуковой волны может быть выполнен с возможностью лучше отражать звуковую волну, чем оставшаяся часть потолка транспортного средства. Это означает, что отражатель звуковой волны может обладать меньшим поглощением звуковой волны, чем окружающий потолок транспортного средства. Отражатель 10 звуковой волны может обладать более высокой отражающей способностью звуковой волны, чем потолок 20 транспортного средства. Отражатель 10 звуковой волны может быть частью потолка транспортного средства и может быть выполнен как единое целое. В других вариантах осуществления отражатель звуковой волны может быть отдельным элементом, который монтируется на потолок транспортного средства. Звуковая волна, которая излучается громкоговорителем, встроенным или зафиксированным на боковой стенке или средней стойке транспортного средства, может отражаться с меньшей потерей звуковой волны на отражателе 10 звуковой волны, чем звуковая волна, отражаемая окружающим нормальным потолком 20 транспортного средства.
Должно быть очевидным, что точная компоновка громкоговорителя на боковой стенке или, например, в средней стойке может быть отличной в других вариантах осуществления, а также точная позиция, форма, размер, материал и структура поверхности отражателя звуковой волны может быть отличной и оптимизированной в дополнительных вариантах осуществления. Эти варианты осуществления также включены в настоящее описание. Материал отражателя 10 звуковой волны может быть тверже материала окружающего потолка транспортного средства. В некоторых вариантах осуществления излучаемая звуковая волна может формировать облако рассеянного звука в пассажирском салоне.
В других вариантах осуществления громкоговорители, которые встроены в боковую стенку или в среднюю стойку транспортного средства, могут излучать сигналы направленного окружающего звука пассажирам, сидящим в пассажирском салоне.
Подводя итог, фиг. 2 показывает вид в поперечном сечении транспортного средства 100 с фиг. 1, с дополнительным первым отражателем 10a звуковой волны и дополнительным вторым отражателем 10b звуковой волны. Первый отражатель 10a звуковой волны находится на потолке 5 транспортного средства 100 над левым сиденьем 18a транспортного средства, а второй отражатель 10b звуковой волны находится на потолке 5 над правым сиденьем 18b транспортного средства 100.
Основные направления излучения звука левых громкоговорителей 50a направлены на первый отражатель 10a звуковой волны таким образом, что звуковые волны, излучаемые левыми громкоговорителями 50a, отражаются и распространяются по пассажирскому салону первым отражателем 10a звуковой волны.
Кроме того, основные направления излучения звука правых громкоговорителей 50b направлены на второй отражатель 10b звуковой волны таким образом, что звуковые волны, излучаемые правыми громкоговорителями 50b, отражаются и распространяются по пассажирскому салону вторым отражателем 10b звуковой волны.
Отражатели 10a, 10b звуковой волны могут быть выполнены с возможностью отражения звуковых волн, излучаемых громкоговорителями 50a, 50b, по множеству разных направлений в пассажирском салоне транспортного средства 100 таким образом, чтобы формировать восприятие облака рассеянного звука в транспортном средстве 100.
Кроме того, левые громкоговорители 50a могут быть размещены таким образом, что основные направления излучения звука воздействует на первый отражатель 10a звуковой волны в разных местах отражателя 10a звуковой волны. Тем не менее, отражатель 10a звуковой волны может быть выполнен с возможностью отражения каждой звуковой волны, принимаемой от левых громкоговорителей 50a, по множеству разных направлений. Следовательно, восприятие рассеянного звука улучшается ко всему по мере того, как звуковые волны, излучаемые разными громкоговорителями левых громкоговорителей 50а, воздействует на первый отражатель 10а звуковой волны в разных местах отражателя 10а звуковой волны, и по мере того, как каждая звуковая волна, излучаемая одним из левых громкоговорителей 50а, отражается по множеству разных направлений.
Следовательно, количество направлений отражения, по которым звуковые волны, излучаемые левыми громкоговорителями 50а, отражаются, увеличивается посредством того, что основным направлениям излучения звука разных левых громкоговорителей 50а обеспечивают возможность воздействовать на левый отражатель 10а звуковой волны в разных местах.
То же самое может также применяться к правым громкоговорителям 50b и второму отражателю 10b звуковой волны.
Фиг. 3 показывает вид в поперечном сечении транспортного средства 100 в соответствии с дополнительным вариантом осуществления настоящего изобретения.
Транспортное средство 100, показанное на фиг. 3, отличается от транспортного средства 100, показанного на фиг. 2, тем, что вместо наличия двух отражателей 10а, 10b звуковой волны транспортное средство 100 содержит общий отражатель 10 звуковой волны, установленный на потолке 5 транспортного средства 100.
Как может быть видно из фиг. 3, основные направления излучения звука левых громкоговорителей 50а и основные направления излучения звука правых громкоговорителей 50b - все направлены на общий отражатель 10 звуковой волны. Отражатель 10 звуковой волны выполнен с возможностью отражения звуковых волн,
излучаемых левыми громкоговорителями 50а и правыми громкоговорителями 50b, по множеству направлений в пассажирском салоне транспортного средства 100 с тем, чтобы сформировать восприятие облака рассеянного звука.
В качестве примера транспортное средство 100 может дополнительно содержать аудиопроцессор, который выполнен с возможностью предоставления аудиосигналов левому громкоговорителю 50а и правому громкоговорителю 50b. В частности, в вариантах осуществления, показанных на фиг. 3, такой аудиопроцессор может быть выполнен с возможностью предоставления такого же аудиосигнала левым громкоговорителям 50а, что и правым громкоговорителям 50b. Следовательно, несмотря на то, что левые громкоговорители 50а размещены на левой средней стойке 40а, а правые громкоговорители 50b размещены на правой средней стойке 40b, левые громкоговорители 50а и правые громкоговорители 50b могут быть выполнены с возможностью приема одного и того же (рассеянного) аудиосигнала или рассеянной части аудиосигнала.
Кроме того, левый громкоговоритель 50а и правый громкоговоритель 50b могут быть размещены таким образом, что основные направления излучения звука разных громкоговорителей воздействуют на отражатель 10 звуковой волны в разных местах отражателя 10 звуковой волны таким образом, чтобы сформировать множество разных направлений, по которым отражаются звуковые волны, излучаемые громкоговорителями 50а, 50b.
Общий отражатель 10 звуковой волны может быть размещен в центре крыши 5 (например, над центральным тоннелем транспортного
средства 100). Кроме того, отражатель 10 звуковой волны может проходить от места потолка 5 над левым сиденьем 18а транспортного средства до места потолка 5 над правым сиденьем 18b транспортного средства.
Кроме того, транспортное средство 100 содержит дополнительный левый громкоговоритель 310а и дополнительный правый громкоговоритель 310b.
Функция дополнительных левых громкоговорителей 310а и дополнительных правых громкоговорителей 310b будет более подробно описана в нижеследующем, используя пример транспортного средства 100, показанного на фиг. 3. Тем не менее, в соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения эти дополнительные громкоговорители 310а и 310b могут быть реализованы в любом другом варианте осуществления настоящего изобретения (таком как в транспортном средстве 100, показанном на фиг. 1, или транспортном средстве 100, показанном на фиг. 2).
Кроме того, в соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения вместо наличия дополнительных левых громкоговорителей 310а и дополнительных правых громкоговорителей 310b могут быть предоставлены только одни из этих дополнительных громкоговорителей.
Дополнительный левый громкоговоритель 310а размещен на левой средней стойке 40а. Основное направление излучения звука дополнительного левого громкоговорителя 310а направлено на левое сиденье 18а транспортного средства. Следовательно, звуковая волна, излучаемая дополнительным левым громкоговорителем 310а, непосредственно (без отражения) воздействует на пассажира, сидящего на левом сиденье 18а транспортного средства (предполагая, что левое сиденье 18а транспортного средства находится в вертикальном положении). Кроме того, дополнительный правый громкоговоритель 310b размещен на правой средней стойке 40b. Основное направление излучения звука дополнительного правого громкоговорителя 310b направлено на правое сиденье 18b транспортного средства. Следовательно, звуковая волна, излучаемая дополнительным правым громкоговорителем 310b, непосредственно (без отражения) воздействует на пассажира, сидящего на правом сиденье 18b транспортного средства. В соответствии с дополнительными вариантами осуществления настоящего изобретения дополнительный левый громкоговоритель 310а и дополнительный правый громкоговоритель 310b могут быть размещены в других позициях в транспортном средстве 100 (как, например, в двери транспортного средства 100 или на приборной панели транспортного средства 100). Важно лишь, чтобы основные направления излучения звука дополнительных громкоговорителей 310а, 310b были направлены на сиденья 18а, 18b транспортного средства транспортного средства 100 таким образом, что звуковые волны, излучаемые дополнительным громкоговорителем 310а, 310b, непосредственно (без отражения) воздействовали на пассажира, сидящего на соответствующем сиденье 18а, 18b транспортного средства. В качестве примера направления излучения звука дополнительных громкоговорителей 310а, 310b могут быть направлены на подголовник соответствующего сиденья 18а, 18b транспортного средства таким образом, что звуковые волны, излучаемые дополнительными громкоговорителями 310a, 310b, непосредственно воздействовали на голову пассажира, сидящего на соответствующем сиденье 18a, 18b транспортного средства.
Как уже описано, транспортное средство в соответствии с вариантом осуществления настоящего изобретения может содержать аудиопроцессор, который выполнен с возможностью предоставления аудиосигналов, которые должны излучаться левыми громкоговорителями 50a и правыми громкоговорителями 50b, левым громкоговорителям 50a и правым громкоговорителям 50b. Кроме того, такой аудиопроцессор может быть выполнен с возможностью предоставления аудиосигналов, которые должны излучаться дополнительным левым громкоговорителем 310a и дополнительным правым громкоговорителем 310b, дополнительному левому громкоговорителю 310a и дополнительному правому громкоговорителю 310b.
Фиг. 4 показывает принципиальную структурную схему такого аудиопроцессора 400, который может быть использован в вариантах осуществления настоящего изобретения.
Аудиопроцессор 400 выполнен с возможностью приема аудиосигнала 401 и извлечения рассеянной части 405 аудиосигнала 401. Рассеянная часть 405 может быть предоставлена аудиопроцессором 400 левым громкоговорителям 50a и/или правым громкоговорителям 50b. В общем, аудиопроцессор 400 может быть выполнен с возможностью предоставления рассеянной части 405 аудиосигнала 401 громкоговорителям транспортного средства в соответствии с вариантом осуществления настоящего изобретения, основное направление излучение звука которых направлено на потолок 5 транспортного средства (таким как громкоговорители 50a, 50b).
Кроме того, аудиопроцессор 400 дополнительно выполнен с возможностью извлечения направленной части 403 аудиосигнала 401. Направленная часть 403 может быть предоставлена аудиопроцессором 400 дополнительному левому громкоговорителю 310a и/или дополнительному правому громкоговорителю 310b. В общем, направленная часть 403 аудиосигнала 400 может быть предоставлена аудиопроцессором 400 громкоговорителю транспортного средства в соответствии с вариантом осуществления настоящего изобретения, основное направление излучения звука которого направлено на пассажирское сиденье таким образом, что звуковая волна, излучаемая громкоговорителем, непосредственно воздействует на пассажира, сидящего на сиденье (до этого не отражаясь).
В качестве примера аудиосигнал 401 может быть многоканальным аудиосигналом, содержащим направленную часть 403 и рассеянную часть 405. Рассеянная часть 405, как правило, не обладает информацией о направлении, тогда как направленная часть 403 содержит такую информацию о направлении. В качестве примера направленная часть 403 может содержать сигнал левого аудиоканала и сигнал правого аудиоканала, при этом сигнал левого аудиоканала может быть предоставлен дополнительному левому громкоговорителю 310a, а сигнал правого аудиоканала может быть предоставлен дополнительному правому громкоговорителю 310b.
Фиг. 5 показывает принципиальную структурную схему возможной реализации для аудиопроцессора 400.
Аудиопроцессор 400 содержит блок 501 фильтров анализа, множество каскадов 503a-503n решающего блока, блок 505 фильтров синтеза для направленной части 403 и блок 507 фильтров синтеза для рассеянной части 405.
Блок 501 фильтров анализа выполнен с возможностью приема аудиосигнала 401 и предоставления множества поддиапазонов 509a-509n частоты аудиосигнала 401. Лишь в качестве примера блок 501 фильтров анализа может быть выполнен с возможностью выполнения преобразования Фурье, такого как кратковременное преобразование Фурье, для извлечения множества поддиапазонов 509a-509n частоты. Кроме того, каждый из каскадов 503a-503n решающего блока выполнен с возможностью приема одного из множества поддиапазонов 509a-509n частоты. Каждый из каскадов 503a-503n решающего блока выполнен с возможностью принятия решения о том, содержит или нет текущий сигнал поддиапазона принимаемого поддиапазона 509a-509n частоты информацию о направлении. Если текущий сигнал поддиапазона содержит такую информацию о направлении, то текущий сигнал поддиапазона предоставляется блоку 505 фильтров синтеза для направленной части 403, а если текущий сигнал поддиапазона не содержит такой информации о направлении, то текущий сигнал поддиапазона предоставляется блоку 507 фильтров синтеза для рассеянной части 405.
Следовательно, могут возникнуть случаи, при которых определенные поддиапазоны частоты из множества поддиапазонов 509a-509n частоты предоставляются тол