Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 установлена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4. Ось 3 шестерни 1 установлена на корпусе 8 передачи в подшипниках-направляющих 9 с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси 3. На оси 3, соосно ей, жестко укреплен кулачок 10 в виде цилиндра с винтовой замкнутой канавкой 11. Канавка 11 является направляющей для ролика 12, шарнирно установленного на консоли 13, жестко закрепленной на корпусе 8 зубчатой передачи. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно ротапринтное смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазывающий элемент в виде шестерни, обкатывающей при работе передачи зубья одного из ее смазываемых зубчатых колес. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена к смазываемому зубчатому колесу зубчатой передачи, причем прижатие выполняется по линии, соединяющей центры вращения шестерни и смазываемого колеса (радиальное поджатие), для чего шестерня посредством оси установлена на одном из плеч коромысла, укрепленном в корпусе редуктора, с возможностью поворота в общей плоскости вращения шестерни и колеса, а прижатие выполнено посредством пружины растяжения, укрепленной на корпусе передачи и втором плече коромысла - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 191, 192, рис. 2, а.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что перенос смазочного материала с зубьев смазочной шестерни, из которого изготовлены эти зубья, на поверхности зубьев смазываемого зубчатого колеса осуществляется путем их взаимного обкатывания, при котором перенос осуществляется за счет сил трения качения и скольжения между сопряженными зубьями шестерни и колеса. При этом эти силы направлены вдоль сопряженных боковых поверхностей зубьев шестерни и колеса. А этих сил трения может быть недостаточно для осуществления процесса массопереноса смазочного материала, на этот процесс также влияет состав смазочного материала, из которого изготовлены зубья шестерни. Увеличение же величины взаимного поджатая шестерни и колеса может приводить к деформированию зубьев шестерни (как наиболее слабого звена в прочностном плане в паре зацепления шестерня-колесо) и - к их излому, что приводит к выходу смазочного устройства из строя.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства, реализующего взаимное тангенциальное поднятие зубьев смазывающей шестерни и смазываемого зубчатого колеса - см. описание прототипа (см. выше) - стр. 191, 192, рис. 2, б. Смазочное устройство содержит смазывающую шестерню, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, причем шестерня выполнена из двух половин одинаковой формы в плоскости вращения шестерни, обе половины установлены на одной оси и подпружинены относительно друг друга с созданием усилия, стремящимся провернуть обе половины шестерни относительно друг друга в плоскости вращения шестерни. Зубья обеих половин шестерни находятся в зацеплении с зубьями колеса, и боковыми поверхностями своих зубьев контактирует при этом с боковыми поверхностями зубьев колеса - отстающие боковые поверхности зубьев одной шестерни контактируют с набегающими боковыми поверхностями зубьев колеса, а набегающие боковые поверхности зубьев другой шестерни контактируют с отстающими боковыми поверхностями зубьев. Такой контакт имеет место для каждой пары смещенных относительно друг друга зубьев обеих половин шестерни в каждой впадине зубчатого венца колеса.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена на оси в корпусе передачи и находится в пассивном зацеплении со смазываемым колесом, с поджатием к нему; причем шестерня установлена на очи жестко; ось установлена в подшипниках-направляющих, с возможностью свободного перемещения в них в обоих направлениях; на оси, соосно ей, жестко установлен цилиндрический кулачок с винтовой замкнутой канавкой-направляющей для ролика, шарнирно установленного на консоли, жестко закрепленной на корпусе передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочным устройством - фиг. 1, смазочное устройство - фиг. 2, развертка поверхности кулачка - фиг. 3.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1, зубчатый венец 2 шестерни, ось 3 шестерни, смазываемое зубчатое колесо 4 с зубчатым венцом 5, парное зубчатое колесо 6 с зубчатым венцом 7, корпус 8 передачи, подшипники-направляющие 9, кулачок 10, винтовая замкнутая канавка 11, ролик 12, консоль 13; направления вращения: шестерни 1 - ω1, смазываемого колеса 4 - ω2, парного колеса 6 - ω3; направления перемещения V оси 3; длина L кулачка 10, длина окружности С кулачка 10.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочную шестерню 1 с зубчатым венцом 2, установленную на оси 3 и находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4. Ось 3 шестерни установлена в корпусе 8 передачи посредством подшипников-направляющих 9, в которых она может свободно перемещаться в обоих направлениях. На оси 3, соосно ей, жестко установлен цилиндрический кулачок 10 с винтовой замкнутой канавкой 11, являющейся направляющей для ролика 12, шарнирно установленного на консоли 13, жестко укрепленной на корпусе 8 передачи.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении смазываемого колеса 4 зубья 5 его зубчатого венца взаимодействуют с зубьями 2 смазочной шестерни 1, приводя ее во вращение. Вместе с шестерней 1 вращается и ось 3, на которой жестко укреплена эта шестерня. При этом вращается и кулачок 10, жестко укрепленный на оси 3. Взаимодействие вращающегося кулачка 10 с роликом-толкателем 12, помещенным в винтовую замкнутую канавку 11, выполненную в поверхности кулачка 10, установленного на консоли 13, жестко закрепленной на корпусе передачи, способствует возвратно-поступательному перемещению кулачка 10 оси 3 и смазочной шестерни 3, жестко связанных между собой. При этом происходит возвратно-поступательное перемещение рабочих поверхностей зубьев 2 шестерни 1 поперек рабочих поверхностей зубьев 5 смазываемого зубчатого колеса 4 (помимо обкатывания рабочими поверхностями зубьев шестерни рабочих поверхностей зубьев колеса - вдоль этих поверхностей).

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства повышает качество переноса смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса, т.к. взаимное перемещение рабочих поверхностей их зубьев происходит не только вдоль этих поверхностей, но и поперек их - происходит натирание рабочих поверхностей зубьев колеса смазочным материалом, из которого изготовлены зубья шестерни. Это способствует повышению качества смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, установленной на оси и находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом, отличающееся тем, что шестерня жестко закреплена на оси, ось установлена в подшипниках-направляющих с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны вдоль своей оси, на оси, соосно ей, жестко установлен кулачок в виде цилиндра с винтовой замкнутой канавкой, являющейся направляющей для ролика-толкателя, шарнирно установленного на консоли, жестко закрепленной на корпусе зубчатой передачи.