Способ снижения нейротоксичности изониазида в эксперименте

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к медицине, а именно к фармакологии, и может быть использовано для снижения нейротоксичности изониазида в эксперименте. Для этого в процессе лечения изониазидом дополнительно вводят витамин В6 и таурин в соотношении изониазид:витамин В6:таурин - 200:1,3-3,9:255. Изобретение обеспечивает профилактику и лечение нейротоксических реакций на противотуберкулезные препараты при разработке новых способов лечения туберкулеза в эксперименте. 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к экспериментальной медицине и фармакологии, может быть использовано для профилактики и лечения нейротоксических реакций на противотуберкулезные препараты и в разработке новых способов лечения туберкулеза в эксперименте.

В схемы химиотерапии впервые выявленных больных туберкулезом входит изониазид - основной, наиболее эффективный противотуберкулезный препарат. Изониазид является производным гидразина, который относится к высокотоксичным веществам судорожного действия, угнетающим синтез ГАМК, за счет ингибирования декарбоксилазы глутаминовой кислоты (ДГК) путем антагонизма с пиридоксальфосфатом (коэнзим ДГК). Изониазид, нарушая обмен витаминов группы В, глютаминовой кислоты, проникая через гематоэнцефалический барьер, оказывает выраженное нейротоксическое действие, которое проявляется симптомами поражения центральной и периферической нервной системы. Нейротоксичность проявляется головной болью, повышенной раздражительностью, изменением настроения, нарушениями сна, в ряде случаев - судорогами. (Соколова Г.Б. Индивидуализированная химиотерапия туберкулеза легких (экспериментально-клинические исследования). Диссертация в виде научного доклада...д.м.н., М., 2000, 67 с.).

Преодолеть токсическое действие изониазида можно путем увеличения синтеза ГАМК или повышения чувствительности нейронов к ней. Увеличение синтеза ГАМК с помощью витамина В6 является недостаточно эффективным. Применение в клинике витамина В6 не устраняет нейротоксические реакции изониазида у 20,5% больных (Соколова Г.Б., Зия А.В., Румянцев В.Б. О влиянии отечественного транквилизатора фенозепама для профилактики и лечения «острой» токсичности изониазида // Проблемы туберкулеза, 1980 - №3. - с. 59-62). В эксперименте показано, что эффективность действия ГАМК на мембраны нервных клеток увеличивается под влиянием бензодиазепинов. При однократном внутрибрюшинном введении феназепама и диазепама отмечено снижение острой токсичности изониазида (по ЛД50) с 190 до 495 мг/кг и с 136 до 350 мг/кг. Однако при многократном введении феназепама и диазепама с профилактической целью снижение ЛД50 изониазида было менее значимым, что свидетельствует о нецелесообразности продолжительного приема бензодиазепинов до начала лечения изониазидом (Соколова Г.Б., Зия А.В., Румянцев В.Б. / О влиянии отечественного транквилизатора фенозепама для профилактики и лечения «острой» токсичности изониазида // Проблемы туберкулеза, 1980. - №3. - с. 59-62).

В клинике для профилактики нейротоксических реакций на изониазид назначают витамин В6 в дозе 60 мг, а больным с сопутствующей патологией ЦНС - препараты бензодиазепинового ряда. Введение транквилизаторов не исключает использования витамина В6, поскольку его дефицит на фоне лечения изониазидом вызывает вегетативные расстройства в результате ингибирования моноаминоксидазы (Соколова Г.Б., Куничан А.Д., Зия А.В., Можокина Г.Н. и др. Эффективные и щадящие режимы химиотерапии больных туберкулезом легких. - Пособие для врачей-фтизиатров. - М. - 1998. - 17 с. ).

Задачей изобретения является разработка более эффективного способа снижения нейротоксических реакций на изониазид, которые могут развиваться на фоне химиотерапии.

Поставленная задача решается способом снижения нейротоксичности изониазида в эксперименте, заключающимся в том, что вводят витамин В6 и таурин при следующем соотношении изониазид:витамин В6:таурин: 200:1,3-3,9:255.

Таурин (2-амино-этансульфоновая кислота), условно незаменимая аминокислота, представляет собой конечный продукт обмена серосодержащих аминокислот - метионина, гомоцистеина, цистеина, цистеамина.Таурин содержится в больших концентрациях во всех тканях млекопитающих и является одной из наиболее распространенных аминокислот в центральной нервной системе. Он обладает свойствами нейромодулятора и антиоксиданта.

Исследование проводили на половозрелых беспородных белых мышах обоего пола массой от 25 до 30 г, полученных из питомника «Андреевка» (РАМН). Животных содержали в стандартных клетках и стандартном рационе. Доступ к воде и корму свободный. Во время эксперимента для исключения дополнительного раздражения каждое животное содержалось в отдельной клетке. После введения изониазида за животными устанавливали наблюдение в течение 10 дней; в первые 6 час за мышами наблюдали непрерывно. Оценивали поведение животных (активность, грумминг), появление клонико-тонических судорог и гибель мышей от них. Нейропротективный эффект одного таурина или в сочетании с витамином В6 в условиях острого опыта оценивали по изменению картины токсического действия изониазида и частоты гибели мышей. Мыши были распределены на группы согласно схемам введения препаратов (табл. 1). В каждой группе было от 10 до 15 мышей.

Растворы изониазида, таурина, витамина В6 мышам вводили однократно внутрижелудочно с помощью зонда в объеме 0,5 мл. В схемах, где использовались сочетания препаратов, все составляющие вводились одномоментно. Доза изониазида - 200 мг/кг массы. Витамин В6 вводили в дозах 1,3 мг/кг; 3,9 мг/кг, что соответствует рекомендованным для человека профилактическим дозам 10 мг и 30 мг. Таурин использовали в дозах 190 или 255 мг/кг, что соответствует дозам 1500 или 2000 мг для человека.

У животных, которым вводили изониазид, через 30-40 мин появлялось сильное возбуждение, усиление двигательной активности, далее появлялись клонико-тонические судороги. Часть мышей погибла от острой дыхательной недостаточности, развившейся на пике клонико-тонических судорог. Время начала судорожной активности и процент гибели животных представлен в таблице 2.

У выживших животных фаза возбуждения сменялась фазой угнетения. Мыши сидели неподвижно, корм и воду не потребляли. Явления интоксикации исчезали через сутки. В остальное время наблюдения (до 10 дней) гибели и изменения в поведении мышей не отмечалось.

Клиническая картина нейротоксического действия изониазида при совместном его использовании с таурином, витамином В6 или их сочетаний различалась по времени наступления судорожной активности и частоте гибели мышей во время клонико-тонических судорог.

При одновременном введении изониазида с витамином В6 в дозах 1,3-3,9 мг/кг судорожная активность развивалась несколько позже (через 60-80 мин) по сравнению с использованием одного изониазида (45-60 мин). Частота гибели мышей от клонико-тонических судорог составила 44,4%, не зависела от дозы, и незначительно отличалась от показателя гибели от изониазида (табл. 2).

Использование таурина привело к уменьшению токсического действия изониазида, что проявилось задержкой развития судорог у мышей, ослаблением их длительности и повторности и снижением гибели животных. Так, смертность мышей от клонико-тонических судорог от изониазида при его совместном введении с таурином в дозе 190 мг/кг и 255 мг/кг снизилась до 33,3% и 16,6% (соответственно). Таким образом, снижение нейротоксического действия изониазида было наиболее выраженным при использовании таурина в дозе 255 мг/кг.

Наиболее значительно снизилась смертность мышей при применении витамина В6 одновременно с таурином (табл. 3). При сочетании таурина в дозе 190 мг/кг и витамина В6 в дозах 1,3-3,9 мг/кг гибель мышей составила 20%, что в 2 раза ниже, чем при использовании одного витамина В6 и в 1,7 раза ниже по сравнению с использованием одного таурина. При сочетании таурина в дозе 255 мг/кг и витамина В6 в обеих профилактических дозах гибели мышей не наблюдалось (0%). Следовательно, таурин усиливает нейрозащитное действие витамина В6 при его использовании в достаточно низких, профилактических дозах.

Таким образом, нейропротективное действие комплекса таурин (255 мг/кг) + витамин В6 в профилактических дозах (1,3-3,9 мг/кг) оказалось эффективным для предотвращения гибели мышей от изониазида в условиях острого опыта. Добавление таурина значительно повысило нейро-защитный эффект низких доз витамина В6.

Технический результат заявляемого изобретения:

- снижение гибели животных от клонико-тонических судорог как проявления острой токсичности изониазида

- повышение порога чувствительности к нейротоксическому действию изониазида (увеличение интервала времени появления первых судорог, продолжительности и повторности судорог)

- повышение эффективности применения витамина В6 для профилактики нейротоксичности изониазида (возможность снижения используемой дозы).

Способ снижения нейротоксичности изониазида в эксперименте, заключающийся в том, что вводят витамин В6 и таурин при следующем соотношении изониазид:витамин В6:таурин: 200:1,3-3,9:255.