Способ получения авиационного бензина б-100/130
Изобретение описывает способ получения авиационного бензина Б-100/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, характеризующийся тем, что в качестве основы используется фракция, выкипающая в интервале 40-145°C, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-95 ректификацией по периодической или непрерывной схеме. Технический результат заключается в упрощении производства авиационного бензина за счет использования не дефицитных автомобильных бензинов АИ-95. 3 табл., 1 пр.
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии и может быть использовано при производстве высокооктановых авиационных бензинов.
Для получения авиационных бензинов широко используют такие компоненты, как бензин каталитического риформинга, стабилизированные фракции бензина каталитического крекинга, алкилбензин, изомеризат, изопентан, красители, антиаксиданты и этиловую жидкость.
Так известна топливная композиция, содержащая: фракции бензина каталитического риформинга, выкипающие в интервалах НК - 85°C, 85-140°C и др., изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, прямогонную бензиновую фракцию, простые эфиры спиртов C1-C5 или их смеси с низшими спиртами C1-C4 (патент РФ 2153523, C10L 1/4, 2000).
Эта топливная композиция содержит водорастворимые спирты и не может быть использована в качестве авиационного бензина, так как не отвечает требованиям по стабильности фазового состава (расслаивается уже при температурах ~ минус 45°C), октановому числу, фракционному составу и др. характеристикам.
Известна топливная композиция, содержащая бензин каталитического риформинга - фракцию 35-150°C, бензин каталитического риформинга - фракцию 100-190°C, алкилбензин и прямогонную бензиновую фракции, взятые соответственно в соотношении, мас.%:
Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 35-150°C | 55-80 |
Фракция бензина риформинга, выкипающая в интервале 100-190°C | 5-15 |
Алкилбензин | 10-20 |
Прямогонная бензиновая фракция | 5-15 |
(патент РФ 2009168, C10G 59/00, 1994).
Для получения товарного продукта в состав бензина вводят добавки, такие как тетраэтилсвинец, антиокислительная присадка, краситель.
Недостатком этой композиции является многокомпонентность и высокое содержание ароматических углеводородов и, как следствие, низкая удельная теплота сгорания.
Наиболее близким к предлагаемой композиции является состав авиационного бензина, содержащий, основу, представляющую собой смесь фракции бензина риформинга и/или изомеризата, выкипающих в интервале 40-135°C, и фракции бензина риформинга, выкипающей в интервале 80-190°C, взятых в соотношении 50-80:20-50, и алкилбензин при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%:
Основа | ≤70 |
Алкилбензин | ≥30 |
Топливная композиция может содержать в своем составе добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, краситель (патент РФ 2212432, C10L 1/04, 2002).
Недостатком этой композиции является использование нестандартных фракций риформинга и изомеризата (изомеризат на отечественных НПЗ имеет показатель «конец кипения ~75°C, у заявителя 135°C) и дефицитного алкилбензина.
Задачей настоящего изобретения является сокращение используемых компонентов и дефицитных продуктов при производстве авиационного бензина.
Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая основу, представляющую собой фракцию, полученную из промышленного автомобильного бензина АИ-95, выкипающую в интервале 40-145°C, и добавок: антиокислительной присадки, этиловой жидкости, красителя.
Отличие предлагаемого технического решения состоит в упрощении производства авиационного бензина за счет использования не дефицитных автомобильных бензинов АИ-95, производимых на ряде НПЗ топливного профиля (Киришинефтеоргсинтез, Лукойл-Ухта, Салаватнефтеоргсинтез и др.). Эти бензины (выпускаемые по нормам евро 4) базируются на бензинах риформинга, изомеризации и алкилирования и почти не содержат олефиновых компонентов, так как не включают нестабильных продуктов каталитического и термического крекинга.
Указанное отличие позволяет получить топливную композицию, обладающую высокой стабильностью и детонационной стойкостью, что позволяет эффективно использовать данную композицию в качестве авиационного бензина.
Приготовление предлагаемой топливной композиции включает следующие стадии: приготовление основы путем отгонки фракции 40-145°C из бензина АИ-95, периодическим или непрерывным способом, с использованием ректификационной колоны эффективностью не менее 3 т.т. Затем в полученную основу в следующей последовательности вводят добавки: антиокислительная присадка, тетраэтилсвинец, и краситель. Фракции, полученные после отгонки основы, могут быть использованы как компоненты автомобильного бензина АИ-92/95.
Для приготовления образцов авиационного бензина Б-100/130 был использован бензин производства «КИНЕФ», характеристики которого приведены в таблице 1.
Описанным способом был приготовлен образец основы топливной композиции и образец авиационного бензина Б-100/130, составы которых приведены в таблицах 2 и 3 соответственно. Результаты испытаний полученных образцов бензина соответствуют требованиям, предъявляемым к авиационному бензину Б-100/130.
При выпуске товарного авиационного бензина в состав топливной композиции вводят добавки: этиловая жидкость, например марки П-2, антиокислительная присадка - 4-метил-2,6-дитретичный бутилфенол (Агидол-1); краситель органический жирорастворимый ярко-синий антрахиноновый.
Пример
1400 мл бензина АИ-95 (свойства в таблице 1) загружают в колбу, снабженную ректификационной колонкой с эффективностью 3 т.т., и последовательно выделяют бензиновые фракции:
1. 35(Нк) - 40, в количестве 58,0 мл.
2. 40-145, в количестве 1158 мл.
3. 145-205 (К.К), в количестве 184,0 мл.
Фракции №1 и №3 соединяются и испытываются на установке УИТ-85, октановое число по моторному методу равно 87,5, в дальнейшем они могут быть использованы в качестве добавки (до 15% об.) к автомобильным бензинам АИ-92/98.
К 1 кг фракции №2 (свойства фракции №2 приведены в таблице 2) в следующей последовательности о добавлены:
антиокислитель - агидол | 0,05 г |
этиловая жидкость из расчета содержания ТЭС | 2,12 г |
краситель - органический жирорастворимый ярко-синий антрахиноновый | 0,006 г |
Свойства полученного бензина (таблица 3) соответствуют требованиям ТУ 38.401-58-197-97 к авиационному бензину Б-100/130.
Таблица 1 | |||
Характеристика автомобильного бензина АИ-95-4 | |||
Характеристики автомобильного бензина | Единица измерения | Значение по нормативу | Значение по факту |
1 | 2 | 3 | 4 |
Массовая доля серы, не более | мг/кг | 50 | 16 |
Объемная доля бензола, не более | проценты | 1 | 0,77 |
Концентрация железа, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие |
Массовая доля кислорода, не более | проценты | 2,7 | 0,65 |
Объемная доля углеводородов не более: | |||
ароматических | проценты | 35 | 34,6 |
олефиновых | 18 | 0,31 | |
Октановое число: | 95 | 95,7 | |
по исследовательскому методу, не менее | |||
по моторному методу, не менее | 85 | 85,6 | |
Давление паров, не более: | кПа | 45-80 (л) | 66 |
Объемная доля оксигенатов, не более: | |||
метанола | проценты | отсутствие | отсутствие |
этанола | 5 | отсутствие | |
изопропанола | 10 | отсутствие | |
третбутанола | 7 | отсутствие | |
изобутанола | 10 | отсутствие | |
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | проценты | 15 | 3,6 |
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210°C) | 10 | отсутствие | |
Плотность при 15°C, | кг/м3 | 725-780 | 749 |
Фракционный состав: | |||
температура начала перегонки, °C, не ниже (л) | °C | 35 | 35,0 |
пределы перегонки, °C, не выше: | |||
10% | °C | 65 | 52 |
50% | °C | 110 | 99 |
90% | °C | 180 | 177 |
конец кипения, °C, не выше | °C | 215 | 205 |
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более | мг | 5 | 1 |
Испытание на медной пластинке | Выдерживает | Выдерживает | |
Примечание: требования к характеристикам автомобильного бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия». |
Таблица 2 | ||
Характеристика фракции 40-145 C автомобильного бензина | ||
Характеристики бензина | Единица измерения | Значение по факту |
1 | 2 | 4 |
Массовая доля серы | мг/кг | 12 |
Объемная доля бензола | проценты | 0,81 |
Концентрация железа | мг/дм3 | отсутствие |
Концентрация марганца | мг/дм3 | отсутствие |
Концентрация свинца | мг/дм3 | отсутствие |
Массовая доля кислорода | проценты | 0,7 |
Объемная доля ароматических углеводородов | проценты | 24,0 |
Октановое число: | ||
по исследовательскому методу | 94,9 | |
по моторному методу | 84,8 | |
Давление паров | кПа | 44,0 |
Объемная доля эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | проценты | 4,1 |
Концентрация фактических смол на 100 см3 бензина | мг | отсутствие |
Плотность при 15°C | кг/м3 | 744 |
Фракционный состав: | ||
температура начала перегонки | °C | 40 |
пределы перегонки | °C | |
10% | °C | 62 |
50% | °C | 93 |
90% | °C | 144 |
конец кипения, °C | °C | 170 |
Таблица 3 | ||
Характеристика авиационного бензина Б 100/130 | ||
Характеристики бензина | Значение по нормативу для Б-100/130 | Значение по факту |
Содержание тетраэтилсвинца в г на 1 кг бензина, не более | 2,2 | 2,12 |
Детонационная стойкость: | ||
- октановое число по моторному методу, не менее | 100 | 102 |
- сортность на богатой смеси, не менее | 130 | 132 |
Фракционный состав: потери от разгонки, % не более | 1,5 | Менее 1,0 |
- 10% перегоняется при температуре, °C, не выше | 75 | 62 |
- 40% перегоняется при температуре, °C, не ниже | 75 | 82 |
- 50% перегоняется при температуре, °C, не выше | 105 | 93 |
- 90% перегоняется при температуре, °C, не выше | 145 | 144 |
конец кипения, °C, не выше | 180 | 171 |
- остаток, %, не более | 1,5 | Менее 1,0 |
Давление насыщенных паров, кПа, не менее | 38,0 | - |
- не более | 49,0 | 44,0 |
Температура начала кристаллизации, °C, не выше | -60 | Ниже минус 65 |
Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | 35 | 33,1 |
Массовая концентрация фактических смол в мг на 100 см3 бензина, не более | 3 | Отсутствие |
Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | 0,001 |
Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | Отсутствие |
Цвет | Голубой | Голубой |
Плотность при 15°C, кг/м 3 | Определение обязательно | 745 |
Примечание: требования к характеристикам бензина представлены в соответствии с «Техническим регламентом о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» и ТУ 38.401-58-197-97 «Бензины авиационные». |
Способ получения авиационного бензина Б-100/130 на основе бензина, содержащего компоненты каталитического риформинга, изомеризации, алкилирования с добавлением антиокислительной присадки, тетраэтилсвинца и красителя, отличающийся тем, что в качестве основы используется фракция, выкипающая в интервале 40-145°C, выделяемая из целевого автомобильного бензина АИ-95 ректификацией по периодической или непрерывной схеме.