Способ восстановления трубопроводов
Изобретение относится к восстановлению бестраншейным способом трубопроводов с криволинейными участками. Комбинированный рукав с расположенной внутри тканевой лентой цепляют за трос и лебедкой протягивают через трубопровод с одновременной пропиткой полимерным связующим. На выходе из трубопровода трос отцепляют, а к концу загерметизированного комбинированного рукава привязывают вторую тканевую ленту. Комбинированный рукав наполняют сжатым воздухом. Для удаления пустот в углах поворотов трубопровода давление воздуха в рукаве снижают и за первую тканевую ленту, намотанную на барабан в начале трубопровода, комбинированный рукав с выворотом втягивают в трубопровод так, чтобы конец вывернутого рукава вышел за все углы поворотов. После этого давление воздуха в рукаве повышают и рукав снова вводят в трубопровод с выворотом. Для создания дополнительного усилия в направлении выворота рукава вторую ленту наматывают на другой барабан в конце трубопровода. Технический результат: восстановление трубопроводов с поворотами, включая изгибы, отводы и компенсаторы, с соблюдением всех требований к качеству.
Реферат
Изобретение относится к восстановлению трубопроводов и может быть использовано в коммунальном хозяйстве, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности.
Известен по совокупности общих признаков принимаемый за прототип способ восстановления трубопроводов путем нанесения покрытия на его внутреннюю поверхность, включающий введение в очищенный трубопровод тканевой оболочки, пропитанной полимерным связующим, и воздухонепроницаемого пленочного рукава, прижатие тканевой оболочки и пленочного рукава к стенке трубопровода давлением воздуха на период полимеризации связующего и последующее удаление пленочного рукава по окончании полимеризации, при этом вначале через трубопровод протягивают пропитанную связующим тканевую оболочку и закрепляют один ее конец на трубопроводе, а другой натягивают, затем в месте ее крепления на трубопроводе устанавливают пневмозатвор с пневмоманжетой и с их использованием после предварительного пропуска через них и закрепления на трубопроводе вводят под давлением воздуха выворотом внутрь тканевой оболочки пленочный рукав с одновременным ее расправлением и прижатием к стенке трубопровода, причем на период полимеризации прижатие осуществляют под давлением, превышающим давление грунтовых вод в местах возможных сквозных дефектов в трубопроводе (патент РФ №2479784, дата приоритета 13.09.2011, дата публикации 20.04.2013, авторы Белобородов В.Н. и др., RU, прототип).
Недостатком прототипа является неудовлетворительное качество восстановления трубопроводов из-за образования пустот в углах поворотов вследствие натяжки тканевой оболочки при вводе в трубопровод.
Задачей изобретения является обеспечение возможности восстановления трубопроводов с поворотами (изгибами, отводами и компенсаторами) при соблюдении требований к его качеству.
Для решения поставленной задачи в способе восстановления трубопроводов путем нанесения покрытия на его внутреннюю поверхность, включающем введение в очищенный трубопровод тканевой оболочки, пропитанной полимерным связующим, с воздухонепроницаемым пленочным рукавом внутри, прижатие тканевой оболочки к стенке трубопровода давлением воздуха, создаваемым в пленочном рукаве на период полимеризации связующего, и последующее удаление пленочного рукава по окончании полимеризации, согласно изобретению при наличии углов поворота в трубопроводе сначала определяют их место расположения, затем готовят комбинированный рукав, состоящий из тканевой оболочки с ворсом наружу, внутрь которой с выворотом вводят воздухонепроницаемый рукав с тканевой лентой, полученный комбинированный рукав пропускают через пропиточную ванну с полимерным связующим, цепляют за трос и с помощью лебедки с одновременной пропиткой протягивают через трубопровод, на выходе из которого трос отцепляют, а к концу загерметизированного комбинированного рукава привязывают другую тканевую ленту, комбинированный рукав для его расправления и прижатия к стенке трубопровода раздувают сжатым воздухом, при этом в углах поворотов из-за натяжки рукава при протяжке в трубопровод образуются пустоты, чтобы их удалить, давление воздуха в рукаве снижают и за тканевую ленту, намотанную на барабан в начале трубопровода, комбинированный рукав с выворотом втягивают в трубопровод, причем конец вывернутого рукава должен выйти за все углы поворота, после этого давление воздуха в рукаве повышают и рукав снова вводят в трубопровод с выворотом, при наличии сопротивлений в углах поворотов за привязанную ленту, наматываемую на барабан, установленный в конце трубопровода, создают дополнительное усилие в направлении выворота рукава, при этом осуществляется полное прилегание рукава к стенке трубопровода.
Заявленный способ осуществляют следующим образом.
При вводе рукава в восстанавливаемый трубопровод с выворотом под давлением воздуха в углах поворотов возникают большие сопротивления, многократно превышающие сопротивление вывороту рукава на прямолинейных участках трубопровода. Для преодоления этих сопротивлений необходимо внутрь комбинированного рукава вставить ленту из прочной ткани, которая при вытяжке с другого конца трубопровода создает дополнительное усилие для преодоления сопротивления вывороту рукава.
Последовательность выполнения работ включает следующие операции. Сначала готовят комбинированный рукав, соответствующий внутреннему диаметру и длине восстанавливаемого участка трубопровода и состоящий из тканевой оболочки с ворсом наружу, внутрь которой помещают воздухонепроницаемый пленочный рукав с прочной тканевой лентой внутри. Комбинированный рукав наматывают на барабан и доставляют к месту ввода в трубопровод.
Со стороны наибольшего расстояния от конца трубопровода до угла поворота комбинированный рукав пропускают через пропиточную ванну с полимерным клеящим составом, конец пропитанного комбинированного рукава герметизируют, цепляют за трос, включают лебедку и пропитанный комбинированный рукав затягивают в трубопровод. По завершении затяжки трос отцепляют, а к концу комбинированного рукава цепляют ленту с барабана, установленного в конце трубопровода.
С другого конца трубопровода тканевую ленту пропускают через вводное устройство и связывают с лентой, намотанной на барабан, установленный в начале трубопровода. Комбинированный рукав закрепляют на вводном устройстве и раздувают воздухом. При этом в углах поворота из-за натяжки рукава, полного его прилегания к стенке трубопровода не происходит. Для исключения натяжки давление воздуха снижают и комбинированный рукав с выворотом втягивают в трубопровод с помощью ленты, наматываемой на барабан, установленный в начале трубопровода. При этом конец вывернутого рукава должен выйти за углы поворота. Затем давление воздуха увеличивают и, сдерживая ленту с этого барабана, регулируют скорость ввода рукава в трубопровод с выворотом. При этом с другого конца трубопровода тканевую ленту в натянутом состоянии наматывают на второй барабан, создавая направление и дополнительное усилие для преодоления сопротивления вывороту рукава в углах поворота.
Давление воздуха в рукаве сохраняют до конца полимеризации связующего. Оно должно быть достаточным для прекращения поступления грунтовой воды при наличии сквозных дефектов в трубопроводе, а также для отжима уже поступившей воды в сторону финишного колодца или приямка. По окончании полимеризации пропиточного клеящего состава пленочный рукав удаляют и подвергают повторному использованию либо утилизации или применяют по другому назначению, а оборудование перемещают на новый участок работы.
Предлагаемый способ позволит обеспечить возможность качественного восстановления трубопроводов с поворотами, включая изгибы, отводы и компенсаторы.
Способ восстановления трубопроводов путем нанесения покрытия на его внутреннюю поверхность, включающий введение в очищенный трубопровод тканевой оболочки, пропитанной полимерным связующим, с воздухонепроницаемым пленочным рукавом внутри, прижатие тканевой оболочки к стенке трубопровода давлением воздуха, создаваемым в пленочном рукаве на период полимеризации связующего, и последующее удаление пленочного рукава по окончании полимеризации, отличающийся тем, что при наличии углов поворота в трубопроводе сначала определяют их место расположения, затем готовят комбинированный рукав, состоящий из тканевой оболочки с ворсом наружу, внутрь которой с выворотом вводят воздухонепроницаемый рукав с тканевой лентой, полученный комбинированный рукав пропускают через пропиточную ванну с полимерным связующим, цепляют за трос и с помощью лебедки с одновременной пропиткой протягивают через трубопровод, на выходе из которого трос отцепляют, а к концу загерметизированного комбинированного рукава привязывают другую тканевую ленту, комбинированный рукав для его расправления и прижатия к стенке трубопровода раздувают сжатым воздухом, при этом в углах поворотов из-за натяжки рукава при протяжке в трубопровод образуются пустоты, чтобы их удалить, давление воздуха в рукаве снижают и за тканевую ленту, намотанную на барабан в начале трубопровода, комбинированный рукав с выворотом втягивают в трубопровод, причем конец вывернутого рукава должен выйти за все углы поворота, после этого давление воздуха в рукаве повышают и рукав снова вводят в трубопровод с выворотом, при наличии сопротивлений в углах поворотов за привязанную ленту, наматываемую на барабан, установленный в конце трубопровода, создают дополнительное усилие в направлении выворота рукава, при этом осуществляется полное прилегание рукава к стенке трубопровода.