Многоступенчатая коробка передач планетарного типа
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к многоступенчатой коробке передач планетарного типа, прежде всего дополнительной коробке передач рабочей машины, с корпусом (1), в котором размещены четыре планетарных ряда (4, 5, 6, 7) и несколько валов, и с переключающими элементами, которые образованы по меньшей мере одним тормозом и сцеплениями, и посредством целенаправленного приведения в действие которых являются выбираемыми разные передаточные отношения между ведущим валом (2) и ведомым валом (3). Ведущий вал (2) соединен с водилом второго планетарного ряда (5), солнечная шестерня которого соединена с третьим валом (14), а коронная шестерня которого соединена с четвертым валом (15). Ведомый вал (3) находится в соединении с водилом четвертого планетарного ряда (7). Пятый вал (16) посредством первого тормоза (8) выполнен с возможностью неподвижного соединения с корпусом (1). В результате может быть реализовано большое число передаточных отношений при небольшом числе деталей. 13 з.п. ф-лы, 18 ил.
Реферат
Изобретение относится к многоступенчатой коробке передач планетарного типа, прежде всего к дополнительной коробке передач рабочей машины с корпусом, в котором размещены четыре планетарных ряда и несколько валов, и с органами переключения, которые образованы по меньшей мере одним тормозом и сцеплением и посредством целенаправленного приведения в действие которых могут быть получены разные передаточные отношения между ведущим валом и ведомым валом.
Предпочтительно, подобная многоступенчатая коробка передач используется в качестве дополнительной коробки передач у рабочих машин, причем получаемые передачи дополнительной коробки передач определяются посредством целенаправленного приведения в действие переключающих элементов и соответственно эффективного потока мощности внутри планетных рядов. Понятием «дополнительная коробка передач» при этом обычно обозначается приводной механизм, с помощью которого может быть установлены многие передаточные отношения посредством небольшого числа интервалов передаточных чисел соседних ступеней. В общей коробке передач сельскохозяйственной рабочей машины, например трактора, подобная дополнительная коробка передач в качестве переключаемой под нагрузкой передачей обычно комбинируется с еще одной многоступенчатой коробкой передач в форме раздаточной коробки передач с высокими интервалами передаточных чисел соседних ступеней, так что благодаря этой комбинации достигается общая коробка передач с большим числом получаемых ступеней скорости при одновременном большом диапазоне передаточных отношений. Зачастую при этом добавляются дополнительные приводные механизмы в форме понижающих коробок передач и/или поворотных устройств.
Из EP 0495942 B1 известна многоступенчатая коробка передач планетарного типа, которая комбинируется как дополнительная коробка передач сельскохозяйственной рабочей машины с раздаточной коробкой передач. При этом эта дополнительная коробка передач имеет корпус, в котором расположены четыре планетарных ряда и несколько валов, из которых один является ведущим валом, а другой ведомым валом многоступенчатой коробки передач. Кроме того, в области валов предусмотрены несколько переключающих элементов, посредством целенаправленного приведения в действие которых изменяется поток мощности внутри четырех планетарных рядов и, тем самым, передаточные отношения между ведущим валом и ведомым валом. В общем, благодаря этому могут устанавливаться восемь передаточных отношений многоступенчатой коробки передач.
Целью настоящего изобретения является предложение многоступенчатой коробки передач названного в начале типа, посредством которой может быть реализовано большое число передаточных отношений при небольшом числе деталей и, тем самым, малом весе и малых производственных расходах. Кроме того, должен получаться почти геометрический ряд передаточных отношений, а также снижены нагрузки на отдельные элементы коробки передач. Кроме того, должны быть возможны небольшие и почти геометрические ступени скорости между отдельными передаточными отношениями, а также компактная конструкция. Наконец, должны быть достижимыми высокие коэффициенты полезного действия зубчатых зацеплений.
Исходя из ограничительной части п.1 формулы изобретения, эта задача решена в сочетании с характеризующими ее признаками. Следующие за ним зависимые пункты формулы изобретения соответственно демонстрируют предпочтительные усовершенствования изобретения.
Сообразно этому предлагается многоступенчатая коробка передач планетарного типа согласно изобретению, которая имеет в корпусе ведущий и ведомый вал, а также дополнительные вращающиеся валы и четыре планетарных ряда. При этом планетарные ряды, при рассмотрении в осевом направлении, расположены, предпочтительно, в последовательности первый планетарный ряд, второй планетарный ряд, третий планетарный ряд и четвертый планетарный ряд, и, предпочтительно, выполнены соответственно в виде планетарных рядов с отрицательным внутренним передаточным отношением. Однако также возможно на местах, где это допускается возможность связи, преобразовать отдельные или несколько планетарных рядов с отрицательным внутренним передаточным отношением в планетарные ряды с положительным внутренним передаточным отношением, когда одновременно обмениваются соединение с водилом и соединение с коронной шестерней и величина передачи при неподвижном водиле увеличивается на единицу. Кроме того, в рамках изобретения возможно иное расположение планетарных рядов в осевом направлении, чем описанное выше.
Как известно, планетарный ряд с отрицательным внутренним передаточным отношением содержит солнечную шестерню, коронную шестерню и водило, которое несет на себе на подшипниках с возможностью вращения планетарные шестерни, которые находятся в зацеплении соответственно с солнечным колесом и коронной шестерней. При этом при неподвижном водиле достигается противоположное солнечной шестерне направление вращения коронной шестерни.
В противоположность этому, простой планетарный ряд содержит солнечную шестерню, коронную шестерню и водило, которое несет на себе установленные на подшипниках с возможностью вращения внутренние и наружные планетарные шестерни. При этом все внутренние планетарные шестерни входят в зацепление с солнечной шестерней, а все наружные планетарные шестерни - с коронной шестерней, причем, кроме того, каждая внутренняя планетарная шестерня находится в зацеплении с наружной планетарной шестерней. При этом при неподвижном водиле достигается одинаковое направление вращения коронной шестерни относительно солнечной шестерни.
Согласно изобретению ведущий вал соединен с водилом второго планетарного ряда, солнечная шестерня которого соединена с третьим валом, а коронная шестерня которого соединена с четвертым валом. Кроме того, ведомый вал соединен с водилом четвертого планетарного ряда, в то время как пятый вал посредством первого тормоза может быть неподвижно соединен с корпусом.
Предпочтительно, ведущий вал служит в качестве привода многоступенчатой коробки передач, то есть для подачи вращающего момента в многоступенчатую коробку передач. Поэтому он является приводимым в движение, прежде всего, приводным двигателем, например двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем. Соответственно этому, ведомый вал служит, предпочтительно, в качестве выходного вала многоступенчатой коробки передач, прежде всего для отвода вращающего момента от многоступенчатой коробки передач, прежде всего для приведения в действие агрегата, например насоса или электрического генератора, или привода транспортного средства, например колеса транспортного средства или гусеничной ленты транспортного средства.
В усовершенствованном варианте изобретения ведомый вал, кроме того, посредством первого сцепления является соединяемым с возможностью разъединения с четвертым валом, который, кроме того, находится в соединении с солнечной шестерней четвертого планетарного ряда. Кроме того, коронная шестерня четвертого планетарного ряда соединена с шестым валом, который через второе сцепление является соединяемым с пятым валом.
В качестве альтернативы этому, четвертый вал посредством первого сцепления является соединяемым с возможностью разъединения с ведомым валом, а с другой стороны, через второе сцепление - с шестым валом, который соединен с солнечной шестерней четвертого планетарного ряда. Кроме того, пятый вал соединен с коронной шестерней четвертого планетарного ряда.
Согласно еще одному альтернативному варианту осуществления изобретения коронная шестерня четвертого планетарного ряда соединена с шестым валом, который, во-первых, посредством первого сцепления может быть соединен с ведомым валом, а во-вторых, через второе сцепление - с пятым валом. Далее, четвертый вал, кроме того, соединен с солнечной шестерней четвертого планетарного ряда.
В усовершенствованном варианте изобретения ведомый вал, кроме того, соединен с солнечной шестерней третьего планетарного ряда и посредством третьего сцепления может быть соединен с третьим валом, который, помимо этого, соединен с водилом третьего планетарного ряда. Кроме того, коронная шестерня третьего планетарного ряда соединена с шестым валом, который через четвертое сцепление является соединяемым с возможностью разъединения с пятым валом.
Согласно одному альтернативному варианту осуществления ведомый вал, кроме того, соединен с солнечной шестерней третьего планетарного ряда и посредством третьего сцепления может быть соединен с седьмым валом, который, кроме того, во-первых, находится в соединении с коронной шестерней третьего планетарного ряда и, во-вторых, через четвертое сцепление является соединяемым с возможностью разъединения с пятым валом. Кроме того, третий вал соединен с водилом третьего планетарного ряда.
В качестве еще одной альтернативы, третий вал, кроме того, соединен с водилом третьего планетарного ряда и посредством третьего сцепления может быть соединен с седьмым валом, который, во-первых, соединен с коронной шестерней третьего планетарного ряда, а во-вторых, через четвертое сцепление является соединяемым с возможностью разъединения с пятым валом. Кроме того, ведомый вал соединен с солнечной шестерней третьего планетарного ряда.
Согласно еще одному альтернативному варианту осуществления ведомый вал, кроме того, соединен с солнечной шестерней третьего планетарного ряда и посредством третьего сцепления является соединяемым с третьим валом, который, кроме того, через четвертое сцепление может быть соединен с возможностью разъединения с седьмым валом. При этом этот седьмой вал находится в соединении с водилом третьего планетарного ряда, а пятый вал - с коронной шестерней третьего планетарного ряда.
Далее, альтернативно этому ведомый вал, кроме того, может быть, во-первых, посредством третьего сцепления соединен с третьим валом, а во-вторых, через четвертое сцепление - с седьмым валом, который соединен с солнечной шестерней третьего планетарного ряда. Кроме того, водило третьего планетарного ряда соединено с третьим валом, а коронная шестерня третьего планетарного ряда - с пятым валом.
В усовершенствованном варианте вышеупомянутого выполнения третий вал, помимо этого, соединен с коронной шестерней первого планетарного ряда, водило которого соединено с пятым валом, а солнечная шестерня которого - с восьмым валом. При этом восьмой вал через второй тормоз может быть неподвижно соединен с корпусом.
В этом случае первое передаточное отношение получается посредством замыкания первого тормоза, а также второго и третьего сцепления, тогда как второе передаточное отношение включается путем приведения в действие первого и второго тормоза, а также второго сцепления. Третье передаточное отношение может быть установлено замыканием первого тормоза, а также второго и четвертого сцепления. Кроме того, четвертое передаточное отношение получается путем приведения в действие второго тормоза, а также второго и третьего сцепления, а пятое передаточное отношение - посредством замыкания второго тормоза, а также первого и второго сцепления. Далее, шестое передаточное отношение включается путем приведения в действие второго тормоза, а также первого и третьего сцепления. Альтернативно этому, шестое передаточное число может быть установлено путем замыкания первого тормоза, а также первого и третьего сцепления или путем приведения в действие первого, третьего и четвертого сцепления или путем замыкания первого, второго и четвертого сцепления или путем замыкания первого, второго и третьего сцепления. Седьмое передаточное отношение может быть выбрано путем приведения в действие второго тормоза, а также первого и четвертого сцепления, тогда как восьмое передаточное отношение включается путем замыкания первого тормоза, а также первого и четвертого сцепления. Наконец, девятое передаточное отношение получается путем приведения в действие первого и второго тормоза, а также первого сцепления. Следовательно, может быть реализована многоступенчатая коробка передач в общем с девятью устанавливаемыми ступенями передачи.
Согласно одному альтернативному варианту усовершенствования третий вал, помимо этого, может быть соединен посредством пятого сцепления с восьмым валом, который находится в соединении с коронной шестерней первого планетарного ряда. Кроме того, водило первого планетарного ряда соединено с пятым валом, а солнечная шестерня первого планетарного ряда соединена с корпусом без возможности прокручивания.
Далее, пятый вал может быть альтернативно соединен посредством пятого сцепления с восьмым валом, который находится в соединении с водилом первого планетарного рядка. Кроме того, коронная шестерня первого планетарного ряда соединена с третьим валом, а солнечная шестерня первого планетарного ряда соединена с корпусом без возможности прокручивания.
В обоих вышеназванных случаях первое передаточное отношение получается путем замыкания первого тормоза, а также второго и третьего сцепления, тогда как второе передаточное отношение включается путем приведения в действие первого тормоза, а также второго и пятого сцепления. Кроме того, четверное передаточное отношение получается путем приведения в действие второго, третьего и пятого сцепления, и пятое передаточное отношение - путем замыкания первого, второго и пятого сцепления. Шестое передаточное отношение может быть выбрано путем приведения в действие первого, третьего и пятого сцепления. Альтернативно этому, шестое передаточное отношение может быть также установлено путем замыкания первого тормоза, а также первого и третьего сцепления или путем приведения в действие первого, третьего и четвертого сцепления или путем замыкания первого, второго и четвертого сцепления или путем приведения в действие второго, третьего и четвертого сцепления или путем замыкания первого, второго и третьего сцепления. Далее, седьмое передаточное отношение включается путем приведения в действие первого, четвертого и пятого сцепления, тогда как восьмое передаточное отношение может быть выбрано путем замыкания первого тормоза, а также первого и четвертого сцепления. Наконец, девятое передаточное отношение получается путем приведения в действие первого тормоза, а также первого и пятого сцепления. Соответственно этому и в этом случае может быть реализована многоступенчатая коробка передач с девятью ступенями передачи.
В усовершенствованном варианте изобретения дополнительное передаточное отношение получается путем замыкания первого тормоза, а также второго и четвертого сцепления. Следовательно, вышеназванные варианты многоступенчатой коробки передач могут быть расширены до коробки передач в общем с десятью ступенями передачи.
В усовершенствованном варианте изобретения ведущий вал многоступенчатой коробки передач для реализации механизма отвода мощности проведен прежде всего через многоступенчатую коробку передач и служит при этом, наряду с ведомым валом, в качестве дополнительного второго ведомого вала, например в качестве вала отвода мощности для заменяемых вспомогательных механизмов.
В принципе, изобретение также включает в себя выполнения многоступенчатых коробок передач, у которых подвод и отвод мощности кинематически взаимно переставлены. При этом упомянутый ведомый вал многоступенчатой коробки передач служит для подвода мощности к ней, например, для введения вращающего момента в многоступенчатую коробку передач, например посредством приводного двигателя, а упомянутый ведущий вал многоступенчатой коробки передач служит для отбора вращающего момента из многоступенчатой коробки передач, например для приведения в действие агрегата или автомобильной трансмиссии. Тогда в схеме переключения многоступенчатой коробки передач последовательность передаточных отношений соответственно изменяется на противоположную.
Посредством отдельных вариантов осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению можно реализовать соответствующие передаточные отношения с небольшим числом деталей и этим самым поддерживать малые затраты на производство и вес. Кроме того, при этом получается подходящий, прежде всего, для дополнительной коробки передач рабочей машины почти геометрический ряд передаточных отношений и, соответственно, небольшие интервалы передаточных чисел, которые также выполнены почти геометрически.
Кроме того, отдельные варианты осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению отличаются низкими абсолютными и относительными скоростями вращения, а также низкими моментами силы в планетарных рядах и переключающих элементах, что оказывает положительное влияние на их размеры и срок службы. Кроме того, могут быть достигнуты в общем хорошие коэффициенты полезного действия зубчатых зацеплений, а также компактная конструкция.
Изобретение не ограничено приведенными комбинациями признаков основного пункта формулы изобретения и зависимых пунктов. Кроме того, появляются возможности комбинировать друг с другом отдельные признаки, даже когда они следуют из пунктов формулы изобретения, нижеследующего писания примеров осуществления или непосредственно из чертежей. Ссылки в пунктах формулы изобретения на чертежи путем использования ссылочных обозначений не должны ограничивать объем охраны пунктов формулы изобретения.
Дополнительные, улучшающие изобретение меры будут более подробно описаны ниже вместе с описанием предпочтительных вариантов осуществления изобретения. Показано на:
Фиг.1 - схематический вид первого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.2 - приведенная в качестве примера схема переключения передач для многоступенчатой коробки передач согласно фиг.1,
Фиг.3 - схематический вид второго предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.4 - схематический вид еще одного, третьего предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.5 - схематический вид четвертого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.6 - схематическое изображение пятого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.7 - схематический вид еще одного, шестого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.8 - схематический вид седьмого предпочтительного варианта осуществления,
Фиг.9 - еще одно схематическое изображение восьмого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.10 - еще одно схематическое изображение девятого предпочтительного варианта осуществления изобретения,
Фиг.11 - схематический вид еще одного, десятого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.12 - схематический вид одиннадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.13 - еще одно схематическое изображение двенадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.14 - схематическое изображение тринадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.15 - схематический вид еще одного, четырнадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач,
Фиг.16 - еще одно схематическое изображение пятнадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению,
Фиг.17 - схематическое изображение шестнадцатого предпочтительного варианта осуществления изобретения, и
Фиг.18 - схематический вид семнадцатого предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению.
На фиг.1 показан первый предпочтительный вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. В этом случае речь идет, предпочтительно, о дополнительной коробке передач общей трансмиссии рабочей машины, причем подобная дополнительная коробка передач в общей трансмиссии обычно используется в качестве переключаемой под нагрузкой коробки передач в комбинации с раздаточной коробкой передач, так что благодаря этой комбинации дополнительной коробки передач с низкими ступенями скорости и раздаточной коробки передач с соответственно высокими ступенями скорости является достижимым большое число получаемых передаточных отношений и большой диапазон передаточных отношений общей трансмиссии. По причине этого большого числа получаемых ступеней передачи соответствующим образом устроенные общие трансмиссии пригодны, прежде всего, для применения в сельскохозяйственной рабочей машине, предпочтительно в пахотном тракторе. Кроме того, также происходит, предпочтительно, дальнейшее комбинирование обоих вышеупомянутых приводных механизмов с понижающей передачей и/или поворотным устройством. При этом, в принципе, геометрическая последовательность отдельных приводных механизмов в общей трансмиссии является свободно выбираемой.
Как, кроме того, видно на фиг.1, многоступенчатая коробка передач согласно изобретению имеет корпус 1, который вмещает ведущий вал 2, ведомый вал 3, а также четыре планетарных ряда 4, 5, 6 и 7. Планетарные ряды 4, 5, 6 и 7 при этом выполнены в виде планетарных рядов с отрицательным внутренним передаточным отношением, причем, однако, согласно изобретению также возможно выполнение по меньшей мере одного из планетарных рядов с отрицательным внутренним передаточным отношением как планетарного ряда с положительным внутренним передаточным отношением. Тогда при этом следует одновременно взаимно поменять подключения водила и коронной шестерни и увеличить вклад фиксированного передаточного отношения в сравнении с выполнением как планетарного ряда с отрицательным внутренним передаточным отношением на единицу.
Как далее следует из фиг.1, многоступенчатая коробка передач согласно изобретению содержит, в общем, шесть переключающих элементов, которые состоят из двух тормозов 8 и 9 и четырех сцеплений 10, 11, 12 и 13. При этом пространственное расположение этих переключающих элементов может быть любым и ограничивается только их размерами, а также внешним выполнением. В настоящем случае тормоза 8 и 9 и сцепления 10, 11, 12 и 13 выполнены в виде пластинчатых переключающих элементов, причем, однако, согласно изобретению возможно также выполнение в виде переключающих элементов с геометрическим замыканием или в виде по-другому выполненных фрикционных переключающих элементов.
Посредством целенаправленного приведения в действие переключающих элементов возможно избирательное переключение разных передаточных отношений между ведущим валом 2 и ведомым валом 3. Кроме того, в корпусе 1 размещены, в общем, восемь вращаемых валов, которые, наряду с ведущим валом 2 и ведомым валом 3, образованы третьим валом 14, четвертым валом 15, пятым валом 16, шестым валом 17, седьмым валом 18 и восьмым валом 19.
Согласно изобретению ведомый вал 3 соединяет водило четвертого планетарного ряда 7 с солнечной шестерней третьего планетарного ряда 6 и может быть, помимо этого, во-первых, посредством первого сцепления 10 соединен с четвертым валом 15, а во-вторых, через третье сцепление 12 с третьим валом 14. Третий вал 14 в дальнейшем прохождении соединен с водилом третьего планетарного ряда 6, солнечной шестерней второго планетарного ряда 5 и коронной шестерней первого планетарного ряда 4, в то время как четвертый вал 15, кроме того, соединяет солнечную шестерню четвертого планетарного ряда с коронной шестерней второго планетарного ряда 5.
Кроме того, пятый вал 16 соединен с водилом первого планетарного ряда 4 и через первый тормоз 8 может быть неподвижно соединен с корпусом 1. Кроме того, пятый вал 16 через второе сцепление 11 дополнительно является соединяемым с возможностью разъединения с седьмым валом 18. При этом шестой вал 17 в дальнейшем прохождении находится в соединении с коронной шестерней четвертого планетарного ряда 7, и седьмой вал 18 - с коронной шестерней третьего планетарного ряда 6. Как, кроме того, следует из фиг.1, восьмой вал 19 соединен с первым планетарным рядом 4 и может быть неподвижно соединен с корпусом 1 через второй тормоз 9. Наконец, ведущий вал 2 дополнительно соединен с водилом второго планетарного ряда 5.
Из фиг.2 следует приведенная в качестве примера схема переключения передач многоступенчатой коробки передач согласно фиг.1, причем при этом для изображения каждого отдельного передаточного отношения три из шести переключающих элемента замкнуты, и для переключения в соседнюю ступень передачи следует изменить состояние вторых переключающих элементов. При этом из приведенной в качестве примера схемы переключений можно получить для примера соответствующие передаточные отношения i отдельных ступеней передачи, а также получающиеся изменения φ передаточных отношений между ступенями передач. В принципе, величины отдельных передач над величинами передачи при неподвижном водиле планетарных рядов 4, 5, 6 и 7 являются свободно выбираемыми, причем предпочтительно первый планетарный ряд 4 имеет величину передачи при неподвижном водиле - 2,300, второй планетарный ряд 5 - величину передачи при неподвижном водиле - 1,800, третий планетарный ряд 6 - величину передачи при неподвижном водиле - 2,300, и четвертый планетарный ряд 7 - величину передачи при неподвижном водиле - 2,000. Кроме того, из таблицы 2 следует предпочтительный диапазон передаточных отношений, равный 3,555.
Как, кроме того, видно на фиг.2, с помощью многоступенчатой коробки передач согласно изобретению в соответствии с фиг.1 могут реализоваться в общем 9 обычных передаточных отношений, а также дополнительное, обозначенное через Z1 передаточное отношение. Кроме того, шестое передаточное отношение может быть получено посредством нескольких альтернативных приведений в действие переключающих элементов, которые обозначены на фиг.5 через M1-M5.
При этом первое передаточное отношение получается путем замыкания первого тормоза 8, а также второго сцепления 11 и третьего сцепления 12, причем для переключения в следующее, второе передаточное отношение третье сцепление 12 должно быть разомкнуто и приведен в действие второй тормоз 9. Следующее за вторым передаточным отношением третье передаточное отношение включается, исходя из второго передаточного отношения, путем размыкания первого тормоза 8 и замыкания четвертого сцепления 13. Исходя из третьего передаточного отношения, получается четвертое передаточное отношение тем, что четвертое сцепление 13 снова размыкается, и приводится в действие третье сцепление 12, причем для дальнейшего переключения на более высокое пятое передаточное отношение третье сцепление 12 снова размыкается, и приводится в действие первое сцепление 10. Следующее за ним шестое передаточное отношение включается путем размыкания второго сцепления 11 и замыкания третьего сцепления 12. Шестое передаточное отношение может быть альтернативно этому получено также путем приведения в действие первого тормоза 8, а также первого сцепления 11 и третьего сцепления 12 или путем замыкания первого сцепления 10, третьего сцепления 12 и четвертого сцепления 13 или путем замыкания второго сцепления 11, третьего сцепления 12 и четвертого сцепления 13 или путем приведения в действие первого сцепления 10, второго сцепления 11 и третьего сцепления 12.
Кроме того, седьмое передаточное отношение получается путем замыкания второго тормоза 9, а также первого сцепления 10 и четвертого сцепления 13. Восьмое передаточное отношение может быть получено тем, что, исходя из седьмого передаточного отношения, размыкается второй тормоз 9 и приводится в действие первый тормоз 8. Наконец, девятое передаточное отношение включается, исходя из восьмого передаточного отношения, путем размыкания четвертого сцепления 13 и приведения в действие второго тормоза 9.
Дополнительное, обозначенное через Z1 передаточное отношение может быть получено тем, что первый тормоз 8, а также второе сцепление 11 и четвертое сцепление 13 замыкаются. Впрочем, это дополнительное передаточное отношение предусмотрено лишь опционально, так как дополнительная передача больше не приводит к геометрическим интервалам передаточных отношений в ряду передаточных отношений.
На фиг.3 изображен схематический вид еще одного, второго предпочтительного варианта осуществления многоступенчатой коробки передач. В отличие от первого варианта осуществления согласно фиг.1, ведомый вал 20 в этом случае наряду с соединением с водилом четвертого планетарного ряда 7 и солнечной шестерней третьего планетарного ряда 6, а также возможным соединением с третьим валом 14 через третье сцепление 12, может быть посредством первого сцепления 21 соединен с шестым валом 22. При этом шестой вал 22, кроме того, находится в соединении с коронной шестерней четвертого планетарного ряда 7 и является соединяемым посредством второго сцепления 11 с пятым валом 16. Кроме того, четвертый вал 23 только соединяет солнечное колесо четвертого планетарного ряда 7 с коронной шестерней второго планетарного ряда 5.
Конструкция согласно второму варианту осуществления согласно фиг.3 при этом эквивалентна предыдущему варианту осуществления согласно фиг.1, так что на отдельных ступенях передачи при одинаковых величинах передачи при неподвижном водиле планетарных рядов 4-7 достигаются передаточные отношения i, а также изменения φ передаточных отношений между ступенями передач согласно приведенной в качестве примера схеме переключений из фиг.2. Переключение отдельных передаточных отношений отличается от описания к фиг.2 лишь тем, что вместо первого сцепления 11 на фиг.1 соответственно приводится в действие первое сцепление 21 на фиг.3.
Из фиг.4 следует предпочтительный вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. При этом отличным от варианта согласно фиг.1 является то, что четвертый вал 24, наряду с соединением с коронной шестерней второго планетарного рядка 5 и возможностью соединения с ведомым валом 3, через первое сцепление 10 может быть соединен посредством второго сцепления 25 с шестым валом 28, который в дальнейшем прохождении находится в соединении с солнечной шестерней четвертого планетарного ряда 7. Кроме того, пятый вал 27 напрямую связан с коронной шестерней четвертого планетарного ряда 7.
Также и вариант осуществления на фиг.4 представляет собой эквивалентный варианту осуществления согласно фиг.1 вариант коробки передач. По причине этого факта при одинаковых величинах передачи при неподвижном водиле планетарных рядов 4-7 снова достигаются приведенные на фиг.2 передаточные отношения i, а также изменения φ передаточных отношений. Относительно переключения отдельных ступеней передач описание к фиг.2 следует изменить с том отношении, что вместо второго сцепления 11 на фиг.1 соответственно должно приводиться в действие второе сцепление 25 на фиг.4.
На фиг.5 показан еще один, четвертый вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. В отличие от варианта осуществления согласно фиг.1, здесь ведомый вал 28, кроме того, через третье сцепление является соединяемым с седьмым валом 30, который в дальнейшем прохождении находится в соединении с коронной шестерней третьего планетарного ряда 6 и через четвертое сцепление является соединяемым с пятым валом 16. Далее, третий вал 13 соединяет друг с другом только водило третьего планетарного ряда 6, солнечную шестерню второго планетарного ряда 5 и коронную шестерню первого планетарного ряда 4.
Вариант осуществления согласно фиг.5 также представляет собой эквивалентное варианту согласно фиг.1 выполнение многоступенчатой коробки передач. Следовательно, кинематические схемы согласно фиг.2 применимы также для выполнения согласно фиг.5, причем в отношении включения отдельных передаточных отношений приведение в действие третьего сцепления 12 на фиг.1 следует соответственно заменить приведением в действие третьего сцепления 29 на фиг.5.
Кроме того, из фиг.6 следует пятый вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. Как можно понять, этот вариант осуществления отличается от варианта согласно фиг.1 в том отношении, что третий вал 32, наряду с соединением с коронной шестерней первого планетарного ряда 4, солнечной шестерней второго планетарного ряда 5 и водилом третьего планетарного ряда 6, через третье сцепление 33 может быть соединен с седьмым валом 34. При этом седьмой вал 34 в дальнейшем прохождении соединен с коронной шестерней третьего планетарного ряда 6 и посредством четвертого сцепления 13 является соединяемым с пятым валом 16. Кроме того, ведомый вал 35 соединен только с солнечной шестерней третьего планетарного ряда 6 и водилом четвертого планетарного ряда 7 и посредством первого сцепления 10 является соединяемым с четвертым валом 15.
Переключение передаточных отношений снова эквивалентного фиг.1 варианта коробки передач согласно фиг.6 отличается от описанного относительно фиг.2 тем, что вместо третьего сцепления 12 на фиг.1 соответственно следует приводить в действие сцепление 33 на фиг.6.
Далее, на фиг.7 изображен шестой предпочтительный вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. В отличие от варианта осуществления согласно фиг.1, третий вал 36, наряду с соединением с коронной шестерней первого планетарного ряда 4 и солнечной шестерней второго планетарного ряда 5, посредством третьего сцепления 37 является соединяемым с возможностью разъединения с ведомым валом 3. При этом третье сцепление 38 в осевом направлении расположено между вторым планетарным рядом 5 и третьим планетарным рядом 6. Далее, третий вал 36 посредством четвертого сцепления 38 может быть соединен с седьмым валом 39, который связан с водилом третьего планетарного ряда 6. Кроме того, пятый вал 40 находится в жестком соединении с коронной шестерней третьего планетарного ряда 6.
Также и вариант согласно фиг.7 снова представляет собой эквивалентный варианту осуществления согласно фиг.1 вариант осуществления коробки передач, так что приведенная в качестве примера на фиг.2 схема переключений в принципе может быть также использована для фиг.7. Впрочем, эта схема переключений относительно переключения отдельных передаточных отношений должна быть изменена в том отношении, что вместо третьего сцепления 12 на фиг.1 должно приводиться в действие соответственно третье сцепление 37 на фиг.7, а вместо четвертого сцепления 13 на фиг.1 - соответственно четвертое сцепление 38 на фиг.7.
Кроме того, на фиг.8 изображен седьмой вариант осуществления многоступенчатой коробки передач согласно изобретению. Он отличается от варианта осуществления согласно фиг.1 тем, что между солнечной шестерней третьего планетарного ряда 6 и ведомым валом 41 размещен седьмой вал 42, который находится в соединении с солнечной шестерней третьего планетарного ряда 6 и посредством четвертого сцепления 43 может быть соединен с ведомым валом 41. Кроме того, через третье сцепление 37 установлено соединение ведомого вала 41 с третьим валом 14 между вторым планетарным рядом 5 и третьим планетарным рядом 6. Кроме того, пятый вал 40 неподвижно соединен с коронной шестерней третьего планетарного ряда 6.
В отношении переключения ступеней передач многоступенчатой коробки передач согласно фиг.8 приведенная в качестве примера на фиг.2 схема переключений должна быть изменена в том отношении, что вместо третьего сцепления 12 на фиг.1 должно приводиться в действие соответственно третье сцепление 37 на фиг.8, а вместо четвертого сцепления 13 на фиг.1 - соответственно четвертое сцепление 43 на фиг.7. Доступные передаточные отн