Автоматизированная система разработки, принятия и применения нормативных правовых актов с использованием их записи на формальном языке

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к интегрированной автоматизированной системе разработки, принятия и применения нормативных правовых актов. Технический результат заключается в автоматизации анализа юридической ситуации, задаваемой пользователем, и принятия решения о правомерности данной ситуации. Система содержит сервер баз данных, включающий базу данных нормативных правовых актов на формальном языке и базу данных текстов нормативных правовых актов на естественном языке, клиент-серверную систему управления указанными базами данных, при этом сервер баз данных соединен через вычислительную сеть с автоматизированными рабочими местами разработчиков нормативных правовых актов, каждое из которых включает в себя вычислительную машину, содержащую модуль разработки нормативных правовых актов, также с автоматизированными рабочими местами лиц, осуществляющих рассмотрение или принятие нормативного правового акта, каждое из которых включает в себя вычислительную машину, содержащую модуль рассмотрения и принятия нормативного правового акта, а также с автоматизированными рабочими местами пользователей нормативных правовых актов, каждое из которых включает в себя вычислительную машину, содержащую модуль применения нормативных правовых актов. 20 ил.

Реферат

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Изобретение относится к области вычислительной техники, в частности к автоматизированным системам разработки, принятия и применения нормативных правовых актов.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

В настоящее время нередки случаи, когда в нормативных правовых актах имеются следующие дефекты:

- тексты нормативных правовых актов сформулированы так, что ведут к неоднозначному пониманию смысла выраженных ими правовых норм (неоднозначность формулировок);

- нормы акта противоречат иным нормам, содержащимся как в том же, так и в другом нормативном правовом акте той же или более высокой юридической силы (противоречие правовых норм).

Указанные дефекты приводят к искажению содержания правовых норм и, как следствие, нарушениям законодательства, судебным и иным правоприменительным ошибкам, возникновению споров и потерь участников правоотношений, а иногда становятся причиной злоупотреблений. Ситуация усложняется наличием различных органов власти, наделенных нормотворческими функциями, что объективно обусловливает слабую согласованность их действий в разработке нормативных правовых актов.

Указанные выше дефекты влекут за собой трудоемкую, неформализованную и непроизводительную работу по толкованию нормативных правовых актов с целью установления действительного смысла содержащихся в них норм, которая ведется с привлечением адвокатов, нотариусов, судей и иных юристов. Результат этой работы не всегда соответствует действительной воле органов власти при введении соответствующих правовых норм. Примером тому является наличие противоречивой и периодически изменяющейся судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции в отношении толкования одних и тех же положений нормативных правовых актов. Наличие в нормативных правовых актах неоднозначностей и противоречий является причиной того, что, несмотря на перевод нормативных правовых актов в электронный формат данных, в настоящее время отсутствуют практически применимые средства автоматического правового анализа юридических ситуаций, вводимых пользователем, с выводами об их правомерности, условиях осуществления и возможных правовых последствиях.

Под юридической ситуацией здесь и далее понимается заданный набор конкретных состояний и действий объектов правового регулирования, в отношении которого требуется применение правовых норм. Под объектом правового регулирования здесь и далее понимается предмет, лицо, явление, действие, на которое направлено действие правовых норм. Общественное обсуждение нормативных правовых актов перед их принятием на сегодняшний день оперирует экспертными оценками смысла вводимых правовых норм, а сложная структура нормативных актов не позволяет за отведенное время оценить ясность и непротиворечивость нормативного правового акта, а также последствия его принятия для различных юридических ситуаций. Данные обстоятельства снижают эффективность общественного обсуждения как механизма повышения качества нормативных правовых актов и предотвращения коррупции.

Требуется устранить вышеуказанные явления за счет автоматизации процессов разработки, принятия и применения нормативных правовых актов, которая исключала бы неоднозначность формулировок указанных актов, а также противоречия как внутри них, так и со всеми доступными для автоматизированной обработки актами в данной сфере правового регулирования.

Известно техническое решение RU 2479017 [1], представляющее собой автоматизированную аналитическую информационную систему мониторинга нормативных правовых актов и правоприменительной практики, которая предназначена для сбора и анализа информации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Данная система функционирует следующим образом: пользователи системы на территориальном уровне предоставляют предложения по совершенствованию законодательству. Эксперты на уровне головной организации осуществляют рецензирование данных предложений и принимают решение о разработке нормативного правового акта или отклонении предложений. Далее в блоке, содержащем диссертационные исследования и аналитические материалы, осуществляется поиск специалистов в интересующей сфере, для разработки соответственного нормативного правового акта. В аналитическом блоке специалисты выявляют дефекты права, исследуя весь массив нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Затем конкретные предложения по совершенствованию законодательства вносятся в блок предложений и затем в блоке диссертаций и аналитических материалов осуществляется поиск специалистов для разработки нормативного правового акта. Одновременно с данной работой осуществляется обсуждение в конференции с целью обмена опытом для предотвращения возможных дефектов права. Технический результат в указанном известном решении так же, как и в заявляемом изобретении, достигается с использованием автоматизированной системы, включающей в себя базы данных и автоматизированные рабочие места.

Однако данное известное решение, предоставляя, по существу, интерфейс общественного обсуждения принятых нормативных правовых актов, требует участия множества лиц и использования ими естественного языка с присущей ему неоднозначностью. При всей важности такого участия решение не устраняет проблему противоречий и неясностей в нормативных актах. В результате работы множества лиц по подготовке и внесению изменений вместо одних противоречий и неясностей вполне могут появиться другие. Кроме того, известное решение не предотвращает возникновения противоречий и неясностей в нормативных правовых актах на этапе их принятия.

Признаки известного решения, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, отсутствуют. Известно также техническое решение RU 2431188 [2], в котором предложен способ визуализации взаимосвязей нормативно-правовых документов в виде графа. Ссылки нормативных актов друг на друга представляются в виде графа, при этом проверяется соблюдение следующих условий:

1) любой документ может изменять (модифицировать, ссылаться на) только те документы, которые были приняты ранее даты рассматриваемого документа.

2) последующие по дате принятия (ввода в действие, опубликования) рассматриваемого документа могут изменять (модифицировать), ссылаясь на рассматриваемый документ

Однако данное известное решение направлено лишь на повышение наглядности и удобства пользования графическим интерфейсом визуализации взаимосвязей нормативных правовых актов с индикацией их несоответствия по дате принятия (вступления в силу). Данное решение позволяет выявить ошибки в ссылках одних актов на другие, но не позволяет устранить неясности и противоречия, содержащиеся в самих этих актах.

Признаки известного решения, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, отсутствуют. Известно также техническое решение RU 122507 [3], представляющее собой полезную модель автоматизированной системы поддержки законотворческой деятельности, которая предназначена для информационного обеспечения участников федерального законодательного процесса путем предоставления доступа к базе данных электронных документов и информационным материалам, аутентичным тем, которые принимаются и (или) находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Кроме того, система поддерживает документооборот по всем стадиями законодательного процесса. Тем самым, создается единое информационно-технологическое пространство нормативно-правовой деятельности.

Однако целью данной системы не является предотвращение неоднозначности формулировок правовых норм и противоречий между нормативными правовыми актами.

Признаки известного решения, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, отсутствуют. Известно также техническое решение RU 2485589 [4], которое реализовано в рамках автоматизированного рабочего места участника законотворческой деятельности государственной автоматизированной системы "Законотворчество". Решение обеспечивает повышение быстродействия системы путем сокращения временных затрат на поиск и формирование адресов законопроектов, содержание которых должно быть предъявлено депутату. Однако данное решение также не направлено на предотвращение неоднозначности формулировок правовых норм и противоречий между нормативными правовыми актами.

Признаки известного решения, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, отсутствуют.

Таким образом, известные технические решения, хотя и обеспечивают сбор информации для выявления пробелов в законодательстве, контроль ссылок правовых актов и поддержку законотворческой деятельности, не решают проблемы устранения противоречий правовых норм и неоднозначности формулировок нормативных правовых актов.

В качестве прототипа принято техническое решение [1] как наиболее близкое по своему функциональному назначению к заявляемому изобретению.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в создании такой интегрированной автоматизированной системы разработки, принятия и применения нормативных правовых актов, включающей в себя автоматизированные рабочие места:

- разработчиков нормативных правовых актов,

- лиц, рассматривающих и принимающих нормативный правовой акт;

- пользователей нормативных правовых актов,

соединенные с базами данных нормативных правовых актов (далее -автоматизированная система), которая при разработке и принятии нормативных правовых актов устраняла бы неоднозначность их формулировок, автоматически выявляла бы противоречия с нормами включенных в нее нормативных правовых актов с учетом их юридической силы, действия в пространстве и во времени, а также обеспечивала бы возможность автоматического анализа юридической ситуации с выдачей по ней правового заключения о правомерности такой ситуации, ее условиях и правовых последствиях ее наличия. Целесообразность создания интегрированной автоматизированной системы обусловлена тем, что процессы разработки, принятия и применения нормативных правовых актов находятся в тесной информационной связи друг с другом (как прямой, так и обратной), в силу чего их реализация целесообразна в единой информационно-технологической среде. В частности, анализ юридической ситуации, характерный для применения нормативных правовых актов, также применяется и в ходе разработки и принятия нормативных актов (в том числе в процессе общественного обсуждения).

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в получении технических средств для устранения неоднозначности формулировок нормативных правовых актов и противоречий между содержащимися в них правовыми нормами между собой и с нормами иных актов, информация о которых введена в базу данных заявляемого изобретения, с учетом их юридической силы, действия в пространстве и во времени; в получении технических средств автоматического правового анализа юридической ситуации, задаваемой пользователем, с предоставлением выводов о правомерности данной ситуации, об условиях, при которых данная ситуация осуществима, о возможных правовых последствиях ситуации; в расширении возможностей использования средств вычислительной техники и баз данных за счет их применения для автоматизированного предотвращения неоднозначности формулировок нормативных правовых актов и противоречий правовых норм на этапе разработки и принятия нормативного правового акта; в расширении возможностей использования информационных справочно-правовых систем за счет их применения для автоматизированного формирования выводов о юридической ситуации, задаваемой пользователем.

Указанный технический результат достигается за счет следующих существенных признаков. Интегрированная автоматизированная система содержит функциональные блоки, использующие формальный язык записи нормативных правовых актов, который исключает неоднозначность записи последних, выполненные с функциями:

- создания, редактирования, приема-передачи, хранения и использования текстов нормативных правовых актов на формальном языке;

- автоматической проверки синтаксиса текста вводимых нормативных правовых актов на формальном языке и недопущения дальнейшей работы с текстом, содержащим синтаксические ошибки;

- автоматического выявления противоречий записей, вводимых в автоматизированную систему правовых норм на формальном языке с записями других правовых норм данного и иных нормативных правовых актов на формальном языке и недопущения дальнейшей работы с текстом, содержащим противоречия;

- автоматической трансляции текста нормативного правового акта на формальном языке в текст на естественном языке, пригодный для дальнейшего редактирования;

- подготовки посредством обработки текстов нормативных правовых актов на формальном языке автоматических выводов о конкретной юридической ситуации, введенной пользователем:

- о правомерности или неправомерности юридической ситуации;

- об условиях, при которых данная ситуация является правомерной, если таковые имеются;

- о правовых последствиях наличия данной ситуации.

Все перечисленные существенные признаки, как легко видеть, непосредственно влияют на возможность получения технического результата заявляемого изобретения.

Все перечисленные существенные признаки являются отличительными от прототипа, поскольку в прототипе отсутствуют соответствующие функциональные блоки и среда, поддерживающая формальный язык записи правовых норм.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Фиг. 1. Схема функциональной архитектуры автоматизированной системы.

Фиг. 2. Блок-схема способа использования автоматизированной системы.

Фиг. 3. Блок-схема функции ПРОВ().

Фиг. 4. Блок-схема алгоритма проверки на отсутствие противоречий.

Фиг. 5. Блок-схема алгоритма трансляции в текст на естественном языке.

Фиг. 6. Блок-схема алгоритма анализа юридической ситуации.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Заявляемое изобретение поясняется конкретным примером исполнения, который не является единственно возможным, однако демонстрирует возможность достижения технического результата заявляемого изобретения посредством его существенных признаков.

Описание конструкции в статическом состоянии

Технический результат, обеспечиваемый изобретением, может быть достигнут, в частности, путем следующего построения автоматизированной системы (фиг. 1).

Автоматизированная система включает в себя сервер баз данных (или группу синхронизированных и взаимодействующих между собой серверов) 1, на котором размещена клиент-серверная система управления базами данных 2 и две базы данных нормативных правовых актов: на формальном языке 3 и на естественном языке 4. База данных 3, кроме полного текста записей нормативных правовых актов на формальном языке, содержит также набор таблиц, в которых помещены описания нормативных правовых актов с указанием их юридической силы, действия в пространстве и времени, описания объектов правового регулирования, включая их наименования и определения, наборы доступных для них состояний и действий с указанием множества принимаемых значений, а также описания собственно правовых норм.

Через вычислительную сеть 5 указанный сервер (группа серверов) соединен с вычислительной машиной лица, осуществляющего рассмотрение или принятие нормативного правового акта 6. Такое соединение обеспечено для всех органов власти, наделенных полномочиями по принятию нормативных правовых актов, организаций и граждан, участвующих в обсуждении и экспертизе. Через вычислительную сеть 7 указанный сервер (группа серверов) также соединен с вычислительной машиной пользователя нормативных правовых актов 8. Такое соединение обеспечено для всех заинтересованных пользователей нормативных правовых актов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления, организаций, граждан, включая нотариусов, адвокатов, иных юристов, а также медиаторов, аудиторов, оценщиков и иных специалистов.

Автоматизированная система также включает в себя вычислительную машину разработчика нормативного правового акта 9, которая через вычислительную сеть 5 соединена с вышеуказанным сервером (группой серверов) и на которой установлен модуль разработки нормативного правового акта 10, включающий в себя:

- текстовый редактор записей правовых норм на формальном языке 11;

- блок контроля синтаксиса 12, вход которого соединен с выходом блока 11;

- блок проверки на наличие противоречий с другими правовыми нормами 13, вход которого соединен с выходом блока 12, а также через вычислительную сеть 5 с системой управления базами данных 2;

- блок трансляции в текст на естественном языке 14, вход которого соединен с выходом блока 13.

Вычислительная машина 9, модуль 10 с блоками 11-14 образуют автоматизированное рабочее место разработчика нормативных правовых актов.

На вычислительной машине лица, осуществляющего рассмотрение или принятие нормативного правового акта 6, установлен модуль рассмотрения и принятия нормативного акта 15, включающий в себя:

- блок рассмотрения проектов 16, вход которого соединен с выходом блока 14, а также через вычислительную сеть 5 - с системой управления базами данных 2;

- текстовый редактор формирования замечаний и предложений 17, вход которого соединен с выходом блока 16;

- блок утверждения нормативных правовых актов 18, вход которого соединен с выходом блока 16.

Выход блока утверждения нормативного правового акта 18 через вычислительную сеть 5 соединен с системой управления базами данных 2. Вычислительная машина 6, модуль 15 с блоками 16-18 образуют автоматизированное рабочее место лица, рассматривающего и принимающего нормативный правовой акт. Для целей общественного обсуждения, экспертизы или иной работы, осуществляемой лицами, не управомоченными на принятие акта, автоматизированное рабочее место не включает блок 18.

На вычислительной машине пользователя нормативных правовых актов 8 установлен модуль применения нормативных правовых актов 19, включающий в себя:

- блок информационного поиска на естественном языке 20, вход которого через вычислительную сеть 7 соединен с системой управления базами данных 2;

- блок анализа юридических ситуаций и поддержки принятия решений 21, вход которого через вычислительную сеть 7 соединен с системой управления базами данных 2.

Вычислительная машина 8, модуль 19 с блоками 20 и 21 образуют автоматизированное рабочее место пользователя нормативных правовых актов.

Способ использования

Способ использования автоматизированной системы, обеспечивающий получение заявленного технического результата, заключается в следующем (фиг. 2).

Нормативный правовой акт записывают в систему 22 в виде текста на формальном языке при помощи текстового редактора 11.

Затем при помощи блока 12 производят синтаксическую проверку 23 текста, включая проверку правильности типов параметров, указанных в правовых нормах. При наличии ошибок текст правовой нормы редактируют до их устранения.

При помощи блока 13 с привлечением данных, извлеченных из базы данных 3 посредством системы управления базами данных 2, производят проверку 24 на отсутствие противоречий всех правовых норм, содержащихся во введенном и проверенном тексте, между собой, а также с другими нормами, данные о которых имеются в базе данных 3, с учетом юридической силы установивших их нормативных правовых актов и действия этих актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Система автоматически формирует сертификат проверки соответствия другим нормативным правовым актам.

После указанной проверки посредством блока трансляции 14 формируют текст 25 нормативного правового акта на естественном языке. Транслятор запрограммирован таким образом, чтобы обеспечивать эквивалентность нормативно-правового смысла записей на формальном и естественном языках. Текст на естественном языке при необходимости редактируют вручную для обеспечения большего качества текста. Если производят запись на формальном языке действующих нормативных правовых актов, утвержденных ранее только на естественном языке, то текст на естественном языке не формируют.

Полученные таким образом тексты нормативного правового акта на естественном языке и на формальном языке совместно с сертификатом итоговой проверки в установленном порядке представляют соответствующему лицу для рассмотрения или принятия посредством помещения на вход блока 16.

Рассмотрение текстов 26 нормативного правового акта с применением блока 16 производят в том числе с привлечением данных, извлеченных из баз данных 3 и 4 посредством системы управления базами данных 2. При необходимости в процессе рассмотрения производят анализ юридических ситуаций посредством блока 20. Замечания и предложения по нормативному акту при их наличии формируют на естественном языке, а там, где это возможно, - и в виде формальной записи посредством текстового редактора 17.

Блоки 16 и 17 также используют в качестве программно-технических средств для общественного обсуждения проекта нормативного акта и различного рода экспертиз.

Нормативный правовой акт 27 принимают посредством блока 18 одновременно в двух записях: на естественном и на формальном языке, исключительно при наличии положительного сертификата итоговой проверки. Принятие нормативного правового акта без записи на формальном языке и без сертификата итоговой проверки не допускается. Записи на формальном языке придают силу акта аутентического толкования соответствующего нормативного правового акта.

В блоках 16-18 исключают возможность ручного изменения текста на формальном языке. При необходимости изменения вносят исключительно через текстовый редактор 11, а затем - через блок трансляции 14. При этом блоки 11 и 14 выполнены с функцией автоматического сохранения внесенных изменений с указанием автора и момента времени.

Тексты принятого нормативного правового акта на формальном и естественном языке 28 помещают соответственно в базах данных 3 и 4. Кроме того, в базе данных 3 формируют записи по всем предусмотренным в ней полям, для которых в формальной записи нормативного правового акта имеются данные.

При необходимости проведения анализа юридических ситуаций в процессе правоприменительной практики применяют как традиционный блок информационного поиска на естественном языке 20, так и блок анализа юридических ситуаций и поддержки принятия решений 21, в который вводят 29 конкретную юридическую ситуацию.

Путем сравнения с правовыми нормами, содержащимися в базе данных 3, производят 30 автоматическое определение правомерности, условий правомерности и правовых последствий заданной юридической ситуации с получением отчета в любой уместной форме.

Подтверждение возможности выполнения программируемых функций

Ниже приведено подтверждение возможности выполнения указанных выше программируемых функций.

Формальный язык для записи нормативных правовых актов.

Ключевое значение для осуществимости всего заявляемого изобретения имеет возможность записи текстов нормативных актов на таком формальном языке, который исключает неоднозначное понимание смысла правовой нормы.

Принципиальная возможность создания однозначного формального языка известна из уровня техники, примерами являются языки программирования высокого уровня, обеспечивающие однозначное описание последовательности действий произвольной сложности. При записи на языках программирования не исключены ошибки, однако благодаря существованию автоматических средств синтаксического контроля и контроля правильности данных в процессе выполнения программы неустраненными оказываются только семантические ошибки, связанные с построением алгоритма, то есть внешние по отношению к тексту.

Таким образом, существует принципиальная возможность описания правил на формальном языке, которая, во-первых, читается однозначным образом, а во-вторых, может быть автоматически протестирована на наличие синтаксических и ошибок и ошибок времени выполнения (runtime errors). При этом возможность применения формальной записи к нормативным правовым актам показана в [5].

Особенность описания нормативного правового акта заключается в том, что в описании не требуется подробно прописывать алгоритмы действий, ограничиваясь лишь тем объемом регламентации, который предусмотрен непосредственно нормативным правовым актом. Например, не требуется подробно описывать, каким образом заявитель должен составлять раздел «Описание изобретения», достаточно указать требования к результатам, получаемым на выходе. Эти требования вполне описываются конкретными значениями свойств объектов правового регулирования, которые должны и не должны быть приняты, а также действиями объектов правового регулирования, которые должны, могут, не должны или не могут быть совершены. Такая особенность обусловливает сходство формального языка с декларативными языками программирования, которые известны из уровня техники.

В качестве примера построения требуемого формального языка ниже приводится запись синтаксических конструкций такого языка в расширенной форме Бэкуса-Наура (РБНФ). Данный пример носит иллюстративный характер: для заявляемого изобретения может быть применен любой формальный язык, пригодный для однозначного описания правовых норм. Пояснения о типе и правилах образования нетерминалов (даты, наименования и т.п.), если они очевидны из наименования нетерминала, для краткости опущены.

Перед началом работы вводимый в систему нормативный акт разделяют на правовые нормы. Каждая правовая норма представляет собой предложение, состоящее из описания условий ее применения (гипотезы), предписываемых правомерных состояний объектов правового регулирования, права или обязанности совершить определенные действия или не совершать их (диспозиции), а также последствий несоблюдения данных условий (санкции). Формирование нормативного правового акта из отдельных правовых норм известно из теории права.

Запись нормативного правового акта:

НормативныйАкт

{ОписаниеОбъектаПравовогоРегулирования}

{ПравоваяНорма}

{СлужебнаяНорма}

Символы перевода строки и табуляции игнорируются. Несколько последовательных пробелов воспринимаются как один. Допускается использование скобок для изменения порядка обработки элементов.

Здесь:

Примечания:

Общие сведения о нормативном правовом акте содержат информацию о его действии, а также сведения, необходимые для организации ссылок.

ИдентификаторНПА - уникальный системный ключ, по которому определяется конкретный нормативный правовой акт.

ИдентификаторСферыПравовогоРегулирования - уникальный ключ сферы правового регулирования в соответствии с принятой классификацией, необходимый для правильного определения набора объектов правового регулирования и проверки непротиворечивости; в пределах одной сферы все объекты правового регулирования и их имена должны быть уникальными, в разных сферах допускается использовать одно и то же имя для соответственно разных объектов; у одного акта может иметься несколько сфер правового регулирования, в этом случае объекты и их имена в пределах совокупности этих сфер должны быть уникальными.

УровеньЮридическойСилы - число, указывающее степень подчиненности нормативного правового акта и установленное в соответствии с официально утверждаемыми правилами (например, 0 - Конституция РФ, 1 - федеральный конституционный закон, 2 - кодекс РФ, 3 - федеральный закон и т.д.).

ДатаНачалаДействия - общая дата вступления в силу нормативного акта, установленная в самом акте либо вводимая в качестве справочного значения (например, при установлении даты с момента опубликования или во столько-то после опубликования). Отдельные нормы акта могут иметь свои даты начала действия. При их отсутствии применяется общая дата.

ДатаПрекращения - общая дата прекращения действия акта, установленная самим актом либо вводимая в качестве справочного значения (например, при полной отмене данного акта другим актом). Отдельные нормы акта могут иметь свои даты прекращения. При их отсутствии применяется общая дата.

ИдентификаторЭлемента = ИдентификаторОПР|

ИдентификаторСостояние|ИдентификаторДействие.

СписокЗначенийСвойства = ЗначениеСвойства {«,» ЗначениеСвойства}{«ИСКЛ(»ЗначениеСвойства {«,» ЗначениеСвойства}«)»}

Примечания:

Описание объектов правового регулирования и их возможных состояний и действий необходимо для обеспечения однозначности и предотвращения ошибок (подобно объявлению переменных в языках программирования). В пределах данного нормативного правового акта могут быть использованы только такие объекты, их состояния и действия, которые определены непосредственно в данном акте, а также во всех вышестоящих актах по уровню правового регулирования.

ИдентификаторОПР - имя объекта правового регулирования без пробелов для использования в тексте на формальном языке. Допускается использование составного имени объекта правового регулирования с указанием последовательности объектов через точку.

ТекстовоеОбозначениеОПР - имя объекта правового регулирования, которое подлежит применению в тексте на формальном языке.

Терминал «РОД» служит для указания родового объекта, по отношению к которому данный объект является видом; данный объект наследует все свойства и действия родового объекта;

ТекстовоеОпределениеОПР - определение объекта правового регулирования в виде текста на естественном языке.

Терминал «СПИСОК» служит для указания на перечень определенных в другом месте объектов правового регулирования, входящих в состав данного объекта (все входящие в список объекты наследуют свойства и действия данного объекта). По умолчанию список, если он предусмотрен, является открытым. Терминал «ЗАКР» указывает на то, что никакие другие объекты, кроме указанных в списке, не могут считаться видами данного объекта. Терминал «КРОМЕ» указывает на то, что ни один из указанных объектов не может считаться видом данного объекта, в том числе не наследует его свойств.

Терминал «ЭЛЕМЕНТ» служит для определения состава объекта правового регулирования: других объектов правового регулирования, из которых он состоит, а также свойств и действий данного объекта.

Терминал «СВОЙСТВО» служит для указания на то, что указанный за ним элемент является свойством объекта правового регулирования, способным принимать определенные значения.

Терминалы «ЕД» и «МН» служат доя указания на то, что данный элемент может существовать, соответственно, в единственном экземпляре или во множестве экземпляров.

Терминал «ИМЯ» указывает на наличие следующего за ним имени элемента в виде текста на естественном языке.

Терминал «ЗНАЧ» служит для указания на следующий за ним список значений свойства. Если такой список задан, то допустимыми считаются только свойства из данного списка.

Терминал «ИСКЛ» указывает на заключенный в скобки набор взаимоисключающих значений, так что появление одного из них не допускает одновременного существования других значений (имеет значение для выявления противоречия между правовой нормой и юридической ситуацией или другой нормой).

Терминал «НЕСОВМ» указывает на заключенный в скобки набор взаимоисключающих действий, так что выполнение одного из них не допускает одновременного выполнения других действий (имеет значение для выявления противоречия между правовой нормой и юридической ситуацией или другой нормой).

Условие = УсловиеСостояние|УсловиеДействие {«И»|«ИЛИ»

УсловиеСостояние|Условие Действие}.

УсловиеСостояние = ИдентификаторОПР «.» ИдентификаторСостояние

ЗначениеСостояния.

УсловиеДействие = ИдентификаторОПР «.» ИдентификаторДействие

«ДА»|«НЕТ»|«ВКЛ»|«ИСКЛ».

Предписания = Правило {«И»|«ИЛИ»Правило}.

Правило = ПравилоСостояние|ПравилоДействие.

ПравилоДействие = [ВСЕ ИдентификаторОПР {«И»

ИдентификаторОПР}] [ПРИ Условие] ДЕЙСТВИЕ ИдентификаторОПР.

Примечания:

ИдентификаторНормы - уникальный системный ключ в пределах нормативного правового акта, по которому определяется правовая норма. Нумерация идентификаторов является единой для правовых норм и служебных норм (см. ниже).

Терминал «СПЕЦ» указывает на специальную норму, положения которой имеют приоритет в случае противоречия с какой-либо общей нормой.

Терминал «УСЛОВИЕ» предваряет диспозицию правовой нормы, то есть при каких условиях ее предписания должны быть выполнены. Условия выполнения правовой нормы записываются в виде совокупности состояний (УсловиеСостояние) и действий (УсловиеДействие) объектов правового регулирования, при выполнении которой включается действие правовой нормы. Условие может быть и не задано, тогда норма выполняется абсолютно, то есть при любых состояниях и действиях объектов правового регулирования.

Терминал «ПРАВИЛО» предваряет описание диспозиции правовой нормы. Правовая норма выражается в совокупности состояний (ПравилоСостояние), которые объекты правового регулирования должны принять или не принять (варианты терминалов:

, или действий (ПравилоДействие) которые объекты правового регулирования совершить обязаны (терминалы «ДА ОБЯЗ») или вправе (терминалы «ДА ПРАВО») либо не обязаны (терминалы «НЕТ ОБЯЗ» или не вправе (терминалы «НЕТ ПРАВО»).

Указания в отношении конкретных действий и состояний могут иметь варианты, которые определяются дополнительными условиями, задаваемыми после терминала «ПРИ». Кроме того, условие может применяться к связанному набору объектов правового регулирования, перечисленному после терминала «ВСЕ». Для соответствующих действий и состояний могут быть установлены сроки (терминалы «С» и «ДО»).

Предполагается, что каждое совершаемое или не совершаемое действие может иметь результат, который является объектом правового регулирования. Причем результатом может быть как единичный объект (терминал «ЕД»), так и некоторое множество объектов (терминал «МН»). Терминал «САНКЦИЯ» указывает на описание санкции правовой нормы. Как и диспозиция, санкция также выражается в совокупности состояний (ПравилоСостояние) или действий объекта правового регулирования (ПравилоДействие), формируемых по тем же правилам, что и в диспозиции.

Примечания:

Служебная норма необходима для временной или постоянной отмены, замены или ввода в действие отдельных правовых норм или нормативных правовых актов. Терминал «ОТМ» предваряет отмену правовой нормы или акта в целом, терминал «ПРИМ» - ввод в действие, совместное последовательное использование терминалов «ОТМ» и «ПРИМ» означает замену одной нормы (или акта в целом) на другую норму (акт). Каждый блок терминалов «ОТМ» и «ПРИМ» заключен между терминалом «ОПЕР» и терминалом «КОНЕЦ».

Образец применения формальной записи на примере следующего фрагмента нормативного правового акта: «В разделе "Уровень техники" приводятся сведения об известных заявителю аналогах изобретения с выделением из них аналога, наиболее близкого к изобретению (прототипа). В качестве аналога изобретения указывается средство того же назначения, известное из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения.

При описании каждого из аналогов непосред