Механизм винт-гайка

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. Механизм содержит пару винт-гайка, на рабочих поверхностях которых выполнены канавки на винтовой линии. Цилиндрическая или коническая часть резьбовой рабочей поверхности гайки не имеет прямого контакта с резьбовой рабочей поверхностью винта. Для предотвращения прямого контакта в винтовую канавку гайки уложена сменная пружина из более износостойкого материала, чем материал гайки и винта, служащая промежуточным телом между винтом и гайкой, снабженными винтовыми канавками глубиной до половины диаметра проволоки пружины. Винтовые канавки гайки могут иметь многозаходное исполнение. Достигается расширение функциональных возможностей. 1 з.п. ф-лы.

Реферат

Изобретение относится к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот.

Известен (см., например, Атлас конструкций узлов и деталей машин / Б.А. Байков и др. - М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 384 с. (стр. 203-205)) механизм винт-гайка, содержащий пару винт и гайка, на рабочих поверхностях которых выполнены канавки на винтовой линии.

Недостаток известных механизмов винт-гайка состоит в неоправданной сложности исполнения и реконструкции резьбы пары винт-гайка при больших диаметрах в резьбовой части.

Для устранения отмеченного недостатка в механизме винт-гайка, содержащем пару винт и гайка, на рабочих поверхностях которых выполнены канавки на винтовой линии, цилиндрическая или коническая часть рабочей поверхности гайки не имеет прямого контакта с рабочей поверхностью винта, для чего в винтовую канавку гайки уложена сменная пружина из более износостойкого материала, чем материал гайки и винта, служащая промежуточным телом между винтом и гайкой, снабженными винтовыми канавками глубиной до половины диаметра проволоки пружины. При этом винтовые канавки гайки с уложенными пружинами могут иметь многозаходное исполнение.

В зависимости от области применения и требуемой точности сопряжения пары винт-гайка сменная пружина может быть многожильной (см., например, Детали машин. Сборник материалов по расчету и конструированию. В 2-х книгах. Кн. II. М.: Машгиз, 1953, стр. 238-241), делая крупногабаритный механизм винт-гайка рациональным по конструкции и технологии.

Таким образом, предлагаемое техническое решение, по мнению заявителя, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо, упрощая технологию исполнения и реконструкции резьбы пары винт-гайка, расширяя функциональные возможности механизма винт-гайка.

1. Механизм винт-гайка, содержащий пару винт и гайка, на рабочих поверхностях которых выполнены канавки на винтовой линии, отличающийся тем, что цилиндрическая или коническая часть рабочей поверхности гайки не имеет прямого контакта с рабочей поверхностью винта, для чего в винтовую канавку гайки уложена сменная пружина из более износостойкого материала чем материал гайки и винта, служащая промежуточным телом между винтом и гайкой, снабженными винтовыми канавками глубиной до половины диаметра проволоки пружины.

2. Механизм винт-гайка по п. 1, отличающийся тем, что винтовые канавки гайки с уложенными пружинами могут иметь многозаходное исполнение.