Смазочное устройство зубчатой передачи

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня 1 находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес 4 зубчатой передачи и тангенциально поджатой к боковым поверхностям его зубьев 5. Смазочная шестерня 1 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана 11 примыкает тормозной башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни 1 и посредством шарнира 14 укрепленной на корпусе 15 зубчатой передачи. Консоль 13 снабжена пружиной 16, прижимающей консоль 13 с башмаком 12 к барабану 11. Обеспечивается повышение качества смазки. 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно ротапринтное смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазывающий элемент в виде шестерни, обкатывающей при работе передачи зубья одного из ее смазываемых зубчатых колес. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена к смазываемому зубчатому колесу зубчатой передачи, причем прижатие выполняется по линии, соединяющей центры вращения шестерни и смазываемого колеса (радиальное поджатие), для чего шестерня посредством оси установлена на одном из плеч коромысла, укрепленном в корпусе редуктора, с возможностью поворота в общей плоскости вращения шестерни и колеса, а прижатие выполнено посредством пружины растяжения, укрепленной на корпусе передачи и втором плече коромысла - см., например, «Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин)», стр. 191, 192, рис. 2, а.

Недостаток данного устройства состоит в том, что прижатие смазывающей шестерни к смазываемому колесу осуществляется именно по линии, соединяющей центры их вращения (шестерни и колеса), в то время как смазывать необходимо боковые поверхности зубьев колеса, которые располагаются (в зоне прижатия шестерни к колесу) перпендикулярно линии действия прижимающего усилия. И в этом случае силы трения (скольжения и качения) между сопрягающимися боковыми поверхностями шестерни (несущими смазочный материал) и боковыми (смазываемыми) поверхностями зубьев колеса, которые (эти силы) и обеспечивают перенос смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса, практически не зависят от прижимающей шестерню к колесу силы. Это приводит к тому, что процесс переноса смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса является малоэффективным, кроме того, при данной схеме прижатия смазочной шестерни к смазываемому колесу не выдерживается необходимое межосевое расстояние между ними, вследствие этого корни зубьев шестерни упираются в вершины зубьев колеса, что затрудняет взаимное зацепление шестерни и колеса, приводит к усиленному износу корней зубьев шестерни (изготовленных из прессованного смазочного материала), что еще больше ухудшает зацепление шестерни и колеса и может вызывать заклинивание зубьев шестерни во впадинах зубчатого венца колеса.

В качестве прототипа взята конструкция аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи и тангенциально поджатой к нему, причем шестерня укреплена на барабане, установленном на оси, к барабану примыкает тормозной башмак, укрепленный на консоли, ориентированной в плоскости вращения шестерни, установленной шарнирно на корпусе передачи, и снабженный пружиной, прижимающей консоль с башмаком к барабану.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая передача со смазочным устройством - фиг. 1, схема сопряжения зубьев шестерни и колеса - фиг. 2, смазочное устройство - вид с вершин зубьев зубчатого венца шестерни - фиг.3, то же устройство - вид с торца смазочной шестерни - фиг. 4.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1 с зубчатым венцом 2, ось 3, зубчатое колесо 4 с венцом 5, зубчатое колесо 6 с венцом 7, шпильки 8, шайба 9, гайки 10, барабан 11, башмак 12, консоль 13, шарнир 14, корпус 15 передачи, пружина 16; направления вращения - шестерни ω1 и колес ω2, ω3; притормаживающее усилие F; реакция R между зубьями шестерни 1 и колеса 4.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочную шестерню 1 с зубьями 2, изготовленными из прессованного смазочного материала, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4, которое, в свою очередь - своим венцом 5 находится в зацеплении с парным колесом 6 передачи - посредством его зубчатого венца 7. Боковые поверхности зубьев 2 шестерни 1 контактируют с боковыми поверхностями зубьев 5 колеса 4. Смазочная шестерня 1 посредством шпилек 8, шайб 9 и гаек 10 укреплена на барабане 11, установленном на оси 3, к внешнему периметру барабана примыкает башмак 12, укрепленный на консоли 13, ориентированной в плоскости вращения шестерни, консоль посредством шарнира 14 укреплена на корпусе 15 зубчатой передачи и снабжена пружиной 16, прижимающей консоль с башмаком к барабану 11.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При вращении (ω2) зубчатого колеса 4 вращается (ω1) и сопряженная с ним шестерня 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала. При зацеплении зубьев 2 шестерни 1 и зубьев 5 колеса 4 с боковых поверхностей зубьев 2 происходит перенос смазочного материала (из которого изготовлены эти зубья) на боковые (смазываемые) поверхности зубьев 5 колеса. Башмак 12, поджатый (F) пружиной 16 (посредством консоли 13, на которой он укреплен) к барабану 11, на котором укреплена шестерня 1, притормаживает этот барабан, при этом между зубьями 2 шестерни и зубьями 5 колеса возникает задаваемая силой прижатия (определяемая параметрами пружины) реакция R сопротивления вращению шестерни 1, тем самым обеспечивается надежное поджатие зубьев смазочной шестерни к смазываемым боковым поверхностям зубьев колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства позволяет осуществлять смазывание боковых поверхностей зубьев колеса по всей их ширине, что повышает качество смазывания и не оставляет несмазанных участков боковых поверхностей зубьев колеса. При этом (при любом направлении вращения смазываемого зубчатого колеса) контакт зубьев шестерни осуществляется именно с набегающими боковыми поверхностями зубьев колеса, которые затем при вращении этого колеса будут взаимодействовать с зубьями парного зубчатого колеса; а контакта зубьев шестерни с отстающими боковыми поверхностями зубьев колеса, которые в смазывании не нуждаются, не происходит; это позволяет снизить истирание зубьев шестерни (за счет отсутствия указанного взаимодействия), что позволяет повысить ресурс шестерни и снизить материальные издержки на изготовление смазочных шестерен.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, находящейся в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджатой к нему, отличающееся тем, что шестерня укреплена на барабане, установленном на оси, к барабану примыкает тормозной башмак, укрепленный на консоли, ориентированной в плоскости вращения шестерни, установленной шарнирно на корпусе зубчатой передачи и снабженной пружиной, прижимающей консоль с тормозным башмаком к барабану.