Выставляемая конструкция для поворотно-откидной или откидной створки окна или двери для ручного и/или механического откидывания

Иллюстрации

Показать все

Выставляемая конструкция (1) для поворотно-откидной створки окна или двери с расположенным на створке (3) и раме (2) запорным модулем (4), состоящим из ножниц (40) и запорных элементов, причем для выставления створки (3) ножницы (40) одним концом закреплены на раме (2) с возможностью вращения, а другим концом закреплены на запорном модуле (4) створки (3) с возможностью вращения и смещения, а расположенные на створке (3) запорные элементы подвижны относительно расположенных на раме (2) напротив друг друга запорных элементов и могут быть приведены в зацепление, а также с закрепленной на раме (2) оконной/дверной коробки базовой деталью (5), на которой расположены приводимые в действие посредством механического приводного устройства (6) ножницы (7), содержащие соединитель (8) с расположенными на створке (3) запорными элементами запорного модуля (4), причем соединитель (8) представляет собой соединительный элемент приводной штанги (9) и образует соединение между механическим приводным устройством (6) и запорным модулем (4), благодаря чему посредством механического приводного устройства (6) запорный модуль (4) может быть приведен в положения блокировки и разблокировки, так что базовая деталь (5) имеет корпус 10, содержащий механическое приводное устройство (6), причем механическое приводное устройство (6) состоит из шпинделя (18), перемещаемой на шпинделе (18) в продольном направлении корпуса (10) гайки шпинделя (19), перемещающегося на корпусе (10) захватного штифта (20), который связан с одним концом (17) односторонне гибкой цепи (15) и приводного мотора (21), причем ножницы (7) содержат кронштейн (11), причем расположенный на кронштейне (11) прямой шлиц (12) продольно смещается с расположенным на базовой детали (5) штифтом (13) и расположен так, что поворачивается по оси штифта (14) и связан с другим концом (16) односторонне гибкой цепи (15), причем односторонне гибкая цепь (15) на другом своем конце (16) связана с кронштейном (11) и имеет на этом другом конце (16) стабилизатор цепи (29), который обеспечивает действие на цепь (15) крутящего момента вокруг оси (32) и постоянно удерживает цепь (15) между кронштейном (11) и базовой деталью (5) в односторонне гибком положении, причем стабилизатор цепи (29) взаимодействует с двумя расположенными на кронштейне (11) направляющими (30) с соответствующими нажимными пружинами (31). 9 з.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Изобретение относится к выставляемой конструкции для поворотно-откидной или откидной створки окна или двери с запорным модулем и закрепленной на раме оконной/дверной коробки базовой деталью с механическим приводным устройством согласно пункту 1 формулы изобретения.

Из патента DE 102007007997 известна выставляемая конструкция для поворотно-откидной или откидной створки окна или двери с приводимыми в действие механическим приводным устройством ножницами, которые содержат соединитель со створкой, причем механическое приводное устройство состоит из шпинделя, гайки шпинделя с захватным штифтом и приводного мотора.

Из патента EP 1437475 A2 следует также еще одна выставляемая конструкция названого типа.

Кроме того, благодаря патенту DE 29816102 стала известна конструкция для перемещения поперечно и линейно двигающихся элементов, причем на конструкции расположен шарнирный рычаг, поворотная ось которого расположена параллельно шарнирным осям звеньев тяговой цепи, функционально связана с рычагом и обеспечивает относительное движение. При этом благодаря предварительно подпружиненному направляющему элементу цепи образуется результирующая сила Fs, которая удерживает цепь в жестком положении, и может таким образом передавать тяговые усилия.

Недостатком данной конструкции является то, что направляющий элемент цепи действует посредством силы Fs напрямую на звенья цепи, что создает большое сопротивление трения. В связи с этим становится необходимым большее приводное усилие приводного механизма, что негативно сказывается на стоимости и на размерах монтажного пространства. К тому же возникает износ элементов конструкции, ведущий к сокращению срока их эксплуатации.

По причине удаленности направляющего элемента цепи, осуществляющего действие силы Fs, от соответствующих поворотных осей цепи требуется большое монтажное пространство, что негативно сказывается на стоимости и усложняет монтаж.

Выставляемая конструкция с запорным модулем и механическим приводным устройством такого рода уже известна из патента DE 10157094 C1. Известная выставляемая конструкция содержит запорный модуль и закрепленную на раме оконной/дверной коробки базовую деталь, на которой расположены приводимые в действие механическим приводным устройством ножницы, содержащие соединитель со створкой окна, причем соединитель представляет собой соединительный элемент приводной штанги. Посредством механического приводного устройства запорный модуль приводится в положения блокировки и разблокировки. Механическое приводное устройство состоит из приводного мотора, который приводит в действие вращающийся вокруг продольной оси приводной шпиндель и посредством присоединительного элемента функционально соединен с ножницами таким образом, что при надлежащем повороте приводного шпинделя вокруг продольной оси достигается смещение ножниц, причем ножницы должны находиться в закрытом положении. Соединение и разъединение ножниц с запорным модулем осуществляется через расположенный на ножницах соединительный элемент, содержащий захватный крюк, который посредством механического приводного устройства автоматически переходит в открытое положение и позволяет вручную приводить в действие механизмы блокировки и разблокировки поворотно-откидной створки. Таким образом, ручное управление посредством рукоятки из уровня техники достижимо лишь путем автоматического разъединения в положении блокировки ножниц, что запорная цапфа приводной штанги запорного модуля при ножницах, находящихся в закрытом положении, приводима посредством приводного мотора из положения разблокировки в положение блокировки и наоборот, а захватный крюк автоматически приходит в открытое положение.

Из-за использования регулирующих ножниц, базирующихся на принципе коленчатого рычага, при закрывании в регулирующих ножницах имеют место неблагоприятные геометрические соотношения, причиной которых являются мелкие монтажные размеры, что требует большой приводной силы.

Так как встроенная конструкция скрыта, пользователь не всегда видит, что имеет дело со встроенным механическим приводом. При попытке закрыть снабженное механическим приводом откинутое окно путем ручного управления через запорный модуль или простым нажатием на створку механический привод может быть поврежден, а окно или дверь при определенных обстоятельствах могут не закрыться.

В случае выхода из строя приводного мотора при откинутом положении створки закрытие створки также невозможно или затруднено сопротивлением приводного механизма.

Из уровня техники не известна выставляемая конструкция для поворотно-окидной или откидной створки окна или двери с комбинированным приводом, которая обеспечила бы закрытие створки из окинутого положения путем ручного управления.

В основе изобретения лежит задача изготовить выставляемую конструкцию для поворотно-откидной или откидной створки окна или двери названного вначале типа, которая обеспечит механическое закрытие и откидывание, а также ручное закрытие и откидывание створки из откинутого положения, будет технологически простой и экономичной, а также сделает возможным простое, быстрое надежное и точное монтирование и настройку и не будет содержать названных выше недостатков.

Решить задачу удается средствами отличительной части пункта 1 формулы изобретения.

Путем ручного управления, например посредством нажатия на откинутую створку, запорный модуль вручную отсоединяется от выставляемой конструкции для поворотно-окидной или откидной створки окна или двери и таким образом от базовой детали, закрепленной на раме оконной коробки, что осуществляется посредством механического приводного устройства из выставляемой конструкции, находящейся в откинутом положении.

При этом выставляемая конструкция, которая вручную отсоединяется от запорного модуля, содержит ножницы с соединительным элементом для соединения со створкой, который представляет собой соединительный элемент приводной штанги и, с одной стороны посредством механического приводного устройства переводит запорный модуль в положение блокировки и разблокировки, а с другой стороны, обеспечивает ручное разъединение, если ножницы находятся в закрытом или откинутом положении, а запорный модуль находится в положении блокировки ли открытом положении. Базовая деталь имеет при этом корпус, вмещающий механическое приводное устройство, причем механическое приводное устройство состоит из шпинделя, гайки шпинделя с захватным штифтом и приводного мотора, а гайка шпинделя вручную отсоединяется от захватного штифта, а также вручную или механически соединяется с ним.

Усовершенствованный вариант предусматривает, что ножницы содержат кронштейн, который продольно смещается посредством прямого шлица с расположенным на базовой детали штифтом и расположен так, что поворачивается по оси штифта и содержит односторонне гибкую цепь, связанную одним концом с кронштейном, а другим концом с механическим приводным устройством.

Чтобы избежать надлома односторонне гибкой цепи, особенно при ручном закрывании, предусмотрен стабилизатор цепи, что также является преимуществом. Для этого односторонне гибкая цепь содержит на конце соединения с кронштейном стабилизатор цепи, причем на цепь между кронштейном и базовой деталью благодаря стабилизатору цепи действует крутящий момент, который удерживает цепь в односторонне гибком положении и соответственно в напряжении.

В дальнейшем предусмотрено, что кронштейн и цепь при открывании посредством механического приводного устройства на первой части хода перемещаются в продольном направлении базовой детали, а на второй части хода, при выходе цепи в правом углу кронштейн выворачивается из базовой детали. Достигнутая таким образом модель работы механизма при смене положений выставляемой конструкции обладает особыми преимуществами благодаря малой величине конструкции, благодаря чему возможен монтаж выставляемой конструкции в рамы оконной/дверной коробки практически всех систем оконных /дверных коробок.

Для достижения высокой скорости работы механизма небольшой, благодаря малым габаритам, и потому обладающий малой мощностью, приводной мотор должен работать при оптимальной нагрузке. Поэтому имеет смысл предусмотреть продольно смещаемый у точки вращения на корпусе базовой детали кронштейн, устанавливаемый по центру цепи. Достигнутое таким образом увеличение хода кронштейна и большое усилие в цепи обеспечат для перемещения запорного модуля оптимальный переход к откидыванию створки.

Преимуществом также является то, что шпиндель расположен в продольном направлении корпуса и практически совпадает по габаритам с находящимися в положении блокировки ножницами и соединен на одном конце с приводным мотором посредством эластомерного соединения. Благодаря особенностям расположения и формы шпинделя относительно ножниц базовая деталь, монтируемая в выемку на раме оконной/дверной коробки, не требует большого монтажного пространства, что позволяет монтировать выставляемую конструкцию в известные оконные и дверные системы. Эластомерное соединение обеспечивает поглощение вибраций и не допускает либо снижает нежелательное выделение акустического шума.

В целях обеспечения функционально простого и экономичного отсоединения ножниц в откинутом положении створки от механического приводного устройства шпиндель удален от цепи и кронштейна в продольном направлении базовой детали, в углу по направлению от конечного положения блокировки к откинутому положению.

В дальнейшем предусмотрено, что приводной мотор находится в креплении, предпочтительно изготовленном из эластичного материала, и что между креплением и корпусом расположен эластичный слой, например из резины, подогнанный к поперечному сечению корпуса и внешней форме крепления. Поглощение акустического шума обеспечивается также благодаря использованию описанных ранее эластичных слоев из резины путем создания подвижного соединения, что достигается за счет отказа от жесткого металлического соединения между корпусом базовой детали и приводным мотором.

Для обеспечения простоты конструкции и экономичного и технологичного исполнения выставляемой конструкции предусмотрено, что гайка шпинделя, расположенная на шпинделе и перемещаемая на корпусе в продольном направлении посредством направляющих пазов, соединяется путем геометрического замыкания с захватным штифтом, связанным с цепью и перемещаемым на корпусе посредством направляющих пазов. Соединение путем геометрического замыкания образуется углублением на захватном штифте и расположенным на захватном штифте, находящимся под воздействием упругой силы захватным крюком, причем гайка шпинделя и захватный штифт в положении блокировки выставляемой конструкции соединяются путем геометрического замыкания, а посредством механического управления по направлению к откинутому положению соединение разъединяется.

Следующее преимущество разработки состоит в том, что захватный крюк содержит направляющую платформу, которая при механическом управлении по направлению к откинутому положению набегает на разъединительную втулку, продольно перемещаемую и закрепляемую на шпинделе, и отсоединяет захватный штифт от гайки шпинделя, причем при ручном управлении захватный штифт приводится в положение блокировки, а гайка шпинделя из открытого откинутого положения автоматически набегает на направляющую платформу, перемещаясь по направлению к положению блокировки, и входит в зацепление с захватным штифтом путем геометрического замыкания.

В целях обеспечения соединения и разъединения между механическим приводным устройством и выставляемой конструкцией посредством простого исполнения захватный крюк с гайкой шпинделя образуют поднутрение. При механическом управлении по направлению к откинутому положению благодаря угловой форме исполнения цепи к шпинделю под воздействием упругой силы автоматически возникает предварительное напряжение, которое посредством импульса в противоположном направлении относительно положения блокировки ослабляет поднутрение и, соответственно, соединение. Затем при ручном управлении захватный штифт приводится в положение блокировки, причем гайка шпинделя набегает на направляющую платформу, автоматически перемещаясь от открытого откинутого положения по направлению к положению блокировки, и входит в зацепление с захватным штифтом путем геометрического замыкания.

Для того чтобы ножницы, будучи отсоединенными от механического привода и перемещенными в конечное положение блокировки, сохранили выгодную позицию для осуществления соединения с механическим приводным устройством, захватный штифт в откинутом или выдвинутом положении створки удерживается путем ручного управления в рабочем положении разъединения с гайкой шпинделя механического привода в конечном положении блокировки в выполненном на корпусе направляющих пазов поднутрения. Для этого захватный штифт входит через пружинный подвес в поднутрение и, находясь благодаря пружинному подвесу под воздействием силы, закрепляется в поднутрении в положении, допускающим разъединение. При приведении в действие механического приводного устройства, когда положение соединения с ножницами уже достигнуто, действие поднутрения удается преодолеть, благодаря чему выставляемая конструкция механически переводится в положение откидывания.

При ручном управлении створкой по направлению к положению откидывания и при отсоединении механического приводного устройства, возможно соединение захватного штифта и гайки шпинделя.

Кроме того, при ручном управлении запорным модулем посредством не отображенной рукоятки в положении присоединения механического приводного устройства в конечном положении блокировки запорный модуль отсоединяется от выставляемой конструкции, при этом выставляемая конструкция остается в конечном положении блокировки у соединительного элемента кронштейна. Такая последовательность переключений достигается простыми средствами благодаря большей упругой силе поднутрения к соединительному элементу, находящемуся под действием силы.

Для обеспечения постоянного соединения цепи и кронштейна и для того, чтобы удержать цепь в напряжении при ее выходе из базовой детали и при вывернутом положении кронштейна, стабилизатор цепи состоит из двух расположенных на кронштейне направляющих и соответственно двух нажимных пружин, расположенных вокруг оси фиксирующего отверстия. Кроме того, панель с кулачком на нижней стороне и панель верхней стороны, находящаяся в прочном соединении со звеном цепи, соединены защищенном от проворачивания способом с кронштейном, причем кулачки входят в направляющие. Благодаря прилеганию панелей к кронштейну сами панели соединены между собой геометрическим и/или силовым замыканием.

Для максимально простой пригонки к створке или раме оконной/дверной коробки и по причине того, что позиция блокировки запорного модуля должна достаточно точно совпадать с конечным положением блокировки механического привода, базовая деталь, в целях компенсации допустимых отклонений при монтаже, позиционирована с учетом возможного перемещения, благодаря использованию регулировочного винта и продольного паза. Особое преимущество заключается в возможности точной регулировки, если окно или дверь, например, изменили форму под воздействием различных погодных условий. Последующая подстройка створки к раме оконной коробки также не представляет здесь никакой проблемы.

Для упрощения монтажа базовой детали и обеспечения возможности право- и левостороннего использования базовая деталь выполнена симметрично в продольном направлении запорного модуля.

Дальнейшие преимущества разработки видны на чертежах:

Фиг.1 - вид выставляемой конструкции в перспективе в монтированном положении в створке или раме оконной коробке окна или двери.

Фиг.2 - выставляемая конструкция согласно фиг.1 в положении откидывания, вид сверху.

Фиг.3 - выставляемая конструкция в разобранном виде согласно фиг.1 со стабилизатором цепи.

Фиг.4 - передний вид выставляемой конструкции в поперечном сечении корпуса базовой детали в конечном положении блокировки ножниц, смещенном посредством механического приводного устройства.

Фиг.5 - передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц согласно фиг.1 в конечном положении блокировки.

Фиг.6 - передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц в положении откидывания.

Фиг.7 - передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц в свободно перемещаемой позиции, смещенной по направлению к положению блокировки, вручную отсоединенной от механического приводного устройства.

Фиг.8 - второй пример выполнения, передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц согласно фиг.1 в конечном положении блокировки.

Фиг.9 - передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц согласно фиг.8 в положении откидывания.

Фиг.10 - передний вид с детальным изображением базовой детали механического приводного устройства приводимых в действие ножниц согласно фиг.8 в свободно перемещаемой позиции, реверсированной по направлению к положению блокировки, вручную отсоединенной от механического приводного устройства.

Фиг.11 - передний вид выставляемой конструкции в поперечном сечении корпуса базовой детали согласно фиг.17 в позиции, достигнутой посредством ручного управления и перехода из конечного положения откидывания ножниц в фиксированное конечное положение блокировки ножниц.

Фиг.12 - часть фиксируемого согласно фиг.18 конечного положения блокировки ножниц при ручном управлении посредством поднутренного паза в корпусе.

Фиг.13 - детальное изображение механического приводного устройства выставляемой конструкции в поперечном сечении приводного мотора согласно фиг.1.

Список условных обозначений на чертежах:

1 Выставляемая конструкция
2 Рама оконной/дверной коробки
3 Створка
4 Запорный модуль
5 Основная деталь
6 Механическое приводное устройство
7 Ножницы
8 Соединительный элемент
9 Соединительный элемент приводной штанги
10 Элемент приводной штанги
11 Кронштейн
12 Прямой шлиц
13 Штифт
14 Ось штифта
15 Односторонне гибкая цепь
16 Конец
17 Конец
18 Шпиндель
19 Гайка шпинделя
20 Захватный штифт
21 Приводной мотор
22 Конец
23 Соединение
24 Крепление
25 Эластичный слой
26 Направляющий паз
27 Направляющий паз
28 Соединение путем геометрического замыкания
29 Стабилизатор цепи
30 Направляющая
31 Нажимная пружина
32 Ось
33 Фиксирующее отверстие
34 Нижняя сторона
35 Панель
36 Кулачок
37 Верхняя сторона
38 Панель
39 Звено цепи
40 Ножницы
41 Поперечная перекладина
42 Углубление
43 Захватный крюк
44 Захватный крюк
45 Направляющая платформа
46 Направляющая платформа
47 Разъединительная втулка
48 Поднутрение
49 Поднутрение
50 Продольный паз

На фиг.1 представлена верхняя часть створки 3 и рамы оконной/дверной коробки 2 окна или двери с исполненной согласно изобретению и в общем обозначенной цифрой 1 на рисунках 1-13 выставляемой конструкцией в положении откидывания показанной в настоящем примере исполнения окна или двери поворотно-откидной створки с расположенным на створке 3 запорным модулем 4 и закрепленными на нем в выставленном положении ножницами 40, причем на раме оконной/дверной коробки 2 скрыто смонтирована базовая деталь 5 в не отображенной, предназначенной для ее вмещения выемке. Базовая деталь 5 имеет корпус 10, вмещающий механическое приводное устройство 6, причем механическое приводное устройство 6 состоит из шпинделя 18, гайки шпинделя 19, захватного штифта 20 и приводного мотора 21. Выставляемая конструкция 1 расположена при этом преимущественно между створкой 3 и рамой оконной/дверной коробки 2 на верхней горизонтальной перекладине 41. При этом створка 3 и рама оконной/дверной коробки 2 расположены относительно горизонтальных и вертикальных перекладин поверхностью фальца напротив друг друга и содержат подпирающие друг друга запорные элементы на запорном модуле 4, один из которых расположен на раме коробки 2, а другой на створке 3 (их изображение отсутствует). Путем ручного управления также не отображенной рукояткой, соединенной с запорным модулем 4, запорные элементы относительно подвижны и могут перемещаться друг к другу и в положении блокировки приводятся друг с другом в зацепление.

Ручное управление посредством не отображенной рукоятки запорного модуля 4 обеспечивает также соединение и разъединение между запорным модулем 4 и выставляемой конструкцией 1. При этом отсоединяемая вручную от запорного модуля 4 выставляемая конструкция 1 содержит ножницы 7 с соединяемым со створкой 3 соединительным элементом 8, который представляет собой соединительный элемент приводной штанги 9 и с одной стороны посредством механического приводного устройства 6 переводит запорный модуль 4 в положение блокировки и разблокировки, а с другой стороны обеспечивает разъединение при находящейся в положении закрытия выставляемой конструкции 1 и находящимся в положении блокировки запорным модулем 4.

Ножницы 7 содержат согласно фиг 1-4 кронштейн 11, который продольно смещается посредством прямого шлица 12 с расположенным на базовой детали 5 штифтом 13 и расположен так, что поворачивается по оси штифта 14 и содержит односторонне гибкую цепь 15, связанную одним концом 16 с кронштейном 11, а другим концом 17 с механическим приводным устройством 6.

Кронштейн 11 и цепь 15 при открывании посредством механического приводного устройства 6 на первой части хода перемещаются в продольном направлении базовой детали 5. На второй части хода, при направленном выходе цепи 15 из базовой детали 5 в область свободного управления согласно фиг.4 цепь в правом углу перемещается относительно базовой детали 5, благодаря чему кронштейн 11 автоматически выворачивается. Благодаря кинематической работе механизма при смене положений выставляемой конструкции 1 достигаются небольшие размеры выставляемой конструкции 1, благодаря чему возможен монтаж выставляемой конструкции в раму оконной/дверной коробки 2 практически всех используемых систем оконных/дверных коробок. Для достижения высокой скорости работы механизма небольшое, благодаря малым габаритам, приводное устройство с ограниченной мощностью должно работать равномерно и при оптимальной нагрузке. Поэтому имеет смысл предусмотреть продольно смещаемый у точки вращения на корпусе 10 базовой детали 5 кронштейн 11, устанавливаемый согласно фиг.2 по центру цепи 15. Достигнутое таким образом увеличение хода кронштейна 11 и большое усилие в цепи обеспечат для перемещения запорного модуля 4 оптимальный переход к откидыванию створки 3.

Шпиндель 18 расположен в продольном направлении корпуса 10 и практически совпадает по габаритам с ножницами 7, находящимися в положении блокировки, и соединен на одном конце 22 с приводным мотором 21 посредством эластомерного соединения 23 согласно фиг.13. Приводной мотор 21 приводит в действие поворачивающийся вокруг продольной оси шпиндель 18 и функционально соединен посредством геометрического замыкания соединением 28 с ножницами 7 таким образом, что при надлежащем повороте шпинделя 18 вокруг своей продольной оси достигается смещение ножниц. Благодаря особенностям расположения и формы шпинделя 18 относительно ножниц 7 согласно фиг.1 базовая деталь 5, монтируемая в выемку на раме оконной/дверной коробки 2, не требует большого монтажного пространства, что позволяет монтировать выставляемую конструкцию 1 в известные оконные и дверные системы. Эластомерное соединение обеспечивает поглощение вибраций и не допускает либо снижает нежелательное выделение акустического шума.

В целях обеспечения функционально простого и экономичного отсоединения ножниц 7 в откинутом положении створки 3 от механического приводного устройства 6 шпиндель 18 удален от цепи 15 и кронштейна 11 в продольном направлении базовой детали 5, располагаясь в углу согласно фиг.8. В дальнейшем предусмотрено, что согласно фиг.13 приводной мотор 21 находится в креплении 24, предпочтительно изготовленном из эластичного материала, и что между креплением 24 и корпусом 10 расположен эластичный слой 25, подогнанный к поперечному сечению корпуса 10 и внешней форме крепления 24. Поглощение акустического шума обеспечивается также благодаря использованию описанных ранее эластичных слоев 24, 25 путем создания подвижного соединения, что достигается за счет отказа от жесткого металлического соединения между корпусом 10 базовой детали 5 и приводным мотором 21.

Для обеспечения простоты конструкции и экономичного и технологичного исполнения выставляемой конструкции 1 согласно фиг.11-12 предусмотрено, что гайка шпинделя 19, расположенная на шпинделе 18 и перемещаемая на корпусе 10 в продольном направлении посредством направляющих пазов 26, соединяется путем геометрического замыкания соединением 28 с захватным штифтом 20, связанным с цепью 15 и перемещаемым на корпусе 10 посредством направляющих пазов 27. Соединение путем геометрического замыкания образуется углублением 42 на захватном штифте 20 и расположенным на захватном штифте 20, находящимся под воздействием упругой силы захватным крюком 43, 44, причем гайка шпинделя 19 и захватный штифт 20 в положении блокировки выставляемой конструкции 1 соединяются путем геометрического замыкания, а посредством механического управления по направлению к откинутому положению соединение 28 разъединяется.

Следующее преимущество разработки состоит согласно фиг.5-7 в том, что захватный крюк 43 содержит направляющую платформу 45, которая при механическом управлении по направлению к откинутому положению набегает на разъединительную втулку 47, продольно перемещаемую и закрепляемую на шпинделе 18, и отсоединяет захватный штифт 20 от гайки шпинделя 18, причем при ручном управлении захватный штифт 20 приводится в положение блокировки, а гайка шпинделя 18 из открытого откинутого положения автоматически набегает на направляющую платформу 45, перемещаясь по направлению к положению блокировки, и входит в соединение 28 зацеплением с захватным штифтом 20 путем геометрического замыкания.

В целях обеспечения соединения и разъединения между механическим приводным устройством и выставляемой конструкцией посредством простого исполнения согласно фиг.8-10, захватный крюк 43 с гайкой шпинделя 19 образуют поднутрение. При механическом управлении по направлению к откинутому положению благодаря угловой форме исполнения цепи 15 к шпинделю 18 под воздействием упругой силы автоматически возникает предварительное напряжение, которое посредством импульса в противоположном направлении относительно положения блокировки ослабляет поднутрение 48 и, соответственно, соединение 28, причем при ручном управлении захватный штифт 20 приводится в положение блокировки, а гайка шпинделя 18 набегает на направляющую платформу 46 и входит в соединение 28 зацеплением с захватным штифтом 20 путем геометрического замыкания.

Для того чтобы ножницы 7, будучи отсоединенными от механического привода 6 и перемещенными в конечное положение блокировки, сохранили выгодную позицию для осуществления соединения с механическим приводным устройством, захватный штифт 20 согласно фиг.11 и фиг.12 в откинутом или выдвинутом положении створки 3 удерживается путем ручного управления в рабочем положении разъединения с гайкой шпинделя 19 механического привода 6 в конечном положении блокировки в выполненном на корпусе 10 направляющих пазов 27 поднутрении 49. Для этого захватный штифт 20 входит через пружинный подвес в поднутрение 49 и, находясь благодаря пружинному подвесу под воздействием силы, закрепляется в поднутрении 49 в положении, допускающем разъединение. При приведении в действие механического приводного устройства 6, когда положение соединения с ножницами 7 согласно фиг.4 уже достигнуто, действие поднутрения 49 удается преодолеть, благодаря чему выставляемая конструкция 1 механически переводится в положение откидывания.

При ручном управлении створкой 3 по направлению к положению откидывания и при отсоединении механического приводного устройства 6 согласно фиг.11 возможно соединение захватного штифта 20 и гайки шпинделя 19.

Кроме того, при ручном управлении запорным модулем 4 посредством не отображенной рукоятки в положении присоединения механического приводного устройства 6 в конечном положении блокировки согласно фиг.4 и фиг.13 запорный модуль 4 отсоединяется от выставляемой конструкции 1, при этом выставляемая конструкция 1 остается в конечном положении блокировки у соединительного элемента 8 кронштейна 11. Такая последовательность переключений достигается простыми средствами благодаря большей упругой силе поднутрения 49 к соединительному элементу 8, находящемуся под действием силы.

Чтобы избежать надлома односторонне гибкой цепи 15, согласно фиг.5, особенно при ручном закрывании, предусмотрен стабилизатор цепи 29. Для этого односторонне гибкая цепь 15 содержит на конце 16 соединения с кронштейном 11 стабилизатор цепи 29, причем на цепь 15 между кронштейном 11 и базовой деталью 5 благодаря стабилизатору цепи 29 действует крутящий момент, который удерживает цепь 15 в односторонне гибком положении и соответственно в напряжении.

Для обеспечения постоянного соединения цепи 15 и кронштейна 11 и для того, чтобы удержать цепь 15 в напряжении при ее выходе из базовой детали 5 и при вывернутом положении кронштейна 11, согласно фиг.1 и фиг.4 стабилизатор цепи 29 состоит из двух расположенных на кронштейне 11 направляющих 30 и, соответственно, двух нажимных пружин 31, расположенных вокруг оси 32 фиксирующего отверстия 33. Кроме того, панель 35 с кулачком 36 на нижней стороне 34 и панель 38 верхней стороны 37, находящаяся в прочном соединении со звеном 39 цепи 15, соединены защищенном от проворачивания способом с кронштейном 11, причем кулачки 36 входят в направляющие 30. На чертежах не изображено, что соединение цепи 15 с кронштейном 11 осуществляется посредством стабилизатора 29 цепи преимущественно заклепочным соединением.

Для максимально простой пригонки к створке 3 или раме 2 оконной/дверной коробки и по причине того, что позиция блокировки запорного модуля 4 должна достаточно точно совпадать с конечным положением блокировки механического привода 6, базовая деталь 5, благодаря использованию не изображенного регулировочного винта и продольного паза 50, в целях компенсации допустимых отклонений при монтаже позиционирована с учетом возможного перемещения регулировочного винта в продольном пазе 50. Особое преимущество заключается в возможности точной регулировки, если окно или дверь, например, изменили форму под воздействием различных погодных условий. Последующая подстройка створки 3 к раме 2 оконной коробки также не представляет здесь никакой проблемы.

Для упрощения монтажа базовой детали 5 и обеспечения возможности право- и левостороннего использования базовая деталь 5 выполнена симметрично в продольном направлении запорного модуля 4.

1. Выставляемая конструкция (1) для поворотно-откидной створки окна или двери с расположенным на створке (3) или раме (2) запорным модулем (4), состоящим из ножниц (40) и запорных элементов, причем для выставления створки (3) ножницы (40) одним концом закреплены на раме (2) с возможностью вращения, а другим концом закреплены на запорном модуле (4) створки (3) с возможностью вращения и смещения, а расположенные на створке (3) запорные элементы подвижны относительно расположенных на раме (2) напротив друг друга запорных элементов и могут быть приведены в зацепление, а также с закрепленной на раме (2) оконной/дверной коробки базовой деталью (5), на которой расположены приводимые в действие посредством механического приводного устройства (6) ножницами (7), содержащими соединитель (8) с расположенными на створке (3) запорными элементами запорного модуля (4), причем соединитель (8) представляет собой соединительный элемент приводной штанги (9) и образует соединение между механическим приводным устройством (6) и запорным модулем (4), благодаря чему посредством механического приводного устройства (6) запорный модуль (4) может быть приведен в положения блокировки и разблокировки, так что базовая деталь (5) имеет корпус (10), содержащий механическое приводное устройство (6), причем механическое приводное устройство (6) состоит из шпинделя (18), перемещаемой на шпинделе (18) в продольном направлении корпуса (10) гайки шпинделя (19), перемещающегося на корпусе (10) захватного штифта (20), который связан с одним концом (17) односторонне гибкой цепи (15) и приводного мотора (21), отличающаяся тем, что ножницы (7) содержат кронштейн (11), причем расположенный на кронштейне (11) прямой шлиц (12) выполнен с возможностью продольного смещения с расположенным на базовой детали (5) штифтом (13) и расположен так, что обеспечивается поворот по оси штифта (14), и соединен с другим концом (16) односторонне гибкой цепи (15), причем односторонне гибкая цепь (15) на другом своем конце (16) соединена с кронштейном (11) и имеет на этом другом конце (16) стабилизатор цепи (29), который обеспечивает действие на цепь (15) крутящего момента вокруг оси (32), и постоянно удерживает цепь (15) между кронштейном (11) и базовой деталью (5) в односторонне гибком положении, причем стабилизатор цепи (29) взаимодействует с двумя расположенными на кронштейне (11) направляющими (30) с соответствующими нажимными пружинами (31).

2. Выставляемая конструкция (1) по п.1, отличающаяся тем, что кронштейн (11) и односторонне гибкая цепь (15) при открывании посредством механического приводного устройства (6) на первой части хода выполнены с возможностью перемещаться в продольном направлении базовой детали (5), а на второй части хода, при выходе цепи (15) в правом углу кронштейн (11) выворачивается из базовой детали (5).

3. Выставляемая конструкция (1) по п.1, отличающаяся тем, что шпиндель (18), который расположен в продольном направлении корпуса (10) и практически совпадает по габаритам с находящимися в положении блокировки ножницами (7), и соединен на одном конце (22) с приводным мотором (21) посредством эластомерного соединения (23).

4. Выставляемая конструкция (1) по п.1, отличающаяся тем, что шпиндель (18) расположен в углу удаленно от цепи (15) и кронштейна (11) в продольном направлении базовой детали (5).

5. Выставляемая конструкция (1) по п.1, отличающаяся тем, что приводной мотор (21) находится в креплении (24), предпочтительно изготовленном из эластичного материала, и что между креплением (24) и корпусом (10) расположен эластичный слой (25), подогнанный к поперечному сечению корпуса (10) и внешней форме крепления (24).

6. Выставляемая конструкция (1) по п.1, отличающаяся тем, что расположенная на шпинделе (18) и перемещаемая на корпусе (10) в продольном направлении посредством направляющих пазов (26) гайка шпинделя (19) соединяется со связанным с цепью (15) и перемещаемым на корпусе (10) посредством направляющих пазов (27) захватным штифтом (20) путем геометрического замыкания соединением (28), образуемое углублением (42) на захватном штифте (20) и ра