Инженерный боеприпас

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к боеприпасам, в частности к инженерным боеприпасам. Инженерный боеприпас содержит контейнер с крышкой, датчик обнаружения цели и боевой полетный модуль. В контейнере размещено устройство взведения, обеспечивающее подъем боевого полетного модуля из контейнера в надземное положение. Боевой полетный модуль содержит корпус, кумулятивный боевой элемент, источник питания, систему наведения и устройство перемещения. Система наведения включает соединенные между собой, координатор цели, навигационную систему, приемник навигационной системы, блок ввода и хранения параметров цели. Устройство перемещения обеспечивает управляемый полет боевого полетного модуля в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в том числе режим зависания. Устройство перемещения включает полетный контроллер, электроприводы, на вал каждого из которых установлен воздушный винт. Электроприводы размещены на консолях, которые выполнены трансформируемыми. Достигается повышение эффективности боеприпаса. 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Реферат

Изобретение относится к области вооружений, в частности к минам, размещаемым под землей и взрывающимся после вылета над землей.

Известен боеприпас для осуществления способа поражения легкобронированной техники и живой силы. Боеприпас выполнен в виде контейнера с крышкой. В нем размещены полетный модуль с твердотопливным реактивным двигателем, снабженным воспламенителем с пороховыми навесками, а также разрывные заряды, связанные системой подрыва, суббоеприпасы и датчик обнаружения цели. Реактивный двигатель размещен на вершине полетного модуля, а его периферийные сопла расположены наклонно к продольной оси боеприпаса. Суббоеприпасы со стабилизаторами размещены, по меньшей мере, в двух расположенных друг за другом за реактивным двигателем кассетных контейнерах с центральными разрывными зарядами. Часть боеприпасов в каждом контейнере помещена в дополнительную металлическую оболочку, на которой размещена система крепления суббоеприпасов. Описанное устройство работает следующим образом. Боеприпас с датчиком обнаружения цели устанавливают в землю, при обнаружении цели запускают реактивный двигатель со ступенчатым понижением силы тяги и выводят полетный модуль боеприпаса из земли. Подрывом разделяют его на суббоеприпасы и разбрасывают их под действием реактивных струй с разными горизонтальными составляющими скорости. Полет суббоеприпасов к целям стабилизируют отстрелом части их массы. (Патент РФ №2121652, опубл. 10.11.1998. МПК F42B 23/00.).

Основными недостатками указанного боеприпаса является невозможность поражения различного типа наземных целей на значительном удалении от точки пуска боеприпаса, а также поражение воздушных низколетящих целей, низкая точность прицеливания.

Задачей предлагаемого изобретения является расширение зоны поражения инженерного боеприпаса, повышение вероятности обнаружения цели, точности прицеливания, обеспечение возможности поражения воздушных низколетящих целей.

Решение указанной задачи достигается тем, что в предложенном инженерном боеприпасе, содержащем контейнер с крышкой, датчик цели, боевой полетный модуль, согласно изобретению в контейнере размещено устройство взведения, обеспечивающее выход боевого полетного модуля из контейнера в надземное положение, боевой полетный модуль содержит корпус, кумулятивный боевой элемент, координатор цели, источник питания, два или более электроприводов, на вал каждого из которых установлен воздушный винт, обеспечивающие управляемый полет боевого полетного модуля в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в том числе режим зависания в воздухе, систему автономного наведения, включающую соединенные между собой контроллер управления полетом, навигационную систему, приемник навигационной системы, блок ввода и хранения параметров цели, соединенный с координатором цели, при этом электроприводы размещены на консолях, предпочтительно равномерно вокруг вертикальной оси боевого полетного модуля, причем консоли выполнены трансформируемыми, при этом один конец каждой консоли закреплен на корпусе боевого полетного модуля, а на другом конце консоли размещен электропривод, при этом узел крепления консоли к корпусу боевого полетного модуля выполнен таким образом, что обеспечивается трансформация положения консоли из транспортного, при котором консоль предпочтительно расположена вдоль продольной оси боевого элемента, в боевое положение, при котором плоскость вращения воздушного винта расположена, предпочтительно, под углом <90°, в вертикальной плоскости, к продольной оси боевого полетного модуля.

В варианте исполнения, на вал каждого электропривода установлена втулка, с которой шарнирно соединены лопасти воздушного винта, таким образом, что обеспечивается установка лопастей винта в рабочее положение под действием центробежных сил при вращении вала привода.

В варианте исполнения, боевой полетный модуль содержит механизм наведения, обеспечивающий возможность качания боевого элемента во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях.

В варианте исполнения, боевой полетный модуль содержит механизм наведения, обеспечивающий возможность качания боевого элемента в вертикальной плоскости и поворота в горизонтальной плоскости.

В варианте исполнения, координатор цели содержит оптический инфракрасный датчик цели, магнитометрический датчик цели, соединенные с блоком ввода и хранения параметров цели.

В варианте исполнения, координатор цели содержит устройство распознавания цели, включающее оптический видеорегистратор, электронный блок распознавания цели, соединенное с блоком ввода и хранения параметров цели.

В варианте исполнения, устройство распознавания цели содержит оптический инфракрасный видеорегистратор.

В варианте исполнения, инженерный боеприпас содержит пульт ввода параметров цели, выполненный в отдельном корпусе, включающий блок приема-передачи сигналов по радиоканалу.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показан инженерный боеприпас в транспортном положении, на фиг. 2 показан вариант конструктивной схемы боеприпаса, на фиг. 3 показана схема установки инженерного боеприпаса в укрытии и его перевод из режима ожидания в рабочий режим, на фиг. 4 показана схема функционального применения инженерного боеприпаса.

Инженерный боеприпас содержит контейнер 1 с крышкой 2, датчик обнаружения цели 3, устройство взведения 4, боевой полетный модуль 5, который включает корпус 6, кумулятивный боевой элемент 7, электроприводы 8 с воздушным винтом 9, размещенные на консолях 10, источник питания 11, систему наведения, включающую, соединенные между собой контроллер управления полетом 12, навигационную систему 13, приемник навигационной системы 14, блок ввода и хранения параметров цели (на чертеже не показан), соединенный с координатором цели 15, оптический инфракрасный датчик цели 16, магнитометрический датчик цели (на чертеже не показан), радиолокационный высотомер (на чертеже не показан), устройство распознавания цели 17. В варианте исполнения инженерный боеприпас содержит дистанционный пульт ввода параметров цели (не показан и не обозначен).

Функционирование боеприпаса осуществляется следующим образом.

Предварительно, вручную или дистанционно по радиоканалу с дистанционного пульта (не обозначен) в блок ввода и хранения параметров цели вводятся параметры цели. Пусковой контейнер 1 с боевым полетным модулем 5 устанавливается в землю, при этом заглубляется, преимущественно, до уровня поверхности земли. При появлении, передвигающейся по земле или низколетящей воздушной цели, цель идентифицируется датчиком обнаружения цели 3, по команде которого из контейнера на уровень поверхности земли при помощи устройства взведения 4 выводится боевой полетный модуль 5. Далее боевой полетный модуль 5 переводится в боевое положение, для чего консоли 6 устанавливаются в рабочее положение, осуществляется запуск электроприводов 8, взлет и полет боевого полетного модуля 5 в направлении цели. Наведение на цель осуществляется на основании сигналов координатора цели 15, поступающих на контроллер управления полетом 12. В полете координатор цели 15 осуществляет сканирование местности при помощи оптического инфракрасного датчика цели 16, магнитометрического датчика цели, устройства распознавания цели 17. В случае соответствия обнаруженного объекта заданной совокупности физических параметров, установленных в блоке ввода и хранения параметров цели, цель идентифицируется, осуществляется прицеливание кумулятивного боевого элемента 7 в заданную точку цели при помощи маневрирования боевого полетного модуля 5 и формируется сигнал на подрыв кумулятивного боевого элемента 7.

В варианте исполнения инженерного боеприпаса с механизмом наведения кумулятивного боевого элемента 7, прицеливание боевого элемента 7 осуществляется независимо от маневрирования боевого полетного модуля, что позволяет повысить точность прицеливания, увеличить угловой диапазон прицеливания по вертикали, практически до 180° от вектора, направленного по нормали к поверхности.

Предложенное техническое решение позволяет расширить зону и возможности боевого применения инженерного боеприпаса с кумулятивным боевым элементом, обеспечить высокую вероятность обнаружения цели, повысить эффективность боевого применения за счет точности прицеливания.

1. Инженерный боеприпас, содержащий контейнер с крышкой, датчик обнаружения цели, боевой полетный модуль, отличающийся тем, что в контейнере размещено устройство взведения, обеспечивающее подъем боевого полетного модуля из контейнера в надземное положение, боевой полетный модуль содержит корпус, кумулятивный боевой элемент, установленный в боевом полетном модуле таким образом, что его продольная ось располагается вертикально при горизонтальном полете боевого полетного модуля, источник питания, систему наведения, включающую соединенные между собой координатор цели, навигационную систему, приемник навигационной системы, блок ввода и хранения параметров цели, соединенный с координатором цели, устройство перемещения, размещенное на корпусе боевого полетного модуля, обеспечивающее управляемый полет боевого полетного модуля в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в том числе режим зависания, включающее полетный контроллер, два электропривода, предпочтительно, более двух, на вал каждого из которых установлен воздушный винт, при этом электроприводы размещены на консолях, предпочтительно равномерно вокруг вертикальной оси боевого полетного модуля, причем консоли выполнены трансформируемыми, при этом один конец каждой консоли закреплен на корпусе боевого полетного модуля, а на другом конце консоли размещен электропривод, при этом узел крепления консоли к корпусу боевого полетного модуля выполнен таким образом, что обеспечивается трансформация положения консоли из транспортного, при котором консоль предпочтительно расположена вдоль продольной оси боевого элемента, в боевое положение, при котором плоскость вращения воздушного винта расположена, предпочтительно, под углом <90°, в вертикальной плоскости, к продольной оси боевого полетного модуля.

2. Инженерный боеприпас по п. 1, отличающийся тем, что на вал каждого электропривода установлена втулка, с которой шарнирно соединены лопасти воздушного винта, таким образом, что обеспечивается установка лопастей винта в рабочее положение под действием центробежных сил при вращении вала привода.

3. Инженерный боеприпас по п. 1, отличающийся тем, что боевой полетный модуль содержит механизм наведения, обеспечивающий возможность качания кумулятивного боевого элемента во взаимно перпендикулярных вертикальных плоскостях.

4. Инженерный боеприпас по п. 1, отличающийся тем, что боевой полетный модуль содержит механизм наведения, обеспечивающий возможность качания кумулятивного боевого элемента в вертикальной плоскости и поворота в горизонтальной плоскости.

5. Инженерный боеприпас по п. 1, отличающийся тем, что координатор цели содержит оптический инфракрасный датчик цели, магнитометрический датчик цели, соединенные с блоком ввода и хранения параметров цели.

6. Инженерный боеприпас по любому из пп. 1 или 5, отличающийся тем, что координатор цели содержит устройство распознавания цели, включающее оптический видеорегистратор, электронный блок распознавания цели, соединенное с блоком ввода и хранения параметров цели.

7. Инженерный боеприпас по п. 6, отличающийся тем, что устройство распознавания цели содержит оптический инфракрасный видеорегистратор.

8. Инженерный боеприпас по любому из пп. 3 или 4, отличающийся тем, что координатор цели размещен в механизме наведения, при этом обеспечивается синхронное изменение положения координатора цели и кумулятивного боевого элемента.

9. Инженерный боеприпас по п. 1, отличающийся тем, что содержит дистанционный пульт ввода параметров цели, выполненный в отдельном корпусе, включающий блок приема-передачи сигналов по радиоканалу.