Способ изготовления комбинированной трёхслойной индивидуальной защитной зубной шины
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и предназначено для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп). Получают полные анатомические оттиски челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха. Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают пластину до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе. На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм. На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя, дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют. Способ, за счет конструктивных особенностей, позволяет повысить эффективность профилактики травм челюстно-лицевой области. 2 табл., 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, и касается материалов для изготовления индивидуальных защитных зубных шин (капп) с целью профилактики травм челюстно-лицевой области у спортсменов, принимающих участие в контактных видах спорта. Защитная шина покрывает зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков верхней челюсти до переходной складки преддверия полости рта. Со стороны зубов нижней челюсти расположены ретенционные пункты для удержания нижней челюсти в положении центрального соотношения. Заготовки в виде дисков или квадратов состоят из сополимера этилена с винилацетатом с толщиной слоя от 1 до 5 мм и твердостью по Шору А от 78 до 85 единиц. Пластины при термоформировании под давлением сжатого воздуха на гипсовой модели образуют внутренний и наружный слой защитной зубной шины. Дополнительно между внутренним и наружным слоем из сополимера этилена с винилацетатом располагается слой материала толщиной 1-4 мм с вестибулярной стороны с перекрытием режущих краев фронтальных групп зубов, не более 1/3. В комбинации с промежуточным слоем у защитной шины увеличивается амортизация от удара, улучшается передача и равномерное распределение нагрузки, как на весь зубной ряд, так и на альвеолярный отросток челюсти. Для среднего слоя защитной шины могут применяться различные виды полимерных пластмасс, разрешенные для использования в медицине.
Для профилактики травм челюстно-лицевой области, зубочелюстной системы и снижения риска развития эпилептического синдрома, болезни Альцгеймера, а так же паркинсонизма и ранней деменции, вызванных вследствие сотрясения головного мозга, целесообразно применять средства индивидуальной защиты в сочетании с защитными зубными шинами. Защитные зубные шины способны снизить риск этих осложнений и травм по средствам поглощения ударной кинетической энергии, которая действует первоначально на тела челюстей или непосредственно на сам зубной ряд. Шинируя зубы и удерживая челюсти в положение центрального соотношения, защитные зубные шины способны предотвратить аспирацию дыхательных путей осколками твердых тканей зубов и защитить мягкие ткани губ и щек от травм о режущие края зубов или жевательные бугры, а также повреждения их осколками.
Известны спортивные зубные шины, изготовленные из полимерного конструкционного материала, которые покрывают зубной ряд верхней челюсти, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, а на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, при этом шины изготовлены из полимерного конструкционного материала с твердостью 75 единиц по Шору А. Толщина вестибулярной поверхности составляет 6 мм, а окклюзионной и небной поверхности - 4 мм; фронтальный участок шины имеет дополнительный слой конструкционного материала толщиной 2 мм [1]. Эта технология изготовления шины выбрана за прототип.
Недостатком данного материала, является недостаточная жесткость материала по всему периметру.
Известны материалы для изготовления спортивных зубных (боксерских) шин [2]. Применяют силиконовые композиции, например материал для боксерских шин "Боксил-экстра". Представляющий собой наполненную силиконовую композицию, включающую каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка АС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный AM-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №1, каучук силиконовый СКТНСС-б-Мед-марка БС, ТУ 2294-066-00151963-2000, аэросил модифицированный АМ-1-300, ТУ 6-18-185-79, окись цинка ГОСТ 10267-73 марка ХЧ-паста №2, при следующем соотношении компонентов (мас.ч.):
Недостатком данного материала является недостаточная жесткость материала.
Известен материал для спортивных зубных шин на основе двухкомпонентных паст с добавлением кварца плавленого молотого и микросфер при следующем соотношении компонентов, мас.ч.:
Кварц плавленый молотый ТУ 0284409-141-89 и микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 обеспечивают необходимую жесткость. Микросферы МС ВП ТУ 6-48-91-92 представляют собой стеклянные оболочки правильной сферической формы диаметром 15-100 мкм, применяются в качестве многофункционального наполнителя высококачественных композиционных материалов [3]
Недостатком данного материала является наличие кварца плавленого молотого и стеклянных микросфер. Они могут повреждать как слизистую оболочку полости рта, так и твердые ткани зубов.
Известны спортивные зубные шины из эластической пластмассы, покрывающие на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора; шины выполнены с учетом зазора в 0,5 мм по всей поверхности коронки зуба, восстановленного конструкционным материалом [4].
Недостатком данного материала является отсутствие в описании параметров жесткости. Также недостаток - перекрытие нижних зубов до экватора, что затрудняет открывания рта.
Известна индивидуальная спортивная зубная шина из эластической пластмассы. Данная шина покрывает на верхней челюсти зубные ряды, твердое небо и вестибулярный скат альвеолярных отростков, а на нижней челюсти - зубы до экватора. Отличается данная конструкция от подобных тем, что до экватора перекрыты только боковые группы зубов нижней челюсти, а высота фронтальной части шины на 2-4 мм меньше расстояния физиологического покоя пациента [5].
Недостатком данного материала является отсутствие описания жесткости и монолитная структура. Конструкция защитной шины, выполненной из нескольких слоев конструктивного материала, позволит добиться нужной жесткости.
Цель изобретения - повышение эффективности профилактики травм челюстно-лицевой области, сотрясений головного мозга и травм височно-нижнечелюстного сустава. Достижение цели возможно за счет конструктивных особенностей новой шины. Для изготовления индивидуальной защитной зубной шины используются три слоя конструкционного материала, два из которых состоят из сополимера этилена с винилацетатом, а внутренний слой имеет отличие по твердости и толщине слоя.
Индивидуальная защитная зубная шина, имеющая данные конструктивные особенности, рассчитана для использования во всех видах спорта, где требуется профилактика упомянутых повреждений, что достигается за счет того, что толщина и твердость шины может быть изменена при изготовлении в зависимости от конкретных задач применения. Перекрытие новой шиной режущего края фронтальной группы зубов позволит избежать сколов режущего края и поперечных переломов коронки зуба.
На фиг. 1 стрелками показаны слои комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины. На внутреннюю поверхность 3 изготовленной пластины наносят промежуточный слой 2 полимерной пластмассы, после чего, покрывают модель с внутренним и промежуточным слоем наружный слоем 1. Тем самым возникает прочная адгезия между слоями 3 и 1 по всей границе комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины с шириной 5 мм.
Комбинированную трехслойную индивидуальную защитную зубную шину из материала на основе сополимера этилена с винилацетатом изготавливают следующим образом.
Получают полные анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей. По оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин. Полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии. Модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха.
Подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате. Пластину прогревают до состояния провисания ее в центральной части на глубину в 12-20 мм. Разогретую пластину опускают на гипсовую модель. Под давлением воздуха пластина принимает очертания зубных рядов, альвеолярного отростка и неба. Рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе.
На внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы. Толщина промежуточного слоя составляет от 1 до 4 мм и может варьировать в зависимости от назначения шины. Указанный слой из полимерной пластмассы не должен достигать края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины. Расстояние от края внутреннего слоя до края промежуточного слоя должно составлять 5 мм.
На рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем формируют наружный слой. Отступ в 5 мм промежуточного слоя от границ внутреннего слоя дает возможность адгезии слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру индивидуальной защитной зубной шины. Для достижения адгезии внутреннего и наружного слоев рабочую модель с шиной фиксируют в артикулятор и равномерно разогревают со стороны зубов антагонистов. Смыкают артикулятор до перекрытия нижних зубов не более 1/3. Края изготовленной шины шлифуют и полируют. Готовую пластину промывают и дезинфицируют.
Источники информации
1. Патент №2424027 РФ. МПК A63B 71/00. Спортивные зубные шины. / Ибрагимов Т.И., Хан А.В. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 25.06.2010. - Опубл. 20.07.2011.
2. Патент №54935 UA. МПК 7 С08L 83/04. Материал для боксерских шин. / Голик В.П. и др. Бюл. №3, 2003.
3. Патент №2302853 РФ. МПК А61K 6/093. Материал для спортивных зубных шин. / Арутюнов С.Д., Ибрагимов Т.И. и др. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2010125896/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.07.2007.
4. Патент №2306163 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Спортивные зубные шины. / Арутюнов С.Д., Кузнецов В.В., Абовян Р.А. / ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию». - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2005. - Опубл. 20.09.2007.
5. Патент №2509589 РФ. МПК А63В 71/08, А61С 13/00. Индивидуальная спортивная зубная шина. / Перегудов А.Б., Савельев В.В. / Савельев В.В. - Заявка №2005119250/12 от 22.06.2012. - Опубл. 20.03.2014.
Способ изготовления комбинированной трехслойной индивидуальной защитной зубной шины, включающий изготовление шины по полным анатомическим оттискам верхней и нижней челюстей из полимерного конструкционного материала, покрывающего на верхней челюсти зубной ряд, часть твердого неба и вестибулярные скаты альвеолярных отростков до переходной складки преддверия полости рта, на нижней челюсти - бугры и режущие края зубов, отличающийся тем, что по оттискам отливают гипсовые модели и отмечают на них границы защитных шин, полученные модели гипсуют в окклюдатор в положении центральной окклюзии, модель верхней челюсти вместе со съемной цокольной площадкой снимают с артикулятора и размещают в аппарат для термоформирования под давлением сжатого воздуха, подбирают пластину из сополимера этилена с винилацетатом и фиксируют ее в аппарате, прогревают до состояния провисания в центральной части на глубину от 12 до 20 мм, разогретую пластину опускают на гипсовую модель, рабочую модель извлекают и обрезают первый слой по отмеченной ранее границе, на внутреннюю поверхность изготовленной пластины наносят промежуточный слой полимерной пластмассы толщиной от 1 до 4 мм в зависимости от назначения шины с таким расчетом, чтобы он не достигал края внутреннего слоя, отмеченного на границе пластины 5 мм, рабочую модель с внутренним и промежуточным слоем фиксируют в артикулятор и формируют наружный слой с адгезией слоев сополимера этилена с винилацетатом по всему периметру шины, равномерно разогревая шину со стороны зубов антагонистов, смыкают артикулятор до перекрытия не более 1/3 нижних зубов, края изготовленной шины шлифуют и полируют, готовую шину промывают и дезинфицируют.