Способ и устройство диагностики для двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Изобретение может быть использовано в системе диагностики системы управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Предложены устройство и способ мониторинга исправности модуля управления ДВС. Согласно изобретению микрокомпьютер (21) в первой процедуре (R2) мониторинга определяет то, нормально или нет вычислен модулем управления ДВС требуемый объем впрыска топлива в процедуре (R1) управления объемом впрыска топлива, в соответствии с требуемым объемом впрыска, вычисленным в процедуре (R1) управления объемом впрыска топлива, и определенными значениями рабочего режима ДВС, используемыми для вычисления требуемого объема впрыска, и во второй процедуре (R3) мониторинга определяет то, нормально или нет приведен в действие инжектор (14) на основе требуемого объема впрыска, в соответствии с требуемым объемом впрыска, вычисленным в процедуре (R1) управления объемом впрыска топлива, и результатом измерений периода приложения тока возбуждения инжектора. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 16 ил.

Реферат

Область техники

Изобретение относится к устройству мониторинга модуля управления двигателем, которое отслеживает то, выполняется ли управление объемом впрыска топлива нормально посредством модуля управления двигателем, а также относится к способу мониторинга для него.

Уровень техники

В двигателе, установленном на транспортном средстве, например, объем впрыска топлива управляется таким образом, что вывод или мощность двигателя управляется согласно запросу водителя и т.д. Управление объемом впрыска топлива двигателя выполняется посредством модуля управления двигателем. Модуль управления двигателем включает в себя микрокомпьютер, который выполняет вычисления, и электронный модуль привода (ЭМП), который приводит в действие инжекторы.

При управлении объемом впрыска топлива микрокомпьютер вычисляет требуемый объем впрыска на основе определенных значений рабочей величины нажатия педали акселератора, частоты вращения двигателя и т.д. Затем микрокомпьютер вычисляет период приложения тока для тока возбуждения инжектора, требуемого для впрыска топлива в объеме, соответствующем вычисленному требуемому объему впрыска, и отправляет команду, указывающую период приложения тока, в ЭМП. ЭМП пропускает ток возбуждения через инжекторы для командуемого периода приложения тока, так что надлежащий объем топлива, соразмерный с рабочим режимом двигателя, впрыскивается и подается в двигатель.

Предложено несколько типов устройств мониторинга для мониторинга анормальностей в системе управления объемом впрыска топлива двигателя. Например, устройство мониторинга, которое отслеживает или определяет то, присутствует или нет неисправность в ЭМП, на основе текущего значения тока возбуждения инжектора, измеряемого, когда клапан каждого инжектора открыт и в то время, как инжекторный клапан поддерживается открытым, описывается, например, в публикации заявки на патент Японии № 11-190247 (JP 11-190247 A). Устройство мониторинга, которое получает объем фактически впрыскиваемого топлива из величины увеличения частоты вращения двигателя после впрыска топлива и отслеживает или определяет то, присутствует или нет неисправность в инжекторах, на основе отклонения объема фактически впрыскиваемого топлива от командуемого объема, описывается в публикации заявки на патент Японии № 2008-309077 (JP 2008-309077 A). Устройство мониторинга, которое измеряет период приложения тока для тока возбуждения инжектора и определяет то, присутствует или нет неисправность в ЭМП, посредством сравнения периода приложения тока для тока возбуждения в качестве команды из микрокомпьютера в ЭМП с результатом измерений, описывается в публикации заявки на патент Японии № 2003-120387 (JP 2003-120387 A).

Если вычисления микрокомпьютера нормально не выполняются и требуемый объем впрыска и/или период приложения тока для тока возбуждения не вычисляется корректно, управление объемом впрыска топлива не может быть нормально выполнено, даже если ЭМП и инжекторы работают нормально. Кроме того, в этом случае ЭМП и инжекторы работают согласно командам микрокомпьютера; поэтому может быть определено, что "нет анормальности" в ЭМП и инжекторах.

Таким образом, также необходимо отслеживать присутствие или отсутствие анормальности в функции вычисления микрокомпьютера. Присутствие такой анормальности может быть определено, например, следующим образом. (1) Система мониторинга вычисляет период приложения тока, независимо от системы управления объемом впрыска топлива, с использованием параметров (частоты вращения двигателя, нагрузки на двигатель и т.д.), используемых посредством системы управления объемом впрыска топлива для вычисления периода приложения тока, и результаты вычисления периодов приложения тока, полученные посредством системы управления объемом впрыска топлива и системы мониторинга, сравниваются друг с другом. (2) Посредством использования результата вычисления периода приложения тока, полученного посредством системы управления объемом впрыска топлива, система мониторинга обратно вычисляет параметры, используемые для вычисления, и сравнивает результаты вычисления с параметрами, фактически используемыми посредством системы управления объемом впрыска топлива для вычисления периода приложения тока.

Чтобы строго выполнять мониторинг, как описано выше, система мониторинга должна выполнять вычисления, эквивалентные вычислениям, выполняемым посредством системы управления объемом впрыска топлива. В этой связи, логика вычисления для управления объемом впрыска топлива усложняется и требует высокой вычислительной нагрузки. Следовательно, достижимо или практично, если система мониторинга выполняет вычисления для мониторинга, как описано выше, с использованием логики вычисления, которая является более упрощенной по сравнению с логикой вычисления, используемой посредством системы управления объемом впрыска топлива для вычисления периода приложения тока, с тем чтобы подавлять увеличение вычислительной нагрузки.

Тем не менее, если логика вычисления системы мониторинга упрощается, отклонение результата вычисления вследствие различия между логиками вычисления может быть увеличено. Следовательно, может быть затруднительным гарантировать достаточно высокую точность определения анормальностей.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Изобретение обеспечивает систему мониторинга модуля управления двигателем, которая может определять с высокой точностью то, выполняется или нет управление объемом впрыска топлива нормально, без значительного увеличения вычислительной нагрузки.

Согласно первому аспекту изобретения создано устройство мониторинга модуля управления двигателем для мониторинга анормальности в модуле управления двигателем, который вычисляет требуемый объем впрыска из определенного значения рабочего состояния двигателя и приводит в действие инжектор на основе требуемого объема впрыска таким образом, чтобы управлять объемом впрыска топлива, причем это устройство мониторинга включает в себя первый модуль определения анормальности, который выполняет определение в отношении того, нормально вычислен или нет требуемый объем впрыска посредством модуля управления двигателем, на основе требуемого объема впрыска, вычисленного посредством модуля управления двигателем, и определенного значения рабочего состояния двигателя, используемого для вычисления требуемого объема впрыска, и второй модуль определения анормальности, который выполняет определение в отношении того, нормально приведен в действие или нет инжектор на основе требуемого объема впрыска, на основе требуемого объема впрыска, вычисленного посредством модуля управления двигателем, и состояния приведения в действие инжектора. В модуле управления двигателем изобретения, когда объем впрыска топлива управляется, требуемый объем впрыска вычисляется на основе определенных значений рабочего режима двигателя, таких как рабочая величина нажатия педали акселератора и частота вращения двигателя, и управление приведением в действие инжектора выполняется на основе результата вычисления требуемого объема впрыска. Кроме того, в устройстве мониторинга изобретения анормальность в операции модуля управления двигателем для того, чтобы вычислять требуемый объем впрыска, отслеживается посредством первого модуля определения анормальности, и анормальность в операции модуля управления двигателем для того, чтобы приводить в действие инжектор, отслеживается посредством второго модуля определения анормальности.

При вышеуказанной компоновке операции управления модуля управления двигателем, ассоциированные с управлением объемом впрыска топлива, разделяются на два набора операций, которые по отдельности или независимо отслеживаются. Следовательно, даже если логика вычисления устройства мониторинга для определения анормальности упрощается, уменьшается ошибка в вычислениях, вызываемая в каждой операции мониторинга устройства мониторинга, и точность определения анормальностей ухудшается с меньшей вероятностью либо вообще не ухудшается. Соответственно, устройство мониторинга модуля управления двигателем согласно изобретению имеет возможность определять с высокой точностью то, выполняется или нет управление объемом впрыска топлива нормально, без значительного увеличения вычислительной нагрузки.

В устройстве мониторинга, как описано выше, режим защиты от неисправностей может быть выполнен в двигателе, к которому применяется устройство мониторинга, первым способом, когда анормальность определяется посредством первого модуля определения анормальности, и режим защиты от неисправностей может быть выполнен в двигателе вторым способом, отличающимся от первого способа, когда анормальность определяется посредством второго модуля определения анормальности. В этом случае можно определять то, анормальность модуля управления двигателем, ассоциированная с управлением объемом впрыска топлива, возникает в ходе процесса вычисления требуемого объема впрыска или в ходе процесса приведения в действие инжектора, на основе требуемого объема впрыска. В этой компоновке более надлежащий режим защиты от неисправностей может быть выполнен в зависимости от местоположения, в котором возникает анормальность.

В системе мониторинга, как описано выше, второй модуль определения анормальности может получать состояние приведения в действие инжектора из результата измерений периода приложения тока, в течение которого ток возбуждения прикладывается к инжектору, с тем чтобы выполнять определение. В этом случае второй модуль определения анормальности определяет присутствие или отсутствие анормальности в функции модуля управления двигателем для того, чтобы вычислять период приложения тока, и анормальности в функции формирования тока возбуждения на основе результата вычисления. Если требуется определять присутствие или отсутствие анормальности только в функции модуля управления двигателем для того, чтобы вычислять период приложения тока, определение может выполняться посредством получения состояния приведения в действие инжектора из значения периода приложения тока для тока возбуждения, которое вычисляется посредством модуля управления двигателем.

В устройстве мониторинга, как описано выше, второй модуль определения анормальности может получать начальные и конечные времена приложения тока возбуждения, соответственно, с тем, чтобы выполнять вышеописанное определение, и выполняет определение, а также выполняет вычисление для определения в различные моменты времени (времена) относительно моментов времени (времен), в которые получаются начальные и конечные времена. В этой компоновке концентрация операций может упрощаться или исключаться, и пиковая нагрузка устройства мониторинга может подавляться или сокращаться.

Давление топлива, поданного в инжектор, варьируется в зависимости от рабочего режима двигателя, такого как частота вращения двигателя и нагрузка на двигатель. Если давление подачи топлива изменяется, объем топлива, который должен впрыскиваться, изменяется, даже если ток возбуждения прикладывается к инжектору в течение идентичного периода времени. В устройстве мониторинга, как описано выше, модуль управления двигателем может вычислять период приложения тока при проведении коррекции согласно давлению топлива, поданного в инжектор, и второй модуль определения анормальности может выполнять вышеописанное определение в отношении давления топлива. В этой компоновке анормальность может быть определена с повышенной точностью.

В устройстве мониторинга, как описано выше, второй модуль определения анормальности может получать начальные и конечные времена приложения тока возбуждения, соответственно, с тем, чтобы выполнять определение, и может получать давление топлива одновременно с тем, когда получается любое из начальных и конечных времен приложения тока. В этой компоновке можно не допускать увеличения числа или частоты прерываний в обработке для получения данных, и другие операции задерживаются с меньшей вероятностью либо вообще не задерживаются вследствие прерываний.

Поскольку существуют индивидуальные различия в характеристиках впрыска инжекторов, период приложения тока для тока возбуждения может быть вычислен при коррекции с помощью значения коррекции индивидуальных различий для компенсации индивидуальных различий в характеристиках впрыска инжекторов. В устройстве мониторинга, как описано выше, модуль управления двигателем может вычислять период приложения тока при проведении коррекции с использованием значения коррекции индивидуальных различий для компенсации индивидуального различия в характеристике впрыска инжектора, и второй модуль определения анормальности может обращаться к значению коррекции индивидуальных различий при выполнении определения. В этой компоновке анормальность может быть определена с повышенной точностью.

В устройстве мониторинга, как описано выше, модуль управления двигателем может вычислять требуемый объем впрыска при проведении коррекции с точки зрения температуры охлаждающей жидкости двигателя, и первый модуль определения анормальности может обращаться к температуре охлаждающей жидкости двигателя при выполнении определения. В этой компоновке анормальность может быть определена с повышенной точностью.

Согласно второму аспекту изобретения способ мониторинга анормальности в модуле управления двигателем, который вычисляет требуемый объем впрыска из определенного значения рабочего состояния двигателя и приводит в действие инжектор на основе требуемого объема впрыска таким образом, чтобы управлять объемом впрыска топлива, включает в себя этапы определения того, нормально вычислен или нет требуемый объем впрыска посредством модуля управления двигателем, на основе требуемого объема впрыска, вычисленного посредством модуля управления двигателем, и определенного значения рабочего состояния двигателя, используемого для вычисления требуемого объема впрыска, и определения того, нормально приведен в действие или нет инжектор на основе требуемого объема впрыска, на основе требуемого объема впрыска, вычисленного посредством модуля управления двигателем, и состояния приведения в действие инжектора.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Признаки, преимущества и техническая и промышленная значимость примерных вариантов осуществления изобретения описываются ниже со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых аналогичные номера обозначают аналогичные элементы, и на которых:

фиг. 1 является схемой, схематично иллюстрирующей конструкцию модуля управления двигателем, к которому применяется устройство мониторинга согласно первому варианту осуществления изобретения, и системы подачи топлива двигателя, управляемого посредством модуля управления двигателем;

фиг. 2 является видом, иллюстрирующим последовательность операций, ассоциированную с управлением впрыском топлива модуля управления двигателем, к которому применяется первый вариант осуществления, и мониторингом функции вычисления для управления впрыском топлива;

фиг. 3 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей процедуру вычисления отслеживаемых значений требуемого объема впрыска, выполняемую в первом варианте осуществления изобретения;

фиг. 4 является графиком, указывающим взаимосвязь между частотой Ne вращения двигателя и рабочей величиной Accp нажатия педали акселератора и отслеживаемым значением Qfinm требуемого объема впрыска;

фиг. 5 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей первую процедуру определения анормальности, выполняемую в первом варианте осуществления;

фиг. 6А -6Е являются временной диаграммой, указывающей переходы сигнала угла поворота коленчатого вала, сигнала команды управления, скорости впрыска и контрольного сигнала впрыска и время прерываний каждой операции, выполняемой посредством устройства мониторинга, в первом варианте осуществления;

фиг. 7 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей процедуру вычисления отслеживаемых значений объема впрыска, выполняемую в первом варианте осуществления;

фиг. 8 является графиком, указывающим взаимосвязь между отслеживаемым периодом INJM приложения тока и давлением Pcrinj впрыска и отслеживаемым значением QM объема впрыска;

фиг. 9 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей вторую процедуру определения анормальности, выполняемую в первом варианте осуществления;

фиг. 10 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей процедуру вычисления отслеживаемых значений объема впрыска, выполняемую во втором варианте осуществления изобретения;

фиг. 11 является блок-схемой последовательности операций способа, иллюстрирующей процедуру вычисления отслеживаемых значений требуемого объема впрыска, выполняемую в третьем варианте осуществления изобретения; и

фиг. 12 является графиком, указывающим взаимосвязь между частотой Ne вращения двигателя и температурой Thw охлаждающей жидкости двигателя и значением Qthwcm коррекции температуры охлаждающей жидкости.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Первый вариант осуществления изобретения

Устройство мониторинга модуля управления двигателем согласно первому варианту осуществления изобретения подробно описывается со ссылкой на фиг. 1-9. Устройство мониторинга этого варианта осуществления применяется к модулю управления двигателем для дизельного двигателя, установленного на транспортном средстве.

Сначала со ссылкой на фиг. 1 описывается конфигурация модуля управления двигателем, к которому применяется устройство мониторинга этого варианта осуществления, и системы подачи топлива двигателя, управляемого посредством модуля управления двигателем. Как показано на фиг. 1, система подачи топлива двигателя, к которой применяется устройство мониторинга этого варианта осуществления, включает в себя топливный насос 11, который повышает давление и выпускает топливо, накачанное из топливного бака 10. Клапан регулирования давления (PCV) 12 для управления давлением топлива, которое должно быть выпущено, монтируется в топливном насосе 11. Топливо, доставленное из топливного насоса 11, подается под давлением в общую топливную магистраль 13 и накапливается в общей топливной магистрали 13. Топливо, накопленное в общей топливной магистрали 13, распределяется и подается в инжекторы 14 соответствующих цилиндров двигателя. Общая топливная магистраль 13 содержит редукционный клапан 15, который возвращает топливо в общей топливной магистрали 13 в топливный бак 10 с тем, чтобы понижать давление (магистральное давление) топлива в общей топливной магистрали 13.

Двигатель, включающий в себя вышеуказанную систему подачи топлива, управляется посредством модуля 20 управления двигателем. Модуль 20 управления двигателем включает в себя микрокомпьютер 21, который выполняет различные вычисления в связи с управлением двигателем. Модуль 20 управления двигателем также включает в себя электронный модуль 23 привода (ЭМП), который приводит в действие инжектор 14 каждого цилиндра в ответ на команду из микрокомпьютера 21. Модуль 20 управления двигателем также включает в себя схему 24 приведения в действие, которая приводит в действие PCV 12 и редукционный клапан 15 в ответ на команды из микрокомпьютера 21.

Кроме того, модуль 20 управления двигателем принимает сигналы определения из датчика 26 позиции акселератора, датчика 27 температуры охлаждающей жидкости, датчика 28 магистрального давления, датчика 29 угла поворота коленчатого вала и т.д. Датчик 26 позиции акселератора определяет рабочую величину Accp нажатия педали акселератора. Датчик 27 температуры охлаждающей жидкости определяет температуру Thw охлаждающей жидкости двигателя. Датчик 28 магистрального давления определяет магистральное давление Pcr. Датчик 29 угла поворота коленчатого вала выводит сигнал угла поворота коленчатого вала в форме импульсов согласно вращению выходного вала двигателя. Аналого-цифровой преобразователь 25 (ADC), предоставленный в модуле 20 управления двигателем, преобразует сигналы определения датчика 26 позиции акселератора, датчика 27 температуры охлаждающей жидкости и датчика 28 магистрального давления в цифровые сигналы, которые затем передаются в микрокомпьютер 21. Сигнал угла поворота коленчатого вала, сформированный из датчика 29 угла поворота коленчатого вала, непосредственно передается в микрокомпьютер 21.

Модуль 20 управления двигателем, имеющий вышеописанную конструкцию, осуществляет управление объемом впрыска топлива в качестве одного из видов управления двигателем. Далее подробно описывается управление объемом впрыска топлива. Как показано на фиг. 2, микрокомпьютер 21 выполняет операции процедуры R1 управления объемом впрыска топлива. Процедура R1 управления объемом впрыска топлива состоит из вычисления P2 требуемого объема впрыска, операции P3 разделения объема впрыска и вычисления P4 периода приложения тока.

При вычислении P2 требуемого объема впрыска требуемый объем Qfin впрыска вычисляется на основе частоты Ne вращения двигателя, рабочей величины Accp нажатия педали акселератора и т.д. В процессе вычисления требуемого объема Qfin впрыска базовый объем Qbse впрыска первоначально вычисляется из частоты Ne вращения двигателя и рабочей величины Accp нажатия педали акселератора. Базовый объем Qbse впрыска вычисляется на основе карты для использования при вычислении базового объема впрыска, причем эта карта сохраняется в микрокомпьютере 21. В этой карте сохраняется взаимосвязь между частотой Ne вращения двигателя и рабочей величиной Accp нажатия педали акселератора и базовым объемом Qbse впрыска. Требуемый объем Qfin впрыска вычисляется посредством коррекции такого вычисленного базового объема Qbse впрыска согласно температуре Thw охлаждающей жидкости двигателя и т.д.

Частота Ne вращения двигателя вычисляется при вычислении P1 частоты вращения. При вычислении P1 частоты вращения частота Ne вращения двигателя вычисляется на основе сигнала угла поворота коленчатого вала, принимаемого из датчика 29 угла поворота коленчатого вала.

В операции P3 разделения объема впрыска требуемый объем Qfin впрыска распределяется на соответствующие впрыски, т.е. пробный впрыск, основной впрыск и подвпрыск, и определяется объем впрыска для каждого впрыска. Число впрысков, на которые распределяется требуемый объем впрыска, и пропорция распределения объема впрыска между этими впрысками определяется согласно рабочему режиму двигателя, определенному во время операции P3.

При вычислении P4 периода приложения тока вычисляется период INJ приложения тока для тока возбуждения инжектора для каждого впрыска. Период INJ приложения тока для каждого впрыска определяется на основе объема впрыска для каждого впрыска и магистрального давления Pcr. Затем микрокомпьютер 21 отправляет команду, указывающую вычисленный период INJ приложения тока для каждого впрыска, в ЭМП 23.

ЭМП 23, который принимает вышеуказанную команду, выполняет операцию P5 формирования сигналов команд управления, чтобы формировать сигнал команды управления, на основе командуемого периода INJ приложения тока для каждого впрыска. Сигнал команды управления формируется таким образом, что его уровень сигнала повышается до уровня, при котором соленоидный клапан рассматриваемого инжектора 14 может быть открыт одновременно с тем, когда начинается период приложения тока, и уровень сигнала падает до уровня, при котором соленоидный клапан не может быть оставлен открытым, одновременно с тем, когда заканчивается период приложения тока. Сигнал команды управления, сформированный таким способом, передается в инжектор 14 соответствующего цилиндра.

ЭМП 23 также выполняет операцию P6 формирования контрольных сигналов, чтобы определять ток, который протекает через соленоидный клапан каждого инжектора 14, и формировать контрольный сигнал впрыска из результата определения. Контрольный сигнал впрыска формируется в качестве импульсного сигнала, уровень сигнала которого является высоким в течение периода, в котором ток возбуждения фактически прикладывается к соленоидному клапану инжектора 14, и уровень сигнала которого является низким в течение периода, в котором ток не прикладывается к соленоидному клапану. Контрольный сигнал, сформированный таким способом, передается в микрокомпьютер 21.

Далее описывается управление давлением впрыска, выполняемое в ассоциации с управлением объемом впрыска топлива. Как показано на фиг. 2, микрокомпьютер 21 выполняет вычисление P7 целевого магистрального давления для вычисления целевого магистрального давления на основе частоты Ne вращения двигателя, вычисленной при вычислении P1 частоты вращения, и требуемого объема Qfin впрыска, вычисленного при вычислении P2 требуемого объема впрыска. Затем микрокомпьютер 21 выполняет управление P8 с обратной связью (F/B) насосом и управление P9 редукционным клапаном на основе вычисленного целевого магистрального давления и фактического магистрального давления Pcr, определенного посредством датчика 28 магистрального давления.

При F/B-управлении P8 насосом целевое открытие PCV 12 вычисляется согласно отклонению или разности между целевым магистральным давлением и фактическим магистральным давлением Pcr. Вычисленное целевое открытие передается в схему 24 приведения в действие. Затем схема 24 приведения в действие приводит в действие PCV 12 с тем, чтобы предоставлять целевое открытие, посредством чего управляется давление на выходе топливного насоса 11.

При управлении P9 редукционным клапаном управляющая команда для управления редукционным клапаном 15 передается в схему 24 приведения в действие, когда фактическое магистральное давление Pcr выше целевого магистрального давления. При приеме управляющей команды схема 24 приведения в действие управляет редукционным клапаном 15 таким образом, чтобы вызывать выпуск топлива из общей топливной магистрали 13, за счет чего понижать магистральное давление Pcr.

Между тем, микрокомпьютер 21 постоянно отслеживает то, выполняется или нет управление объемом впрыска топлива нормально, параллельно с управлением объемом впрыска топлива. В этом варианте осуществления мониторинг управления объемом впрыска топлива проводится через следующие две процедуры мониторинга. А именно, управление объемом впрыска топлива отслеживается посредством выполнения первой процедуры R2 мониторинга для мониторинга функции модуля 20 управления двигателем для того, чтобы вычислять требуемый объем Qfin впрыска, и второй процедуры R3 мониторинга для мониторинга функции модуля 20 управления двигателем для того, чтобы приводить в действие инжекторы 14, на основе требуемого объема Qfin впрыска.

Подробно описывается первая процедура R2 мониторинга. В первой процедуре R2 мониторинга определяется то, нормально вычислен или нет требуемый объем Qfin впрыска, на основе вычисленного значения требуемого объема Qfin впрыска и определенных значений (частоты Ne вращения двигателя, рабочей величины Accp нажатия педали акселератора) рабочего режима двигателя, используемых для вычисления требуемого объема Qfin впрыска. А именно, в этом варианте осуществления часть микрокомпьютера 21, которая выполняет первую процедуру R2 мониторинга, соответствует первому модулю определения анормальности согласно изобретению.

Как показано на фиг. 2, первая процедура R2 мониторинга выполняется через две операции, т.е. вычисление P10 отслеживаемых значений объема впрыска и первое определение P11 анормальности. При вычислении P10 отслеживаемых значений объема впрыска требуемый объем впрыска (отслеживаемое значение Qfinm требуемого объема впрыска) примерно оценивается на основе частоты Ne вращения двигателя и рабочей величины Accp нажатия педали акселератора, используемых для вычисления требуемого объема Qfin впрыска. При первом определении P11 анормальности определяется то, нормально вычислен или нет требуемый объем Qfin впрыска, посредством сравнения отслеживаемого значения Qfinm требуемого объема впрыска, вычисленного при вычислении P10 отслеживаемых значений объема впрыска, с требуемым объемом Qfin впрыска, вычисленным в процедуре R1 управления объемом впрыска топлива.

Далее подробно описывается вычисление P10 отслеживаемых значений объема впрыска и первое определение P11 анормальности. Вычисление P10 отслеживаемых значений объема впрыска выполняется через процедуру вычисления отслеживаемых значений объема впрыска, как показано на фиг. 3. Процедура вычисления отслеживаемых значений объема впрыска выполняется посредством микрокомпьютера 21 каждый раз, когда вычисляется требуемый объем Qfin впрыска.

Как показано на фиг. 3, после того как эта процедура начинается, частота Ne вращения двигателя и рабочая величина Accp нажатия педали акселератора считываются на этапе S10. На следующем этапе S11 отслеживаемое значение Qfinm требуемого объема впрыска вычисляется на основе считывания частоты Ne вращения двигателя и рабочей величины Accp нажатия педали акселератора, и после этого текущий цикл процедуры по фиг. 3 завершается.

Вычисление отслеживаемого значения Qfinm требуемого объема впрыска на этапе S11 проводится на основе карты для использования при вычислении отслеживаемого значения объема впрыска, причем эта карта сохраняется в микрокомпьютере 21. В этой карте сохраняется взаимосвязь между частотой Ne вращения двигателя и рабочей величиной Accp нажатия педали акселератора и отслеживаемым значением Qfinm требуемого объема впрыска, как показано на фиг. 4. Взаимосвязь между частотой Ne вращения двигателя и рабочей величиной Accp нажатия педали акселератора и отслеживаемым значением Qfinm требуемого объема впрыска в карте для использования при вычислении отслеживаемого значения объема впрыска является идентичной с взаимосвязью между частотой Ne вращения двигателя и рабочей величиной Accp нажатия педали акселератора и базовым объемом Qbse впрыска в вышеописанной карте для использования при вычислении базового объема впрыска (Qbse).

Первая операция P11 определения анормальности выполняется через первую процедуру определения анормальности, как показано на фиг. 5. Первая процедура определения анормальности выполняется посредством микрокомпьютера 21 после выполнения процедуры вычисления отслеживаемых значений объема впрыска.

Как показано на фиг. 5, после того как эта процедура начинается, требуемый объем Qfin впрыска, вычисленный в процедуре R1 управления объемом впрыска топлива, считывается на этапе S20. На следующем этапе S21 определяется то, отклоняется или нет отслеживаемое значение Qfinm требуемого объема впрыска, вычисленное при вышеописанном вычислении P10 отслеживаемых значений объема впрыска, от требуемого объема Qfin впрыска. В этом варианте осуществления анормальность, для которой необходим режим защиты от неисправностей, определяется, когда требуемый объем Qfin впрыска больше, чем он должен быть, а именно, когда объем топлива, который должен впрыскиваться, больше, чем он должен быть. Следовательно, в этом варианте осуществления определяется то, что возникает отклонение отслеживаемого значения Qfinm требуемого объема впрыска от требуемого объема Qfin впрыска, когда отслеживаемое значение Qfinm требуемого объема впрыска больше на предварительно определенное значение или более требуемого объема Qfin впрыска.

Если определено, что нет отклонения отслеживаемого значения Qfinm требуемого объема впрыска от требуемого объема Qfin впрыска (S21: "Нет"), управление переходит к этапу S22. На этапе S22 счетчик C1 определения анормальностей сбрасывается (т.е. его значение задается равным 0), и после этого текущий цикл процедуры по фиг. 5 завершается. Счетчик C1 определения анормальностей указывает длительность, в течение которой возникает вышеописанное отклонение.

Наоборот, если определено, что отслеживаемое значение Qfinm требуемого объема впрыска отклоняется от требуемого объема Qfin впрыска (S21: "Да"), управление переходит к этапу S23. На этапе S23 значение счетчика C1 определения анормальностей увеличивается. На следующем этапе S24 определяется то, равен или превышает либо нет счетчик C1 определения анормальностей указанное значение β определения анормальности. Если счетчик C1 определения анормальностей меньше значения β определения анормальности (S24: "Нет"), текущий цикл процедуры по фиг. 5 завершается.

С другой стороны, если счетчик C1 определения анормальностей равен или превышает значение β определения анормальности (S24: "Да"), управление переходит к этапу S25. После того как флаг анормальности в функции вычисления объема впрыска задается на этапе S25, текущий цикл процедуры по фиг. 5 завершается. Когда флаг анормальности в функции вычисления объема впрыска задается, микрокомпьютер 21 прекращает вычисление требуемого объема Qfin впрыска и фиксирует его значение в качестве режима защиты от неисправностей.

Далее подробно описывается вторая процедура R3 мониторинга. Во второй процедуре R3 мониторинга объем (фактический объем впрыска топлива) топлива, фактически впрыскиваемого из инжекторов 14, сравнивается с требуемым объемом впрыска, вычисленным посредством микрокомпьютера 21, так что определяется то, нормально приведены в действие или нет инжекторы 14, на основе результата вычисления требуемого объема Qfin впрыска. А именно, в этом варианте осуществления часть микрокомпьютера 21, которая выполняет вторую процедуру R3 мониторинга, соответствует второму модулю определения анормальности согласно изобретению.

Как показано на фиг. 2, вторая процедура R3 мониторинга состоит из трех операций, т.е. измерения P20 фактического периода приложения тока, преобразования P21 объема впрыска и второго определения P22 анормальности. При измерении P20 фактического периода приложения тока период приложения тока возбуждения к инжекторам 14 измеряется на основе контрольного сигнала впрыска, принимаемого из ЭМП 23. При преобразовании P21 объема впрыска фактический объем топлива, впрыскиваемый из инжекторов 14, вычисляется из измеренного периода приложения тока. При втором определении P22 анормальности вычисленный фактический объем впрыска топлива сравнивается с требуемым объемом Qfin впрыска, вычисленным в процедуре R1 управления объемом впрыска топлива, так что определяется то, нормально приведены в действие или нет инжекторы 14, на основе требуемого объема Qfin впрыска.

Подробно описывается измерение P20 фактического периода приложения тока. Фиг. 6 показывает один пример перехода сигнала угла поворота коленчатого вала, сигнала команды управления, скорости впрыска рассматриваемого инжектора 14 и контрольного сигнала впрыска, когда впрыскивается топливо. Как показано на фиг. 6, если уровень сигнала для сигнала команды управления, сформированного из ЭМП 23 в инжектор 14, повышается, ток возбуждения, который протекает через соленоидный клапан инжектора 14, увеличивается до уровня, при котором соленоидный клапан может быть открыт, с незначительной задержкой, и начинается впрыск топлива. При начале впрыска топлива уровень сигнала для контрольного сигнала впрыска, сформированного посредством ЭМП 23, падает в ответ на увеличение тока возбуждения. Затем, если уровень сигнала для сигнала команды управления падает, прекращается приложение тока возбуждения к соленоидному клапану инжектора 14 с незначительной задержкой, и прекращается впрыск топлива из инжектора 14. В это время уровень сигнала для контрольного сигнала впрыска повышается в ответ на прекращение приложения тока возбуждения.

Как указано посредством стрелок, представляющих прерывания операций на фиг. 6, микрокомпьютер 21 принимает или считывает времена, соответствующие повышениям и понижениям контрольного сигнала впрыска, в качестве обработки прерывания. А именно, микрокомпьютер 21 получает начальные и конечные времена каждого впрыска на основе контрольного сигнала впрыска. Затем микрокомпьютер 21 вычисляет период приложения тока возбуждения в каждом впрыске в качестве отслеживаемого периода INJM приложения тока.

В этом варианте