Автобус (варианты)
Иллюстрации
Показать всеГруппа изобретений относится к многофункциональным бронированным транспортным средствам. Автобус содержит бронированный корпус. Корпус имеет обтекаемую поверхность с вытянутой фронтальной частью, основные движители представляют собой гусеничные движители, в задней части корпуса за кузовом размещен второй двигатель, ниже которого на дне корпуса ближе к гусеничным движителям, нежели к средней линии днища корпуса, расположены выдвижные водометные движители. Ниже уровня защитных боковых окон размещены выдвижные крылья, в передней части корпуса выше уровня выдвижных крыльев размещены выдвижные реактивные гранатометы, ниже уровня выдвижных крыльев в средней части корпуса размещены боковые выдвижные ракетные пусковые установки, а в задней части корпуса - нижние выдвижные пулеметы, в средней части крыши корпуса размещена главная часть зенитного ракетно-пушечного комплекса. В одном варианте выполнения автобуса в задней части корпуса в качестве второго двигателя под кузовом размещают воздушно-реактивные двигатели. В другом варианте выполнения автобуса в качестве второго двигателя размещают ракетный двигатель. Достигается компактность компоновки автобуса при надежности и эффективности работы его функциональных элементов. 2 н. и 28 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат
Группа изобретений относится к многофункциональным бронированным транспортным средствам и может использоваться как в военных целях, так и для всевозможных экспедиций.
К аналогам предложенной группы изобретений можно отнести различные гусеничные бронетранспортеры - машины повышенной проходимости, предназначенные для перевозки мотострелковых войск, военных грузов и оружия. Бронетранспортеры используются также как командирские или штабные машины, для связи, охранения и выполнения других специальных задач. Они могут иметь герметизированный броневой корпус, оборудованный фильтровентиляционными установками для защиты от радиационного поражения, бактериологического и химического оружия, приборы дневного и ночного видения и противопульное бронирование. Имеются бронетранспортеры авиатранспортабельные и плавающие. В качестве водоходного движителя используются гребные винты, водометы или штатные гусеничные цепи (Большая советская энциклопедия, изд. 3, том 4, 1971).
Применение бронетранспортеров ограничено их малой вместимостью, как правило, не превышающей 13 человек, скоростью движения, которая для большинства гусеничных бронетранспортеров не превышает 70 км/ч, отсутствием комфортабельности салона (тесные условия, невозможность размещения внутри кухни, туалета, бара, холодильника, полноценных спальных мест) и их малой огневой мощью.
Известен гусеничный плавающий бронетранспортер EFV (Expeditionary Fighting Vehicle) компании General Dynamics, оснащенный автоматической пушкой Bushmaster II, пулеметом и двумя дымовыми гранатометами. Бронетранспортер имеет сварной корпус, выполненный из алюминиевой брони с улучшенными характеристиками сопротивления коррозии. Форма корпуса классическая, с прямыми бортами и имеющей небольшой отрицательный наклон задней стенкой. Крыша корпуса плоская, с установленной ближе к передней части башней, люком для десанта в задней части и люками для экипажа в передней. Днище профилированное, предназначенное для обеспечения глиссирования. Переднюю часть корпуса занимает трансмиссионное отделение, за ним расположено боевое, в котором находятся места водителя (с левой стороны) и командира десанта (с правой). Среднюю часть боевого отделения занимает башня с установленным основным вооружением. В башне находятся места наводчика и командира. Среднюю часть корпуса занимает силовое отделение, в котором находятся дизельный двигатель MTU 883, системы охлаждения и вентиляции, основная трансмиссия. В кормовой части корпуса находится отделение десанта, вмещающее 16 десантников с вооружением и снаряжением или 2,5 тонны груза. Для входа-выхода десанта в задней стенке корпуса оборудован овальный одностворчатый люк, открывающийся вниз, и образующий в открытом состоянии небольшую аппарель для морских пехотинцев или груза. Топливные баки расположены на крыше корпуса в средней части, по бортам. Двигатель у данного бронетранспортера дизельный 12-цилиндровый V-образный с водяным охлаждением и турбонаддувом. Трансмиссия механическая, с автоматической коробкой передач и гидротрансформаторами. Раздаточная коробка позволяет передавать мощность двигателя одновременно на гусеничные и водометные движители. Подвеска бронетранспортера EFV гидропневматическая. При движении по воде подвеска приводит опорные катки в крайнее верхнее положение, для снижения сопротивления движению, гусеницы при этом почти полностью убираются в ниши. По бортам в задней части корпуса расположены два водометных движителя. Сопла оборудованы заслонками, при перекрытии которых вода поступает в реверсивные сопла на боковой части корпуса. Управление по курсу осуществляется частичным или полным перекрытием одной заслонки, задний ход - перекрытием двух. При движении по суше заслонки полностью перекрывают сопла водометов, предохраняя их от попадания посторонних предметов. Совокупная тяга водометных движителей около 10 тонн. При движении по воде в передней и задней части корпуса бронетранспортера откидываются два щита, облегчающие выход EFV в режим глиссирования. Задний щит в поднятом положении располагается на крыше. При движении по воде боковые части гусениц прикрываются двумя откидывающимися бортовыми щитами, при движении по суше щиты могут быть подняты и служат дополнительной защитой корпусу (официальный сайт Корпуса морской пехоты США , а также , 26-08-2012).
К недостатку бронетранспортера EFV можно отнести стесненные условия для экипажа - люди внутри сидят друг напротив друга, упершись друг другу в колени. Кроме того, данный бронетранспортер не способен перемещаться под водой.
Наиболее близким аналогом является автобус "Rhino runner" компании Labock Technologies. Корпус автобуса представляет собой разборную бронированную конструкцию, состоящую из панелей, скрепленных с опорными элементами и между собой. Передняя часть корпуса, описанная в патенте US 2006288856 A1, F41H 5/24, 28.12.2006, состоит из бронированного лобового стекла, защитной рамы для лобового стекла, нижерасположенного фронтального защитного экрана, "противовзрывного щита", расположенного снизу (дно), и панели боковой защиты. Фронтальный защитный экран и "противовзрывной щит" установлены на крепежном элементе, расположенном во фронтальной части корпуса. Все защитные панели представляют собой относительно легкую композитную броню. Стекла пуленепробиваемы только в одностороннем направлении. Автобус оснащен самонесущими шинами и имеет 12 бойниц (, 11.03.2006).
К недостаткам описанного автобуса можно отнести низкую проходимость, относительно слабую устойчивость при боковых столкновениях на неровной местности и также уязвимость движителя для врага - несмотря на то, что корпус автобуса выдерживает прямое попадание реактивной гранаты, враг может вывести из строя сам автобус попаданием поражающего элемента в колесо.
Задачей предложенной группы изобретений является разработка скоростного многофункционального боевого автобуса, предназначенного для длительной перевозки пассажиров и груза, обеспечивающего степень защиты от взрывов и прямых попаданий из гранатомета не меньшую, нежели у прототипа, а также обладающего высокой проходимостью.
Техническим результатом группы изобретений является возможность при помощи предложенного многофункционального автобуса проводить крупномасштабные боевые действия, возможность полноценно управлять оружием, встроенным в корпус автобуса, в случае поломки отдельных узлов их крепления, возможность обнаруживать и вести обстрел семи целей в автоматическом режиме одновременно (не включая целей, обстреливаемых вручную), а также возможность автобуса летать, плавать и перемещаться со скоростью более 200 км/ч по грязи и/или неровной местности. Техническим результатом также является компактность компоновки автобуса при надежности и эффективности работы его функциональных элементов.
Для достижения технического результата предложено две модификации автобуса.
Предложен многофункциональный автобус (компактная модификация), содержащий бронированный корпус 1, представляющий собой разборную конструкцию, состоящую из панелей, скрепленных с опорными элементами и между собой, и размещенные в нем бронированную боковую дверь 2, защитное лобовое стекло 3, защитные боковые окна 4, кузов и расположенные под ним основной двигатель, трансмиссию и основные движители, отличающийся тем, что корпус имеет обтекаемую поверхность с вытянутой фронтальной частью и высотой, меньшей нежели его ширина, в задней его части расположен грузовой люк 5а, основные движители представляют собой гусеничные движители 7, в задней части корпуса под кузовом размещены воздушно-реактивные двигатели 8а, ниже которых на дне корпуса ближе к гусеничным движителям, нежели к средней линии днища корпуса, расположены выдвижные водометные движители 29, ниже уровня защитных боковых окон размещены выдвижные крылья 9, в передней части корпуса выше уровня выдвижных крыльев размещены выдвижные реактивные гранатометы 11, ниже уровня выдвижных крыльев в средней части корпуса размещены боковые выдвижные ракетные пусковые установки 13, а в задней части корпуса - нижние выдвижные пулеметы 12, в средней части крыши корпуса размещена главная часть зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК), состоящая из платформы 18, выполненной с возможностью вращения вокруг своей оси, размещенной в ее центре башни 19 со встроенными основной радиолокационной станцией, включающей радар и оптико-электронную систему наведения, оружием направленной энергии 22 (пушкой) и первым подъемно-поворотным механизмом, к которому подсоединено вышеуказанное оружие, размещенными на ней первой ракетной пусковой установкой 20 и второй ракетной пусковой установкой 21, закрепленными на втором подъемно-поворотном механизме 23 и расположенными по обе стороны от башни таким образом, чтобы фронтальная или тыльная сторона каждой установки не выходила за пределы касательной к башне, перпендикулярной указанной установке, сверху в передней части корпуса расположена дополнительная радиолокационная станция 25, сверху в задней части корпуса расположены зенитные выдвижные пулеметы 27, которые вместе с главной частью зенитного ракетно-пушечного комплекса составляют зенитный ракетно-пушечный комплекс.
Также предложен многофункциональный автобус (полная модификация), который отличается от компактной модификации тем, что грузовой люк 56 расположен в средней части корпуса с одной из сторон, а в задней части корпуса за кузовом размещен ракетный двигатель 86.
Главная часть зенитного ракетно-пушечного комплекса выполнена с возможностью укрытия под корпусом автобуса за счет ее опускания и вместе с тем поднятия верхней части корпуса 24.
Воздушно-реактивные двигатели 8а (для компактной модификации автобуса) или ракетный двигатель 86 (для полной модификации) выполнен(ы) с возможностью укрытия под корпусом автобуса за счет их (его) втягивания внутрь корпуса и вместе с тем выдвижения задней части корпуса 17.
На грузовом люке размещена рама 6 с защитным стеклом и бойницами.
Выдвижные реактивные гранатометы 11, боковые выдвижные ракетные пусковые установки 13, выдвижные зенитные 27 и нижние пулеметы 12 выполнены с возможностью укрытия в бойницах 14, 16, 28 и 15 соответственно.
На боковых сторонах корпуса выше уровня выдвижных крыльев, а также на фронтальной части корпуса размещены дополнительные бойницы 26, рассчитанные для гранатометов, пулеметов, автоматов и некоторых других видов оружия.
Всего в передней части корпуса размещено два выдвижных реактивных гранатомета 11 с каждой боковой стороны корпуса, две дополнительные бойницы 26 с каждой боковой стороны корпуса и две дополнительные бойницы 26 на фронтальной части корпуса. Также две бойницы размещены на грузовом люке.
Бойницы для выдвижных реактивных гранатометов 11, выдвижных нижних пулеметов 12 и дополнительные бойницы 26 оснащены механизмом блокировки поворота дула размещенных в них оружий в сторону крыльев в случае, когда последние выдвинуты ("защита от дурака").
Первая ракетная пусковая установка 20, вторая ракетная пусковая установка 21, оружие направленной энергии 22 и выдвижные зенитные пулеметы 27 совмещены посредством механизма синхронизации, который для указанных ракетных пусковых установок позволяет менять положение за счет второго подъемно-поворотного механизма 23 и/или вращения платформы 18, а для оружия направленной энергии позволяет менять положение за счет первого подъемно-поворотного механизма и/или поворота башни 19 и/или вращения платформы 18, причем механизм синхронизации обладает:
- функцией блокировки соприкосновения перечисленных оружий во время движения, в частности при наведении на цель,
- функцией блокировки пересечения линий огня на близком расстоянии для разных оружий и
- функцией установки приоритетного оружия.
Боковые ракетные пусковые установки 13 оснащены скоростными подводными ракетами, которые могут поразить цель как над водой, так и под водой. Данные установки также оснащены системой предупреждения запуска ракет во время близкого расположения цели или преграждающего объекта.
Защитное лобовое стекло 3 имеет выпуклую форму, а угол наклона касательной в средней части указанного стекла составляет 38-57 град.
Над защитным лобовым стеклом 3, защитными боковыми окнами 4 и защитным стеклом, расположенным на грузовом люке 5 а или 56, в корпус автобуса с внешней стороны встроены бронированные пластины 31 (фиг. 1), имеющие возможность закрывать все перечисленные стекла.
Панели корпуса скреплены с опорными элементами и между собой посредством прорезиненных сочленений.
На срезе сопла второго двигателя установлена заглушка или мембрана.
На нижней части фронтальной стороны каждого водометного движителя 29 расположена заслонка, при этом каждый из водометных движителей 29 выполнен таким образом, чтобы в рабочем состоянии высота (а) его части, расположенной выше уровня дня корпуса, была не менее, чем высота (б) его части, расположенной ниже уровня днища корпуса, умноженная на 1,5.
В задней верхней части корпуса автобуса расположен выдвижной руль направления 34.
Предложенный автобус имеет две модификации - компактную и полную, и может работать в четырех режимах - гражданском, боевом, режиме полета и в боевом летательном режиме.
В компактной модификации автобуса в качестве второго двигателя используется группа воздушно-реактивных двигателей (например, два турбореактивных или прямоточных).
В полной модификации автобуса в качестве второго двигателя используется ракетный. Данная модификация имеет грузовместимость приблизительно в 1,5 раза больше, нежели компактная, и рассчитана на груз большей массы.
Компактная модификация рассчитана на 7, 14, 21 или 28 мест. Полная модификация - на 7, 12, 19, 24 или 25 мест (не считая кабины водителя).
При меньшем количестве мест внутри автобуса возможно разместить кухню с холодильником, туалет, бар, спальные места и прочие средства жизнеобеспечения.
В гражданском режиме или режиме полета все оружия находятся внутри корпуса.
В боевом режиме по крайней мере одно оружие находится в активном состоянии.
В режиме полета все оружия находятся внутри корпуса, выдвинуты крылья и работают воздушно-реактивные (или ракетный) двигатели.
В боевом летательном режиме помимо этого по крайней мере одно оружие находится в активном состоянии.
Конструкция предложенного автобуса представлена на фиг. 1-8.
На фиг. 1 изображена компактная модификация автобуса в боевом режиме (вид сбоку).
На фиг. 2 изображена полная модификация автобуса в боевом режиме (вид сбоку).
На фиг. 3 изображен автобуса в боевом режиме (вид спереди).
На фиг. 4 изображена полная модификация автобуса в гражданском режиме (вид сбоку).
На фиг. 5 изображена полная модификация автобуса с открытыми гусеницами (вид сверху).
На фиг. 6 изображен ЗРПК с горизонтально расположенными и направленными в одну сторону оружиями (вид сверху).
На фиг. 7 изображен ЗРПК с пусковой ракетной установкой 20, расположенной под углом 70° к поверхности платформы 18 (вид сверху).
На фиг. 8 изображен ЗРПК с пусковой ракетной установкой 20 и выдвижными зенитными пулеметами 27, расположенными под углом 70° к поверхности платформы 18.
Вытянутая форма фронтальной части корпуса 1, представляющего собой разборную конструкцию модульной брони, придает автобусу хорошие аэродинамические свойства во время наземного движения или полета, вместе с тем позволяет автобусу и пассажирам выдерживать тяжелые лобовые столкновения и облегчает перемещение автобуса под водой.
Обтекаемая форма корпуса, вытянутая форма его фронтальной части и то, что высота корпуса меньше его ширины, обеспечивают довольно тяжелой конструкции автобуса мягкие взлет и посадку, а также устойчивость на земле. Таким образом, пассажиры могут комфортно чувствовать себя как при перемещении по земле, так и по воздуху.
Масса автобуса снижена за счет использования композитной брони с керамическими включениями.
Поскольку панели корпуса скреплены с опорными элементами и между собой посредством прорезиненных сочленений, герметизируя салон автобуса и двигатели, а нижняя часть (днище) корпуса оснащена двумя водометными движителями 29 (фиг. 2 и 3), расположенными намного ближе к гусеничным движителям, нежели к средней линии днища корпуса, автобус также имеет возможность перемещаться в воде.
Водометные движители расположены вышеописанным образом по следующим причинам. Они не расположены по бокам корпуса автобуса, во-первых, из-за нехватки места, а во-вторых, в таком случае они окажутся выше уровня гусеничных движителей. Если автобус будет плыть по поверхности, то получается, они не смогут работать.
Как показано на фиг. 3, расстояние (г) намного больше расстояния (в), то есть водометные движители расположены снизу корпуса намного ближе к гусеничным движителям (и соответственно к краям днища), нежели к средней линии днища. При таком расположении движение автобуса под водой более равномерное и легкоуправляемое, при том как массивная конструкция автобуса не мешает перемещаться в устойчивом положении. Кроме того, в случае полной модификации автобуса расположению водометных движителей ближе к центру днища мешает размещенный выше ракетный двигатель.
На нижней части фронтальной стороны каждого водометного движителя 29 расположена заслонка. Перекрывая сопло каждого движителя с помощью нее, можно регулировать направление движения автобуса под водой или на воде. Вместе с тем данная заслонка служит препятствием для попадания в движитель песка, ила, земли и прочего. При этом каждый из водометных движителей 29 выполнен таким образом, чтобы в рабочем состоянии высота (а) его части, расположенной выше уровня дня корпуса, была не менее, чем высота (б) его части, расположенной ниже уровня днища корпуса, умноженная на 1,5 (см. фиг. 3). За счет этого водометные движители расположены на достаточной большой высоте (по сравнению с гусеничными движителями), что наряду с наличием вышеописанной заслонки препятствует засорению сопла и так называемому "присасыванию" ко дну (например, реки), когда за счет вбирания в себя ила или песка водометные движители присасывают транспортное средство ко дну.
Помимо управления заслонкой менять направление автобуса под водой можно за счет смещения самих водометных движителей. При движении автобуса влево передняя часть правого движителя смещается влево, а задняя часть остается на том же месте, задняя часть левого движителя смещается вправо, а передняя остается на том же месте.
Это является наиболее оптимальным вариантом с учетом стесненных для водометных движителей условий: в относительной близости от каждого из них расположены гусеничные движители.
Раздаточная коробка имеет возможность передавать мощность двигателя одновременно на гусеничный и водометный движители, причем распределение мощности корректируется посредством переключения передач в ручном или автоматическом режиме.
Гусеничные движители 7 обеспечивают возможность перемещения практически по любой местности и исключают "прокол шины", что позволяет назвать автобус вездеходным.
Каждый гусеничный движитель является амфибийным и оснащен лентой со встроенным конвейером выдвижных весел. При движении вперед в воде гусеничная лента вращается против часовой стрелки. Из ее участка, прошедшего переднее колесо гусеничного движителя, выступают весла, которые снова убираются в ленту, проходя заднее колесо движителя. В случае если данный механизм работать не будет, гусеничный движитель сможет работать только при перемещении автобуса по поверхности воды, так как в воде весла сверху будут толкать автобус назад, а весла снизу - вперед.
Когда автобус оказывается в воде, весла могут выдвигаться тремя способами:
- ручным посредством нажатия рычага, расположенного в передней части салона автобуса,
- полуавтоматическим посредством нажатия соответствующей кнопки на панели управления, расположенной в кабине водителя, или
- автоматическим, при котором датчики давления, встроенные в нижнюю часть корпуса автобуса на уровне гусеничных движителей, считывают давление окружающей среды и передают данные на элемент управления конвейером выдвижных весел. Если давление (без учета атмосферного) превышает 0,05 кг/см2, что соответствует давлению воды на глубине 50 см, весла автоматически выдвигаются. При снижении давления они автоматически убираются. Давление, при котором срабатывает элемент управления конвейером выдвижных весел, можно изменить с помощью панели управления 33 (фиг. 5).
Таким образом, регулировать скорость движения автобуса под водой можно тремя средствами - водометными движителями, гусеничными движителями и ракетным двигателем. Регулировать направление движения автобуса под водой можно тремя способами - за счет поднятия и опускания заслонок на водометных движителях, за счет смещения водометных движителей и также за счет работы гусеничных движителей.
Реверсивное движение под водой осуществляется за счет водометных и гусеничных движителей.
Второй двигатель 8а (группа воздушно-реактивных) или 8б (ракетный) может выполнять функцию резервного (в случае неисправности основного двигателя), летного или же ускорительного, то есть в случае необходимости автобус может ускоряться до скоростей, намного превышающих скорость, которую способен обеспечить основной двигатель. Более того, наравне с конструкцией фронтальной части корпуса, применением композитной брони, содержащей слои углепластика, которые во время столкновения дают амортизирующий эффект, что в совокупности позволяет выдерживать мощные лобовые столкновения, а также наравне с применением гусеничных движителей, использование столь мощных двигателей в случае необходимости может позволить автобусу передвигаться по грязи и/или неровной местности, а также, в случае наличия преград, "ехать напролом" со скоростями, превышающими 200-250 км/ч.
Набор и снижение высоты во время полета осуществляется за счет вращения вокруг своей оси крыльев 9 и/или изменения скорости полета. Поворот во время полета осуществляется либо за счет выдвижного руля направления 34 (фиг. 2), расположенного в задней верхней части корпуса автобуса, либо за счет поворота одного из крыльев вокруг своей оси.
Крылья 9 с прочной бронированной конструкцией могут служить не только средством для полета, но также могут препятствовать опрокидыванию автобуса, например, во время движения по неровной местности, в случае взрыва или попадания снаряда, или же служить средством, с помощью которого перевернутый на бок автобус снова можно поставить на гусеницы - за счет того, что выдвигающиеся крылья упираются в землю.
На срезе сопла второго двигателя установлена заглушка или мембрана. Это препятствует попаданию воды в двигатель и делает возможным запуск ракетного двигателя под водой.
Фронтальная часть автобуса способна выдержать прямое попадание реактивной гранаты за счет следующих факторов: толщины и прочности крепления панелей, изготовленных из композитной брони, содержащей слои углепластика и керамические включения, формы поверхности корпуса, выполненной таким образом, что с большей степенью вероятности удар поражающим элементом пройдет по касательной, и толщины, выпуклой формы и наклона защитного лобового стекла 38-57 град, что также мешает прямому попаданию реактивной гранаты или прямому воздействию взрывной волны. При этом стоит отметить, что при максимальной защите лобовое стекло обеспечивает достаточную видимость.
Бронированные пластины 31 (фиг. 1), встроенные с внешней стороны в корпус автобуса над всеми стеклами, обеспечивают безопасность экипажа и груза в случае разрушения одного или более стекол (например, укрывают от огня в случае вооруженного нападения или герметизируют салон автобуса под водой). Размещение пластин с внешней стороны предпочтительно, поскольку они также могут служить защитой для самих стекол.
В случае, когда закрыто переднее лобовое стекло, водитель может ориентироваться изображением с видеорегистратора, отображающемся на мониторе 32 (фиг. 2), который для удобства можно расположить на уровне стекла.
В боевом режиме работы автобуса часть оружия можно спрятать внутри корпуса. Это позволит защитить их от угрозы извне, например, во время боевых действий.
В качестве основного двигателя используется электродвигатель. Также возможно использовать двигатель внутреннего сгорания или пневмодвигатель.
В компактной модификации автобуса (фиг. 1) в качестве второго двигателя, выполняющего функцию резервного, летного и ускорительного (для увеличения скорости перемещения по земле), используется группа воздушно-реактивных двигателей 8а. Это позволяет уменьшить длину автобуса почти на 20% по сравнению с полной модификацией. Загрузочный люк 5а с рамой 6 в таком случае размещается в задней части корпуса, а сам двигатель - в задней части корпуса под кузовом.
В полной модификации автобуса (фиг. 2) в качестве второго двигателя используется ракетный 8б. В таком случае загрузочный люк 5б с рамой 6 располагается в средней части корпуса сбоку, а сам двигатель - с тыльной стороны кузова.
Основное преимущество полной модификации автобуса перед компактной заключаются в том, что ракетный двигатель с заслонкой или мембраной, расположенной на сечении сопла, в отличие от воздушно-реактивных двигателей может работать под водой и имеет большую мощность.
Выдвижная платформа 18 имеет возможность вращения вокруг своей оси. Это позволяет всем расположенным на ней оружиям - первой ракетной пусковой установке 20, второй ракетной пусковой установке 21 и оружию направленной энергии 22, одновременно менять направление линии атаки и наводить оружия на цель с большей скоростью.
Дополнительная радиолокационная станция 25 может служить в качестве резервной или вспомогательной. При совместном использовании основной и дополнительной радиолокационных станций вероятность обнаружения объектов, для которых используется стелс-технология, увеличивается приблизительно на 25-30%. Увеличивается азимут обзора и скорость обнаружения объекта.
За счет одновременного использования радара и оптико-электронной системы наведения радиолокационная станция, расположенная в башне 19, позволяет осуществлять захват четырех целей одновременно. Включение дополнительной радиолокационной станции 25 позволяет осуществлять захват семи целей одновременно.
Противовоздушная (противоракетная) оборона может осуществляться в ручном или автоматическом режиме работы оружия направленной энергии 22, ракетных установок 20 и 21 и выдвижных зенитных пулеметов 27. В автоматическом режиме ПВО (ПРО) также могут работать выдвижные реактивные гранатометы 11 и нижние пулеметы 12.
Выдвижные боковые ракетные пусковые установки 13 и ракетные пусковые установки 20 и 21 обладают радиокомандным наведением с инфракрасным, радиолокационным и лазерным слежением.
Высотность цели для ракетных пусковых установок 20 и 21 составляет 8 м - 20 км, однако в боевом летательном режиме за счет набора автобусом высоты верхний порог можно увеличить, чем обеспечивается возможность уничтожения объекта, перемещающегося в стратосфере.
Главная часть зенитного ракетно-пушечного комплекса помещается под корпус автобуса за счет ее опускания и вместе с тем поднятия верхней части корпуса 24, воздушно-реактивные двигатели 8а (для компактной модификации автобуса) или ракетный двигатель 8б (для полной модификации) помещаются под корпус автобуса за счет их (его) втягивания внутрь корпуса и вместе с тем выдвижения задней части корпуса 17, выдвижные реактивные гранатометы 11, боковые выдвижные ракетные пусковые установки 13, зенитные 27 и нижние пулеметы 12 убираются в бойницы 14, 16, 28 и 15 соответственно (фиг. 4). При переходе автобуса в гражданский режим под корпус убираются все оружия. Крылья 9 складываются и убираются в отверстия 10.
Выдвижной руль направления 34 складывается и убирается в отверстие 35 (фиг. 5).
Водометные движители 29 (фиг. 2, 3) убираются в отверстия 30 (фиг. 1, 4).
Сохраняя горизонтальное положение, оружие направленной энергии 22 имеет возможность вертикального смещения (см. фиг. 2). Это обеспечивает более точное и быстрое прицеливание. При этом данное оружие имеет угол обстрела по вертикали 90°, по горизонтали 45° за счет первого подъемно-поворотного механизма, 365° за счет поворота башни 19 и также 365° за счет поворота платформы 18. Ракетные пусковые установки 20 и 21 имеют угол обстрела по вертикали 90°, по горизонтали - 365° за счет второго подъемно-поворотного механизма 23 и также 365° по горизонтали за счет поворота платформы 18.
Расположение платформы 18 в центральной части корпуса 1 и расположение башни 19 в центральной части платформы позволяет полностью поместить ЗРПК под корпус автобуса с полной модификацией при сохранении места в салоне автобуса. Смещение ЗРПК в заднюю часть невозможно из-за наличия в ней ракетного двигателя.
Использование оружия направленной энергии 22, встроенного в башню 19, позволяет избежать во время стрельбы негативного механического воздействия на основную радиолокационную станцию, также встроенную в башню, как это может произойти в случае использования огнестрельного и ракетного оружия.
Фронтальная или тыльная сторона каждой пусковой ракетной установки не должна выходить за пределы касательной к башне, перпендикулярной указанной установке, как показано на фиг. 6. Это позволяет ракетным пусковым установкам в горизонтальном положении располагаться перпендикулярно друг относительно друга.
Движение первой ракетной пусковой установки 20, второй ракетной пусковой установки 21, оружия направленной энергии 22 и зенитных пулеметов 27 корректируется при помощи механизма синхронизации (на фиг. не показан).
Конструкция ЗРПК не предполагает выстрел одного оружия по другому, однако при отсутствии механизма синхронизации возможны их столкновения между собой, что может мешать проведению боевых действий. Кроме того, если при ручном управлении систематически сталкивать оружия друг с другом, со временем это может повлечь за собой износ узлов крепления и других элементов ЗРПК. В связи с этим наличие механизма синхронизации было бы крайне желательным.
Как показано на фигурах 6, 7 и 8, основные принципы работы данного механизма заключаются в том, чтобы:
- не допустить столкновения и трения элементов ЗРПК между собой,
- во избежание столкновений поражающих элементов (пуль, ракет) не допустить пересечения линий огня разных оружий на близком расстоянии (при этом допустимо пересечение линий огня за целью),
- обеспечить возможность установки приоритетного оружия. При установке приоритетного оружия соседние оружия будут автоматически уступать ему место и положение (то есть смещаться и менять направление линии огня).
Механизм синхронизации может быть механическим, электронным и электронно-механическим.
В механическом варианте к основанию каждого оружия ЗРПК прикреплены планки, которые могут упираться либо в основание других оружий, либо в элемент, характеризующий расположение другого оружия. Таким образом планки препятствуют повороту какого-либо оружия в зависимости от его взаимного расположения по отношению к другим.
В электронном варианте расположение оружий регулируется благодаря датчикам движения/расположения. Данный вариант является более точным, но менее стабильным, поскольку зависит от работы электроники.
В электронно-механическом расположение оружий регулируется как за счет конструкции планок, так и за счет датчиков движения. Данный вариант является наиболее точным и надежным. Его устанавливают на полную модификацию автобуса.
При отключении механизма синхронизации оружие направленной энергии рекомендуется нацеливать с помощью вращения платформы 18, пусковые ракетные установки можно нацеливать с помощью вращения платформы и их самих относительно платформы. Если установить пусковые ракетные установки вертикально, оружие направленной энергии можно вращать в ручном режиме посредством вращения платформы 18, башни 19 и встроенного в нее подъемно-поворотного механизма для вышеуказанного оружия. Таким образом, ЗРПК вполне можно использовать и без механизма синхронизации, однако стоит учесть, что с его наличием время реакции ЗРПК увеличивается в 2 раза, а также исключается ряд вышеописанных проблем.
Наличие нескольких средств поворота для одного и того же оружия и, соответственно, большого количества степеней свободы движения также позволяет сократить время реакции ЗРПК и, кроме того, делает возможным управление оружием в случае поломки отдельных узлов крепления и других элементов ЗРПК.
Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что при максимально компактной компоновке автобуса и его многофункциональности каждый узел и элемент, включая ЗРПК и другие оружия, радиолокационную систему, движители, крылья и двигатели, эффективно выполняет свои функции, не препятствуя работе других узлов и элементов и не оказывая на них негативного механического воздействия. Кроме того, автобус сконструирован таким образом, чтобы функции каждого узла и элемента могли выполнять резервные или дополнительные узлы и элементы - например, движение в воде может осуществляться за счет гусеничных, водометных движителей и/или ракетного двигателя, а управление оружием ЗРПК можно осуществлять также несколькими способами и посредством нескольких механизмов.
Несмотря на относительно высокую себестоимость сборки данного автобуса, обусловленную в первую очередь дороговизной ракетных и реактивно-воздушных двигателей, тем не менее имеются все средства для реализации предложенной группы изобретений.
Обе модификации автобуса предназначены для длительных перевозок пассажиров и груза во время военных действий и прочих экстремальных условий. Их можно использовать как для военных действий, так и для всевозможных экспедиций.
1. Многофункциональный автобус, содержащий бронированный корпус, представляющий собой разборную конструкцию, состоящую из панелей, скрепленных с опорными элементами и между собой, и размещенные в нем бронированную боковую дверь, защитное лобовое стекло, защитные боковые окна, кузов и расположенные под ним основной двигатель, трансмиссию и основные движители, отличающийся тем, что корпус имеет обтекаемую поверхность с вытянутой фронтальной частью и высотой, меньшей нежели его ширина, в задней его части расположен грузовой люк, основные движители представляют собой гусеничные движители, в задней части корпуса под кузовом размещены воздушно-реактивные двигатели, ниже которых на дне корпуса ближе к гусеничным движителям, нежели к средней линии днища корпуса, расположены выдвижные водометные движители, ниже уровня защитных боковых окон размещены выдвижные крылья, в передней части корпуса выше уровня выдвижных крыльев размещены выдвижные реактивные гранатометы, ниже уровня выдвижных крыльев в средней части корпуса размещены боковые выдвижные ракетные пусковые установки, а в задней части корпуса - нижние выдвижные пулеметы, в средней части крыши корпуса размещена главная часть зенитного ракетно-пушечного комплекса, состоящая из платформы, выполненной с возможностью вращения вокруг своей оси, размещенной в ее центре башни со встроенными основной радиолокационной станцией, включающей радар и оптико-электронную систему наведения, оружием направленной энергии и первым подъемно-поворотным механизмом, к которому подсоединено вышеуказанное оружие, размещенными на ней первой ракетной пусковой установкой и второй ракетной пусковой установкой, закрепленными на втором подъемно-поворотном механизме и расположенными по обе стороны от башни таким образом, чтобы фронтальная или тыльная сторона каждой установки не выходила за пределы касательной к башне, перпендикулярной указанной установке, сверху в передней части корпуса расположена дополнительная радиолокационная станция, сверху в задней части корпуса расположены зенитные выдвижные пулеметы, которые вместе с главной частью зенитного ракетно-пушечного комплекса составляют зе